«Обучение и воспитание леворукого ребенка»
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Феофилактова Надежда Григорьевна

Порой взрослые стремятся во чтобы то ни стало подстроить малыша под общие стандарты,  для его же удобства. Очень часто родители хотят переучить и леворуких  детей, считая, что это неправильно. Но так ли это на самом деле?

Леворукость веками остаётся загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть человечества - праворукие и только 5-12% составляют леворукие.

Во многих языках «левый» является не только синонимом слов со значением «неловкий», «неуклюжий», но и со значением «неискренний», «разбитый», «зловещий», то есть таких, которые имеют, как правило, отрицательное значение.

Это выраженное даже средствами языка предубеждение прошло через века и не изжито до сих пор. 

К сожалению, и сейчас ещё бытует представление о связи между леворукостью и более низкими умственными способностями людей, не смотря на то, что специальные психофизиологические исследования не дают для этого никаких оснований. 

К сожалению, в отечественной педагогике и психологии нет полноценных таковых программ, есть только отдельные рекомендации, элементы программ и  отдельные советы,  которые очень мало опробированы и слишком разрознены, что в значительной степени усложняет обучение и воспитание как педагогам, так и родителям, и конечно же – непосредственно самим детям. А пока в нашей стране нет таких условий, леворукие дети сталкиваются с большим количеством трудностей при поступлении в образовательное учреждение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Обучение и воспитание леворукого ребенка»

Феофилактова Надежда Григорьевна

воспитатель

ГБДОУ детский сад №61 Кировского района Санкт-Петербурга

Содержание:

1.   Введение…………………………………………………………………2стр

2.   Основная часть

2.1 Что мы знаем о левшах………………………………………………….3стр

2.2 Гипотезы патологического происхождения леворукости…………….3стр

2.3 Каковы причины повреждения мозга?.................................................. 4 стр

2.4 Левшество и леворукость……………………………………………….6стр

2.5  Как вычислить левшу?............................................................................ 9стр

2.6  Как быть, если ребёнок одинаково хорошо владеет

       и правой и левой рукой в бытовых условиях?...................................  11стр

2.7 Особенности обучения леворуких детей……………………………   12стр

2.8 Практические рекомендации для учителей и родителей…………… 15стр

3.Вывод……………………………………………………………………   20стр

Список литературы ……………………………………………………….. 22стр

1.Введение:

Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии.  Актуальность данного исследования обусловлена большим количеством вопросов, связанных с данной  проблемой,  и очень небольшое степенью ее разработанности. В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие – проявлением гениальности.  

В настоящее время в связи с большими изменениями в сфере образования большое внимание уделяется развитию индивидуальности  и воспитанию полноценной личности. Все нововведения и психолого-педагогические подходы стремятся внести в свои программы такие условия,  в которых одинаково комфортно было бы всем учащимся и воспитанникам.
Проблема адаптации ребенка в жизни всегда волнует родителей. И любое отклонение от  общепринятых норм, даже необязательно патологическое, вызывает у них опасения. Порой взрослые стремятся во чтобы то ни стало подстроить малыша под общие стандарты,  для его же удобства. Очень часто родители хотят переучить и леворуких  детей, считая, что это неправильно. Но так ли это на самом деле?

Существование таких крайних точек зрения  о леворукости свидетельствует о малой изученности этого явления. Большая часть человечества – праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран от 5 до 30 %. Отмечается, что есть люди сильно леворукие или сильно праворукие, то есть, наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидексторы - люди, одинаково хорошо владеющие и той, и другой конечностью.  Число левшей заметно сокращается по мере взросления, но это не значит, что леворукость исчезает сама по себе. Просто социальная среда заставляет их  переучиваться, порой с огромным трудом.

2.Основная часть.

2.1  Что мы знаем о левшах.

Леворукость веками остаётся загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть человечества - праворукие и только 5-12% составляют леворукие.

