Картотека игр по развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
картотека по коррекционной педагогике

Крылова Мария Васильевна

Картотека игр по развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Не ошибись!

     Цель:  упражнение в различении предметов по их качеству: мягкий, плотный, шероховатый, гладкий, блестящий и т.п., развитие наблюдательности, находчивости.

     Оборудование: несколько корзинок, различные предметы вокруг.

     Ход игры. Взрослый говорит, что все предметы в комнате сделаны из разного материала, демонстрирует это на примерах, просит детей привести свои примеры,. Затем делит детей на несколько команд, даёт каждой из них по корзинке и просит собрать в неё все возможные предметы, находящиеся в комнате, и сделанные из соответствующего материала, заданного для каждой команды.

Похож – не похож

     Цель: упражнение в сравнении предметов по форме, цвету, величине, материалу; развитие наблюдательности, мышления, правильной речи.

     Оборудование: различные предметы в комнате.

     Ход игры. Взрослый заранее подготавливает различные предметы и незаметно размещает их в комнате, а затем просит детей, ходя по комнате, найти похожие предметы и сесть на место. Потом дети по очереди (или в другой последовательности) объясняют, почему они взяли эти два предмета.

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительней труднее, чем замечать признаки их различия.

Чудесный мешочек

Цель: развивать осязательные чувства.

Оборудование: мешочек, стянутый веревочкой, два набора одинаковых фигур или игрушек.

Ход игры. Вариант 1. Один набор игрушек в мешочке, второй на столе. Задача играющего – на ощупь отыскать фигурку, показанную ведущим.

Вариант 2. Второй набор предметов нарисован на бумаге. Далее см. предыдущий вариант.

Вариант 3. Ведущий просто называет предмет, который нужно найти.

Вариант 4. Ребенок знакомится с предметами, которые кладутся в чудесный мешочек. Затем он ощупывает предмет в мешочке и называет предмет, который сейчас вытащит.

 Разложи по порядку

Цель: развивать зрительное и осязательное восприятие, тактильную память, учиться подбирать ассоциации.

Оборудование: 10 дощечек, на которых наклеены: мех, наждачная бумага, фланель, застывшие капли воска, кусок веревки зигзагами, спички, кусочки спичек в беспорядке, фольга, бархат, вельвет.

Ход игры. Разложить дощечки, предложить ребенку с закрытыми глазами ощупать их, подбирая ассоциации (похоже на заборчик), перемешать их, а затем попросить ребенка сложить их в прежнем порядке.

 На что похоже

Цель: развивать зрительное и осязательное восприятие, тактильную память, учиться подбирать ассоциации.

Оборудование: 10 дощечек, на которых наклеены: мех, наждачная бумага, фланель, застывшие капли воска кусок вередки зигзагами, спички, кусочки спичек в беспорядке, фольга, бархат, вельвет.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку пощупать дощечку и сказать, что напоминает ее поверхность.

Вижу – чувствую

Цель: развивать зрительное и осязательное восприятие, тактильную память, учиться подбирать ассоциации.

Оборудование: 10 дощечек и картинки: зебра, чайник, санки, якорь пила, чучело, воздушный змей, индеец, ботинок, палитра, дорога, капля.

Ход игры. Взрослый раскладывает в любом порядке картинки, а под ними в любом порядке дощечки. Дощечки ребенок не должен видеть. Ребенок смотрит на картинку и ощупывает дощечку, придумывая ассоциацию (например: дощечка с тканью, рисунок капля: ткань намокла). Затем картинки убирают, предлагают любую дощечку, ребенок, ощупывая ее, вспоминает рисунок.

Улетай, горе

Цель: развивать зрительное и осязательное восприятие, тактильную память, учиться подбирать ассоциации.

Оборудование: картинки: 10 дощечек.

Ход игры. Ребенку предлагается разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая не приятная дощечка. При прикасании к дощечкам по очереди, учим ребенка избавляться от плохого настроения. Взрослый спрашивает ребенка, какие события напоминает та или иная дощечка. Взрослый называет настроение, а ребенок выбирает на ощупь нужную дощечку.

Жмурки

Цель: развивать осязательное восприятие, тактильную память.

Оборудование:  непрозрачная маска на глаза.

Ход игры. Дети становятся в круг, водящий в маске в центре. Пока звучит бубен хоровод движется, когда бубен смолкает, водящий подходит к кому-либо из  играющих, ощупывает его и называет имя.

Угадай по дырочкам

Цель: развивать осязательное восприятие, тактильную память.

Оборудование: карточки с геометрическими фигурами, выполненные проколами по контуру.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку обвести контур по проколам с закрытыми глазами и назвать фигуру.

 Шершавые буквы (геометрические фигуры)

Цель:  развитие мускульной памяти, тактильных ощущений, изучение письменных символов и геометрических форм.

Оборудование: карточки с наклеенными буквами или геометрическими формами из наждачной (бархатной бумаги).

Ход игры. Предложить ребенку обвести пальцем фигуры на нескольких карточках. Затем взрослый перемешивает карточки, предлагает ребенку закрыть глаза и найти заданную букву или форму.

 Найди такой же лоскуток

Цель: развивать осязательное восприятие, тактильную память.

Оборудование:  лоскутки разных тканей, одинаковых по фактуре, но разных по рисунку.

Ход игры.  Взрослый выбирает какой-либо лоскуток и предлагает ребенку найти такой же по фактуре

 Сортировка орехов

Цель: развивать осязательное восприятие, тактильную память, чувство объема.

Оборудование: менажница и разные сорта орехов в скорлупе, непрозрачная маска.

Ход игры. В каждое отделение менажницы кладут один орех какого либо сорта. Ребенку надевается маска и взрослый предлагает ему разложить орехи по своим местам на ощупь.

 Сухой бассейн

Цель: развивать осязательное восприятие, тактильную память, чувство объема.

Оборудование: коробка с двумя отверстиями для рук, наполненная горохом или фасолью, набор парных объемных тел или мелких игрушек.

Ход игры. Две-три игрушки закапываются в бассейне. Перед ребенком ставится один из закопанных предметов, предлагается запустить руки в бассейн и найти такой же.

 Посчитай сколько

Цель: развивать осязательное восприятие, тактильную память, чувство объема.

Оборудование: набор картонных полос, на которых нашито разное количество пуговиц разной формы и величены, непрозрачная маска.

Ход игры. Ребенку одевается маска, дается в руки картонная полоска с пуговицами и предлагается сосчитать, сколько всего пуговиц, сколько больших пуговиц, сколько пуговиц заданной формы

 Собери фигурку

Цель: развивать осязательное восприятие, тактильную память.

Оборудование: ширма, настольный коврограф, предметные картинки, части из которых можно составить данные предметные картинки на коврографе.

Ход игры. Взрослый кладет перед ребенком предметную картинку и набор деталей для нее, затем ставит ширму между ребенком и коврографом. Из предложенных деталей ребенок на коврографе за ширмой составляет изображение на ощупь.

 Подбери заплатку

Цель: развивать осязательное восприятие, тактильную память.

Оборудование: набор рамок и вкладышей к ним разной геометрической формы, ширма.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку за ширмой ощупать рамку, выбрать из набора вкладыш и  на ощупь вставить его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Игры для развития тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»

        Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные...

Картотека игр по развитию пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Картотека игр по развитию пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — эторазвитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития ...

Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»

Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»...

Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.

Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — эт...

Практикум для педагогов «Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное...