Взаимодействие учителя-дефектолога и и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности в детском саду с детьми ЗПР
консультация по коррекционной педагогике

материал включает в себя теоретический и практический материал (игры подвижные и малоподвижные).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_uchitelya_defektologa_i_instruktora_po_fizi.docx100.35 КБ

Предварительный просмотр:

"Взаимодействие учителя-дефектолога и и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности в детском саду с детьми ЗПР"

Несомненно, что коррекционная работа с детьми с ОВЗ будет успешней, если ее решают совместными усилиями разные специалисты детского сада. В представленной статье рассмотрены аспекты взаимодействия учителя-дефектолога и инструктора по физической культуре.

  Для детей с ЗПР характерно   тяжёлое  нарушениями речи,  нарушение  в познавательной сфере, эмоционально-волевой, моторной сфере. Эти дети по своему физическому развитию отличаются от своих сверстников нарушением моторики, общей скованностью, нарушением координации, двигательной расторможенностью, слабой ориентировкой в пространстве, слабостью мышц.

    Проведя обследование в сентябре, учитель-дефектолог выявляет уровень познавательной деятельности, сформированность психических процессов, особенности психомоторного развития в соответствии с возрастом детей. Инструктор по физической культуре обследует уровень развития двигательных качеств, оценивает уровень владения двигательными навыками, соответствие физического развития ребенка возрастным нормам.

Для дальнейшего взаимодействия инструктор по физической культуре и учитель-дефектолог анализируют результаты диагностики детей и в зависимости от уровня психо-речевого, моторного и физического развития они определяют цель, задачи планирования фронтальной, индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы. и совместно составляется комплекс материала для развития движений, координации, двигательной активности.

В процессе коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:

-развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;

- координации движений;

-общей и мелкой моторики;

-обогащения сенсорного опыта детей;

-совершенствование восприятия окружающих предметов;

-ориентировка в пространстве;

Особенности планирования совместной деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входит задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с ЗПР.

У большинства детей вызывает затруднение ориентировка в пространстве. Под влиянием целенаправленного обучения дети должны уметь:

1) различать основные пространственные направления (вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз, впереди, сзади, слева, справа);

2) определять свое местоположение среди окружающих предметов и относительно другого человека («Я нахожусь впереди Саввы», или «Я стою возле окна»);

3) определять размещённость предметов в пространстве (вверху-внизу, ближе — дальше, впереди — сбоку и т. д.);

4) определять пространственные отношения между предметами по линиям основных (вертикальное, горизонтатьное и саггитальное (разделяет тело на правую и левую части) и промежуточных направлений (перед домом, через площадь, наискосок, чуть правее);

5) пространственно ориентировать свои движения при ходьбе и беге; в двухмерном пространстве (столе, полу, тетради и т. д.)

Чтобы процесс обучения проходил легко и интересно, инструктор и учитель дефектолог   в своей работе  используют  игры, упражнения, словесные указания, объяснения, которые направлены на развитие умения ориентировки в пространстве.

Объясняют  значение выражений и дают  задания, упражнения на развитие их:

«в центре», «посередине», «выше», «ниже», «справа», «слева», «левее», «правее», «перед», «за», «между», «рядом», «над», «противоположный». Особое внимание следует обратить на различение ребенком правой и левой сторон «на себе» (пространственные представления).

Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например:«вперед», «назад», «вверх», «вправо» и «влево»— простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону;«вниз»— приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т.п. Вначале ребенок выполняет движения вместе с ведущийом, который и поясняет (означивает) каждое направление.Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым движения выполняются.

Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, переход из внешнего во внутренний план. Так, по инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем —только взором.

Инструктор использует эти упражнения на своих занятиях, а учитель –дефектолог как динамическую паузу в своей деятельности.

  • -  Ходьба и прыжки:

а) с поворотом на 90 и 180° в обе стороны;

 б) через предмет (вправо-влево, вперед-назад), лежащий на полу (малый мяч, гимнастическая палка, стул), стоя к нему лицом, боком, спиной;

в) прыжки с поворотом на 180° на двух ногах через гимнастическую палку:с продвижением на разные расстояния от какого-то ориентира, линии; с продвижением вперед, но с промежуточным движением (один прыжок вперед — через линию, другой — параллельно линии и т.д.).

  •  Игра «Вверху-внизу» Цель: развивать умение различать направление “выше” и “ниже” относительно собственного тела.

Ход игры. Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.

  • Игра «Где мяч?» Цель: закрепление навыка ориентировки в схеме собственного тела Ход игры. Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь. Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п. Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом...)
  • Игра «Кто быстрее».

Цель: отработка представлений о схеме тела; правая-левая сторона.

Наличие «браслета-метки» обязательно. Данная игра имеет несколько уровней сложности:

1 уровень предполагает прямые одноручные действия (например, левой рукой дотронься до левого уха; правой рукой дотронься до правого глаза, и т.д.);

2 уровень предполагает перекрестные одноручные действия (например, левой рукой - до правой брови);

3 уровень - перекрестные двуручные действия (например, правой рукой до левой щеки, а левой рукой до правого уха). Соответственно, третий уровень самый сложный и его выполнение детьми возможно только после прохождения предыдущих уровней сложности.

Рекомендуется начинать эту игру с первого уровня сложности. Дети стоят рядом со взрослым, желательно перед зеркалом. Ведущий дает команду, дети проговаривают ее вслух и стараются выполнить. На данном этапе, взрослый выполняет задание вместе с детьми. Также необходим соревновательный момент. Причем, если кто-то из детей затрудняется выполнить задание и другой ребенок объясняет ему, как правильно сделать, ориентируясь на фиксированную руку и сторону, то данное подробное объяснение поощряется.

Ведущим является взрослый, у него тоже зафиксирована левая рука, он выполняет команды, стоя лицом к детям. Таким образом, стоя напротив друг друга, дети видят, что там, где у них левая сторона, у взрослого- правая. Взрослый задает вопрос, почему так получилось, и дети стараются объяснить. При трудностях детей, взрослый обращает их внимание на свою фиксированную «браслетом» левую руку.

  •  Игра «Робот».

Цель: отработка пространственных представлений в двигательной сфере.

Данная игра позволяет развивать зрительно-пространственные функции в двигательной сфере. Ведущий прячет мелкий предмет, в комнате, причем, участники игры закрывают глаза. Когда предмет спрятан, игроки открывают глаза, ведущий говорит, что они - «роботы» и будут искать спрятанную вещь, но по команде ведущего. Ведущий может отдавать такие команды, как: сделай … шагов влево (вправо, вперед, назад); повернись через правое (левое) плечо. Также важным является ориентировка на фиксированную «браслетом» руку. Данная игра имеет несколько уровней сложности. Перечислим некоторые из них:

 При первичном знакомстве с игрой взрослый является ведущим. Он отдает «приказания» куда надо следовать «роботам», чтобы найти спрятанный предмет. Причем, ведущий встает рядом с детьми в одну линию и двигается вместе с ними. При ошибках детей обращается их внимание на «браслет».

 На следующем этапе ведущим остается взрослый, но он уже не двигается вместе с детьми, а просто направляет «роботов». Если кто- то из детей ошибается, то его движение корректируют дети, объясняя как надо выполнять команду. Взрослый приходит на помощь только в очень редких случаях.

 Ведущим становится ребенок. Он прячет предмет и регулирует направление «роботов», причем, двигается вместе с ними в одной «линейке».

Ведущим остается один из детей. Остальные дети и взрослый - «роботы». На данном этапе взрослый «иногда ошибается». Его движения корректирует ведущий. Если ошибается ведущий, то ему на помощь приходит взрослый, обращая его внимание на «браслеты» его «роботов». Желательно, чтобы ребенок после организующей помощи сам исправил свою ошибку.

 Ведущий - ребенок прячет предмет и встает напротив «роботов». Отдавая команды, ведущий двигается тоже. Таким образом, «роботы» и ведущий двигаются друг на встречу другу. Представленный вариант игры является сложным, поскольку ведущему необходимо направлять игроков, контролируя их движение, производить перешифровку своих шагов, контролируя и свое направление.

Также сложным вариантом данной игры является поиск спрятанного предмета по написанной схеме.

Определение направлений в пространстве относительно своего тела является следующим этапом формирования пространственных представлений.