Существуют различные предположения о возникновении предрассудка, связанного с явлением леворукости.  Одно из них – предположение американского учёного К.Сагана. По его мнению, левая рука могла считаться «нечистой» из-за того, что использовалась для гигиенических процедур, а правая только для еды и приветствий, что в какой-то мере предохраняло людей от распространения болезней.

Древность происхождения этого предрассудка достаточно убедительно подтверждается лингвистическим анализом. Во многих языках «левый» является не только синонимом слов со значением «неловкий», «неуклюжий», но и со значением «неискренний», «разбитый», «зловещий», то есть таких, которые имеют, как правило, отрицательное значение.

Это выраженное даже средствами языка предубеждение прошло через века и не изжито до сих пор. И сегодня мусульмане считают оскорблением, если им протягивают при встрече левую руку или подают левой рукой деньги, подарок. Они считают её «нечистой». Также относятся к левой руке представители одной из народностей Нигерии- йоруба, которым категорически  запрещено что-либо брать или передавать левой рукой. Это жестокое оскорбление и преднамеренная демонстрация неуважения к человеку.

2.2 Гипотезы патологического происхождения леворукости.

К сожалению, и сейчас ещё бытует представление о связи между леворукостью и более низкими умственными способностями людей, не смотря на то, что специальные психофизиологические исследования не дают для этого никаких оснований. Действительно, существуют данные о большом проценте леворуких среди умственно отсталых  детей, среди детей с трудностями обучения письму и чтению, но во многих случаях сама леворукость является результатом патологии в развитии мозга, как и умственная отсталость и трудности в обучении, а вовсе не причиной этих нарушений. То есть, хотя патология развития иногда лежит в основе леворукости и сниженных интеллектуальных способностей, у здорового левши могут быть блестящие способности. И таких данных тоже не мало.

В первые месяцы жизни мозг ребёнка весьма пластичен, поэтому при травмах одного из полушарий другое может взять на себя утраченную функцию. В тоже время более поздние травмы приносят существенный вред, величина которого на прямую зависит от времени получения травмы: чем позднее она происходит, тем меньше компенсаторные возможности мозга.

Наиболее тяжелы последствия повреждения до года не левого полушария, а правого. Большая часть из них не совместима с жизнью. При повреждении же левого правое легко берёт на себя, его функции.

2.3 Каковы причины повреждения мозга?

Известно, что более 90% рождающихся детей занимает во время родов позицию лицом к правому бедру матери, когда давление лонного сочленения приходится на правый висок плода. Только в 8% случаев положение противоположно, причём оно чаще встречалось у мальчиков, чем у девочек (больше леворукость у мальчиков). Оказалось, что все патологические осложнения были связаны со вторым вариантом. Травма левого полушария при рождении может привести к леворукости.

Подтверждением гипотезы патологического происхождения левшества являются многочисленные данные о том, что среди леворуких чаще встречаются аутизм, заикание, речевые расстройства, психические заболевания.

Возникновение и развитие подобных аномалий возможно не только из-за травм при рождении или сразу же после рождения, но и вследствие изменения химического состава среды, окружающей плод ещё до рождения. Эти химические изменения могут возникнуть из-за болезни матери, переживаемого ею стресса или из-за таблеток, которые она по той или иной причине принимает в этот период.

Известно так  же, что высокие концентрации мужского полового гормона подавляют развитие левого полушария и ускоряют созревание правого. Поэтому стресс матери в период  беременности может приводить к развитию леворукости у ребёнка. У таких леворуких выше вероятность речевых расстройств. По статистике, у них в 11 раз чаще возникает дислексия (трудности в обучении чтению и стойкие нарушения этого процесса), чем у праворуких.

