Методы и приемы развития внимания у детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Дмитриева Анастасия Сергеевна

Внимание среди психических явлений занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, с помощью него выражаются интересы, направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_razvitiya_vnimaniya_u_detey_s_ovz.docx15.01 КБ

Предварительный просмотр:

Внимание среди психических явлений занимает особое место: оно не

самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В

то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в

познавательные процессы, с помощью него выражаются интересы,

направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона

психической деятельности и является необходимым условием успешного

приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности,

самовыражения личности.

 В норме у детей внимание начинает развиваться на 10-12 день жизни и

продолжает совершенствоваться в подростковом периоде. Внимание здоровых

детей в школьном возрасте становится устойчивым, у них хорошая

распределяемость, концентрация и переключаемость внимания. У детей с

ограниченными возможностями здоровья все обстоит по-другому.

 Экспериментальных исследований, специально посвященных изучению

основных свойств внимания детей с ограниченными возможностями здоровья,

весьма немного. К их числу следует отнести исследования И.Л.Баскаковой,

И.Г.Еременко, Л.И. Переслели, С.В. Лиепинь. Для детей с ограниченными

возможностями здоровья характерное преобладание непроизвольного внимания

над произвольным объясняется особенностями их нейродинамики: слабостью

внутреннего торможения и резко выраженным внешним торможением. Трудно

регулируемое внешнее торможение лежит в основе частых отвлечений

внимания и его неустойчивой направленности. Слабая сосредоточенность

внимания таких детей объясняется нарушением концентрации процесса

возбуждения. Сложности распределения и переключения внимания

обуславливаются патологической инертностью процессов возбуждения и

торможения. Уровень развития внимания детей с ограниченными

возможностями здоровья весьма низок. Их внимание нестойкое. Оно легко

переключается с одного объекта на другой. Нередко случаются длительные

периоды затухания внимания. Внимание детей направляется в основном на

предметы, ярко выделяющиеся среди других и чем-то вызвавшие интерес и

эмоциональное переживание (яркий цвет, большой размер).

 Дети с ОВЗ смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом

присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития

внимания дети не улавливают много из того, о чем сообщает им учитель. По

этой же причине дети выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им

однотипной работы.

 Объем зрительного внимания детей больше зависит от количества

предъявляемых объектов, так как доминирующее влияние на него оказывает

недостающая зрелость физиологических функций (замедленность процесса

восприятия, увеличенное время реакции).

 Внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс

выбора нужной информации и отбрасывания лишней. В человеческий мозг

ежесекундно поступают огромное количество сигналов из внешнего мира. Если

бы не существовало внимание, то мозг не смог бы избежать перегрузки.

Внимание обладает определенными свойствами: объем, устойчивость,

концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и

произвольность.

 Сосредоточенность или концентрация внимания – это удержание

внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всех

других объектов.

 Устойчивость внимания – это длительное удержание внимания на

предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивое внимание – это такое

внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно

сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе.

Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое,

колеблющее, которое то и дело ослабляется или отвлекается на какой-либо

раздражитель.

 Объем внимания – это количество объектов, которые охватываются

вниманием, одновременно. Объем внимания во многом зависит от знаний

объектов и от связи их друг с другом.

 Распределение внимания – это умение выполнять две или более различные

деятельности, удерживая на них свое внимание.

 Переключение внимания – это способность быстро переходить от одной

деятельности к другой.

 Нарушение каждого из свойств, приводит к трудностям в

функционировании внимания как процесса, как следствие к отклонениям в

деятельности ребенка.

При маленьком объеме внимания – ребенок не может одновременно

сосредоточиться на нескольких предметах и удерживать их в уме.

При недостаточной концентрации и устойчивости внимания ребенку трудно

долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

При недостаточной избирательности внимания ребенок не может

сосредоточиться именно на той части материала, которая необходима для

решения поставленной задачи.

При плохо развитой переключаемости внимания ребенку трудно

переключиться с выполнения одного вида деятельности на другой.

При плохо развитой способности распределения внимания ребенок не умеет

эффективно, без ошибок, выполнять одновременно несколько дел.

Недостаточная произвольность внимания не позволяет ребенку

сосредотачивать внимание по требованию.

 Эти недостатки могут быть устранены при использовании специальных

упражнений на уроках и внеурочной деятельности, тренирующих основные

свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и

переключение; использовании упражнений, на основе которых развивается

внимательность как свойство личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приемы развития словообразования у детей с речевой патологией"

Словообразование  изучает образование родственных, однокоренных слов и описывает установившееся формально-смысловое отношение между производящим и производным....

Методы и приемы развития активной речи детей в дошкольном возрасте.

Статья : "Методы и приемы развития активной речи детей в дошкольном возрасте"....

Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте.

К.Д.Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувс...

консультация для воспитателей "Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте"

консультация для воспитателей "Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте"...

Статья на тему: "Приемы развития внимания у детей дошкольного возраста".

Внимание — это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.Внимание является сквозным психическим п...