  •  «Движения в одном направлении». Предложите ребенку: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, присесть на правое колено и т.д. Так же отрабатываются другие направления — слева, сверху, снизу, спереди и сзади.
  • «Что находится справа от меня?». Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от тебя?». Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.
  • «Повернись направо, повернись налево». Для этой игры вам понадобится большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сторон — игроки. Игроки командует водящему: «Направо!» Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует («Направо!», «Налево!», «Вперед!», «Назад!»). Если играющих не хватает, то водящий ударяет мячом об пол с нужной стороны от себя и поворачивается, а следующую команду дает кто-либо из играющих (по договоренности).
  •  «Кто где стоит?». В эту игру могут играть не менее трех детей. Ставится задача — обозначить место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например:«Где стоит Петя относительно тебя?» Затем дети в произвольном порядке меняются местами, и игра продолжается.
  •   «Диспетчер и самолет». При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а ведущий — диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.
  •  «Передай мяч назад». В эту игру может играть любое количество детей, стоя в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же сам бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет действия первого игрока и т.д. По команде взрослого или первого игрока мяч передается сверху (снизу, справа, слева). Сначала детям предлагается вслух проговаривать название направления, в котором они передают мяч.
  •  «Беги на новое место». Дети встают в колонну. Ведущий или ребенок ведущий говорит: «Я стою перед Петей». Петя должен перебежать в самый конец колонны, назад. Другой ребенок говорит: «Я стою сзади Вити», и Витя бежит в самое начало колонны, вперед. Усложнение задания: нужно бежать в противоположном направлении. Аналогично — стоя в шеренге:«Я стою справа от...» (с передвижением влево и т.д.).
  • «Где же я сижу?». Дети рассаживаются в ряд или полукругом. Ставится задача определить свое место: «Я сижу слева от Пети; справа от Маши, но левее Сережи; напротив (и т.д.)». Затем они меняются местами, и игра продолжается.

Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вызывает у детей значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке. Необходимо убедить детей на практике, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот»: «Право — где у меня лево, а лево — где право».

А. Двое детей, стоящих друг за другом, берутся за правые руки и убеждаются, что у обоих правая рука с одной и той же стороны. Затем, не разнимая рук, они поворачиваются лицом друг к другу и убеждаются, что правые руки находятся наперекрест.

Б. Ребенок, стоя в колонне спиной к остальным, поднимает правую руку; остальные поднимают свою правую руку и убеждаются, что он сделал это правильно. Не опуская руки, ребенок поворачивается лицом к остальным. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своими, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих напротив друг друга.

  •  «Найди свою правую руку». Сидя напротив ребенка, дать инструкцию: «Делай своей правой рукой (кстати, где она?) то же, что и я делаю правой». Интересно делать по очереди одинаковые жесты одноименными частями тела (вытянуть правую руку, потом левую ногу, а обратно — согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку и т.д.).
  • -«Найди правый рукав». Попросите ребенка определить правый и левый ботинок, рукав, карман, штанину на одежде, лежащей в различных положениях; найти левый и правый отпечаток босой ноги.
  • «Правильное зеркало». Стоя или сидя с ребенком друг напротив друга, вы отрабатываете схему «зеркало» на движениях сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так, если ведущий переносит свою правую руку к вправо, то ребенок свою левую — влево. Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут идентичными.

Раздел «Подвижные игры» планируется в соответствии с лексическими темами, изучаемыми на занятиях с учителем-дефектологом. Например, при изучении темы «Защитники Отечества» инструктор по физической культуре планирует подвижную игру «Мы пока еще ребята», в которой дети развивают зрительное и слуховое внимание, ритм, интонационную выразительность речи, а также пространственное восприятие. При отработке учителем-дефектологом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? - у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок).

Название лексической темы.

Содержание работы

Сентябрь

Диагностика

Диагностика

Диагностика

Диагностика

Осень.

Подвижная игра «Шишки, желуди, каштаны»

Упражнение для глаз «Осень»

Деревья

Подвижная игра с речевым сопровождением «Ели, ёлки, ёлочки» «К названному дереву беги», «Найди листок, как на дереве»

Игра малой подвижности «Ёлка, берёза, дуб» Упражнение для глаз «Ветер» 

Октябрь.

Овощи.

П/и «Огуречик»

Упражнение для глаз «Овощи»

Фрукты. Ягоды.

Игра малой подвижности  «Назови фрукт»

Пальчиковая игра «Фруктовая ладошка»

Человек. Части тела.

П/и «Кулачки»

Пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять…»

Игрушки.

Игра малой подвижности «Хочешь с нами поиграть»

П/игра «Соберитесь у мяча»

Ноябрь

Бытовые приборы, инструменты.

П\игра «Горячая лампочка»  

Посуда.

П/и «Найди пару»

Игра малой подвижности «Сегодня маме помогаю»

Продукты питания

Игра малой подвижности «Съедобное и несъедобное»

Игра – эстафета «Репка»

Мебель.

П/и «Займи свой стул».

Подвижная игра с речевым сопровождением «Уборка»

Игра малой подвижности «Летает – не летает»

Дикие животные.

Подвижные игры «Зайчиха и зайчата», «Во берлоге, во лесу»

Упражнение для глаз «Заяц»

Декабрь.

Зима.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Здравствуй, зимушка-зима!»

 Игра малой подвижности «Веселые снежинки»

П/и «Мороз»

Животные жарких стран и Севера

П/и «Ловля обезьян».

Домашние животные и птицы

П/и «Домашние птицы», «Наседка и коршун»

Игра малой подвижности «Найди цыпленка»

Упражнение для глаз «Кот»

Новый год.

Подвижная игра «Волшебная снежинка»

«Волшебники»

Январь.

Каникулы

Каникулы.

Транспорт.

Игра «Поезд едет, поезд мчится»

Игра «Займи место в автобусе»

П/и «Самолёты»

Зимующие птицы.

Игра на внимание «Летает – не летает».

Игра малой подвижности «Найдем синичку»

П/и «Голуби и кот»

Февраль.

Одежда. Головные уборы.

Игра «Ходим в шляпах»

Игра малой подвижности «Передай кепку»

Обувь.

Игра малой подвижности «Найдем башмачок»

Игра – эстафета «Кот в сапогах»

Профессии, инструменты.

П/и «Забинтуй раненого, «Полоса препятствий»

Игра малой подвижности «Внимательный разведчик»

День защитника Отечества.

П/и «Пожарные на ученье»

«Слепой – поводырь»

Март.

 Весна.

Подвижная игра «Как у нашей мамы руки»

  8 Марта.

 Игры малой подвижности «Приметы весны», «Верба - вербочка»

Перелётные   птицы.

Игра малой подвижности «Куда спряталась птичка»

 Семья.

Игры «Узнай по голосу», «Пора домой»

Насекомые

Подвижная игра с речевым сопровождением «Стрекоза»

П/и «Весёлые пчёлы»

Упражнение для глаз «Стрекоза»

Игра малой подвижности «Назови насекомое»

Апрель.

Рыбы. Водоёмы.

Игра малой подвижности «Назови рыбку»

Подвижная игра «Рыбак и рыбки», «Море волнуеться»

Космос.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Ракеты»

Дом. Страна.

Подвижная игра с речевым сопровождением «По посёлку мы гуляем»

Май.

День Победы.

  Подвижная игра с речевым сопровождением   «Мы пока еще ребята»

Игра малой подвижности «Чтобы сильным, ловким быть»

Комнатные растения. Цветы луга, сада

П\игра «Первоцвет».

Диагностика

Диагностика

Диагностика

Диагностика

Картотека игр.

Подвижная игра «Первоцвет».

Цель: закреплять названия первоцветов, развивать быстроту реакции на сигнал.

Играющие ставят на землю сосуд (кувшин, горшок и т.д.). Затем они садятся вокруг него и закладывают руки за спину. Один из игроков изображает садовника. Он ходит позади стоящих детей с цветами. Все говорят:

Цвет-цвет, первоцвет,

Собирается букет.

Катя несет медуницу,

Андрейка - сон траву,

Виталий - мать – и - мачеху,

Аришка – гусиный лук,

А Савелий - первоцвет.

Не говори, ни "да" ни "нет",

А неси цветы в букет!

Во время проговаривания слов садовник кладет в руки нескольким детям по одному цветку. Потом командует: "Раз, два, забегай! Букет собирай!" Дети с цветами встают и бегут вокруг сидящих участников, возвращаются к местам, где раньше находились, и через эти проходы входят в круг. Кто из игроков первым кладет цветок в сосуд, тот собирает у остальных цветы и становится хозяином букета.

