Здоровьесберегающие технологии в логопедии
статья по коррекционной педагогике

    Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_logopedii.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в логопедии

    Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.

     Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.

     Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

     В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие).

      В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

     В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению. Проведение научно-практических исследований в Центре "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца показало, что наиболее благоприятная динамика показателей умственной работоспособности на протяжении учебного года наблюдалась в тех ДОУ, в которых отмечался высокий уровень организации воспитательно-образовательного процесса при относительно небольшом объёме дополнительных занятий и оздоровительных процедур.

     Оздоровительные технологии в образовательный процесс детского сада должны внедряться в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.

     Все дошкольные образовательные учреждения так или иначе решают проблемы, связанные с укреплением и сохранением здоровья и физическим развитием детей.

     Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

     Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда

становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

     Перейдём к особенностям развития детей с речевыми недостатками.

     Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:

- нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного  аппарата;

-   нарушение дыхания и голосообразования;

-   нарушение общей и мелкой моторики;

-   расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

-   повышенная утомляемость;

-  заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);

-   нарушение темпоритмической организации движений.

    Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:

- нарушение оптико – пространственного праксиса;

- неустойчивость внимания;

- расстройство памяти (особенно слуховой)

- несформированность мышления;

- задержка развития воображения.

      Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:

1. Артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение поможет:

  - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию

(нервную проводимость);

  - улучшить подвижность артикуляционных органов;

  - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

  - уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

     Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

     Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.

    Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки

подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено.

     Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

2. Дыхательная гимнастика. 

     Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работой над коррекцией звукопроизношения.

     На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.

3. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Зрительная гимнастика.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.

    Целью проведения зрительной гимнастики - является   формирование у детей дошкольного возраста  представлений о необходимости  заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части  сохранения и укрепления здоровья.  Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной  и эффективной,  необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста,  она  проводится  в  игровой форме, в которой дети  могут проявить свою активность.

   Зрительная гимнастика используется:

- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз

- для укрепления мышц глаз

- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

     Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день  по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

     Гимнастика бывает:

1) игровая коррекционная физминутка;

2) с предметами;

3) по зрительным тренажёрам;

4) комплексы по словесным инструкциям.

     При подборе гимнастики для глаз учитывается  возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети  во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.

4. Развитие общей моторики.

     Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

     Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

5. Развитие мелкой моторики.

     В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка.

     У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

     Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует утреннему и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

6. Су – джок терапия - это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника болезненных точек соответствия (су-джок точки соответствия), указывающих на ту или иную патологию. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связанна с различными частями человеческого тела. При возникновении болезненного процесса в органах тела, на кистях и стопах возникают болезненные точки «соответствия» - связанные с этими органами. Находя эти точки, суджок (су-джок) терапия может помочь организму справится с заболеванием путем их стимуляции иглами, магнитами, мокасми (прогревающими палочками), модулированным определенной волной светом, семенами (биологически активными стимуляторами) и прочими воздействиями в зависимости от нужд выбранной методики лечения.

     Позднее подобные рецепторные поля были открыты на ушной раковине (гомосистемы аурикулярной су-джок терапии), волосистой части головы (скальпе - су-джок скальпотерапия), языке и других частях тела.

     Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.  

7. Массаж и самомассаж.

     Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

     В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует  коррекции произносительной стороны речи.

    Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима. Поэтому если вашему ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, дислалия, дизартрия, задержка психического развития, то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.

     При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:

- массаж и самомассаж лицевых мышц;

- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

- плантарный массаж (массаж стоп);

- аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

- массаж язычной мускулатуры.

     Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией,  это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет

приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

     Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:

* Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой   детей одновременно.

* Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

* Можно использовать без специального медицинского образования.

8. Релаксация. 

     Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.

     Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.

     Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. На логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение,  другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

     Все вышеперечисленные компоненты проводятся мной ежедневно, либо меняются в течение всей недели, что очень благоприятно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста с ТНР.

     В результате  использования приемов здоровьесберегающих технологий в  логопедии:

- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;

  дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

- корректируется  поведение и преодолеваются психологические трудности;

-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

 -развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воробьёва, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические игры с мячом. (Текст) / Т.А. Воробьёва, О.И. Крупенчук – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»)

2. Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие (Текст) / Л.В.Гаврючина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с. (Здоровый малыш)

3. Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие (Текст) / Е.Н. Краузе. – 4 е изд. – СПб.: КОРОНА – Век,2009. – 80 с., ил.

4. Куликовская, Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей (Текст) / Т.А. Куликовская. – М.: Книголюб, 2006. – 16 с. Цв. ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в логопедии. Знакомство со звуком и буквой - О -.

Конспект занятия для ознакомления детей в старшей группе со звуком и буквой - О -....

Здоровьесберегающие технологии в логопедии – биоэнергопластика.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базуречи,улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, развитию фонематических процессов....

Буклет. Здоровьесберегающие технологии в логопедии

Логопедический массаж направлен на нормализацию произносительной стороны речи (речевого дыхания, интонационно – мелодической стороны речи звукопроизношения). Главная причина нарушения звукопроизношени...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ И НЕ ТОЛЬКО...

Здоровьесбережение  является важным аспектом в сохранении здоровья дошкольников, в восстановлении сил и снятии напряжения, в развитии переключаемости внимания с одного вида деятельности на другой...

Здоровьесберегающие технологии в логопедии

Здоровьесберегающие технологии в логопедии...

"Использование здоровьесберегающих технологий в логопедии"

quot;Использование здоровьесберегающих технологий в логопедии"...