Масленница
методическая разработка по коррекционной педагогике

Кашевская Любовь Николаевна

 Заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. На Руси в это время устраивались народные гулянья. Называли этот праздник - «Масленица». Это веселый, разгульный  праздник длится целую неделю: ярмарки, песни, пляски, ряженые, игрища. Недаром его величали в народе широкой Масленицей, «Масленица» - это долгожданное прощание с зимой (ПРОВОДЫ ЗИМЫ)  и веселая встреча ВЕСНЫ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

 Заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. На Руси в это время устраивались народные гулянья. Называли этот праздник - «Масленица». Это веселый, разгульный  праздник длится целую неделю: ярмарки, песни, пляски, ряженые, игрища. Недаром его величали в народе широкой Масленицей, «Масленица» - это долгожданное прощание с зимой (ПРОВОДЫ ЗИМЫ)  и веселая встреча ВЕСНЫ. Издавна люди считали весну началом новой жизни и почитали Солнце, дарящее жизнь и силы всему живому и, конечно же, на празднике было главное угощение - блины, этот древний славянский символ возврата солнца и тепла в природе, в честь Солнца люди  на Масленицу пекут  блины. 

Главная участница празднования - большая кукла сделанная из соломы по имени Масленица. Куклу Масленицу наряжали в одежду, повязывали платок а на ноги обували лапти. Куклу сажали на сани и с песнями и танцами везли на самый высокий пригорок. Рядом вприпрыжку скакали ряженые, выкрикивали шутки, дразнились. На сани с куклой Масленицы садили молодого парня, наряжали его в разные колокольчики, бубенцы, погремушки. Ставили перед ним сундук с пирогами, блинами, рыбой. Под смех и шутки сани с куклой возили по всей деревне, Праздник продолжался до вечера, а в концовке праздника проводили обряд прощания с Масленицей - сжигали куклу, символизирующую Масленицу.

И сегодня мы  вместе будем печь блины.

Восп-ль: Ребята, а вы знаете из чего делают блины?  Я сейчас буду загадывать вам загадки, а отгадочки я буду на стол выставлять.

1.Из неё пекут ватрушки, и оладьи, и блины.

Если делаете тесто, положить её должны.( Мука)

2. Из водицы белой всё, что хочешь делай:

Сметану, простоквашу,

 масло в кашу вашу.

 Каждый день его ты пей.

 И для Кота не пожалей.

Что это?

Загадку отгадать легко.

Конечно это … (Молоко)

3.Мы на хлеб его намажем и добавим к разным кашам. Сделано из молочка. Без него не спечь блинка.( Масло )

4.Хоть кристаллик, но не лёд.

Сладкий-сладкий, но не мёд.

Белый - белый, но не снег.

Бывает крепким, как орех.

Если в рот к тебе попал,

Там растаял и пропал. ( Сахар)

5. Хоть на сахар и похожа, вряд ли много съесть ты сможешь. Есть в слезах твоих она. На столе стоит всегда. (Соль )

6.За скорлупой – белок, а за белком - желтка глазок. ( Яйцо)

Блины готовить не легко.

Нужны соль, сахар, молоко,

Яйца, дрожжи и мука.

Всё взбивается слегка.

Тесто получается.

И блинчик выпекается.

В-ль: Сейчас мы будем замешивать тесто: положим в емкость поочередно  яйцо, сахар, соль, молоко ,муку и масло и будем размешивать. У нас получилось замечательное тесто. А теперь берем сковородку и будем впекать блины.

Если есть сковорода,

Не страшны нам холода,

Потому что блин горячий —

Это лучшая еда!

 

То не мышь пищит,

Не мороз трещит,

В сковородке блин

За блином шкворчит..

 Ну-ка, съешь блина,

Чтоб пришла весна!

Здравствуй, Масленица!

Дай нам маслица!

Мы блинков себе горячих напечём —

Нам метели и морозы нипочём!

Воспитатель: Ребята, смотрите, какие у нас с вами красивые блины получаются. Теперь мы их поставим на стол и будем все вместе угощаться.

Масленица, прощай!

А на тот год приезжай!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

Прощай, Масленица!

Прощай, красная!



Предварительный просмотр:

.Цель занятия: способствовать формированию представлений о свойствах воды и других природных материалов.

Задачи:

  • Вызвать интерес к разнообразию окружающего мира;
  • Развивать зрительное восприятие;
  • Развивать общую и мелкую моторику рук;
  • Развивать сенсорные ощущения и формировать обобщённые способы обследования предметов;
  • Развивать координацию движений;
  • Знакомить детей со способами распознавания и идентификации различных тактильных раздражителей (шершавое-гладкое, холодное-тёплое, короткое-длинное, мокрое-сухое);
  • Побуждение речевой активности;
  • Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу с взрослым.

Оборудование:

Аудиозаписи со спокойной музыкой, сенсорный столик, резиновые уточки, корзинка с природным материалом (камешки, веточки), лейка, полотенца для рук.