«Слепой – поводырь»

Задачи:

-закреплять умение детей ориентироваться в пространстве,

-действовать по сигналу.

Ход игры: На полу расположены предметы, препятствия. Через них надо пройти на другую сторону. Препятствия проходит игрок с завязанными глазами, слушая команды другого игрока «поводыря». Например: Два шага вправо, четыре шага прямо, перешагивай, три шага влево, присядь, ползи, стоп и т. д.

Подвижная игра «Ловля обезьян»

Цель: развивать быстроту, мелкую моторику рук.

Организация.  Дети, изображающие обезьян располагаются на одной стороне площадки или в одном из углов спортивного зала (это дом обезьян). Дети выходят на середину зала и повторяют  упражнения,   которые показывает ловец (инструктор по физкультуре), • Руки согнуты в локтях и разведены в стороны - сжимание и разжимание пальцев.

• Руки согнуты в локтях перед собой, пере крестное движение рук, сжимание и разжимание пальцев.

• Руки разведены в стороны, наклоны влево (вправо) и поднимание левой (правой) ноги, локоть тянется к колену.

• Руки разведены в стороны, ходьба на полусогнутых ногах вокруг своей оси.

• Ходьба на прямых руках и ногах, опираясь на пальцы рук и пальцы ног.

По сигналу «Ловец!» обезьяны бегут в свой дом. Тех, кто не успел убежать, ловец уводит к себе.

Подвижная игра «Горячая лампочка».

Цель игры: закрепление передачи мяча по кругу.

Описание: Игроки строятся в круг, один из игроков держит в руках мяч. Под музыку или звуки бубна дети передают по кругу мяч друг другу. Как только музыка остановилась, игрок, у которого оказался в руках мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2 игрока- победителя. При передаче мяч не бросать; уронившие мяч- выбывают из игры

Упражнение для глаз «Ветер»

Ветер дует нам в лицо.
(Часто моргают веками.)
Закачалось деревцо.
(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)
Ветер тише, тише, тише…
(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)
Деревца все выше, выше!
(Встают и глаза поднимают вверх.)

Подвижная игра «Шишки, желуди, каштаны»

Группа детей делится на 3 команды. Одна называется «Шишки», вторая – «Желуди»,  третья – «Каштаны». У каждой команды есть свой «дом» - дерево, на котором созревают вышеназванные плоды. По команде педагога «Деревья качаются, плоды осыпаются!» дети врассыпную разбегаются по залу. По команде «Быстро к дереву беги, свое дерево найди» дети должны построиться в колонки за своими деревьями. Игра повторяется 3—4 раза.

Упражнение для глаз «Осень»

Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).

«Овощи»

Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.

Обвести глазами круг.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Посмотреть влево- вправо
Влево — вправо.
Посмотреть вниз.
Посмотреть вверх.
Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз, (Повторить 2 раза.)

Игра малой подвижности «Угадай-ка»

Дети образуют круг, берутся за руки. По сигналу педагога, стоящего в центре круга, начинают движение в правую сторону, произнося следующий текст:

Угадай-ка, угадай-ка,

Ну-ка с нами поиграй-ка!

Твои загадки отгадаем,

Мы овощи и фрукты знаем.

Педагог подает Команду «Стоп!», дети останавливаются. Педагог называет чье-либо имя, определяя, кто из детей будет отгадывать название овоща или фрукта по описанию педагога.

Педагог: « Саша, угадай! Этот овощ зеленого цвета, у него много одежек и все без застежек, внутри находится белая, сладкая кочерыжка.

Саша: Это капуста.

Педагог: Света! Этот овощ растет в земле, он красного цвета, с длинным хвостиком, кругленький, как маленький мячик.

Света: Это редис.

Подвижная игра с речевым сопровождением  «Огуречик»

Огуречик, огуречик,                     Ходьба на носках

Не ходи на тот конечик.                 По окончании текста «Мышка» ловит детей

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.                 Прыжки с продвижением вперед.

Игра малой подвижности  «Назови фрукт»

Дети образуют круг.  В центр круга становится педагог с мячом. | Педагог произносит текст:

Ну-ка, Лена (Маша, Саша), не зевай!

Фрукт  скорее называй!

Затем педагог кидает мяч любому ребенку, ребенок ловит его, возвращает педагогу, называя фрукт. Игра продолжается. Примерные ответы детей: фрукты: яблоко, груша, слива;

«Фруктовая ладошка».

Этот пальчик — апельсин, 

Он, конечно, не один. 

Этот пальчик — слива,

 Вкусная, красивая. 

Этот пальчик — абрикос, 

Высоко на ветке рос.

 Этот пальчик — груша, 

Просит: «Ну-ка, скушай!» 

Этот пальчик — ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.

Игра-эстафета «Репка»

Количество участников: 2 команды по 7 человек

На каждого участника надеваются маски персонажей сказки. Первый участник, Дедушка, бежит, обегает «репку», подбегает к бабушке, берет ее за руку, вместе они обегают «репку» (кеглю) и т.д. до последнего участника Мышки.  Когда дети, держась за руки, цепочкой подбегают к кегле «репке», Мышка (последний ребенок) забирает кеглю. Дети все вместе бегут к стартовой линии. Побеждает команда, все участники которой пересекли линию.

Игра малой подвижности «Назови рыбку»

Ведущий:. Странные рыбы на свете живут,

Плавают так, как их с детства зовут.

Те, кто назвал их, словами играли.

Вы этих рыб не встречали?

(Дети становятся в круг и ведущий бросает мяч, дети называют рыб)

Подвижная игра «Рыбак и рыбки»

Все участники игры делятся на две группы. Одна группа — это «рыбаки», другая группа — это «рыбки». Эти две группы должны встать друг напротив друга на некотором расстоянии. Между «рыбаками» и «рыбками» происходит разговор:

— Что вы делаете?

— Невод.

— Что вы будете ловить?

— Рыбу.

— Какую?

— Щуку.

— Ловите!

«Рыбы» убегают, а «рыбаки» стремятся их догнать. Если «рыбак» догонит и осалит «рыбу», она считается «пойманной».

Подвижная игра «Море волнуется»

     Принимать участие может любое количество игроков. Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
  В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего.

Игра малой подвижности «Съедобное и несъедобное»

Игра начинается с выбора ведущего.

Все игроки садятся на лавочку в ряд (как вариант - становятся в круг).

Ведущий кидает мяч любому игроку и одновременно называет какой-либо предмет. Если "это" съедобное - игрок должен поймать мяч. Если несъедобное - отбить его.

Если кто-то "съел" несъедобное, он становился ведущим.

Подвижная игра «Волшебники»

Задачи:

-закреплять знания геометрических фигур,

-развивать пространственную ориентировку и выразительность движений.

Ход игры: Дети получают канат со связанными концами, берутся за него двумя руками и по сигналы образуют различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник).

Подвижная игра «Домашние птицы»

Дети встают в круг. Выбирается водящий – Кот, который отходит в сторону и ждет своего выхода.

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споет

Ку-ка-ре-ку!

А как выйдет Васька-кот,

Лапкой мордочку утрет,

Разбегайся кто куда,

А то птичек ждет беда!

Дети идут по кругу в перевалочку, подражая походке уток.

Идут по кругу, вытянув шею вперед и отставив руки-«крылья» назад.

Останавливаются, встают лицом в круг, хлопают руками по бокам.

Встают спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки.

Выходит в круг водящий-«кот», имитирует движения кошки, когда она умывается. Дети разбегаются по залу врассыпную, «кот» ловит их.

Игра «Найди цыпленка»

Инвентарь: игрушка-цыпленок (резиновая или пластмассовая) высотой 8—10 см.

Дети закрывают глаза, в это время педагог прячет игрушку.

Дети образуют круг. Берутся за руки. Педагог встает в круг вместе с детьми. Все вместе, держась за руки, идут по кругу. Педагог произносит текст:

Вышла мама-курица

Погулять па улицу.

Вышли с ней цыплятки —

Веселые ребятки.

Вдруг исчез один цыпленок —

Желтый, маленький ребенок.

Дети, помогите!

Цыпленочка найдите!

После этих слов дети расходятся по участку, ищут игрушку. После того как кто-либо из детей найдет игрушку, он приносит ее педагогу. Игра повторяется.  

