Практический материал по логоритмике. Старшая группа
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Колотилина Ольга Валерьевна

Логоритмика- это активная терапия, построенная на системе физических упражнений ,в основе которой лежит связь между словом(речью),музыкой и движением.

Цель логоритмики- преодоление речевых нарушений путем развития. воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи логоритмики:

-оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторики);

-образовательные (формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений);

-воспитательные (воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность);

-коррекционные (коррекция определенного нарушения в определенном возрасте).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практический материал по логоритмике. Старшая группа

Сентябрь

По теме «Осень. Деревья»:

«Листопад» игра для развития координации речи и движения

Тучи в небе кружатся

Что ни шаг то лужица

День осенний хмурится

Листопад на улице

плавно покачиваются с ноги на ногу

ходьба на месте с высоким подъемом колен

руки на поясе, повороты вправо-влево

кружение на месте

«Поросята» с.4 «Ладушки»

Две свинки

В загоне у фермера жили,

И между собою толстушки дружили.

У каждой росло по четыре ребенка –

Четыре веселых смешных поросенка,

И вместе все восемь любили играть,

Плескаться в воде, кувыркаться, плясать.

А вечер настанет – и к маме бегут,

Лягут в загоне и вместе заснут.

Кулачки сжаты, вверх подняты большие пальцы.

Сделать из пальцев «плетень»

Сложить руки в замочек

Большой палец прижать к ладони, шевелить остальными пальцами.

Выполнять произвольные движения руками.

Большой палец прижать к ладони, шевелить остальными пальцами.

Сделать из пальцев «плетень»

Сложить руки в замочек.

«Заводите хоровод» (физ.минутка)

Заводите хоровод

Вокруг гармошки

Выше ушки

Хлоп в ладошки

Топ-топ, ножки

изображают гармошку

руки к голове, шевелят «ушками»

хлопки

притопы

Октябрь -практический материал по логоритмике

«Дружат в нашей группе» с.22 «Ладушки»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

Пальцы обеих рук соединяются в замок.

Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная  с мизинца

Руки опустить вниз, встряхнуть кистями

«Дождик»

Капля раз, капля два

Очень медленно сперва

А потом – 3 раза

Все бегом – 3 раза

Мы зонты свои раскрыли

От дождя себя укрыли

прыжки на двух ногах

два раза на одной ноге

бег на месте

руки развести в стороны вверх

руки полукругом над головой

«Качели»

Все лето качели

Качались и пели

И мы на качелях

К небу летели

Настали осенние дни

Качели остались одни

Лежат на качелях

Два желтых листа

И ветер качает  -

Качели слегка.

«пружинка», руки раскачиваются вперед-назад

встали на носочки, руки вверх

голова мягко опускается вниз

кисти рук опускаются на плечи

туловище раскачивается вправо-влево

«Деревья»

Мы у нашего крыльца

Посадили деревца

Землю притоптали

Водичкой поливали

Привязали к колышку

Пусть растет до солнышка

копают

 

притопы

наклон вперед

присели

скользящие хлопки и пружинка

«Заводите хоровод» (физ.минутка)

Заводите хоровод

Вокруг гармошки

Выше ушки

Хлоп в ладошки

Топ-топ, ножки

изображают гармошку

руки к голове, шевелят «ушками»)

хлопки

притопы

По теме «Игрушки»:

«Ай-люли»

Ай – люли, ай – люли – (шагают на месте)

В гости к детям пришли

Веселые матрешки – (выставление ног на пятку)

Красные сапожки.

Матрешки-красавицы – («пружинка» с поворотом вправо и влево)

Детям очень нравятся.

Вот петрушка на коне – (прыжки)

Расписном скакуне

Друг за другом мы пошли – (шагают на месте)

Хоровод завели.

По теме «Человек и его тело»:

«Разминка»

Мы топаем ногами топ-топ-топ

Мы хлопаем руками хлоп-хлоп-хлоп

Качаем головой, мы  руки поднимаем,

Мы руки опускаем, мы руки разведем

И побежим кругом.

По теме «Предметы гигиены»:

«Мою руки»

Мыло бывает разным-преразным – (намыливают руки)

Синим, зеленым, оранжевым, красным – ( поочередно соединяют подушечки пальцев)

Но не пойму, отчего же вода – ( приподнимают плечи, разводят руки)

Черной-пречерной бывает всегда? – (наклоняют голову вперед, свободно свесив руки)

По теме «Хлеб. Злаки»:

«Подрастает зернышко»

Подрастает зернышко,

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает

К земле низко прижимает-

Вот как весело играет.

 «Мы ногами топ-топ»

Мы ногами топ-топ

А руками хлоп-хлоп

А потом прыг –скок

И еще разок – (прыжки с поворотом вокруг своей оси)

А потом вприсядку – (присядка с распашонкой)

Снова по порядку.

По теме «Осень»:

«Ветер» - дыхательное упражнение

Дует легкий ветерок – ф-ф…(выдох спокойный)

И качает так листок – ф-ф…

Дует сильный ветерок – ф-ф (активный выдох)

И качает так листок – ф-ф

- Листочки качаются и поют свои песенки

Осенние листочки на дереве сидят

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – ААА

Рябиновый – ИИИ

Березовый – ООО

Дубовый – УУУ

Дети поют с активной артикуляцией: А-И-О-У.

«Осенний букет» - игра для развития мелкой моторики руки

Раз, два, три, четыре, пять – (сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать.

Листья березы, рябины, - (загибают поочередно пальцы)

Тополя, осины, дуба.

Осенний букет мы соберем –(сжимают и разжимают кулачки)

Маме домой его отнесем – (вытянуть вперед ладоши)

 «Автобус»

Легко и весело автобус покатил – (дробный шаг)

Никто в салоне не грустит – (присядка)

Не грустит и не грустил.

В пути приятнее всего  - (повороты головы вправо-влево)

Смотреть в окно

Как будто там – 2 раза – (скользящие хлопки и пружинка)

Идет кино.

«Осенью»

Уж клич отзвенел журавлиный

Давно осыпается сад

А яркие гроздья рябины

Все так же свисая, горят

Давайте заглянем в осенний лес!

По лосиному красиво – (ходьба с высоким подъемом колена, скрестив руки над головой)

Ходит лось в лесу густом

По-мышиному пугливо  - (бег на носочках)

Семенит мышонок в дом

И по – заячьи зайчишка – (прыжки на 2-х ногах вправо-влево)

Все спешит запутать след

По – медвежьи ходит мишка – (ходьба на внешнем своде стопы)

Косолап он с детских лет.

По завалам, по оврагам

Шел медведь хозяйским шагом:

- Отвечайте, звери, мне –

Вы готовы ли к зиме?

Да ответили лисицы

Мы связали рукавицы.

«Паучина» с. 24 МР №2-2004

Пау-пау-чина

Паутину сшил.

Вдруг закапал дождик

Паутину смыл.

Вот и солнце вышло

Стало согревать

Пау-пау-чина трудится опять.

«Осенняя ярмарка»- динамическое упражнение

Приходил на ярмарку веселый народ

Побывал на ярмарке весь огород

Плавно идет капуста – (русский шаг)

Важно шагает помидор – (шаг с высоким подъемом колена)

Осторожно идет редиска – (ходьба на носочках)

Легко бежит горошек – (легкий бег на носочках)

Не спеша вышагивает редька – (ходьба на пятках)

Вприскочку спешит морковка – (поскоки)

Маршируют молодцы-огурцы – (марш)

Модницы морковки, взяли по обновке – (пружинка)

«Помидоры»

В огороде за забором – (вытянуться в струну, руки вверх)

Поспевают помидоры – (грудь и живот вперед, из рук шарик)

Держатся за колышки – (удары кулачками)

Греются на солнышке – (поднять лицо и руки вверх, потянуться)

«Арбуз»

Дети ритмично передают мяч-«арбуз» по кругу со словами:

Он зеленый, круглый, гладкий

А внутри он – красный, сладкий.

Ребенок, у которого остался арбуз мимикой показывает какой он – кислый или сладкий.

Ноябрь - практический материал по логоритмике:

«Зайка» с.42 «Ладушки»

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

Выпрямить указательный и средний пальцы правой руки, остальные соединить.

Ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить.

Ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить.

Выпрямить указательный и средний пальцы правой руки, остальные соединить.

«Аист» с.44 «Ладушки»

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правой ногой,

Топай левой ногой.

Снова правой ногой,

Снова левой ногой.

После правою ногой,

После левою ногой.

И тогда придешь домой.

Дети стоят на месте, хлопают в ладоши четвертными.

Делают шаг правой ногой.

Шаг левой ногой.

Шаг правой ногой.

Шаг левой ногой.

Шаг правой ногой.

Шаг левой ногой.

 Быстрый топающий шаг и хлопки в ладоши (шесть восьмых – четверть)

По теме «Одежда»:

«Мы собираемся гулять»

Хоть и ветер за окном,

Все равно гулять пойдем!

Мы собираемся гулять –

Одежду надо надевать.

1-2-3 – куртку застегни

4-5-6 – шарфы у всех есть?

7-8-9 – вот мы и оделись!

Ветерок стал тише,

Листья чуть колышет.

На небе солнышко сияет -   (подняться на носочки и поднять руки через стороны вверх)

Нас на прогулку приглашает.  – (опуститься на всю стопу, опустить руки)

По теме «Посуда»:

1-2-3-4-5 мы посуду перемыли

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли

Только чашку мы разбили

Ковшик тоже развалился

Нос у чайника отбился

Ложку мы чуть-чуть сломали

Так мы маме помогали.

По теме «Мебель»:

С мамой в новом магазине

Мебель видели в витрине.

Стол – раз, стулья – два,

Чудо, просто красота!

Кресло – три, диван – четыре,

Много мебели в витрине.

По теме «Продукты питания»:

Однажды наша Маша

Сварила дома кашу

Кашу сварила

В кашу масло положила

Молока налила

Кашу с маслом запила

Ешьте, дети, утром кашу

Будете как наша Маша

Здоровыми, сильными

Крепкими, красивыми

Декабрь - практический материал по логоритмике:

«Апельсин» с.59

Мы делили апельсин.

Апельсин всего один.

Эта долька - для кота,

Эта долька - для ежа,

Эта долька – для улитки,

Эта долька – для чижа,

Ну, а волку кожура.

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда!

Пальцы обеих рук широко расставлены, соприкасаются кончики.

Слегка раздвинуть руки и выполнять легкие повороты кистями в противоположные стороны.

Загнуть указательные пальцы.

Загнуть средние пальцы.

Загнуть безымянные пальцы.

Загнуть мизинцы.

Поднять руки вверх движение «фонарики» и опустить кисти вниз

Погрозить пальцем.

Спрятать руки за спину.

По теме «Дикие птицы»:

«Синица»

Скачет шустрая синица –

Ей на месте не сидится,  -

Прыг-скок, прыг-скок. –

Завертелась как волчок. –

Вот присела на минутку, -

Почесала клювом грудку  -

И с дорожки на плетень,  -

Тири-тири, тень-тень-тень

Пружинящие полуприседания

Грозят поочередно правой и левой рукой.

Прыжки на месте

Прыжки с поворотами вокруг себя.

Присесть на корточки.

Подбородком дотянуться до шеи.

Встают и помахивают руками как крыльями.

Далее дети могут послушать песни:

 «Мои птицы» м. и сл.Шаламоновой М-р №5-06 с.52

«Добрая песня» м. и сл.Шаламоновой М-р №5-06 с.56

По теме «Зимние забавы»

Логоритмическая игра «Зимой»

Как  на горке на горе -

На широком дворе –

Кто на санках –

Кто на лыжах –

Кто повыше –

Кто пониже –

Кто потише –

Кто с разбега –

Кто по льду –

А кто по снегу –

С горки – ух, -

На горку – ух! –

Бух.-

Захватывает дух! –

пр. руку вверх-затем на пояс,  лев. руку вверх на пояс.

развести руки в стороны

присесть

встать, поскользить пр. ногой

потянуться, поднять руки вверх

присесть на корточки

слегка подпрыгнуть

высоко подпрыгнуть

шаг с притопом вправо или притопы

шаг с притопом влево или притопы

движение руками вниз

движение руками вверх

присесть на корточки

показать большие пальцы пр. и лев. руки

«Зима»

Нам весело –

Нам радостно.

Не холодно зимой. –

Заниматься физкультурой –

Рады мы с тобой                    

Будем крепкими и смелыми –

Будем ловкими, умелыми. –

Хлопки «тарелки» и пружинка.

