Системная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения по профилактике профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
консультация по коррекционной педагогике

Бабиева Лейла Гивиевна

В статье рассматриваются вопросы готовности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольной организации и путях профилактики эмоционального выгорания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.08

Системная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения по профилактике профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cd85a1115bcfe19b96ac6968537c1a2d-l&n=13Л.Г.Бабиева

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы готовности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольной организации и путях профилактики эмоционального выгорания.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, эмоциональное истощение, психологическое выгорание, психологическая профилактика.

System work of psychological service of preschool educational institution on prevention of professional burnout of the teachers working with children having limited opportunities of health.

L.G.Babieva

Abstract: the article deals with the issues of readiness of teachers to work with children with disabilities in the conditions of preschool organization and ways of prevention of emotional burnout.

Key words: health-saving technologies, emotional exhaustion, psychological burnout, psychological prevention.

В настоящее время  педагоги образовательных учреждений  находятся под влиянием постоянных изменений: внедряются образовательные и профессиональные стандарты, особые требования предъявляются  к качеству образовательных услуг и компетентности педагогических кадров.  Внедрение интерактивных методов в обучении и воспитании, увеличение объема заполняемой документации, участие в конкурсах и другие сопутствующие факторы ставят современного педагога в  условия, усугубляющие их и без того напряженную деятельность.

При обсуждении актуальных задач, стоящих перед образовательными учреждениями,  вопросы охраны и укрепления здоровья педагогов, до последнего времени, часто, отходили на второй план или вообще не затрагивались. хотя  исследования по проблеме профессионального выгорания начались ещё в 70-х годах XX века.  Именно тогда, психологи и медики, исследуя факты вспыльчивости, раздражительности и низкой эффективности работников  Американской службы психологической и социальной поддержки населения открыли явление, названное впоследствии американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом термином «выгорание.

Но в последние годы внимание к здоровью педагогов возросло.  В национальной доктрине и в Федеральной программе развития образования проблема профессионального здоровья педагогов по степени значимости,  рассматривается в контексте общей концепции охраны здоровья нации.

Эмоционально-психическое благополучие и проблема профилактики профессионального выгорания является основой эффективной работы современных образовательных учреждений.

Следует отметить, что  исследования по проблеме профессионального выгорания начались ещё в 70-х годах XX века.  Именно тогда, психологи и медики, исследуя факты вспыльчивости, раздражительности и низкой эффективности работников  Американской службы психологической и социальной поддержки населения открыли явление, названное впоследствии американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом термином «выгорание». [1, с.4]

Вопросы  снижения  риска формирования синдрома «эмоционального выгорания» и появления кризиса профессии в целом очень актуальны. Активно обсуждаются эффективные психологические технологии, которые направлены на сохранение эмоционального здоровья педагогов, в том числе  дошкольного образования, изыскиваются механизмы активного воздействия на эту ситуацию.

 Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  компенсирующего   вида “Детский сад ”Солнышко” функционирует с 2015 года, когда возник острый социальный запрос на предоставление детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) специальных условий для обучения, воспитания, развития и социализации. В образовательном учреждении воспитываются дети с различными заболеваниями: опорно-двигательного аппарата ( в том числе детским церебральным параличем), с интеллектуальными нарушениями, расстройствами поведения в т.ч аутистического спектра,  врожденными аномалиями, со сложной структурой дефекта.

Как  показывают исследования у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ  нарастающее  психоэмоциональное напряжение,  эмоциональное истощение, усталость и обостренная нервозность приводят к необратимым изменениям в соматическом здоровье.   Все эти факторы приводят к негативному оцениванию себя, подавленности, возникновению конфликтов с окружающими, деформацию взаимоотношений с другими людьми.

Стоит ли говорить о том, что наиболее  ярко перечисленные признаки эмоционального выгорания проявляются у специалистов, взаимодействующих с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Психические перегрузки, высокая ответственность за воспитанников, самоотверженная помощь являются  ежедневными стрессогенными факторами, а вопрос социальной несправедливости т.е. дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением только усугубляет ситуацию.      