Подвижная игра с речевым сопровождением  «Кулачки»

Мы идем, идем, идем.

Кулачки все жмем, да жмем.

На носочки мы поднялись,

Крепко пальчики прижались.

А потом, потом, потом

Мы на пяточках пойдем,

Руки за спиной сомкнем.

Разбежимся кто куда

И обратно на раз, два.

Ходьба по кругу, сжимая пальцы рук в кулак.

Ходьба на носках, руки вверх, ладони прижав.

Ходьба на пятках, руки полочкой за спиной.

Бег врассыпную и нахождение своего места в кругу.

Игра малой подвижности «Забинтуй раненого»

Играющие встают парами. Один из них – санинструктор, другой – раненый. Раненый садится на стул. По сигналу нужно забинтовать части тела (ногу, руку, голову и т.д.) Санинструктор бинтует раненому определенную часть тела.

 Один, два, три, четыре, пять!

Можем всё мы показать!

Это локти - их коснемся.

Вправо, влево мы качнемся,

Это плечи — их коснемся.

Вправо, влево мы качнемся.

Если мы вперед качнемся, 

То коленей мы коснемся.

Один, два, три четыре, пять!

Можем всё мы показать!                                

Ритмично хлопают в ладоши.

Обхватывают ладонями оба локтя.

Выполняют наклоны вправо и влево.

Кладут кисти рук на плечи, 

Выполняют наклоны вправо и влево.

Выполняют наклоны вперед, касаются коленей.

Ритмично хлопают в ладоши

Игра «Ходим в шляпах»

Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие равновесия, ловкости, координации движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: «шляпа» для каждого игрока – мешочек с песком 200-500 гр., колесико, дощечка и т.д.

Правила и ход игры: играющие стоят. Детям кладут на голову легкий груз – «шляпу». Проверив осанку детей (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища), ведущий дает сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате или площадке, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, у кого «шляпа» ни разу не упала, и при этом он не нарушил осанку.

Варианты

  1. Детям предлагается не ходить, а пританцовывать.
  2. Пройти по извилистой линии, начерченной на полу мелом.
  3. Ходить по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы.

Игра малой подвижности «Передай кепку»

Играющие выстраиваются в круг. Одному из них ведущий дает в руки кепку. Под музыку дети передают кепку из рук в руки. Как только заканчивается музыка, тот ребенок, у которого в руках оказалась  кепка, надевает ее на голову и выходит в круг. Показывает движения, дети повторяют. Ребенку, у которого лучше получаются движения по показу, ведущий дает кепку. Игра возобновляется. Повторяется 3-4 раза.

Игра-эстафета «Кот в сапогах»

             Для проведения эстафеты потребуются сапоги большого размера.

Первый участник по сигналу должен быстро надеть их и добежать до финиша.

Чтобы усложнить эстафету, можно поставить на пути 3 кегли. Пробегая мимо них, каждый участник должен задержаться и совершить красивый поклон, затем возвращается и отдает сапоги следующему участнику.

Игра малой подвижности «Найдем башмачок»

Дети стоят вдоль одной стороны площадки лицом к педагогу. По сигналу (хлопок в ладоши) педагога они поворачиваются в противоположную сторону. Педагог в это время прячет башмачок (вырезанное из фанеры ярко раскрашенное изображение туфельки). На второй сигнал педагога дети поворачиваются в обратную сторону, начинают искать башмачок. Ребенок, нашедший башмачок, останавливается около него, подзывает к себе педагога и  детей. Игра повторяется.        

Примечание. Границы площадки для игры четко ограничены.

«Мой веселый, звонкий мяч» (упражнение для глаз)

Мой веселый,  звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой.
Посмотреть влево- вправо.
Посмотреть вниз — вверх
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз
Зажмурить  глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза.

Подвижная игра «Соберитесь у мячей»

Дети строятся в 3 звена по 4—5 человек в разных местах площадки, Перед каждым звеном лежит мяч диаметром 18-20 см (мячи разных цветов: красный, синий, зеленый). По сигналу педагога (хлопок в ладоши) дети разбегаются врассыпную по площадке, стараясь не выбегать за ее пределы. На второй сигнал педагога и слова:

«Соберитесь у мячей!

Раз, два, три - скорей, скорей!» - каждое звено должно построиться за мячом определенного цвета в первоначальном порядке.

Игра малой подвижности «Хочешь с нами поиграть?»

Дети образуют круг, внутри которого находится водящий. По сигналу педагога дети начинают движение по кругу друг за другом, высоко поднимая колени и энергично взмахивая руками. Водящий движется внутри круга в противоположную сторону. Педагог произносит текст:        

Хочешь с нами поиграть?

Быстро нужно называть        

Свою любимую игрушку —

Куклу, зайку, погремушку...

Ну-ка, громко, раз-два-три,

Ты игрушку назови.

По окончании текста дети и водящий останавливаются. Тот ребенок, напротив которого остановился водящий, называет свою любимую игрушку, а затем становится следующим водящим

Подвижная игра с речевым сопровождением  «Я люблю свои игрушки»

Я люблю свой игрушки:

Куклы, мячики, хлопушки,

Буратино и Мальвину —

Все поместятся в машину.

Я машину заведу,

Я на улицу пойду.

Ой, уехала машина,

По дороге едут шины.

За машиной побегу,

Я игрушки догоню.

Свои игрушки догоню,

Потому что их люблю.

Выполняют «пружинку», руки на пояс.

Хлопают в ладоши,

Приседают на корточки.

Встают, заводят руками «моторчики» — выполняют вращение рук вперед-назад перед грудью.

Шагают на месте.

Кисти рук прикладывают к щекам, качают головой.

Идут по кругу друг за другом, руками. Выполняют вращения вверх- вниз вдоль боковой поверхности туловища.  

Бегут по кругу.        

Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга.

Разводят руки, в стороны, обнимают обеими руками Себя за плечи.

Пальчиковая игра «Самолеты»

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:

Обеими руками «крутят руль» перед собой.

Бензовоз, мусоровоз, 

С молоком молоковоз, 

С хлебом свежим хлебовоз.

 И тяжелый лесовоз.

Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Поезд едет, поезд мчит»

Дети становятся в круг на небольшом расстоянии друг от друга. По команде педагога (хлопок в ладоши) дети поворачиваются и начинают движение за водящим в колонне но одному.

 

Поезд едет, поезд мчит,

Он колесами стучит.

Мчится поезд во весь дух.

Чух-чух, чух-чух!

Под горой река течет,

А по речке — пароход.

Бьет высокая волна

В его белые борта.

Едет по шоссе машина,

У нее большие шины.

Тарахтит, стучит мотор:

Довезу до самых гор!

В небо рвется самолет,

Всех ребят зовет в полет.

Мы с тобой не полетим,

А с лужайки поглядим,

Как рисует самолет

Белый след — назад, вперед.

Идут притоптывающим шагом, выполняют вращение руками вдоль боков.

Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга. Выполняют «пружинку». Руки согнуты в локтях, прижаты к бокам, кисти рук сжаты в кулачки.

Ставят руки в стороны.

Выполняют небольшой наклон вправо, тянутся за правой рукой, затем то же влево.

Выполняют обеими руками перед грудью движение «волна».

Выполняют «пружинку», руки на пояс.

Хлопают в ладоши.

Поднимают руки вверх. Качают руками из стороны в сторону.

Поднимаются на носки, руки через стороны вверх; возвращаются в исходное положение — встают на полную стопу, руки вниз.

                           Игра малой подвижности  «Займи место в автобусе»

Дети строятся в колонну по одному, затем присаживаются на корточки — «едут в автобусе». По команде педагога «Остановка!» играющие встают и гуляют по площадке. По команде педагога «Займи место в автобусе!» дети находят свое место в колонне, спокойно подходят к нему, присаживаются на корточки и снова «едут в автобусе».

Педагог отмечает детей, наиболее точно выполнивших задание.

Упражнение для глаз «Заяц»
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.
(Смотрят вверх.)
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.
(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)
Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает.
(Моргают глазками.)
Глазки закрывает.
(Глазки закрывают.)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

(прыгают)

Подвижная игра «Зайчиха и зайчата»

Играющие, «зайчата», образуют круг, стоя на расстоянии двух шагов друг от друга. Два игрока находятся вне круга. Один из них «зайчонок», другой – «зайчиха». В руках игрок-«зайчиха» держит морковку. «Зайчонок» старается убежать от «зайчихи». Он не хочет есть морковку, а «зайчиха» наоборот, старается догнать «зайчонка», чтобы «покормить» его – передать морковку зайчонку в руки.

