Этапы развития речи ребенка
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике

Балакирева Елена Владимировна

В разработке описаны особенности развития и становления речи детей от рождения до 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etapy_razvitiya_rechi_rebenka.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы развития речи ребёнка

Ранний возраст (от  рождения до  двух  лет)

Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредоточивает свое внимание на источнике звука, на лице говорящего); развивается понимание речи; в процессе гуления,   лепета происходит интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребенком и взрослым строится в     основном   на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов — и с помощью речи.

       Для двухлетнего ребенка   является   вполне   закономерным несовершенство произносительной стороны   речи:   неправильное произношение большинства звуков родного  языка, смягчение отдельных согласных,  нечеткое произношение слов с пропуском   некоторых звуков,  неумение точно сохранять  слоговую структуру   слова (особенно   в многосложных словах). У некоторых детей как индивидуальная особенность речи отмечаются слабый, тихий голос, невнятное произнесение простых  в звуковом отношении слов   (согласный плюс гласный).

       К концу второго года речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако еще далека от совершенства. Для нее характерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов  (бай-бай вместо спать); использование лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми ребенок действует постоянно; отсутствие  правильных грамматических связей между словами; нечеткое произношение отдельных слов; отсутствие многих звуков.

Младший дошкольный возраст (от двух до четырёх лет)

К трем годам остаются еще некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Одни дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме [р]  и   шипящих. У других детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи (например, замена шипящих и твёрдых свистящих звуков звуками [ть], [дь];   неправильное формирование отдельных звуков межзубное или   призубное произнесение звуков [с], [з],  нечёткая речь с неправильным произношением большого количества звуков или отсутствие речи).    

         Одновременно с развитием речи развиваются  мышление, память, воображение ребёнка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

       В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактом для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет и артикуляционный аппарат.    

      На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников.

        Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.          Инициатива в общении всё чаще исходит от ребёнка

Средний дошкольный возраст (от четырёх до пяти лет)

К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произноситель-ной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Они начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер. 

Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут строить высказывания из 10 и более слов) часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок.

Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в слогах.

Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)

К концу шестого года ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня.

        Он правильно произносит все звуки родного языка, отчётливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для своего общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. Его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.

Подготовительный к школе возраст (от шести до семи лет)

К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы. Он свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности.   

Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

Процесс овладения речью не заканчивается для ребенка в дошкольном возрасте. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы развития речи ребенка

В статье рассмариваются этапы развития речи от рождения до 8 лет...

Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Специалисты дома ребенка на протяжении многих лет занимаются проблемой речевого развития детей с ОВЗ. За эти годы несомненно накопился определенный опыт, который может прояснить некоторые моменты и ос...

Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В доме ребенка специалисты: логопеды, дефектологи и воспитатели на протяжении многих лет занимаются проблемой речевого развития детей с ОВЗ. За эти годы несомненно накопился определенный опыт, который...

Этапы развития речи ребенка третий год жизни

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКАТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ...

этапы развития речи ребенка.

Этапы развития речи ребенка раннего и дошкольного возраста  ....

Консультация для родителей. "Этапы развития речи ребенка"

Консультация для родителей. "Этапы развития речи ребенка"...