"Использование цвета в логопедической работе"
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Статья "Использование цвета в логопедической работе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование цвета в логопедической работе.

Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, памяти, внимания, воображения, а главное способствует развитию речи. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений.

С целью повышение эффективности логопедических занятий в своей работе использую методику цветового игротренинга  Погосовой Н. М., направленную на комплексное развитие ребенка: развитие и коррекцию речи гармонизацию эмоционального состояния.

  Использование цвета для коррекции звукопроизношения

Логопеды знают, как порой утомительно и долго длится период автоматизации поставленного звука. Использование цвета в этот период может превратить скучную работу в интересную, живую и творческую. Дети берут в руки предметы и игрушки определенного цвета, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации. Все действия обговариваются. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от процесса работы с цветом.

Необходимо отметить два небольших ограничения, с которыми приходится мириться:

  1. Автоматизация звука в цвете возможна лишь на более продвинутом этапе, когда ребенок уже легко произносит поставленный звук в словах (в разных позициях).

 2. Если в названии цвета встречаются два трудных для произношения звука (а это можно обнаружить почти в каждом слове), то один из звуков у ребенка должен быть, либо сохранным, либо полностью автоматизированным. Очень хорошо использовать цвет и для дифференциации звуков. Возьмем, например, желтый цвет. Можно предложить детям найти среди желтых предметов сначала те, что содержат в своем названии звук «ж» (желтая жаба, желтый жук, желтая одежда, желтый жираф и т. д.), а потом те, в которых встречается звук «з» (желтая змея, желтый зонтик, желтый зайчик, желтая звезда и т. д.). Ниже перечисляются некоторые виды работ по автоматизации звуков в цвете.

1. Автоматизация звука «р»: красный, розовый, бордовый, серый, черный, оранжевый.

2. Автоматизация звука «рь»: сиреневый, коричневый, серебряный.

3. Автоматизация звуков «с» и «сь»: красный, синий, серый, серебряный.

4. Автоматизация звуков «з» и «зь»: золотой, розовый, зеленый.

5. Автоматизация звука «ж»: желтый, оранжевый.

6. Автоматизация звука «л»: белый, золотой, голубой, желтый.

7. Автоматизация звука «ль»: зеленый, фиолетовый.

8. Автоматизация звука «ч»: черный, коричневый.

Использование цвета для развития лексико - грамматических категорий

1.Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Синий василек. Синяя страна. Синее небо. Синие сливы.

2. Изменение прилагательных вместе с существительными по падежам: (Есть) синий василек. (Нет) синего василька. (Подошел) к синему васильку. (Вижу) синий василек. (Любуюсь) синим васильком. (Думаю) о синем васильке.

3. Практическое усвоение предлогов; изменение глаголов с помощью приставок. Розовая бабочка вылетела из розовой комнаты.

Розовая бабочка прилетела на розовую полянку.

 Розовая бабочка подлетела к розовой гвоздике.

Розовая бабочка перелетела на розовую звезду.

4. Согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов. Одна розовая ягода. Две розовые ягоды. Пять розовых ягод.

5. Подбор родственных слов. Зеленый, зеленка, зелень, зеленеют, позеленел, зеленоглазый, зелено, Зеленушка.

6. Объединение предметов по смыслу (по ассоциации). Красное платье — красные пуговицы. Красные пуговицы можно пришить на красное платье. Белая чашка — белое молоко. Белое молоко можно налить в белую чашку. Зеленый кузнечик — зеленая трава. Зеленый кузнечик живет в зеленой траве.

   Использование цвета в формирования связной речи

1. Составление предложений по демонстрации действий. Я положил на желтую салфетку желтого жука. Я рисую желтым карандашом желтого жирафа. Желтая жаба скачет по желтой дорожке.

2. Составление описательных рассказов. Это белая бабочка. Она прозрачная и легкая.  нее четыре белых крылышка. И так далее.

3. Сочинение сказок.

Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабиться.

Для чего необходимо расслабляться?

Важным моментом при взаимодействии с цветом является способность открыться интуитивным знаниям, то есть ощутить, прочувствовать, осознать. И ничто не помогает так проникнуть в мир интуитивной мудрости, как умение расслабиться. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии, пробуждает дремлющий творческий потенциал... Расслабление — это забота о самом себе, это помощь самому себе, это создание условий для нормальной работы своего организма. Потому что в процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Таким образом, использование  цветотерапии в коррекционной работе позволяет не только оказывать положительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, но и повышает эффективность исправления речевых нарушений, усвоения речевого материала .

Учитель- логопед: Мочалова Е. С.



Предварительный просмотр:

Использование цвета в логопедической работе.

Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, памяти, внимания, воображения, а главное способствует развитию речи. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений.

С целью повышение эффективности логопедических занятий в своей работе использую методику цветового игротренинга  Погосовой Н. М., направленную на комплексное развитие ребенка: развитие и коррекцию речи гармонизацию эмоционального состояния.