Грозят указательным пальцем.

Руки сгибаются и разгибаются в стороны и вверх

Упражнение «силач».

Присесть, руки вперед и встать.

Январь - практический материал по логоритмике:

По теме «Транспорт»

«Машина»

Едем, едем на машине –

Нажимаем на педаль  -

Газ включаем, выключаем  -

Смотрим пристально мы вдаль. –

Дворники счищают капли  -

Вправо-влево чистота.

Волосы ерошит ветер  -

Мы шоферы – хоть куда. –

пружинка, из рук – руль

два наклона вперед

два притопа

рука ко лбу

движение «дворники»

хлопки

поднимают руки в стороны вверх

«Коза и козленок»

Идет коза рогатая,

Идет коза бодтая.

К ней козленочек спешит,

Колокольчиком звенит.

За козленком бежит волк

И зубами щелк да щелк!

Рассердилась тут коза:

«Волку выколю глаза»

Указательный палец и мизинец поднять вверх, остальные пальцы прижать к ладони большим.

Пальцы соединить в «щепотку»,опустить кисти рук вниз, потрясти ими.

Одновременно резко сжимать и разжимать пальцы рук.

Соединить запястья рук, одна рука сверху. «Зубы»

Попеременно стучать кулачком о кулачок.

Указательный палец и мизинец поднять вверх, остальные – прижать к ладони большим пальцем.

Февраль - практический материал по логоритмике:

«Кулачки»  с.90

Кулачки мы вместе сложим,

Нашим пальчикам поможем

Разогнуться и подняться,

Пальчик к пальчику прижаться.

Поочередно прижать пальчики, собирая их в кулачок, начиная с большого с начала на правой, а затем на левой руке.

Ритмично и энергично сжимать и разжимать пальчики, широко расставляя их.

Ритмично прижимать одноименные пальцы.

«Пила» м.Боромыковой с.5

Запилила пила,

Зажужжала как пчела.

Отпилила кусок,

Наскочила на сучок.

Лопнула и встала,

Начинай сначала.

Дети стоят в парах. «Пилят» двигают руками вперед-назад. Правая нога слегка отставлена вперед.

Опускают броском соединенные руки вниз.

Меняются друг с другом местами на бегу.

Март - практический материал по логоритмике:

«Птички прилетели» с.105 «Ладушки»

Птички прилетели,

Крыльями махали,

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

Соединит пальчики обеих рук в клювики.

Махи ладонями с широко расставленными пальцами.

Руки вверх, пальцы широко расставить.

Соединить пальчики обеих рук в клювики.

«Сова» с.18 №1-06

В лесу

Темно

Все спят

Давно.

Одна сова не спит

На суку сидит

Да как полетит

Соединяют запястья рук, разведя пальцы в стороны

Закрывают ладонями глаза, локти в стороны.

Соединяют ладони вместе к подбородку

Складывают ладошки под щечку

Большой и указательный палец к глазам.

Выгибают грудь «важная сова», руки на поясе

Разводят руки в стороны, перелетают в другое место.

«Пальчик мой» с.17 №1-06

Пальчик мой, пальчик мой

Поиграй-ка, ты со мной

Пальчик раз

Пальчик раз.

Вышел заинька у нас.

Ушки длинные у зайки

Из кустов они торчат,

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальчик мой, пальчик мой

Поиграй-ка, ты со мной

Пальчик раз, пальчик раз.

Вышла курочка у нас.

Курочка по улочке

Ходит, ходит, ходит.

Курочка хохлаточка

Зернышки находит.

Курочка-хохлатушка

Прыг на крыльцо

Курочка-хохлатушка

Снесла себе яйцо.

Пальчик мой, пальчик мой

Поиграй-ка, ты со мной

Пальчик раз

Пальчик раз.

Вышла козочка у нас.

У козы торчат рога

У козы торчат рога

Может забодать она

Ме-ме-ме!

Показывают правую руку, затем левую.

«Фонарики»

Показывают выставленные указательный и средний палец правой руки, те же движения левой рукой.

Приставляют пальцы к голове «ушки».

Дети прыгают на двух ногах, руки «лапки» перед грудью.

Показывают правую руку, затем левую.