Больше всего не праворуких среди рождённых четвёртыми детьми и позднее. Это свойство не зависит от возраста матери и, по-видимому, объясняется какими-то процессами в её организме обусловленными множественными родами. Эта зависимость обнаружена только для мальчиков и у девочек отсутствует. Можно предположить, что леворукость объясняется большей частотой трудных родов у более старших женщин и, следовательно, большей вероятностью родовых травм с повреждением левого полушария.

Рождённые в период с марта по июль могут быть леворукими, чем те, кто родился с августа по февраль. Отсутствие половых различий позволяет высказать предположение, что этот феномен может быть связан с сезонными изменениями в подверженности инфекции. Если мать переболела гриппом, то его возбудитель мог повредить мозг ребёнка.

Безусловно, из группы леворуких можно выделить тех, чья леворукость обусловлена исключительно травмой, а поэтому может сочетаться с любой патологией. Клинические данные свидетельствуют о том, что у левшей с признаками раннего повреждения левого полушария центр речи располагается в правом полушарии, тогда как у левшей без болезненной симптоматики он локализуется в левом. Таким образом, в период вынашивания ребёнка будущей матери следует быть весьма осторожной и помнить, что её поведение может в значительной мере предопределить будущее ребёнка.

2.4 Левшество и леворукость.

 Различают два определения: «левшество» и «леворукость».

По мнению известного российского нейропсихолога, профессора МГППУ

А. В. Семенович,  леворукость – это предпочтение и активное использование левой руки, т.е. внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений. Леворукость может быть и временным признаком. Это бывает связано с  задержкой формирования у малыша межполушарных взаимодействий,  и помере наращивания функционального потенциала левого полушария может произойти «превращение» левши в правшу. Но это происходит далеко не всегда.
Что касается понятия
«левшество», по словам А. В. Семенович, это проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество генетическое. Иными словами левшество – это непросто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Левшество может быть связано и с доминированием левого глаза, левого уха, левой ноги.
Мало изученность данной проблемы во многом связано с тем, что отечественные педагоги и родители активно и долгое время переучивали левшей, хотя во многих странах мира, в которых  леворуких детей не только не переучивают, но и создают условия для нормального существования, обучения, получения профессии, это не является никакой «отрицательной особенностью». В таких странах есть специальные магазины для леворуких людей,  где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности,  швейные машины и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы  леворуких  людей. У нас, к сожалению, этого нет, возможно, ограничение в выборе некоторых профессий и толкает родителей на переучивание.
Особенности  леворуких детей ведут за собой и особенную предметно-развивающую среду, особенные, специализированные программы, рекомендации для родителей и педагогов по обучению и воспитанию леворуких детей. Но
, к сожалению, в отечественной педагогике и психологии нет полноценных таковых программ, есть только отдельные рекомендации, элементы программ и  отдельные советы,  которые очень мало опробированы и слишком разрознены, что в значительной степени усложняет обучение и воспитание как педагогам, так и родителям, и конечно же – непосредственно самим детям. А пока в нашей стране нет таких условий, леворукие дети сталкиваются с большим количеством трудностей при поступлении в образовательное учреждение.  Согласно исследованиям М.М.Безруких, адаптационные реакции  леворуких учащихся проходят трудно, что часто приводит к формированию риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска появления трудностей в процессе обучения.  Наиболее острой проблемой является проблема леворукости, которая в плане функциональной организации мозга не всегда является просто противоположностью праворукости, скорее можно отметить иной характер функционирования мозга. В связи с этим психологические проблемы ребенка могут начаться не только при поступлении в школу, но и при неправильном и угнетающем подходе педагогов и родителей могут проявить себя и в дошкольном учреждении.     Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности.  Появляются головные боли,  неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы.
У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность,  неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения,  вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами,  порицаниями со стороны воспитателей и родителей. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, они могут исчезнуть.
И для  того, чтобы этого избежать выше перечисленных проблем нужно как можно активнее и глобальнее изучать проблему функциональной асимметрии мозга,  леворукости  и доносить результаты исследований до работников образовательных учреждений и родителей. На современном этапе есть некоторые
авторы, которые внесли свой вклад в развитие этой темы. Например, у Безруких М.М. есть труды с рекомендациями для родителей по воспитанию и приемам адаптации леворуких детей, публикации, характеризующие леворуких детей, их особенности и индивидуальность, где описаны трудности и проблемы таких детей с возможными путями разрешения,  а так же есть методические разработки в виде тетрадей для занятий с леворукими детьми. Также публикации по данной теме есть и у таких авторов, как Чуприков А.С., Доброхотова Т.А., Аракелов Г.Г. Но для достижения значительных успехов в развитии и воспитании, а также для создания полноценных и качественных программ, которые можно было бы реализовывать общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях и успешно выводить в жизнь такую группу людей, как «левши», их очень мало. А соответственно очень высока вероятность того,  что дети все еще будут продолжать испытывать трудности и дискомфорт при адаптации и жизнедеятельности в детских садах, школах и в дальнейшей жизни.
Если до начала  занятий, в подготовительный период, то есть в детском саду, с ними не будет проведена определенная обучающая работа, в противном случае они будут отставать от правшей. Это связано со специфичностью переработки информации левшей и в первую очередь хочется отметить, что важно развивать личность и индивидуальность, формировать высокие нравственные и моральные качества,  независимо от того, какая сторона полушария у него доминирует,  и что еще очень важно: насильственное переучивание леворуких  детей,  а тем самым принудительное изменение сложившейся системы работы головного мозга ведет к нежелательным последствиям.