  Использование цвета для коррекции звукопроизношения

Логопеды знают, как порой утомительно и долго длится период автоматизации поставленного звука. Использование цвета в этот период может превратить скучную работу в интересную, живую и творческую. Дети берут в руки предметы и игрушки определенного цвета, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации. Все действия обговариваются. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от процесса работы с цветом.

Необходимо отметить два небольших ограничения, с которыми приходится мириться:

  1. Автоматизация звука в цвете возможна лишь на более продвинутом этапе, когда ребенок уже легко произносит поставленный звук в словах (в разных позициях).

 2. Если в названии цвета встречаются два трудных для произношения звука (а это можно обнаружить почти в каждом слове), то один из звуков у ребенка должен быть, либо сохранным, либо полностью автоматизированным. Очень хорошо использовать цвет и для дифференциации звуков. Возьмем, например, желтый цвет. Можно предложить детям найти среди желтых предметов сначала те, что содержат в своем названии звук «ж» (желтая жаба, желтый жук, желтая одежда, желтый жираф и т. д.), а потом те, в которых встречается звук «з» (желтая змея, желтый зонтик, желтый зайчик, желтая звезда и т. д.). Ниже перечисляются некоторые виды работ по автоматизации звуков в цвете.

1. Автоматизация звука «р»: красный, розовый, бордовый, серый, черный, оранжевый.

2. Автоматизация звука «рь»: сиреневый, коричневый, серебряный.

3. Автоматизация звуков «с» и «сь»: красный, синий, серый, серебряный.

4. Автоматизация звуков «з» и «зь»: золотой, розовый, зеленый.

5. Автоматизация звука «ж»: желтый, оранжевый.

6. Автоматизация звука «л»: белый, золотой, голубой, желтый.

7. Автоматизация звука «ль»: зеленый, фиолетовый.

8. Автоматизация звука «ч»: черный, коричневый.

Использование цвета для развития лексико - грамматических категорий

1.Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Синий василек. Синяя страна. Синее небо. Синие сливы.

2. Изменение прилагательных вместе с существительными по падежам: (Есть) синий василек. (Нет) синего василька. (Подошел) к синему васильку. (Вижу) синий василек. (Любуюсь) синим васильком. (Думаю) о синем васильке.

3. Практическое усвоение предлогов; изменение глаголов с помощью приставок. Розовая бабочка вылетела из розовой комнаты.

Розовая бабочка прилетела на розовую полянку.

 Розовая бабочка подлетела к розовой гвоздике.

Розовая бабочка перелетела на розовую звезду.

4. Согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов. Одна розовая ягода. Две розовые ягоды. Пять розовых ягод.

5. Подбор родственных слов. Зеленый, зеленка, зелень, зеленеют, позеленел, зеленоглазый, зелено, Зеленушка.

6. Объединение предметов по смыслу (по ассоциации). Красное платье — красные пуговицы. Красные пуговицы можно пришить на красное платье. Белая чашка — белое молоко. Белое молоко можно налить в белую чашку. Зеленый кузнечик — зеленая трава. Зеленый кузнечик живет в зеленой траве.

   Использование цвета в формирования связной речи

1. Составление предложений по демонстрации действий. Я положил на желтую салфетку желтого жука. Я рисую желтым карандашом желтого жирафа. Желтая жаба скачет по желтой дорожке.

2. Составление описательных рассказов. Это белая бабочка. Она прозрачная и легкая.  нее четыре белых крылышка. И так далее.

3. Сочинение сказок.

Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабиться.

Для чего необходимо расслабляться?

Важным моментом при взаимодействии с цветом является способность открыться интуитивным знаниям, то есть ощутить, прочувствовать, осознать. И ничто не помогает так проникнуть в мир интуитивной мудрости, как умение расслабиться. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии, пробуждает дремлющий творческий потенциал... Расслабление — это забота о самом себе, это помощь самому себе, это создание условий для нормальной работы своего организма. Потому что в процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Таким образом, использование  цветотерапии в коррекционной работе позволяет не только оказывать положительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, но и повышает эффективность исправления речевых нарушений, усвоения речевого материала .

Учитель- логопед: Мочалова Е. С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Логопеды знают , как порой утомительно и долго длится период автоматизации поставленного звука. Использование цвета в этот период может превратить скучную работу в интересную, живую и творческую....

Использование мнемотехники в логопедической работе при проведении артикуляционной гимнастики, и подготовке к изучению грамоте.

мнемотехника - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. На сегодняшний день - образная, ...

Использование коллажа в логопедической работе

В данной статье я рассказываю об использовании новых приёмов в коррекционно-развивающей работе....

Использование ИКТ в логопедической работе

Новые информационные технологии, без всякого сомнения, можно применять и к детям с нарушениями речевого развития. В практику учителей — логопедов активно входят компьютерные технологии, в том числе и ...

Использование ИКТ в логопедической работе

Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.Компьютер активно входит в нашу жиз...

Памятка для логопеда "Использование массажа в логопедической работе"

Буклет-памятка по использованию массажа в логопедической работе....

мастер-класс для педагогов "Использование цвета в логопедической работе с детьми"

В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. В деятельности учителя - логопеда они становятся перспективным средством к...