Так же одной из причин эмоционального выгорания педагогов можно назвать особенности  во взаимодействии с родителями воспитанников. Родители дошкольников  с ОВЗ, зачастую, еще не адаптированы к дефекту развития детей и переживают тяжелое стрессовое состояние, которое может характеризоваться как: растерянность, негативизм, гиперопека и связанные с этим повышенные требования к персоналу дошкольного учреждения,  чувство беспомощность и безвыходности.  

Умение взаимодействовать с разными типами родителей дает сбои даже у опытных педагогов. Ведь в работе с родителями необходимо учитывать что,  одни родители склонны выдвигать нереальные требования к своему ребенку, не понимая его реальных возможностей, тогда как другие, напротив, пассивны и смирились с  отсутствием выхода из создавшегося положения. Они считают, что педагоги не должны  предъявлять к их ребенку завышенные требования.    Некоторые отрицают  особенности развития своих детей и воинственно противопоставляют себя социальной среде, не соглашаясь с общественным мнением.  

При взаимодействии с родителями педагог всегда учитывает эмоциональное состояние и определенные жизненные ситуации. Например, многие родители склонны связывать собственную профессиональную неуспешность, с наличием у ребенка заболевания, часто можно столкнуться с ситуацией, когда  рушатся семьи и надежды на обретение личного счастья.

Все вышеперечисленное, без сомнения, оказывает серьезное влияние на профессиональную деятельность и личность педагогов, а осторожность и напряженность во взаимоотношениях с родителями приводит к появлению эмоциональных проблем, а в дальнейшем и к синдрому профессионального выгорания.

В нашем дошкольном учреждении озабоченность вопросами профилактики эмоционального выгорания проявилась в осознании важности этой работы, в привлечении в процесс преодоления негативных факторов специалистов психологической службы учреждения, в выработке нового формата практической работы в данном направлении.

Выстраивая работу психологической службы по профилактике выгорания педагогов в образовательном учреждении, мы исходили их общепринятых «классических» направлений работы психолога в области профилактики эмоционального выгорания.  Таких как: диагностика, просвещение, коррекция, консультирование, профилактика.

В ходе анкетирования  выяснилось, что  многие педагоги  отмечают у себя наличие таких психических состояний как  подавленность, апатия,  хроническая усталость. Были сделаны выводы, подтверждающие общенаучные  положения о влиянии на педагогический персонал детского сада  внешних и внутренних факторов.[ 2, с.249,252]

 К внешним факторам, была отнесена специфика профессиональной педагогической деятельности, характеризующаяся высокой эмоциональной перегруженностью. А диагностика внутренних факторов выявила     постоянную ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, чувство сострадания и  сочувствия.

   Был проведен мониторинг психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Так как в  женских  коллективах, часто возникают   конфликтные ситуации  (по горизонтали и вертикали), это  необходимо было учитывать в анализе текущей ситуации.

Было выявлено отрицательное влияние на педагогов дефицита времени. Желание всё сделать безукоризненно и недостаток времени несовместимы. Это приводит не только к эмоциональной, но и к физической перегрузке и, как правило, к появлению психосоматических заболеваний.

Просвещение педагогов  состояло в  информировании о том, что такая проблема существует, в ознакомлении с понятиями стресс, фрустрация, эмоциональное выгорание. Был оформлен тематический стенд в методическом уголке, заслушаны доклады на педсоветах и заседаниях методического совета.

Коррекционное направление работы психологической службы реализовывалось в оказании психологической поддержки. Прежде всего, были разъяснены индивидуальные результаты диагностики. Затем с целью обучения педагогов выявлению признаков стресса и его последствий у себя и своих коллег были организованы семинары-практикумы, серия тематических деловых игр, практические занятия с элементами тренинга.

 Педагогов обучали  контролю над собственным поведением в ситуации стресса,  методам саморегуляции и эффективной самопомощи.

Особое внимание уделялось  «возрастным» педагогам с большим стажем, у которых заметно снизился энтузиазм в работе и в силу возраста интенсивнее нарастает усталость.

