Консультация для родителей Психологические особенности детей с ФРЗ (функциональными расстройствами зрения)
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Бизина Елена Валентиновна

Как подготовить ребенка-дошкольника с ФРЗ к успешному обучению в школе? Более всего, конечно, эта тема волнует родителей наших выпускников, будущих первоклассников. Главная тревога для них - готов ли ребенок к обучению, какие трудности ожидают его на школьном пути?

По нашим наблюдениям, большинство детей хотят учиться, и очень важно родителям поддержать этот интерес, желание узнавать новое, и не дать возможным трудностям погасить мотивацию ребенка к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В этой статье мы хотим обсудить с вами вопросы, связанные с подготовкой к школе. Более всего, конечно, эта тема волнует родителей наших выпускников, будущих первоклассников. Главная тревога для них - готов ли ребенок к обучению, какие трудности ожидают его на школьном пути?

По нашим наблюдениям, большинство детей хотят учиться, и очень важно родителям поддержать этот интерес, желание узнавать новое, и не дать возможным трудностям погасить мотивацию ребенка к обучению.

 Рассмотрим же подробнее, какие психологические особенности детей с ФРЗ (функциональными расстройствами зрения) могут оказать влияние на успешность их обучения в школе. И, конечно, познакомим вас с рекомендациями, которые помогут избежать ошибок.

 Тифлопедагоги предупреждают: по зрительному диагнозу можно предположить, с какими трудностями могут столкнуться дети при  обучении

- при близорукости дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а так же то, что написано на классной доске. Интенсивная зрительная нагрузка на близком расстоянии не должна превышать 15-20 минут.

- при дальнозоркости напряженная зрительная работа может вызывать головную боль, возможны головокружения, при высокой степени дальнозоркости ребенок плохо видит и вдали.

- при амблиопии и косоглазии трудно соотносить формы объемных предметов, выделить размер объекта, различать цвета сине-фиолетовых тонов.

- при астигматизме так же возможно зрительное утомление, головные боли, трудности в  определении расстояний между предметами,  различении цветов красно-оранжевого спектра, ребенок видит двойной контур предметов как вблизи, так и вдали.

- при пигментной дегенерации сетчатки, атрофии зрительного нерва наблюдается снижение скорости восприятия;

- при катарактах зрительное восприятие осуществляется более эффективно вдали от источника света;

- при глаукоме качество восприятия зависит в значительной степени от близости естественного или искусственного источника света;

- при скотомах имеет место частичное выпадение поля зрения на различных участках;

- при косоглазии затрудняется динамичность восприятия.

Современной тифлологией  доказано:

  • при нарушении зрения снижается эмоциональное воздействие объектов, что может ослаблять интерес и поисковую активность детей
  •  снижается и двигательная активность
  • страдает так же  способность сформировать полноценный образ  в представлении
  • уровень формирования речи значительно ниже нормы по всем показателям
  • все это влияет на развитие мыслительных операций, требуется больше времени для формирования соответствующих умений и навыков.

  Все большее количество детей кроме нарушений зрения имеют сопутствующие отклонения в деятельности центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, других органов. Отсюда возможны следующие трудности:

  • повышенная эмоциональная ранимость, напряженность, неуверенность, скованность и нерешительность
  • снижена способность к пониманию эмоций партнера по общению и адекватному самовыражению
  • эмоциональная отгороженность
  • поведению недостает гибкости,  слабо развито воображение, в общении редко используются жесты, мимика.
  • слабый познавательный интерес, пассивность, большое количество отрицательных эмоций, низкая способность к саморегуляции у таких детей.

В то же время понятно, что  дети значительно отличаются как по степени нарушений зрения, так и по общим способностям. И у многих детей компенсаторные механизмы со временем так или иначе нивелируют отрицательное влияние ФРЗ. Но все же многое зависит от той среды, в которой растет и развивается ваш малыш,  учитывают ли  взрослые те трудности зрительного восприятия окружающего мира, с которыми он сталкивается.

Как же помочь ребенку и минимизировать риски осложнений в школьной жизни?

Вот некоторые рекомендации для взрослых, которые занимаются обучением и воспитанием ребенка с ФРЗ:

- Обязательно выполнять назначения врача-офтальмолога, использовать в жизнедеятельности оптическую коррекцию (в соответствии с назначением врача-офтальмолога), максимально повышающую функциональные возможности нарушенного зрения;

- Поддерживать и повышать эмоциональный тонус, бодрость, эмоциональное благополучие ребенка;

- Поддерживать и развивать активность, самостоятельность, инициативность; развивать чувство нового, познавательные интересы и любознательность: посещать новые места, театры, музеи, экскурсии, участвовать в непривычных видах деятельности;

 - Разнообразить впечатления, избегая перенасыщения;

- Помочь накопить позитивный опыт в общении со сверстниками и взрослыми, в преодолении трудностей во взаимодействии;

- Стимулировать двигательную активность, обеспечивая при этом   накопление опыта уверенного, безбоязненного передвижения в пространстве.

- Использовать разные виды деятельности: игровую, продуктивную, познавательную, трудовую, двигательную, с предметами.

- Создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания;

 - Стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, учитывать возможности ребенка, не допуская  ощущения своей несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, при взаимодействии находиться на уровне глаз ребенка, стараться минимально ограничивать его свободу, поощрение и поддержку использовать чаще, чем порицание и запрещение.

Следуя этим рекомендациям, вы сможете помочь вашему ребенку лучше подготовиться к переходу из детского сада в школу, и, в дальнейшем, быть успешным в школьной жизни.

Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологические особенности детей 5-6 лет"

Это консультация для родителей,в которой подробно описываются психические особенности детей 5-6 лет....

Консультация для родителей. "Психологические особенности детей 6-7 лет"

Данный материал предназначен для родителей детей подготовитетельной к школе группе (6-7 лет.)...

Консультация для родителей - Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.

Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...

Консультация для родителей "Психологические особенности детей 4-5 лет".

Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...

Консультация для родителей "Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста"

Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.Вашим детям уже исполнилось 4 года. Вы относитесь к ребенку как взрослому или для  вас он еще маленький? Давайте вместе разберемся ...

Консультация для родителей «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста»

Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...