Убегающий «зайчонок» может в любой момент встать впереди кого-то из игроков, тогда тот, кто оказывается позади, сам становится убегающим «зайчонком». Бегать можно как внутри, так и снаружи круга. Если догоняющий, «зайчиха», запятнает убегающего «зайчонка», она передает запятнанному игроку морковку, и игроки меняются ролями. Игра повторяется 2-3 раза.

Подвижная игра «Во берлоге, во лесу»

На площадке обозначаются две линии. Расстояние между линиями 3—4 м. За первой линией находится «берлога медведя». За второй линией — дом, где живут дети. Педагог назначает или выбирает по считалке водящего — «медведя», «медведь» сидит в «берлоге». Когда педагог скажет: «Идите, дети, в лес гулять, дрова для печки собирать!» — дети выходят из своего дома и идут в «лес» (па площадку, ограниченную двумя линиями). В «лесу» дети гуляют, собирают веточки, хворост и т. п. (наклоняются, выпрямляются, выполняют другие имитационные движения). Дети вместе с педагогом произносят хором:

Во берлоге, под сосной,

В чаще спит медведь лесной;        

Крепко-крепко мишка спит,

На ребяток не рычит.

Тише, дети, не шумите,

Вы медведя не будите.

Ой, проснулся он, беда,

Разбегайся кто куда!

После слов «Разбегайся кто куда!» «медведь» начинает ловить детей. Дети убегают от «медведя» в свой дом, за вторую линию. Тот из игроков, кто «медведь» поймает (коснется рукой), уходит в берлогу медведя, за первую линию. Педагог и дети подсчитывают количество пойманных игроков. Выбирается новый водящий, игра повторяется.

Примечания.  За линией дама ловить детей «медведю» нельзя.

По мере усвоения детьми правил игры можно использовать усложненный вариант с двумя водящими — «медведями».        

Упражнение для глаз «Кот»
Кот на солнышке сидит,
Глаз закрыт, другой закрыт
(закрыть по очереди оба глаза)
Кот играет в «Жмурки»
(крепко зажмуриться)
- С кем играешь, Васенька?
- Мяу, с солнцем красненьким!
(открыть оба глаза)

«Животные жарких стран и Севера»

Двигательное упражнение к теме «Дикие животные».

Ох, обманчивы манеры                        дети шагают на носках

Черной хищницы-пантеры

Все убегают, как от пожара                легко бегут на носках

Пятна узрели коль ягуара

Через зарослей заслон                        шагают на всей стопе

Шел по джунглям толстый слон.

Страшен гривы этой гнев,

Царь зверей, конечно, лев                шагают с носка, отводя руки назад и вытянув шею

Ходит важно, словно граф,

С длинной шеей наш жираф

Подвижная игра «Мороз»

На площадке обозначаются 2 черты длиной 5—6 м. Расстояние между 1-й и 2-й чертой 4-4,5 м. По считалке выбирается водящий — «Мороз». Он располагается в своем доме — начерченном на площадке круге. Дети встают за 1-ю черту, которая находится на расстоянии 1,5—2 м от дома «Мороза», и поворачиваются к нему лицом. Педагог вместе с детьми произносит следующий текст:        

Ох, Мороз, Мороз, Мороз,

Мерзнут руки, мерзнет нос.

Нас, Мороз, не обижай!

Не пугай! Не угрожай!

Хватит по лесу трещать!

Тебе, Мороз, нас; не догнать!

После слов «Тебе, Мороз, нас не догнать!» дети убегают за вторую черту, водящий старается их догнать;

Примечания.

1. Когда «Мороз» коснется кого-либо из детей, этот ребенок должен остановиться, поднять руки в стороны, он — «замороженный».

2. «Мороз» может ловить не одного, а нескольких игроков.

  1. «Морозу» нельзя забегать за вторую черту, пятнать убежавших за нее детей.
  2. 4. Следующий водящий вновь назначается по считалке, игра повторяется.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Здравствуй, зимушка-зима!»

Перед началом игры дети образуют круг, поворачиваются лицом в центр круга.

Ждали зиму мы давно.

Все смотрели мы в окно.

Наконец она пришла!

Здравствуй, зимушка-зима!

Всюду снег на ветках пышных,

Ветерка почти не слышно.

Словно легкие пушинки,

В танце кружатся снежинки.

Речка быстрая молчит,

Птичья песня не звучит.

Эй, ребята, выходите

И на саночки садитесь,

Мы на саночки садились

И под горочку скатились.

Дружно мы на лыжи встали,

Друг за другом зашагали,

Вместе все, бегом-бегом,

Мы скатали снежный ком.

В детский Сад потом пошли,

Суп поели, спать легли.

Выполняют «пружинку» на месте, руки на поясе.  

Хлопают в ладоши.

Плавно поднимают в сторону правую руку, затем левую; медленно опускают руки вниз.

Кружатся на месте, руки в стороны — вниз.

Приседают, обхватывают руками плечи.        

Шагают на месте.

Легко, на носочках, бегут по кругу друг за другом.

Идут широким шагом, взмахивая руками вперед — вверх, отводя назад — вниз. Движения рук попеременные. Останавливаются, выполняют наклон вперед, машут руками вперед — вниз, ладони кверху.

Шагают на месте.

Присаживаются на корточки, руки складывают ладонь к ладони под щечки.

                                                 Игра малой подвижности «Веселые снежинки»

Дети врассыпную располагаются на площадке. Педагог произносит текст:        

Метель-вьюга у ворот

Кружит снежинок хоровод.

После слов педагога дети кружатся на месте в медленном темпе вправо и влево. После команды «Метель утихла» дети останавливаются.        .

Игра повторяется.

Подвижная игра «Голуби и кот»

Среди белых голубей скачет шустрый воробей,

                                             Воробушек-пташка, серая рубашка.

                                             Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей!

На площадке (в зале) раскладываются несколько больших обручей «домиков для голубей». По сигналу педагога «Голуби, летите!» голуби вылетают из гнезд-домиков и летают по всей площадке. «Кот» в это время старается поймать как можно больше «голубей». По второму сигналу педагога «Голуби, домой!» «птицы» летят в свои домики. Педагог вместе с детьми подсчитывает, сколько «голубей» поймал «кот». Игра проводится 2-3 раза.

Игра малой подвижности «Найдем синичку»

Дети встают на одной стороне площадки, напротив детей — педагог, в руках у педагога резиновая игрушка - синичка. Педагог говорит детям:        

              Пойду прятать я синичку —

Очень маленькую птичку:

Быстро глазки закрывайте,

Где синичка — отгадайте.

Дети присаживаются на корточки, закрывают глаза. Педагог  прячет игрушку, говорит детям: «Ищите синичку!» Дети встают,  идут искать птичку.

Примечание. Педагог может помогать детям искать птичку по определенным ориентирам (куст, камень, гимнастическая лесенка и т. д.).

Подвижная игра с речевым сопровождением «Ели, ёлки, ёлочки»

Возле леса у опушки

Растут ёлочки-махнушки.

Ровненькие ёлки –

Зеленые иголки.

Ели, ели, ели,

Высокие, как все мы.

Дети идут в полном приседе по периметру зала.

Дети идут в полуприседе.

Идут на носках, руки вверх.

Игра малой подвижности «Ёлка, береза, дуб»

Дети строятся в колонну по одному, после слов педагога начинают двигаться по кругу друг за другом:

По дорожке мы идем и деревья узнаем!

По команде педагога «Ёлка!» дети останавливаются, поднимают руки в стороны — вниз; по команде «Береза!» дети останавливаются, поднимают руки вверх, слегка покачивают руками вправо-влево; по команде «Дуб» прыжком ставят ноги на ширину плеч, руки — в кольцо перед грудыо. Тот из детей, кто ошибся в выполнении команд педагога, отходит в сторону от играющих. Побеждают 2—3 самых внимательных игрока.

Примечание. При разучивании игры рекомендуется на начальном этапе использовать 2 команды (например, «елка» и «береза»), затем добавить 3-ю команду.

Подвижная игра «Волшебная снежинка»

Инвентарь: снежинка из картона (диаметр 10 см), 4 кубика (ребро 7 см) или 4 кегли (высота 25—30 см).