Ход занятия.

Занятие проводится на улице. Играет тихая музыка. Дети собираются на игровой площадке.

Ведущий: Ребята, посмотрите как красиво вокруг! На улице лето. Кругом зелёная трава и листья на деревьях тоже зелёные, повсюду красивые цветы. А какое яркое и тёплое солнышко!

Ярко солнце светит, в воздухе тепло.

И куда ни глянешь, все кругом светло!

И куда ни глянешь, всё кругом светло!

А теперь, ребята, давайте закроем глазки и представим, что мы находимся в лесу на берегу маленького озера. Представили? Посмотрите, вокруг нашего озера растёт трава, её можно потрогать и сорвать, помыть ручками. А давайте проверим, какая водичка в нашем озере, тёплая или холодная.

 Дети трогают воду самостоятельно или с помощью сопровождающего.

Ведущий: Брррр, какая холодная! Посмотрите, дети, кто-то оставил корзинку на берегу. Давайте посмотрим, что в ней?

Детям предлагается посмотреть и ощупать содержимое корзинки – камушки, веточки.

Ведущий: Здесь есть веточки, камешки. Посмотрите, какие они разные: деревянные веточки – короткие и длинные, камешки – большие и маленькие.

Детям раздаются камешки.

Ведущий: Посмотрите, какие они твёрдые. Давайте с ними поиграем. Посмотрите, как я буду играть (ведущий бросает камешек в воду). Буль – камень утонул.

Ведущий: А давайте посмотрим, как играет с камешком …(называется имя каждого ребёнка по очереди).

Дети по очереди бросают камешки в воду, сопровождая действие словом «буль».

Ведущий: Посмотрите, дети, все наши камешки утонули. А у меня для вас есть ещё что-то интересное.

Ведущий достаёт веточки и показывает их детям, давая при этом посмотреть и потрогать.

Ведущий: Это веточки деревьев. Давайте с ними поиграем?

Ведущий опускает палочки в воду и дует на них.

Ведущий: Видите, как они качаются, двигаются. Давайте все вместе подуем на них.

Детям по очереди предлагают подуть на веточки.

Ветер воет – завывает,

С деревьев листики срывает.

Тучи разгоняет

И волны поднимает.

Ведущий: Молодцы, ребята, хорошо поиграли с камешками и веточками. Мы узнали, что веточки деревянные и не тонут. А камешки тонут.

Слышится кряканье.

Ведущий: Ребята, кто это? Давайте посмотрим.

Детям показывают резиновую уточку, дают потрогать.

Ведущий: Узнали? Кто это?

По лужку она важно бродит

Из воды сухая выходит.

Носит красные ботинки

Дарит мелкие перинки.

Ведущий: Смотрите, уточка идёт прямо к нашему «озеру».

Уточка опускается в воду.

Ведущий: Видите, дети, как красиво плавает наша уточка? А давайте сделаем волны на нашем «озере», вот так.

 Ведущий опускает руки в воду, вызывая при этом волны. Затем детям предлагается сделать то же самое самостоятельно или с помощью взрослого.

Ведущий: Что случилось? Куда подевалось наше солнышко? А это что? Ведущий показывает на тучу. Это туча. Она закрыла наше солнышко, и пошёл дождь. Давайте подставим дождику наши ручки.

Вот так чудо! Прямо чудо!

Что за дождик и откуда?

Чист и ясен небосвод,

Но тучка есть, и дождь идёт.

Из лейки детям на ручки капает тёплая вода.

Ведущий: Но вот дождик и закончился. Дождик был тёплым, потому что уже лето. Снова выглянуло солнышко. Давайте посушим свои ручки на солнышке.

 Дети самостоятельно или с помощью взрослого вытирают руки полотенцами.

Ведущий: Сегодня мы с вами поиграли с камешками, веточками, уточкой, а теперь пойдём, отдохнём. Нашей уточке очень у нас понравилось, и она ещё придёт к нам в гости.

Все вы сегодня были молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект праздника "Широкая масленница"

Материал апробирован  в младших группах детского сада. Дети получили большое удовольствие, занимались с интересом....

Презентация "Масленница"

Данная презентация знакомит детей подготовительной к школе группе с народными праздниками на Руси...

Папки- передвижки "Масленница"

Данная работа для оформления родительских уголков по теме "Масленница"...

проект "Широкая Масленница"

Участие  детей средней группы в  масляничной недели. Планирование работы с детьми средней группы по ознакомлению  с народным  праздником  "Масленица"...

Сценарий досуга "Масленницу величаем!"

Знакомство с русским-народным обрядовым творчеством....

Ух,ты,Масленница! Сценарий праздника проводов зимы и встречи масленницы

общий праздник для детей всех возрастных групп...

сценарий развлечения Масленница

Баба Яга, Скоморохи  вызывают эмоционально-положительное отношение к празднику Масленица, приучают к всенародному веселью, через игры развивают физические качества....