Мастер - класс для педагогов "Кубики Зайцева. Методика обучения чтению, игры и упражнения
методическая разработка по коррекционной педагогике

Черникова Любовь Петровна

Благодаря особой системе обучения, дети, занимающие по методике Зайцева, начинают читать самостоятельно в два - три года. Каждое занятие проходит в форме игры, поэтому учебный процесс всегда ассоциируется только с положительными эмоциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubiki_zayytseva.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обучения чтению Н. Зайцева наделала много шума 30 лет назад, и споры о ней не прерываются до сих пор. Некоторые родители и педагоги восприняли ее «в штыки», другие были в восторге, утверждая, что с ее помощью научили читать двухлетних малышей. Правда, как всегда, где-то посередине.

КАК МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ?

Нужно ли учить читать дошкольника? С одной стороны, это достаточно сложно и нецелесообразно, так как качественное овладение навыком чтения подразумевает некоторый уровень развития мышления – на уровне 6-7 лет здорового ребенка. Однако традиционная школа учит детей читать не совсем правильным способом, непонятным и трудным почти для всех учеников. А альтернативная методика обучения будет более эффективна в раннем возрасте.

В своей речи мы не произносим отдельные звуки – мы говорим словами, которые состоят из слогов. Но более правильным будет оперировать не слогами, а складами. Это устойчивые сочетания из двух-трех звуков либо даже один-единственный звук. Именно склады мы слышим и их же произносим: «ма»-«ма», «Ва»-«ня», «к»-«ро»-«ва»-«ть».

Но в школе сначала учат разделять слова на звуки, потом учат записывать их буквами, затем переходят к сложению слогов и слов. Это противоестественно природе человеческой речи. Тем более, что некоторые даже самые распространенные слова состоят из длинных и сложных для понимания слогов. К примеру, слово «тетрадь» на уроках чтения в школе представляют как «тет-радь», что правильно с точки зрения русского языка, но сложно для восприятия ребенку. Если же представить это слово как комбинацию складов «те»-«т»-«ра»-«дь», ученик прочтет его гораздо быстрее. А есть же еще более сложные слова, например, «встрепенулся».

ОСНОВА МЕТОДИКИ

Педагог Н. Зайцев взял за единицу обучения чтению склад, отказавшись от использования слогов. Кроме того, он поместил склады на… игрушки! Кубики – это именно игрушки, и играя с ними, малыш, незаметно для самого себя, учится читать. А еще педагог отказался от ассоциирования каждой буквы с каким-то словом (например, «Я» - яблоко, «А» - арбуз и т. д.).

РАЗНОВИДНОСТИ КУБИКОВ

Кубики в наборе не одинаковые. В комплект включены элементы:

  • большие и маленькие – для твердых и мягких складов соответственно;
  • увеличенные – для сочетания согласных и гласных;
  • с железным и деревянным наполнителем – для звонких и глухих согласных;
  • золотого цвета – с одним гласным звуком;
  • белые – со знаками препинания.

Буквы на гранях кубиков написаны разным цветом: гласные – голубые, согласные – синие, мягкий и твердый знаки – зеленые. Все это помогает ученику формировать четкий образ того или иного склада.

ДОСТОИНСТВА МЕТОДИКИ

Для начала занятий по этой методике нет возрастных ограничений, учитель может сам строить план обучения в зависимости от особенностей ученика. Усвоение материала происходит достаточно быстро. Статистика гласит: старшие дошкольники начинают читать уже через две недели после начала обучения по Зайцеву, а малыши в возрасте 4-5 лет – примерно через три месяца, максимум – через полгода.

Программа обучения легкая, она хорошо воспринимается учениками и преподавателями, в том числе родителями без педагогического опыта. Заниматься можно в домашних условиях, в любое удобное время, по самостоятельно составленному плану.

Методика Н. Зайцева положительно действует не только в своей области. Занятия также:

  • развивают органы чувств;
  • совершенствуют память и внимание;
  • улучшают мелкую моторику;
  • оказывают положительное влияние на развитие речи.