Педагог перед началом игры обозначает границы игровой площадки (чертой, кубиками или кеглями). Один из детей назначается водящим — «волшебной снежинкой». К одежде водящего прикрепляется снежинка. По сигналу педагога дети врассыпную разбегаются по площадке. «Волшебная снежинка» «летает» — бегает между детьми, стараясь запятнать возможно большее количество игроков, касаясь их рукой. Ребенок, которого коснулся водящий, должен остановиться и поставить руки на пояс, — он считается «замороженным». Через 30—35 секунд, по сигналу педагога «Стоп!» игра прекращается, дети вместе с педагогом подсчитывает количество «замороженных» водящим участников игры.

Назначается новый водящий — «волшебная снежинка». Игра повторяется.

 

Подвижная игра с речевым сопровождением «Бьют часы»

Играющие образуют круг, поворачиваются лицом в его центр.

Часы бьют раз,

Часы бьют два,

Часы бьют три,

Новый год, приходи!

Тебя ждали год,

Стояли у ворот.

А пришел мороз,

Заморозил нам нос.

Нас, мороз, не пугай,

С нами ты поиграй.

В прятки ты поиграй,

Да подарки нам дай:

Конфеты, игрушки,

Орехи, хлопушки.

Будем веселиться,

Танцевать, резвиться.

Выполняют руками поступательные — «зовущие» движения к себе.

Выполняют «пружинку», руки па поясе.

Шагают на месте.

Выполняют наклоны вправо-влево, руки на поясе.

Выполняют 2 приседания, руки на колени.

Постукивают кулачками друг о друга.

Прыгают на месте на двух ногах, руки вниз.

                                                Игра малой подвижности «Вокруг снежной бабы»

Дети образуют круг, вокруг снежной бабы. Педагог объясняет правила игры — дети шагают друг за другом, выполняя следующие команды:

- по команде «Вьюга кружит!» дети кружатся на месте;

- по команде «Снег идет!» дети присаживаются на корточки.

Перед началом игры педагог читает стишок:

Вокруг снежной бабы

Шагаем мы шагом.

Как вьюга кружимся

И быстро садимся.

1. Тот из детей, кто ошибается в выполнении команды педагога, встает около снежной бабы.

2. В игре побеждают 2 самых внимательных игрока.

Подвижная игра с речевым сопровождением

Подвижная игра «Найди пару»

Инвентарь: 8—10 кружков из картона (диаметр 10 см), 8—10 квадратов из картона (сторона квадрата 10 см) одного или разных цветов (например: и кружки, и, квадраты белого цвета или квадраты — красного цвета, кружки — белого цвета). С оборотной стороны  кружков и квадратов приклеены кусочки липучки (2x2 см).

Педагог делит детей на 2 равные группы. Одной группе детей  прикрепляют к одежде кружки — «блюдца», другой группе детей прикрепляют квадратики — «чашки». По сигналу педагога (хлопок в ладоши) играющие разбегаются по всей площадке в разных направлениях. На второй сигнал педагога и слова: «Раз-два-три,        Пару себе найди!» дети должны встать в пары следующим образом:  дети с эмблемой «кружок» встают в пару с детьми с эмблемой «квадратик» («чашка и блюдце»).

Примечание. По мере усвоения детьми правил игры можно использовать не одного, а двух цветов. Например, «чашки» и «блюдца» красного цвета и «чашки» и «блюдца» желтого цвета.

Таким образом, дети должны найти себе пару не только с соответствующей эмблемой —  «чашка» + «блюдце», но и определенного цвета: красный — красный или желтый — желтый.

Подвижная игра с речевым сопровождением

«Перемыл я всю посуду»

Дети образуют круг, становятся лицом в центр круга.

Перемыл я всю посуду:

Чашки, ложки, блюдца;

Теперь они на солнце

Сверкают и смеются.

Вымыть я котел кастрюлю,

Выскользнуло мыло,

Подскочило в воздухе,

По полу заюлило.

Я за мылом побежал,

Мыло быстро я догнал.

Вымыть я хотел кастрюлю,

Но не смог устал.        

Выполняют скользящие движения ладонью о ладонь вперед-назад.

Кружатся медленно на месте, руки вверх, кистями рук выполняют потряхивания.

 Хлопают в ладоши.

Прыгают на месте на двух ногах,  руки на поясе.

Бегут по кругу друг за другом.

 

Шагают на месте.

Приседают на корточки, опустив

голову и руками обхватив колени.

        

Игра малой подвижности «Сегодня маме помогаем»

Инвентарь: резиновый мяч (диаметр 18—20 см) произвольного цвета. Дети образуют круг. Педагог находится в центре круга, в руках он держит мяч, который по очереди кидает детям после произнесения следующего текста:

Сегодня маме помогаем,

На стол посуду собираем.

Я буду мячик вам кидать,

А вы — посуду называть.

Ребенок, поймавший мяч, кидает его обратно педагогу, одновременно называя любой вид посуды (чашка, блюдце, ложка, вилка, чайник, кастрюля, сковорода и т. д.).

.

Игра «Пора домой»

Цели и задачи: укрепление мышц ног, увеличение их силы, укрепление связок голеностопного сустава, улучшение подвижности коленных суставов, профилактика плоскостопия, развитие внимания и быстроты реакции.

Количество участников: от 5 и более.

Правила и ход игры: участники становятся в шеренгу. По команде ведущего «Разойдись!» все игроки начинают прыгать на одной ноге. А по команде «Пора домой!» участникам необходимо быстрее занять свое место в шеренге. Игрок, последним пришедший на место, выбывает из игры.

Игра «Узнай по голосу»

Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков — 5—20 человек.

Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто назвал тебя, узнай.

С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени измененным голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.

Вариант: водящий должен узнать голос своей мамы.

Методические указания:

•Во время игры следует соблюдать полную тишину.

•Водящий с остатком зрения или нормально видящий должны закрыть глаза или надеть повязку.

Подвижная игра «Полоса препятствий»

Для игры на асфальте выполняется следующая разметка (также можно разметку выполнить на утрамбованном снегу «цветной» водой):

  • Две линии, расстояние между которыми 15 см.
  • Дорожка «змейка».
  • Поперечные полоски, расстояние между которыми 50 см.
  • Дорожка «зигзаг».

(Длина всех дорожек — 4,5 м.)

Дети друг за другом, поточным способом выполняют следующие задания:

По 1-й дорожке: идут, сохраняя равновесие, руки в стороны.

По 2-й дорожке: бегут, повторяя изгибы «змейки».

По 3-й дорожке: выполняют прыжки на двух ногах, наступая на каждую полоску, руки на поясе.

По 4-й дорожке: идут по «зигзагу», высоко поднимая колени, руки к плечам.

«Пожарные».

1. «Лезем по пожарной лестнице вверх».

И.п. – основная стойка. 1 – вдох – руки вверх, пальцы врозь, подняться на носки; 2 – выдох – руки вниз, согнуть в локтях, кисть в кулак, опуститься на всю стопу:«Ух!»; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

2. «Направляем огнетушитель на огонь».

И.п. – основная стойка. 1 – вдох – руки вперёд; 2 – выдох – поворот туловища и вытянутых рук вправо (ладони соединены) «Ш-ш!»; 3 – вдох – то же влево; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

3. «Затушим горящие угольки».

И.п. – основная стойка. 1 – вдох – втянуть живот; 2 – выдох – рот трубочкой, живот выпятить «Ф-ф-ф!»; 3-4 – то же. Повторить 5-6 раз.

4. «Заглянем в щель».

И.п. – сед с опорой на пятки. 1 – вдох – руки в стороны; 2 – выдох – наклон туловища вперёд, опора на предплечья «У-у!». повторить 5-6 раз.

5. «Вышли из горящего дома – вдохнём глубже».

И.п. – основная стойка. 1 – вдох – руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки опустить вниз, встать на стопу «Ах!»; 3-4 – то же. Повторить 5-6 раз.

6. «Глоток воздуха» (по методу А.Н.Стрельниковой).

И.п. – стоя. Сделать резкие, быстрые вдохи носом. На каждый вдох полусогнутые руки резко идут навстречу друг другу. Выдох самопроизвольный. Повторить 3-4 раза.

7. Упражнение на расслабление.