А для того, чтобы леворукому ребенку было максимально комфортно в окружающем его праворуком мире и оградить от лишних трудностей, необходимо выявить и понять его особенности. Для чего и необходимо как можно активнее прорабатывать и изучать данную проблему, чтобы воспитание и обучение леворуких детей не было в будущем не составляло никаких проблем. Тем более что по данным некоторых исследований, процент леворуких детей с каждым годом возрастает в значительной степени.

2.5  Как вычислить левшу.

Некоторые признаки преобладания одной из рук в деятельности ребёнка можно уловить в самом раннем возрасте. Кулачок правой руки будущий правша сжимает сильнее, чем левой, уже в возрасте семнадцати дней, чуть позже он будет дольше удерживать погремушку в правой руке. По другим данным, о леворукости ребёнка можно судить с трёх месяцев. Именно в этот период у детей утрачиваются рефлексы новорождённых и происходит  становление основных поздних и моторных реакций. У будущего левши рефлексы новорождённого исчезают сначала на левой руке, она становится более раскованной и используется для манипулирования предметами и игровых действий.

Однако все эти прогнозы в возрасте до четырёх-пяти лет, по мнению большинства исследователей  малоэффективны, так как, начиная с шестнадцати-двадцати недель и до двух лет происходят волнообразные изменения рукости, с двух до пяти лет руки практически равноценны и одинаково активны.

Особенно важно определить ведущую руку перед школой (а если есть какие-либо сомнения, то лучше сделать это раньше, в четырёх-пяти летнем возрасте). Почему? Во-первых, потому, что именно в этом возрасте ребёнок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой,  а переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребёнка, осложнить процесса адаптации к школе, привести к серьёзным нарушениям здоровья.

Существует несколько вариантов определения рукости.

Есть и отдельные тесты, традиционно используемые для определения леворукости.

Одним из таких хорошо известных тестов является переплетение пальцев рук. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей сверху ложиться большой палец правой руки, у левшей- левый. Несмотря набольшую популярность, тест мало эффективен.

Второй, столь же известный,  «поза Наполеона» - скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть- под правым предплечьем, у левшей- сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем- правая.

Третий - аплодирование.  У правшей при аплодировании более активна правая рука; у левшей - левая. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети аплодируют двумя руками, хлопая обеими ладошками.