В отличие от занятий с традиционными учебниками, тренировки с кубиками не портят зрение. Этому способствуют крупный шрифт букв и их ненавязчивый цвет, не раздражающие глаза. Чтобы увидеть надписи даже издалека, детям не нужно напрягать зрение. Кстати, сидеть за скучной партой тоже не нужно: заниматься можно буквально «на бегу», бегая и прыгая. А еще эта методика развивает музыкальный слух: ведь по правилам все складовые конструкции нужно пропевать.

МИНУСЫ ТАКОГО ОБУЧЕНИЯ

Как ни странно, но большинство родителей отметили в качестве недостатка методики лишь высокую стоимость основного пособия: более 4 тысяч рублей на официальном сайте. А ведь нужны еще и специальные таблицы Зайцева – в дополнение к кубикам, и сборник упражнений и попевок, и краткий учебник для учеников и родителей, и указка. Однако можно купить и подержанные кубики – они вполне подойдут, так как сделаны «на совесть» и довольно прочные. Найти их можно на сайтах бесплатных объявлений или в пабликах в соцсетях.

Педагоги называют другой недостаток обучения: полное отсутствие какого-либо общего методического материала с конспектами уроков и планом занятий. Автор методики решил, что схему обучения должен будет определять сам учитель. У опытных преподавателей это не вызывает сложностей, но для молодых учителей и родителей отсутствие пособий становится проблемой.

Также среди недостатков методики:

  • заучивание складов может привести к дальнейшим проблемам с вычленением слогов;
  • ученики склонны «глотать окончания» при беглом чтении;
  • отсутствие буквенного анализа слова приводит к тому, что ребенок будет испытывать трудности с освоением азов фонетики на уроках в школе.

Кроме того, многие школьники, использовавшие эту методику, в дальнейшем испытывают сложности при разборе слова на части, ошибочно принимая, к примеру, склад «с» в слове «спит» за приставку.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИЛИ НЕТ?

Методика Н. Зайцева, несомненно, имеет право на существование, но обучение чтению будет эффективнее при использовании на занятиях элементов из других обучающих систем, например, Домана или традиционную школьную. В процессе обучения следует придерживаться четырех правил:

  • Ребёнку не должно быть излишне сложно.
  • Ученик не должен скучать.
  • Важно учитывать индивидуальные особенности малыша.
  • «Сидячие» занятия обязательно должны прерываться минутками физической активности.

Однако не стоит надеяться научить чтению двухлетнего ребенка. Играть с кубиками Зайцева в этом возрасте, конечно, можно. Но целенаправленное обучение нужно начинать не ранее, чем в четыре года.

НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Николай Зайцев рекомендовал несколько игр с кубиками, но их можно придумывать и самостоятельно.

Например, играя в «Паровоз» нужно построить из кубиков состав из вагонов, чтобы он составлял некое слово, любое или на заданную тему (их можно читать или петь). Аналогично можно построить высокую башню.

В игре «Нелепица», напротив, можно составлять совершенно абсурдные слова без правил слогосложения, придумывая им значения. Ребенок постарше может играть в «Исправь ошибку». Взрослый составляет из кубиков слово с заведомой орфографической ошибкой, а ученик должен ее исправить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения чтению Николая Зайцева. "Кубики Зайцева". Презентация для родителей и педагогов.

Методика обучения чтению НиколаяЗайцева. "Кубики Зайцева". Презентация для родителей и педагогов....

родительское собрание по знакомству с методикой обучения чтению по технологии Н.А.Зайцева

Данное собрание знакомит родителей на практике с методикой обучения по технологии Н.А.Зайцева...

Мастер – класс для педагогов и родителей «Логико-математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»

quot;Логико - математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников"...

" Методика обучения чтению Н.А. Зайцева

Не учиться, а играть! Так кратко можно охарактеризовать методику обучения чтению Николая Александровича Зайцева.  С ее помощью поборники раннего развития учат своих крошек читать, писать, считать...

Мастер-класс «Попробуй, повтори!» по знакомству с нейропсихологическими играми и упражнениями

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недор...

Мастер- класс для педагогов "Здоровьесберегающий метод обучения - подвижная игра с дидактической направленностью".

Игра является доступным видом деятельности для детей, способом переработки полученных знаний окружающего мира. В процессе игры ярко проявляются речевое развитие, мышление и воображение, эмоциональност...

Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

В данном мастер-классе  я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...