                                                             37

И.п. – сидя на корточках, опустить голову и руки. Медленно поднять голову, распрямить корпус, руки развести в стороны. Голова откидывается назад и медленно поворачивается за солнцем. Мимика – глаза полу закрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

                                         Игра малой подвижности «Внимательный разведчик»

 На небольшом участке ведущий прячет несколько флажков в таких местах, где их не сразу можно найти. На поиск флажков отводится 1—2 минуты, после чего подается сигнал, и каждый, кто нашел флажок, несет его педагогу. Игра проводится 2—3 раза.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Уборка»

Дети становятся в круг, поворачиваются лицом в центр круга. В центре круга находится педагог.

Раз, два, три, четыре,

Убираем мы в квартире.

Петя взял пылесос,

Ваня тряпки нам принес.

Маша принесла ведро.

Ох, огромное оно.

Чисто вытрем мы все стулья,

И кроватки, и столы.

Мы диван пропылесосим,

Уберем мы все углы.

А потом, а потом

Побежим мы за котом.

Мы кота поймаем,

Причешем, приласкаем.

Мама вечером пришла,

На пороге замерла:

- Кто убрал квартиру нашу:

Петя, Ваня или Маша?

- Это - мы! Это - мы!

Тебе, мама, помогли..

Хлопают в ладоши.

Шагают на месте.

Наклоны вправо-влево, руки в стороны — вниз, кисти рук сжаты в кулачки.

Выполняют «пружинку», руками взмахивают попеременно вперед-назад.

Приседают 2 раза, руки вперед, ладони вниз.

Бегут по кругу друг за другом.

Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга. Поднимают руки вперед, сжимают-разжимают кулачки.

Гладят себя обеими руками по голове.

Шагают на месте.

Выполняют 2 наклона вперед. При наклоне разводят руки от груди вперед — в стороны.

Хлопают в ладоши.

Игра «Летает – не летает»

Дети образуют круг, становятся лицом в центр круга, где находится педагог. Педагог вразбивку произносит названия предметов мебели, животных, птиц, насекомых. Если названный предмет (животное, насекомое, птица) летает, дети поднимаются на носочки, разводят руки в стороны, если не летает — присаживаются на корточки.

Например: бабочка, пчела, стрекоза, ворона, воробей, синица, самолет, вертолет...— летают (дети встают на носочки, руки в стороны). Стол, стул, кровать, буфет, диван... — не летают (дети присаживаются на корточки).

Примечание. Педагог обращает внимание на ошибки детей, исправляет их по ходу игры.

Подвижная игра «Как у нашей мамы руки» 

Как у нашей мамы руки

Никогда не знают скуки:

Моют, гладят, и стирают,

И квартиру убирают.

Легкие как птицы

Руки-мастерицы.

Руки приголубят,

Руки приласкают,

Ласково обнимут,

С нами поиграют.

А теперь, мои друзья,

Вашей мамой буду я.

Буду с вами я играть,

Своих деток забавлять.

Мячик в руки я беру,

Начинаю я игру

Сжимают руки в кулачки, бьют попеременно кулачками друг о друга сверху вниз.

Выполняют наклоны вниз, руки от груди вниз к носкам ног.

Ставят руки в стороны, выполняют взмахи руками вверх-вниз.

Гладят обеими руками себя по голове.

Обнимают себя за плечи.

Шагают на месте.

Хлопают в ладоши.

Педагог берет мяч в руки. Кидает         мяч поочередно каждому ребенку.

Ребенок, кидая мяч обратно педагогу, говорит ласковое слово для своей мамы. Например: моя мама самая добрая... красивая... нежная... ласковая и т. д.

                                                         

Игра малой подвижности «Приметы весны»

Дети образуют круг. В центре круга находится педагог, у которого в руках мяч. Перед началом игры педагог читает текст:

К нам в город вёснушка пришла,

С собой подарки принесла.

Весны подарки открываем,

Весны приметы называем.

Педагог кидает мяч по очереди каждому ребенку. Ребенок кидает мяч обратно педагогу, одновременно называя любую примету весны. Ребенок, который не может ответить, встает за круг. Победителями называют 1— 2-х детей, назвавших наибольшее количество примет.

Примечания.

1. Примерные ответы детей:

  • растаял снег;
  • побежали ручейки;
  • солнышко светит ярче;
  • идет теплый дождь;
  • прилетели грачи, скворцы,
  • появилась мать-и-мачеха',
  • начали петь птички;
  • проснулся в берлоге медведь;
  • появились первые бабочки, жуки, пчелы;
  • громко квакают лягушки;
  • цветет черемуха;
  • распушилась верба,
  • на деревьях распускаются листочки;
  • на елках появились молодые шишки и т. д.

2. На первоначальном этапе игры педагог помогает наводящими вопросами затрудняющимся с ответами детям.

Подвижная игра с речевым сопровождением«Верба-вербочка»

Дети вместе с педагогом выбирают двух водящих — мальчика и девочку. Играющие дети образуют два круга. В центр первого круга встает девочка, в центр второго — мальчик. Дети водят хороводы, повторяя за педагогом слова:

Верба, верба, вербочка,

Вербочка кудрявая,

Не расти, верба, во ржи,

Расти, верба, у межи.

Как во городе царевна

Посреди круга стоит,

Ее ветер не берет,

Канарейка гнездо вьет.

На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают свой круг, подходят друг к другу и делают «воротики». Остальные дети Проходят в них друг за другом, продолжая припевать:

Канарейка — (имя девочки). Например: «Оленька...»

Подвижная игра с речевым сопровождением

«На речке»

Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр круга.

Раз, два, три, четыре, пять,

К речке мы идем гулять.

Мы хотим увидеть рыбок,

И лягушек, и улиток.

В речке будем мы купаться,

И пырять, и кувыркаться.

Быстро поплывем, как рыбки,

Все движенья — без ошибки.

Мы по берегу потом

Как улитки поползем.

Как лягушки мы поскачем,

Словно легкий, звонкий мячик.

А потом мы отряхнемся,

Дружно за руки возьмемся,

В детский садик мы вернемся.

Шагают на месте.

Хлопают в ладоши.

Выполняют «пружинку», руки на поясе.

Обеими руками имитируют плавание «брасом».

Идут по кругу в полуприседе, руки на колени.

Прыгают на двух ногах по кругу друг за другом, руки на пояс.

Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, поднимают руки в стороны, встряхивают кисти рук.

Берут друг друга за руки, и дут по кругу хороводом.

Игра малой подвижности «Самый внимательный»

 Дети встают рядом в круг, поворачиваются друг за другом. Рядом с кругом встает педагог, так чтобы его видели все дети. В руках у него 3 карточки (20x20 см) с изображениями: рыбок, камней и водорослей. По сигналу педагога (удар в бубен, свисток) дети начинают движение по кругу друг за другом. Педагог поочередно показывает карточки с изображениями:

Рыбки - медленно бегут по кругу, руками выполняется движение «брасс»;

Камни - дети приседают, обхватывают колени руками, голову наклоняют к коленям.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Ракеты»

Дети:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полета на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

После последних слов дети прыгают на мячах (фитболлах), бегут, кто быстрее, и занимают любую «планету» (кольцо, кружок).

Упражнения на дыхание «Инопланетяне».

Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат – Нам» - отзовись!».

Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

И.п.: 3-4 раза из положения лёжа на спине, 3-4 раза стоя.

Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются».

1. Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот,

    грудную клетку.

2. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью лёгкие.

3. Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая

    «Я сильный (ая)».

4. Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

«К названному дереву беги»

Задачи:

-тренировать в быстром нахождении названного дерева;

-закреплять названия деревьев;

-развивать быстрый бег.

Ход игры: выбирается водящий. Он называет дерево: «Раз, два, три к березе (тополю, осине и. т. д.) беги!», все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводит на скамейку штрафников.

«Найди листок, как на дереве»

Задачи:

-учить классифицировать растения по определенному признаку;

-развивать наблюдательность.

Ход игры: Взрослый делит группу на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Взрослый говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

                      Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички»

Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга лицом в центр.

Как на этой на неделе

Наконец-то прилетели

Наши верные друзья —

Очень шумная семья

Хлопотливых птиц-грачей.

Мы идем встречать гостей.

Как они, хотим летать,

Дружно, весело играть.

Мы летаем, мы летаем,

Свои крылья поднимаем.

В птичьем вальсе мы кружимся

И на землю мы садимся.

Червячков мы поклюем

И опять летать начнем.

Выполняют «пружинку», руки на поясе.

Хлопают в ладоши.

Идут по кругу друг за другом.