«Фонарики»

Показывают правую ладонь, затем левую ладонь

Делают крылышки.

Свободно гуляют, помахивая «крылышками»

Присев на корточки соединяют ладони «клювики» и клюют»

Подпрыгивают на двух ногах, помахивая крыльями

Соединяют ладошки, несут  «яйцо»

Показывают правую руку, затем левую.

«Фонарики»

Показывают выставленный указательный палец правой руки, те же движения левой рукой.

Приставляют пальцы к голове «рожки»

Наклонив голову покачивают рожками.

Бодают друг друга.

«Прогулка» с.16 №1-06

Ладони обеих рук лежат на коленях или дощечке.

Вот большой идет гулять – топ-топ

А вторые догонять – топ-топ

Третьи пальчики бегом, все бегом.

А четвертые прыжком, да прыжком.

Пятый пальчик поскакал, поскакал,

И в конце пути упал…да упал!

Апрель - практический материал по логоритмике:

«Ракета»

Я сейчас мы  с вами, дети,

Улетаем на ракете

На носки поднимись

–А потом руки вниз

–Раз, два, три потянись

–Вот летит ракета ввысь –

Шагают на месте

Тянутся, сомкнув руки

Опускают руки вниз

Тянутся

Прыжок

«Вышла кошечка» с.122

Вышла кошечка вперед,

К нам идет, хвостом играет.

Ей навстречу из ворот

Две собаки выбегают.

Указательный палец и мизинец правой руки согнуты как ушки, остальные пальцы прижаты к ладони

Левой ладонью махать у основания правой кисти

Соединить перед собой кончики средних пальцев «воротики», ладони перед собой, большие пальцы выпрямить.

Указательные пальцы и мизинцы обеих рук поднять вверх, остальные прямые пальцы соединить вместе.

 «Весна» - логоритмическая игра

Весна, весна красная! – (ладони рупором)

Приди весна с радостью!

С великой милостью.  – (земной поклон)

Со льном высоким,   - (поднимают руки вверх)

С корнем глубоким  - (приседают, опустив руки)

С колосом сильным –(встают, руки вверх с разжатыми пальцами)

С хлебом обильным – (руками держат каравай)

Нам зима надоела – (притоп на слог «ма»)

Весь хлеб переела!  - (притоп на слово хлеб)

Май - практический материал по логоритмике:

«Цветок» с.137

Вырос цветок на поляне,

Утром веенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают корешки.

Сделать «бутон» из ладоней

Развести пальцы рук.

Выполнить ритмичные движения пальцами-вместе-врозь.

Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, развести пальчики и пошевелить ими.

«Кулачки» с.90

Кулачки мы вместе сложим,

Нашим пальчикам поможем

Разогнуться и подняться,

Пальчик к пальчику прижаться.

Поочередно прижать пальчики, собирая их в кулачок,начиная с большого сначала на правой, а потом на левой руке.

Ритмично и энергично сжимать и разжимать пальчки, широко их расставляя.

Ритмично прижимать одноименные пальцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал в помощь педагогам групп компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

                                 "СЛОГОВИЧОК" Формирование у детей умения делить слова на слоги....

Практический материал для родителей старшей группы «Игры по математике»

Практический материал для родителей старшей группы«Игры по математике»...

Сценарий праздника "День матери" для детей старшей группы и музыкальное занятие с элементами логоритмики "Мы с солнышком друзья"

Сценарий праздника "День матери" для детей старшей группы и музыкальное занятие с элементами логоритмики "Мы с солнышком друзья"...

Речевые пятиминутки в режимных моментах воспитателя (практический речевой материал для детей старшей группы)

Эффективность коррекционно-образовательного процесса предусматривает тесное взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями массовых групп. Совместное планирование работы позволяет оптимизировать рабо...

Практический материал для родителей старшей группы «Игры по математике»

Практический материал для родителей старшей группы «Игры по математике»...

Практический материал для родителей старшей группы «Игры по математике».

Предлагаем вам игры и задания, которые вы можете использовать в домашней обстановке с детьми, для закрепления материала по ФЭМП....

Практический материал для родителей старшей группы «Игры по математике»

Игры и задания, которые  можно использовать в домашней обстановке с детьми  для закрепления материала по ФЭМП...