Семинар - практикум «Инновационные методы и приёмы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Кончакова Татьяна Михайловна

Систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Инновационные методы и приёмы

по формированию лексико-грамматических категорий

 у детей с ТНР»

Цель: систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития.

Теоретическая часть

1.Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников в норме и патологии.

2. Знакомство с новыми технологиями по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР: синквейн, мнемотехника, интеллектуальные карты.

3. Практическая часть.

1.Формирование лексико-грамматического строя речи

у дошкольников в норме и патологии.

        Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому так важно начать формировать речь своевременно, а заметив отставание в речевом развитии, вовремя начать его коррекцию.

 Максимально сензитивный период развития речи – дошкольное детство. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то логопед может спросить, как назвать его по-другому (папа, мужчина). Логопед, воспитатель, взрослый требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет, работу можно построить по определенному плану.

После того как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое знание слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения.  

Для формирования правильной речи большое значение имеет грамматика. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает  речь организованной и понятной для окружающих.

Известно, что грамматический строй это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы.

Морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения и грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Сегодня в исследованиях разных авторов (М.М.Кольцовой, А.Р.Лурия, А.Н.Гвоздева, В.В.Гербовой, Е.И.Тихеевой и т.д.) достаточно полно представлен анализ особенностей овладения лексическими компонентами речевого высказывания у детей дошкольного возраста. Если в норме ребенок научается изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения. В словаре детей к трем с половиной годам представлены все части речи и грамматические формы, отображающие изолированные предметы, действия, качества и сложные отношения между ними. К пяти годам ребенок в условиях нормального речевого развития практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса. Он правильно строит не только простые, но и многие конструкции сложных предложений. Однако у детей с ТНР к началу школьного возраста уровень сформированности лексико-грамматических средств языка отстаёт от нормы.  

 Учитывая принципы современной концепции дошкольного образования (использование личностно ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей и стремлений), возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи.

2. Знакомство с новыми технологиями по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР.

В связи с этим мы предлагаем ознакомиться с новыми игровыми  методами и приемами по преодолению и профилактике нарушений процесса формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников. Мы считаем, что их можно использовать не только в работе с детьми с ОНР, но и в работе с детьми физиологических групп.  

 Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов.

 Формирование речи осуществляется в определенной последовательности с учетом особенностей мышления: от конкретных значений к более абстрактным; от простых структур к более сложным. Следование этим принципам обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов. Одним из таких методов является  хорошо вам известный:

  • Игровой метод «Дидактическая игра»

Дидактические игры помогают решить широкий спектр образовательно-воспитательных задач, способствуют разнообразию учебной деятельности, повышению результативности в усвоении грамматических категорий.

«Один-много», «Скажи, чего нет», «Скажи со словом «много», «1, 2, …, 5», «Полное лукошко», «В гостях у белочки», «Украсим елку к празднику», «Подбери признак». При формировании грамматической категории словообразования проходит обучение подбору родственных слов.

а) Дается понятие «родственные слова». На занятии работаем с одним гнездом слов, подбор осуществляется с помощью грамматических вопросов, по образцу, предложенных приставок и суффиксов, смысловых вопросов. «Цепочка родственных слов», «Найди лишнее», «Дружат – не дружат»

б) Дидактические игры: «Ромашка», «Закончи предложение» помогают обучить образованию приставочных глаголов.

  • Словесный метод «Синквейн».

Одним из эффективных методов развития ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводиться как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна:

1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

5-я строка – слова, связанные в первым, отражающие сущность темы.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

  • Метод ассоциативных связей, или «Образ слов»

Последовательность работы при создании образа слова с применением метода ассоциативных связей может быть следующая:

1.Каждое слово имеет вполне определенное звуковое наполнение, разное написание, смысл и разное употребление. Начинается исследование слова с анализа его звукового состава. Разбиваем слово на звуки (слоги). Если не удалось на какой-то звук подобрать слово, этот факт тоже анализируется, чтобы ребенок при написании не пропустил соответствующую букву.