Бегут по кругу друг за другом.

Кружатся на месте, руки на пояс.

Присаживаются на корточки, руки вниз.

Стучат пальчиками по сапожкам. Встают, машут руками вверх-вниз.

Игра малой подвижности «Куда спряталась птичка»

Дети врассыпную располагаются возле педагога, присаживаются на корточки, закрывают глаза. Педагог в пределах площадки прячет резиновую или пластмассовую птичку и произносит:

Детки, на ноги вставайте,

Глазки быстро открывайте,

Искать птичку начинайте!

Дети выполняют действия в соответствии с текстом, ищут на площадке птичку. Тот из детей, кто первым найдет игрушку, становится следующим водящим.

Подвижная игра с речевым сопровождением «По посёлку мы гуляем»

Дети встают по кругу друг за другом на некотором расстоянии друг от друга.

По посёлку мы гуляем,

За природой наблюдаем.

Вверх, на солнце, поглядели —

Лучи солнца нас согрели.

На полянку в парк пришли,

Там цветочки мы нашли.

Мы мать-мачеху срываем

И в букеты собираем.

На полянке пляшут птички — Желтогрудые синички.

Над цветами, вот так вот,

Пчелы водят хоровод.

Бегут по тропке муравьи.

Их сосчитаем: раз, два, три...

А потом мы к речке быстрой,

Чистой-чистой, серебристой

Вниз по берегу спустились, Наклонились и умылись.

Ну а путь наш недалек.

Он лежит через мосток.

Через мостик перешли,

К воротам парка подошли.

Стало очень жарко,

Мы ушли из парка.

Хорошо мы погуляли

И букет цветов нарвали.

Идут по кругу друг за другом, энергично взмахивая руками.

Идут на носочках, руки подняты вверх.

Выполняют приседания, руки вниз.

Выполняют «пружинку», руки на поясе.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Бегут по кругу друг за другом.

Останавливаются, наклоняются вниз, покачивают руками вправо-влево.

Приседают, «обтирают» лицо руками (движение руками выполнять около лица).

Идут на носках, руки в стороны.

Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, выполняют «пружинку», руки на поясе.

Обмахивают лицо руками.

Хлопают в ладоши.

Поднимают руки вверх — вдох, опускают вниз — выдох

Подвижная игра с речевым сопровождением

«Мы пока еще ребята»

Мы пока еще ребята.

Подрастем — пойдем в солдаты. Будем Родине служить,        

Чтоб под мирным небом жить!

А пока что мы — ребята,

Озорные дошколята.

Любим бегать и играть,

Прыгать, лазать и скакать.

Выполняют «пружинку», руки на поясе.

Хлопают в ладоши,

Прыгают на двух ногах на месте, руки вниз.

Выполняют упражнение «часики» — наклоны вправо-влево, руки на поясе.

Затем дети поворачиваются друг за другом и выполняют следующие команды педагога:

  1. «Солдаты идут» — шагают, энергично работая руками, высоко поднимая колени.        
  2. «Разведчики крадутся» —  идут на носочках, слегка наклонившись вперед, руки прижаты к бокам.
  3. «Моряки плывут» — бегут друг за другом, выполняя руками гребковые движения (от груди обе руки вытянуть вперед, развести в стороны, обратно к груди).

Игра малой подвижности «Чтобы сильным, ловким быть»

Дети становятся в крут, поворачиваются лицом в центр. В центре круга — водящий. Педагог произносит текст, во время которого дети хлопают в ладоши:

Чтобы сильным, ловким быть,

Со спортом должен ты дружить,

Все виды спорта должен знать,

Чтобы солдатом смелым стать.

После слов педагога водящий имитационными движениями показывает какой-либо вид спорта (плавание — гребки руками; футбол — удар по мячу ногой; баскетбол — ведение мяча — попеременное движение руками вверх-вниз; хоккей - замах на шайбу воображаемой клюшкой). Затем внимательно смотрит на движения всех детей и выбирает ребенка, который выполнил показанное движение лучше всех. Он становится следующим водящим.

Примечание. На первоначальном этапе разучивания игры водящим становится педагог.        

Упражнение для глаз «Стрекоза»
Вот какая стрекоза- как горошины глаза.
(Пальцами делают очки.)
Влево- вправо, назад- вперед-
(Глазами смотрят вправо- влево.)
Ну, совсем как вертолет.
(Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко.
(Смотрят вверх.)
Мы летаем низко.
(Смотрят вниз.)
Мы летаем далеко.
(Смотрят вперед.)
Мы летаем близко.
(Смотрят вниз.)

Подвижная игра «Веселые пчелы»

По считалочке выбирается «шмель»-ловишка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хотят пчелы поиграть.

Что нам делать, как нам быть?

Будет шмель сейчас ловить!

Снова будем мы считать:

«Раз, два, три, четыре, пять».

«Шмель» сидит в домике-обруче, наблюдает за «пчелами». Все остальные дети-«пчелы» бегают, жужжат, пока не прозвучит сигнал педагога:

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели,

Сели пчелы на цветы,

Мы играем, водишь ты!

Дети-«пчелы» бегут к заранее разложенным по залу макетам цветов и приседают. Вылетает «шмель» и старается поймать зазевавшихся «пчел», которых уводит в свой домик.

Примечание. Когда дети бегают по площадке, педагог произносит слова: «И летаем, и жужжим, потихонечку гудим, на ловишку мы глядим». Дети произносят звук «ж-ж-ж» или «з-з-з». Игра повторяется 3—4 раза.

 

Подвижная игра с речевым сопровождением «Стрекоза»

Дети встают в круг па некотором расстоянии друг от друга.

Я – большая стрекоза,

Как горошины глаза.

Я летаю над лугами,

Над полями и цветами,

Как веселый самолет,

Влево, вправо, вниз, вперед.

Я присяду на цветочек,

На малиновый клубочек.

Крылышки расправлю,

Солнышку подставлю.

А потом прыг-скок, прыг-скок,

С травинки на цветок,

Буду прыгать я, летать,

С кузнечиком играть.

Поднимаются на носки, руки через стороны вверх.

Делают указательными и большими пальцами обеих рук «очки», подносят их к глазам; выполняют поворот вправо, затем влево — «смотрят через очки».

В среднем темпе бегут по кругу друг за другом, выполняя плавные движения руками вверх — в стороны, вниз.

Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, приседают.

Встают, поднимают руки в стороны, затем поворачивают кисти рук ладонями кверху.

Прыгают на двух ногах на месте, руки на поясе.

Игра малой подвижности «Назови насекомое»

Дети стоят в кругу на некотором расстоянии друг от друга. В центре круга находится педагог, в руках у него пластиковый мяч (диаметр 25 см). Педагог по очереди кидает мяч детям, дети кидают его обратно педагогу, называя любое известное им насекомое (например: пчела, муравей, кузнечик, шмель, муха, оса, стрекоза, бабочка и т. п.).

Примечания. 

1. На первом этапе освоения правил игры допускаются повторения в ответах детей.

2. Педагог и дети могут характерными имитационными движениями и с помощью звукоподражания (пчела — ж-ж-ж...) помогать ребенку, затрудняющемуся с ответом.

Используемая литература.

  1. Сборник подвижных игр / Э.Я. Степаненкова. - М.: Мозаика - Синтез,2011, 2016 год.
  2. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет /Л.И.Пензулаева. - М.: Владос, 2001.
  3. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2001.
  4. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э.Й. Адашкявичене. - М.: Просвещение,1992.
  5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2014
  6. Шевченко С.Г. Методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» книга 1 – Москва: Школьная пресса, 2004;
  7. .Шевченко С.Г. Методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» книга 2 – Москва: Школьная пресса, 2004;
  8. Галянт И. Орфей. Развитие речевых интонаций и чувства ритма. Пособие.- Челябинск 1996.
  9. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми. Пособие М. Творческий центр. 2005 – 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.С целью повышения...

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учите...

Статья на тему "Взаимодействие учителя-дефектолога и и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности в детском саду"

Несомненно, что коррекционная работа с детьми с ОВЗ будет успешней, если ее решают совместными усилиями разные специалисты детского сада. В представленной статье рассмотрены аспекты взаимодействия учи...

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учите...

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности...

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности.

  В работе выстроена система коррекционно-развивающей работы, представлены рекомендации по составлению интегрированных занятий (или элементов этих занятий). Методические рекомендации...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...