Очень интересны и информативны пробы на одновременные действия обеих рук, например, рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более чёткие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисует не ведущей рукой.

 Обстановка при выполнении ребёнком заданий, должна быть спокойной, доброжелательной, не следует фиксировать внимание ребёнка на том, что вы пытаетесь определить.

Попросите ребёнка выполнять следующие бытовые и графические действия, наблюдайте за ним, ставя пометки «левая рука» или «правая рука». Подсчитайте, на сколько чаще и эффективнее ребёнок действовал той или иной рукой при выполнении заданий. Определите ведущую руку ребёнка.

1. Раздать карты. ( Ведущая рука та, что раскладывает карты.)

2. Похлопай в ладоши. ( Ведущая рука сверху.)

3.Отвинтить гайку, накрученную на болт. (Ведущая рука отвинчивает гайку.)

4. Погладь игрушечную зверюшку, держа её в руке. ( Ведущая рука гладит.)

5. Вдень нитку в иголку ( для малышей – палочку в кольцо).

( Ведущая рука вдевает нитку в иголку.)

6. Покажи, как зажигают спичку. (Ведущая рука проводит спичкой по коробку.)

7. Открой (отвинти) пробку на пузырьке. ( Ведущая рука отвинчивает пробку.)

8. Поиграй в « Сороку – ворону». ( Ребёнок будет рисовать пальцем ведущей руки круги на ладони другой.)

 

2.6  Как быть, если ребёнок одинаково хорошо владеет и правой и левой рукой в бытовых условиях?

Исследования французских учёных показали, что. Как правило (в 90% случаев), графические левши оказываются и бытовыми левшами, а графические правши - бытовыми правшами, причём это соотношение сохраняется в возрасте от пяти до двенадцати лет.

Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, то есть дети, одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой . Как правило, эти дети- левши, но дома или в детском  саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму идёт легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.  

Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или в равной степени правой и левой. Нередко родители и педагоги (особенно учителя физической культуры) считают необходимым определение ведущей ноги и ведущего глаза. Тесты для определения «ногости» не так разнообразны, как для определения рукости, но они есть.

Закидывание ноги на ногу-ведущая нога при этом оказывается сверху.

Измерение длины шага - считается, что длина шага ведущей ноги больше, чем не ведущей.

Отклонение  от заданного направления - тест, основанный на различии длины шага ведущей и не ведущей ноги.

2.7  Особенности обучения леворуких детей

Самый главный – педагогический вопрос обучения леворуких детей письму.
Что всегда следует иметь в виду взрослому, обучающему левшу?

1. Медлительность леворуких детей, с характерным застреванием  в  начале любого вида деятельности, что не должно стать предметом упреков. Ни в коем случае левшу нельзя торопить, в суете он или наделает массу ошибок, или остановится совсем. А в ситуации стресса подобный ребенок часто впадает в такую панику, что об успешном завершении работы мечтать не приходится. Поэтому ему нельзя сердито угрожать "попробуй только не напиши", вредно напоминать перед работой о прошлой неудаче. В работе с леворукими детьми нужно терпение, чувство юмора, стремление понять и настроиться на другого, желание постоянно думать и искать путь к победе.

2. Необходимость создания спокойной доброжелательной атмосферы во время занятия, призванной успокоить в большинстве своем эмоционально неустойчивых  и  тревожных малышей, глубоко переживающих свои не удачи  и  промахи. Такая обстановка увеличит шансы на успех.