  • 2.К каждому звуку или слогу подбираем слова, ассоциативно связанные с представлением о слове. Наиболее эффективна групповая или подгрупповая формы работы. Не все дети одинаково быстро начнут работать и подбирать слова не просто на заданные звуки, слоги, но и ассоциативно связанные с исходным словом. При такой форме работы интересно то, что все равно несколько детей начнут предлагать удачные варианты слов, а вполне возможно, что ребенок за всю игру предложит всего одно слово, которое хорошо вписалось в общий ассоциативный ряд. И это педагогу нужно отметить. В работе важен общий позитивный настрой. Полного бездействия не будет. У некоторых детей, конечно, будет затруднена актуализация слов, но большинство  активно включаются в творческий процесс. Ассоциации должны идти сплошным потоком, удачные и не удачные, педагог выбирает наиболее подходящие слова. То есть работа идет быстро, фиксируются все «выплывшие» слова, проводится их анализ, и выбираются те из них, которые раскрывают понимание этого слова.
  • 3. Общий смысл выражения и создает образ слова.

Рабочую цепочку можно представить следующим образом.

Слово —> звуки —> слова —> образ слова.

Например, некоторые индивидуальные образы слов:

ДОРОГА —> дом — разыщут — гости;

Слово-действие к каждому звуку:

ЗИМА —> затрещал  - искрится- морозит - аукает;

Слово-признак к согласному звуку:

ЛЕТО —> лучезарное — теплое;

НОЧЬ —> небо — очень — черное;

  • Инсценирование

 В дошкольных учреждениях на лексико-грамматических занятиях хорошо себя зарекомендовал метод инсценирования. Тему для инсценирования педагог выбирает сам. Обычно она соответствует теме лексико- грамматического занятия. Педагог, являясь режиссером разыгрываемой сцены, сам назначает действующих лиц. Можно выбрать два-три ребенка, а можно и задействовать всю группу, например, проводить игру по кругу.

Наглядные методы  и приёмы

  • Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) –

система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Мнемотехника и моделирование перекликаются между собой, и одновременно дополняют друг друга. В мнемотехнике информация, которая трудно запоминается, переводится в зрительные образы, которые легко запоминаются нашим мозгом, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго. Дидактическим материалом служат:

– Мнемоквадраты — изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. На первых этапах знакомства детей со словом мы используем модель – длинный прямоугольник синего цвета – это слово и тут же схематическое изображение этого слова – мнемокартинку. Это может быть круг, а под ним треугольник – обозначение «живого» предмета.  И т.д.

– Мнемодорожки,  состоящие  из 3–4 символов, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения.

 – Мнемотаблицы,  представляющие  собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

  • «Интеллектуальные карты» от Тони Бьюзена.

 Интеллектуальные карты придумал Тони Бьюзен - психолог, специалист в области самосовершенствования - развития памяти, мышления и т.д.  Интеллектуальные карты могут использоваться для: запоминания, упорядочивания и систематизации информации, планирования деятельности, подготовки к выступлениям, поиска решений в сложной ситуации, рассмотрению различных вариантов решения задач.

 

3. Практическая часть

Педагоги делятся на две команды и выполняют предложенные задания.

Задание № 1

- Уважаемые коллеги, предлагаем вам составить  синквейн. Как образец приведём слово «семинар».

  1. Семинар.
  2. Познавательный, интересный.
  3. Повторять, открывать, учиться.
  4. Нам понравилась Ваша активность.
  5. Семинар – это молодость, учёба и пятёрки.

Хочется продолжить в стихах:

Молодость, учёба и пятёрки.

Педагогам некогда скучать.

Мы всегда стремимся к совершенству,

Опыт свой нам надо передать.

- Мы предлагаем вам создать синквейн к слову «КОНФЕРЕНЦИЯ».

 Задание № 2

Составление интеллектуальных карт «Образование» и «Педагог».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности

дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...

Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности

дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...

Семинар для воспитателей массовых детских садов "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей 4-7лет"

В работе представлена система занятий по формированию лекско-грамматического строя речи,дана характеристика словарного запаса и грамматического строя речи детей в норме,предложена структура,план занят...

Методы и приёмы формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

В данной разработке представлены дидактические  игры м упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи  у детей с ОНР...

Использованию метода синквейн в формировании лексико – грамматической стороны речи у детей c общим недоразвитием речи.

Презентация практических  достиженийпрофессиональной деятельности(личного вклада в развитие образования)...

"Зима. Зимние забавы детей". Занятие по формированию лексико-грамматических связей у детей с ТНР.

Занятие по формированию лексико-грамматических связей для детей с ТНР (старший дошкольный возраст).Цели: Обогащать и активизировать знания детей по теме. Знать и называть зимние забавы. Расширять...