Консультация для воспитателей: «Развитие полисенсорного восприятия слепых дошкольников посредством занятий в сенсорной комнате»
консультация по коррекционной педагогике

Данные материалы раскрывают работу по развитию полисенсорного восприятия слепых дошкольников в сенсорной комнате. Представлено реабилитационное оборудование по развитию зрительного, осязательного и слухового восприятия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Российская Федерация

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД № 113

Консультация для воспитателей:

«Развитие полисенсорного восприятия слепых дошкольников посредством занятий в сенсорной комнате»

                                                       

                                                       Учитель-дефектолог

         Буздырина Ольга Борисовна

        

Калининград 2021

        Особая сенсорная комната для детей с тяжелыми нарушениями (слепые дети) впервые была разработана в скандинавских странах.

В России первая сенсорная комната появилась в 2003 году под руководством Елены Насибуловой. Проект получил название «Звезда Надежды» и был реализован на базе детского сада №224 (г. Москва).

      В нашем детском саду используется опыт передовых инновационных технологий зарубежных и отечественных специалистов. В сенсорной комнате мы проводим занятия со световым оборудованием, фибероптическими изделиями, игровыми и развивающими модулями, специальными приборами.  

      С помощью специализированного реабилитационного оборудования решаются следующие задачи:

 - развитие зрения и зрительного восприятия;

- развитие тактильного и слухового восприятия;

- развитие ориентировки в пространстве;

- сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья.

       В  ходе  проведения  занятий и упражнений у детей развивается  логическое мышление, память, внимание,  пространственное  мышление;  расширяется  словарный  запас, совершенствуется  грамматический  строй  речи,  развивается  связная  речь.

       Особенность занятий заключается в том, что дети, имеющие лишь светоощущение, не теряют способности видеть яркий свет в свечении приборов. Это развивает их зрительное восприятие. Занятия на приборах «Графика»,  «Тактильная акустическая панель»,  «Акустическое  кресло-подушка» и др.,  развивают ориентировку в пространстве, тактильное и слуховое восприятие, способствует релаксации.

         В нашем дошкольном учреждении приобретено оборудование для работы со слепыми детьми.

Прибор  «Пузырьковая  панель»

       Воздушно-пузырьковая  панель  предназначена  для  релаксации,  сенсорного  развития,  развития  зрительной  концентрации  и  навыков  идентификации  цветов. Так же  используется  как  декоративное  оформление  для  создания  уютной  и  успокаивающей  атмосферы.

Игровая  панель  «Бесконечность»

       Игровая  панель  «Бесконечность»  представляет  собой  панно  из  фибероптических  нитей  и  зеркала. Спокойная  цветовая  гамма,  мерцающий  свет  расслабляют,  создают  уют  в  сенсорной  комнате. Отражение  волокон  в  зеркале  доставляет  огромное  удовольствие  от  создаваемых  визуальных  образов.

   Упражнения  и  занятия  с  зеркалом  способствует  эмоциональному  расслаблению;  психологическому  комфорту,  мотивируя  на  дальнейшую  работу; активизации  кинестетических  ощущений;  развивают  воображение,  познавательные  процессы,  формируют  представление  о  цвете.

    Кроме  того,  работа  с  зеркалом  способствует  развитию  зрительного  восприятия,  формированию  фиксации  взора,  концентрации  внимания,  плавного  прослеживания  и  зрительной  координации,  а  также  создает  возможность  находиться  под  воздействием  сложного  сенсорного  потока  светового  раздражителя,  что  способствует  развитию  сенсорно-перцептивных  ощущений.

Подвесной  фибермодуль «Тучка»

          Фибероптические  волокна  точечного  бокового  свечения  свисают  с  несущей,  выполненной  в  виде  тучи  платформы,  имитируя  многочисленные  разноцветные  капли  дождя. Волокна  можно  перебирать,  держать  в  руках,  обматывать  вокруг  частей  тела,  познавать  их  свойства  зрительно  и  тактильно. Волокна  светятся  и  изменяют  цвет  по  всей  длине. При  последовательном  освещении  возникают  разнообразные  световые  эффекты,  напоминающие  струи  воды. Каскад  света  завораживает,  привлекает  внимание  и  обладает  успокаивающим  эффектом, формирует представление о цвете.

Тактильная  акустическая  панель

            Фибероптическая  тактильно-акустическая  панель  представляет  собой  основание  из  натурального  дерева  в  деревянном  обрамлении. На  панели  расположены  различные  по  фактуре,  цвету  и  форме элементы. Посередине  располагается  окошечко  в  виде  звезды,  в  котором закреплена  картина  с  изображением  и  вплетенными  фибероптическими  нитями. Источник  света  встроенный. Смена  цветов  подсветки,  светоэффектов  фибероптического  волокна  производится  с  пульта дистанционного управления.

        Фибероптическая  тактильно-акустическая  панель  предназначена  для  развития  тактильных  ощущений,  моторики, зрительной  памяти  и  профилактики  зрения; развития  логического  мышления, причинно-следственных  связей  и  пространственного  мышления.

Акустическое  кресло-подушка

          При звучании музыки гармоничные звуки благотворно воздействуют на психику, а мягкая вибрация наполняет пространство и слегка приятно проникает в тело. Встроенные в конструкцию мягкого музыкального кресла-подушки колонки музыкального центра обеспечивают позитивные ощущения. Сеансы с использованием музыкального кресла-подушки позволяют расслабиться, нормализовать тонус мышц, снять нервное напряжение, стрессы и тревожность. Для слепых дошкольников мы используем аудиозапись: «Звуки природы», «Шумы улицы», голоса птиц и животных и др. Это способствует развитию слухового восприятия и обогащению представлений об окружающем мире.

Прибор  «Графика»

       Прибор  «Графика»  - это  учебное  пособие,  предназначенное  для  коррекционной  работы    с  детьми  дошкольного  возраста. Пособие  способствует  развитию  зрительных  функций  и  может  быть  использовано  для  выполнения  заданий  по  ориентировке для слепых детей, формированию  не стереоскопических  способов  изображения  пространства,  человека  и  его  эмоций,  математических  представлений,  по  обучению  грамоте.

Прибор «Воздушно-пузырьковая колонна»

      Прибор представляет собой стеклянную колбу, обрамленную двумя зеркалами. При включении прибора снизу поднимаются пузырьки, которые подсвечиваются яркими цветами. Дети рассматривают цвет пузырьков, держатся за колонну, которая издает вибрацию.

      В процессе игры происходит подзарядка положительными эмоциями; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия; релаксационный эффект.

     Вывод:  занятия слепых дошкольников на специальных приборах и оборудовании в сенсорной комнате развивает у них полисенсорное восприятие, что способствует их успешной социализации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»

laquo;Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»...

Консультация для воспитателей Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры

Консультация содержит разъяснительный материал  по проведению дидактических игр на развитие интеллектуальных способностей детей....

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей с ТНР посредством сенсорного воспитания»

Данная консультация знакомит воспитателей с развитием речи детей с ТНР через сенсорное воспитание...

Консультация для воспитателей "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников, посредствам музыкального воспитания"

Консультациядля воспитателей. "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников, посредствам музыкального воспитания"...

Консультация для воспитателей: «Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр» 3-й год обучения

Данный материал содержит дидактические игры на развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения. Игры даны с постепенным усложнением и направлены на развитие восприятия цвета, формы и ...

Консультации для воспитателей. Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр.

Консультации для воспитателей.Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр....

Консультация для воспитателей .Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, вос...