3. Следует учитывать в очередной раз повторяемую причину левшества - иную, отличную от правшей, организацию деятельности полушарий головного мозга, которая  находит отражение в любой деятельности леворуких детей. Леворукие дети ведут себя иначе, пытаясь всеми силами добиться ясности  в  интересующем их вопросе, иногда игнорируя тактичность  и  перебивая собеседника, невзирая на возраст. Поэтому леворукий ребенок редко бывает любим учителем.  Его непреодолимое стремление уточнять и некоторое занудство вызывают протест преподавателя, если взрослый не объяснит себе причину описанного поведения особенностями протекания психической деятельности ребенка. Ведь далеко не всегда он так не понятлив. Очевидно, именно в данном вопросе сказывается несформированность первичного фактора, такого как, например, пространственные представления, а поскольку опора отсутствует, то ребенок вынужден выстраивать логические цепочки, подводящиеего к верному решению. Причем чаще всего леворукие дети не ограничиваются верным результатом, а в ходе своих многочисленных уточнений усваивают полученные знания, дабы воспользоваться ими при удобном случае вновь. Поэтому значительно полезнее для взрослого вдуматься в суть уточняемого и объяснить наилучшим образом.

4. Наличие в той или иной степени путаницы в пространственных представлениях леворуких детей с вытекающей от сюда необходимостью искать арифметическую ошибку, по крайней мере, на первых порах обучения, в первую очередь именно в них, хотя допускаются, конечно, и самые "обыкновенные" ученические промахи.

5. Необходимость использования по шаговой подачи материала  не с точки зрения крошечной дозировки с последующей немедленной отработкой, а с выделением необходимых этапов в процессе усвоения любого алгоритма, с помощью которых можно описать практически каждое из получаемых в начальной школе умений, так как это облегчает выстраивание леворукими детьми логической цепочки по овладению данным материалом и созданию целостной картины усвоенного. Отсюда и не допустимость пропуска любого из этапов в процессе объяснения.
Почему для обучения леворуких детей идеально подходит разбивка всей системы действий на последовательные операции? Потому что
леворукий ребенок должен все воспринимать строго последовательно, пропуск в объяснении какого-то этапа останется незамеченным правшой, но совершенно выбьет из колеи бедного левшу. Поэтому он сам старается пусть своеобразно, но структурировать материал.

6. Фактически необходимость использования в работе творческих заданий, с одной стороны, обеспечивающих интеллектуальное развитие и поддерживающих как интерес, так и стремление к победе любознательных по своей сути леворуких детей, а с другой - показывающих, что не все так просто, как может показаться на первый взгляд, и не все может быть сведено к алгоритму и овладению определенным типом задач.

7. Нужно поддерживать постоянную  обратную связь с леворуким ребенком. Левша не может что-то изучать, не понимая. Он усваивает материал строго по этапам, и пропуск или  недопонимание чего-то приводит к потере нити рассуждения. Дав строгий алгоритм и научив им пользоваться, вы победите бессилие ребенка, но, не разобрав допускаемых им ошибок или не устранив внезапно возникающей заминки, вы лишите его уверенности.

Леворукий ребенок со своими индивидуальными особенностями трудно приспосабливается к такому сложному и строгому миру школы. Помогите и объясните подробнее сущность его ошибки, а потом отработайте данное задание - и неуверенность уйдет. К ошибкам лучше относиться философски, с интересом естествоиспытателей. Ребята помогут найти причину, причем сами при этом на чужих ошибках учатся. Леворукий ребенок, постоянно следящий затем, чтобы все делать правильно, превращается в безынициативного исполнителя. Можно коллекционировать интересные варианты ошибок, что позволяет не бояться их совершить и частично снижает возможность стресса. Но наличие обратной связи предполагает и активность со стороны самого леворукого ребенка. Отсюда следует неукоснительное  правило: левша должен улавливать момент, когда началось непонимание, и сигнализировать об этом. Таким образом, удается избежать запутывания и лишней потери времени на разбирательство объяснения с самого начала. Будет еще лучше, если леворукий ребенок сможет сформулировать, что именно он не понял, или хотя бы укажет сложное место в объяснении на доске. Ведь умению задавать вопрос  нужно учиться, а своевременно вырвавшийся возглас "не понимаю" спасает

леворуких детей от полного непонимания нового материала.

