Консультирование детей в ситуации потери/утраты.
консультация по коррекционной педагогике

Эрлер Екатерина Евгеньевна

При работе с детьми особое внимание стоит уделять развитию способности видеть одно и то же явление под разными углами зрения. Эффективно использовать конструктивные метафоры из жизненного опыта, художественных произведений и так далее. Достаточно действенным средством в осознании ребенком собственных чувств служат сказки притчи. Их использовании помогает ребенку легче осмыслить и принять сам факт утраты как необратимого явления.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_govorit_detyam_o_smerti.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультирование детей в ситуации потери/утраты.

Горе является экстремальным событием в жизни человека, оно не может быть ежедневным.

У человека могут наблюдаться страх смерти или страх болезни, от которой умер близкий человек. Эти формы выполняют функции защитного реагирования от разрушающего действия горя.

При работе с детьми особое внимание стоит уделять развитию способности видеть одно и то же явление под разными углами зрения. Эффективно использовать конструктивные метафоры из жизненного опыта, художественных произведений и так далее. Достаточно действенным средством в осознании ребенком собственных чувств служат сказки притчи. Их использовании помогает ребенку легче осмыслить и принять сам факт утраты как необратимого явления.

На что следует обращать особое внимание при работе с детьми в ситуации потери/горя:

1.Прежде всего надо признать (принять, осознать) факт утраты. Для этого, как минимум, надо говорить о факте утраты, о том, что и как это было.

2.Необходимо тактично и осторожно объяснить ребенку значение случившегося, искренне ответить на вопросы, которые у него возникнут (иначе богатое детское воображение может создать мучительные для него образы). На ритуалах, связанных со смертью (похороны, панихида), ребенку желательно присутствовать.

3.Важно дать ребенку возможность выплакать душевное горе, выразить свою скорбь. Ни в коем случае нельзя запрещать ему плакать.

4.Важно, вместо утешения, дать ребенку почувствовать, что оно не один, что его боль понимают, что жно защищен и находится в безопасности.

5.Надо стремиться в общении с горюющим к тому, чтобы он увидел предмет своей тоски и гнева во всем многообразии его качеств – положительных и отрицательных, чтобы был баланс в этих оценках по отношению к потерянному человеку.

6.Решая задачи горюющего человека, психолог может (должен) оказать профессиональную помощь в обучении способам организации жизни, в которой уже нет близкого человека.

Детское мышление:

  • Дети мыслят конкретно и с трудом понимают абстракции. Буквальное понимание всего ребенком может привести к пугающе неправильному толкованию слов взрослых («Смерть похожа на сон» - испуганный ребенок может потом бояться ложиться спать из-за страха умереть).
  •  Они мыслят эмоционально. Стараясь понять сложные мысли, они часто полагаются на эмоциональный настрой участника. Их понимание смерти во многом зависит от тона, которым им преподносят эту информацию.
  • Они верят, что если будут хорошими, то и мир будет хорош, а если они будут плохими, то и мир будет плох. Поэтому, когда случается несчастье, они считают, что это их вина – как следствие расшатывается вера ребенка в надежность мира.

Как можно сообщить о самом факте смерти:

1.В простых, ясных, конкретных выражениях (Смерть –это смерть, это не «уход к ангелам»)

Например: «Твоя мама (папа и т.д.) плохо себя чувствовала. Она настолько плохо себя чувствовала, что умерла.

2.Не говорить ребенку слишком много сразу. Самое главное. После чего обязательно выслушать, что скажет он сам. Спросить, понял ли он. Спросить, если у него вопросы. Сказать, что если у него есть вопросы сейчас, или появятся позже – пусть задает их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В ОБЛАСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Песочная терапия в настоящее время используются во всем мире в области консультирования детей и взрослых. Почему именно песок, спросите вы? Песок является природным материалом, с древних времён исполь...

Дети в "ситуации письменной речи"

Развитие творческой самостоятельности, развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей с активным участием родителей....

Речевое поведение иноязычных детей в ситуации дефицита языковых средств

Цель нашей работы - выяснение особенностей поведения ребенка-инофона дошкольного возраста при общении на начальных этапах освоения русского языка как второго, который он постигает в условиях естествен...

Таблица для заполнения "Взаимоотношение родителей и детей в ситуации утреннего и вечернего приема"

Взаимоотношение родителей и детей в ситуации утреннего приёма детей в группуВзаимоотношение родителей и детей в ситуации вечернего прощание детей с группой...

Библиографический список произведений художественной литературы для детей содержащий ситуации морального выбора у детей старшего дошкольного возраста.

Библиографический список произведений художественной литературы для детей содержащий ситуации морального выбора у детей старшего дошкольного возраста.В нем вы найдете :рассказы,стихотворения,литератур...