Самым  долговременным этапом системной деятельности психологической службы является  этап профилактический. Поэтому возникла потребность в создании  Программы по профилактике эмоционального выгорания у педагогов ГБДОУ «Детский сад «Солнышко»».  В последние годы, в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты   подобные Программы разрабатываются и реализуются во многих образовательных учреждениях и в разных регионах страны. Они имеют разную направленность и, как правило, разрабатываются с учетом всех категорий лиц участвующих  в образовательном процессе. В  нашу Программу  были включены мероприятия по   укреплению физического здоровья, по профилактике конфликтных ситуаций в образовательной среде, по усилению компетентности и профессионализму педагогов в вопросах здоровьесбережения, по организации рабочего места педагога (учитывающие общее санитарное состояние рабочего пространства и эстетическую составляющую).  Были предприняты шаги, совместно с администрацией учреждения по  строгой определенности должностных инструкций и обязанностей, по оказанию социальной поддержки и защите интересов сотрудников, по функционированию отлаженной системы охраны труда и защите интересов сотрудников, оказанию им социальной поддержки.

Изменения в процессе реализации Программы  коснулись всех сфер жизни образовательного учреждения. В частности, было отмечено, что более благоприятными стали условия труда  и отдыха педагогов. Предпринятые шаги привели к  формированию корпоративной культуры, а  созданные уголки  психологической разгрузки стали местом умиротворении и саморегуляции.

Существующая конструктивная и «прозрачная» система поощрений и наказаний,  профессиональная и административная поддержка, а так же доступность администрации для диалога, без сомнения, способствовала быстрому разрешению проблемных и конфликтных ситуаций, а не перерастанию их в эмоционально заряженный    клубок. Программа была составлена с учетом  корректировки  в случае необходимости.

Литература:

1) Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005.336 с.

2) Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. 362 с.  

3) Агавелян, P.O. Социально-перцептивные процессы личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности : Дисс...д-ра психол. наук / Р.О. Агавелян. Новосибирск, 2000.168 с.

4) Бабиева Л.Г. Здоровьесберегающие технологии как направление деятельности школьного психолого – медико - педагогического консилиума. Материалы IV международной заочной научно-практической конференции «Образование, охрана труда и здоровье», Владикавказ,2014.с. 23-27

5) Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении [Текст] / В.В.Бойко. – СПб, 2009. 278 с.

6) Клюева О. Как повысить стрессоустойчивость педагогов? / О. Клюева// Справочник руководителя дошкольного учреждения.-2015. - №6. [Электронный ресурс] Доступ из системы «Актион МЦФЭР»

7) Резванова И. Как распознать эмоциональное выгорание? / И. Резванова// Справочник руководителя дошкольного учреждения.-2016.- №2. [Электронный ресурс] Доступ из системы «Актион МЦФЭР»

Бабиева Лейла Гивиевна, врио директора Государственного  бюджетного дошкольного образовательного учреждения  компенсирующего   вида “Детский сад ”Солнышко”, кандидат педагогических наук,

 тел: 8-963-179-93-33, 8 (8672) 74-18-73

Babieva Leyla Givievna, acting director of The state budget preschool educational institution of compensating type "Kindergarten" Sun”, candidate of pedagogical Sciences,      

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Презентация педагога-психолога ДОУ на тему: "Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья "...

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Презентация педагога-психолога ДОУ на тему: "Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья "...

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования»

Данный тренинг направлен на профилактику психологического здоровья педагогов, осуществляющих обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие способности к саморегуля...

рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья....

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье дается описание экспериментального исследования, целью которого стало определение выраженности эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных ...

«Системный подход к работе учителя-дефектолога и педагогами ДОУ с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья, на основе развивающих игр В.В. Воскобовича».

Проект     По теме: «Системный подход к работе учителя-дефектолога и педагогами ДОУ  с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья, на основе развивающих игр В.В....

Эффективная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения как условие психологической стабильности детей, сотрудников и родителей

В статье освещены практические методы работы психологической службы дошкольного образовательного учреждения со всеми участниками образо-вательного процесса от периода раннего детства до предшкольного ...