2.8. Практические рекомендации для учителей и родителей:

 1.Что  делать родителям, какую избрать тактику поведения, как помочь леворукому ребёнку не потерять себя?

Итак, первое условие - леворукий ребёнок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости.

Второе условие - не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребёнок должен быть уверен, что нет ничего непоправимого, что все трудности преодолимы и с вашей помощью он с ними справится.

Третье условие – рациональный режим дня.

Четвёртое условие – приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если с первого дня ребёнок будет садиться за уроки сам и научится просить вас о помощи, если он в ней нуждается.

Не стоит подчеркивать особенности леворукости ребенка, тревожиться (тревога взрослых всегда передается ребенку) и заранее  волноваться из-за каких-то неудач, которые могут возникнуть. Важно договориться с малышом, что для письма и рисования он всегда будет использовать только левую руку (не стоит перекладывать ручку из одной руки в другую, лучше передохнуть, если рука быстро устает).

Главная трудность – найти золотую середину, объединяющую требовательность и уважение к ребёнку, доброе отношение к нему.

2. Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе:

1.      Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

2.      Положите ладошки на парту. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнения в обратном порядке.

3.      Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

4.      Сожмите пальцы в кулак и вращайте кисть в разных направлениях. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

5.      Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

6.      Положите на стол 10—15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем так же по одному выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

7.      Делайте двумя грецкими ореха микрокруговые движения в каждой ладони.

3.  Обучение письму леворукого ребенка.

Для того чтобы у ребенка в будущем  не возникали проблемы  при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.

Для правильной позы при письме необходимо:
-
сидеть прямо;
- опираться спиной на спинку стула;
- не касаться грудью стола;
- ноги держать прямо, стопы  поставить на пол или подставку;
- туловище, голову, плечи держать ровно;
- обе руки в области предплечья опереть о край   стола, при этом локти    должны выступать за край.

 Посадка при письме леворукого ребенка. В классе за партой леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не помешала ему при письме. Настольная лампа должна располагаться справа от ребенка. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала тетрадь.

Тетрадь должна лежать с наклоном так, чтобы правый нижний угол страницы,  на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу распределить сторону, с которой нужно начинать писать,  путает направление.  В таких случаях левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом.

В процессе письма происходит движение слева направо (направление ручки — влево, а движение кисти и пальцев — вправо).

Способы письма левой рукой.

Первый способ является зеркальным отражением «праворукого»  положения. Им пользуются дети, необученные более удобным и правильным приемам письма. Такое положение руки при письме серьезно затрудняет процесс обучения, так как все образцы в тетрадях располагаются слева. Начиная списывание, ребенок не имеет возможности ориентироваться на образец. Наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв в строке и неверное их написание.

Второй способ. Кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество ошибок при письме. Именно к этому способу письма спонтанно и наиболее часто приходят дети-левши.

Третий способ.  Кисть левой руки с ручкой находится над строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Однако при письме этим способом нарушаются требования «праворукой» каллиграфии: буквы не имеют наклона вправо, скорее даже наклонены влево.

Необходимо дать леворукому ребенку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок.

4. Предупреждение ошибок

Предупреждение ошибок леворуких детей в написании близких по форме букв. Наблюдение за письмом леворуких детей, анализ их рабочих тетрадей показывает, что самыми распространенными являются ошибки, в которых дети путают близкие по форме буквы и затрудняются в их расположении. Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок такого рода, следует подробнее рассмотреть эти буквы.

Первая группа букв имеет ориентацию при их написании слева направо, а также симметричное строение: Е, 3, С, Э, к, н, г. При написании этих букв часто возникают ошибки зеркального письма. Чтобы предупредить зеркальное изображение,  необходимо включить в предварительную работу зрительный анализ буквы (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит), конструирование буквы из ее элементов. Это лучше делать в специальных альбомах с письменными буквами и их элементами, где в каждой букве начало обозначено стрелкой красного цвета, а траектория движения — стрелками черного цвета. При письме данных букв желательно начало каждой буквы обозначить красным цветом.

Во второй группе букв верхняя часть одной буквы соответствует нижней части другой: т, ш, п, и, в, д. Для предупреждения ошибок в изображении этих букв следует проводить их зрительное сопоставление, а так же накладывание буквы на другую. При письме в тетради следует ввести для них специальные указатели и опорные точки. После написания букв необходимо сравнить их с образцом путем сопоставления или накладывания образца, написанного учителем на прозрачной бумаге.

Буква  О не имеет ориентации в пространстве. При письме овалов особенно не обходимы опоры и указатели, которые показывали бы начало и направление движения.

Встречаются ошибки, которые вызываются забыванием редко встречающихся форм букв: Ч, ч, X, х, Ф, ф. Для более прочного запоминания их конфигурации следует ввести образное изображение этих букв. Например, букву Х можно увидеть в шагающем человечке, Ч — в носике чайника, Ф — в очках и т.д.

3.Вывод:

Леворукость — это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма и часто зависит от врожденных  генетических особенностей строения мозга ребенка.

Праворукость и леворукость формируются в основном к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает действовать левой рукой  и тем более если среди родственников есть леворукие,  то переучивать ребенка нельзя. Переучивая,  можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное  недержание мочи. У ребенка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т.д.

При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для леворуких труд на работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения.

Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается «обоеруким», или амбидекстром (обе руки работают как правая рука). Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от декстра-стресса.    

Леворукие дети обычно очень ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны. Они хуже привыкают к смене обстановки, тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят не значительные отличия предметов, более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одаренных.

Но у них чаще бывают неврозы, так как в праворуком мире они испытывают «декстра стресс» (правый стресс). Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.). Леворукие часто очень музыкальны, но методики обучения музыке так же рассчитаны на праворуких людей.

Хорошим подспорьем для леворуких детей  и их родителей могут стать, имеющиеся в продаже книги об этой проблеме,  прописи для левшей-первоклашек, различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука. Появились в продаже ножницы для левшей. Современный мир все больше начинает понимать левшей. Если не игнорировать индивидуальность ребенка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать  в праворуком мире.

 Международным день левшей,  празднуется 13 августа.

 

 Список литературы:

1.Безруких М.М. Леворукий ребёнок в школе и дома.- М., 2005.

2.Безруких. М.М. Готов ли ребёнок к школе? Прописи для детей с трудностями обучения и леворуких.- М., 2007.

3.Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.:Вентана-Граф, 2001. - 64 с

4. Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. -М.: Вентана- Графф, 2003. — 304 с.

6. Монина Г. Б., Панасюк Е. В. М77 Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущего первоклассника, — Екатеринбург: У-Факто-рия, 2007. — 176 с. (Серия «Психология детства: Практикум»)

7.Николаева Е.И Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 с.

8. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. М.: Генезис, 2008.

9.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. -128 с.  4 глава с.43-51

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности воспитания леворукого ребенка

Выступление содержит материалы о особенностях в воспитании, развитии и обучении леворуких детей....

Адаптированная образовательная ПРОГРАММА обучения и воспитания для ребенка с НОДА и ЗПР

Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств ...

Научная публикация "Обучение и воспитание леворукого ребенка"

Основной вопрос, на который пытаются ответить современные психологи, невропатологи, педиатры звучит так: нужно ли и можно ли переучивать леворукого ребенка и заставлять его писать правой рукой? На сег...

Консультация для родителей о психологических особенностях развития, обучения и воспитания трудного ребенка

Консультация для родителей о психологических особенностях развития, обучения и воспитания трудного ребенка....

Обучение и воспитание аутичного ребенка в ДОУ

Работа  с детьми, имеющими нарушения в развитии, ведется с целью интеграции и успешной социализации их в общество. При этом обучение и воспитание аутичного ребенка в ДОУ не имеет достаточной базы...