Как правильно делать ребёнку замечания
статья по коррекционной педагогике

Горбунова Аэлита Николаевна

Наша критика должна исправлять ребенка, а не унижать его.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как правильно делать ребенку замечания.

Консультация для родителей и воспитателей.

    Каждый родитель хочет оградить своего ребенка от плохих поступков, опасных ситуаций, дурного влияния. Очень часто я наблюдаю, что замечания родителей или педагогов не действуют на детей и даже имеют совсем противоположный эффект. Почему так происходит?

Мне кажется главное, что нужно сделать – это «достучаться» до ребёнка, сделать всё для того чтобы он Вас услышал и захотел взаимодействовать. А для того, чтобы он вас услышал, он должен видеть в вас друга. Как мы не были Вы рассержены - главное, успокоиться самому, не повышать голос , не переходить на крик.

С чего обычно начинает взрослый? Взрослый начинает обвинять ребёнка или отожествлять ребенка и его поступок:  неряха,  лентяй, грязнуля, трус. Некоторые взрослые «работают» на публику: «Иди сюда,   я тебе сколько раз уже говорила: так нельзя»» и т.д.

Это неправильно! Ребёнок  не захочет  Вас  слушать. Хуже того – он может пойти в ответную агрессию, обидеться и «замкнуться». Видели валяющихся в торговом центре на полу детей, бьющихся в истерике?

Мы должны возвысить ребёнка  над поступком, показать, что считаем его лучше, чем он (случайно) поступил.

Наша критика должна исправлять ребенка, а не унижать его.

Спокойно подзовите ребёнка, сядьте на корточки, посмотрите ему в глаза (психологи называют этот приём «глаза в глаза») и спокойно скажите:  «Ты  у меня такой смелый, а боишься  лечить  зубки. Не бойся»;  «Ты такой аккуратный, а игрушки валяются по всей комнате. Убери  то, с чем ты не играешь»;  «Ты всегда был дружелюбен  с Антоном, что у вас произошло, почему вы подрались?»

Выслушайте ребёнка, не перебивая. Конечно можно задавать вопросы, но всегда помните: не унижая и не обвиняя. Задайте ребёнку вопрос: «Ты правильно поступаешь?»

Помогите ребёнку найти ответ на этот вопрос (почему так произошло?). Вместе решите, что нужно сделать: перестать кричать, убрать игрушки, помириться с другом и т.д.

Терпеливо дожидайтесь ответной реакции. Ребенок может очень долго подбирать слова, иногда ему просто не хватает словарного запаса, чтобы  описать свои чувства .

Так долго, что маме или папе захочется ответить за него.  Но не спешите нарушать диалог, дайте ребенку время найти нужное слово.

Вопросы с ответами «да» или «нет» не помогают поддерживать разговор и не помогут решить проблему. Вопросы «как» или «почему» позволяют ребёнку задуматься: «Действительно, а почему так происходит?» На вопрос «почему» невозможно кивнуть головой или показать пальцем. «Как?» и «почему?» запускают процесс мышления, который в конечном счете приводит к навыку решения проблем.

Совсем маленькие детки часто не обращают внимания на замечания взрослых потому, что взрослые строят фразу  не правильно. Замечания, которые начинаются с «не», требуют от ребенка двойного осмысления. Вначале он должен понять, что вы хотите, чтобы он не делал, а потом, что нужно сделать.

     Не сиди криво, выпрями спину.

     Не залезай высоко, упадешь.

     Не кричи, помолчи.

Частицу «не» ребенок часто не замечает и сосредотачивается на самом слове. Получается, что мы что-то запретили, а он слышит наоборот: сиди криво, залезай высоко и т.д.

     Психологи подсчитали, что ребенок за день слышит в свой адрес около 400 негативных замечаний и всего 32 позитивных суждения. О чем это говорит? У нас такой плохой ребёнок?!!! Мы не умеем хвалить, не считаем нужным это делать?

     Мы удивляемся, почему дети не «исправляются»? Они просто привыкают «быть плохими». А вы –  похвалите.. И увидите, что ребёнок будет стараться стать лучше.

 И будет прислушиваться к вашим замечаниям. «Какой молодец, почти все игрушки убрал!», «Ты сегодня мне так помог! Поставил свои сапоги на полочку», «Ты подружился с  Олегом, делился с ним игрушками, ты – умничка!».

    Очень важно, при общении с детьми тщательно подбирать выражения и интонацию, чтобы это замечание было правильно ими воспринято. Часто можно встретить ситуации, когда люди смеются, когда ребёнок плачет, в попытках поднять ему настроение. Что происходит на самом деле? Ребёнок плачет ещё громче, впадая больше в отчаянье, как будто говорит: «Почему никто не понимает меня?».

В следующий раз, когда встретите ребёнка в расстроенных чувствах, попробуйте сделать грустное лицо и посочувствовать. В большинстве случаев это помогает, и малыш легче идёт на контакт.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ "КАК ДЕЛАТЬ РЕБЁНКУ ЗАМЕЧАНИЯ С ДОБРОТОЙ"

СПИСОК ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ СОВЕТОВ,КОТОРЫЕ ПОМОГУТ РОДИТЕЛЯМ ДЕЛАТЬ ЗАМЕЧАНИЯ С ДОБРО...

КАК ДЕЛАТЬ РЕБЁНКУ ЗАМЕЧАНИЯ С ДОБРОТОЙ

Зачем говорить ребёнку что-то грубо или раздражённо, если всё это можно выразить добрыми словами, превратив в весёлую игру? Вот список замечательных советов, которые помогут вам делать замечания с доб...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (как делать ребёнку замечания с добротой)

Как писал Сухомлинский«Мать, помни: ты главный воспитатель, ты главный педагог»Зачем говорить ребёнку что-то грубо или раздражённо, если всё это можно выразить добрыми словами, превратив в весёлую игр...

КАК ДЕЛАТЬ РЕБЁНКУ ЗАМЕЧАНИЯ С ДОБРОТОЙ.

Зачем говорить ребёнку что-то грубо или раздражённо, если всё это можно выразить добрыми словами, превратив в весёлую игру? Вот список замечательных советов, которые помогут вам делать замечания с доб...

«Как правильно делать замечания ребенку»

laquo;Как правильно делать замечания ребенку» Замечание ребёнку можно сделать так, что оно будет восприниматься им более мягко и более уважительно. Такой способ общения помогает ребенку со...

«Как делать ребёнку замечания с добротой»

Зачем говорить ребёнку что-то грубо или раздражённо, если всё это можно выразить добрыми словами, превратив в весёлую игру? Вот список замечательных советов, которые помогут вам делать замечания с доб...

КАК ПРАВИЛЬНО ДЕЛАТЬ ЗАМЕЧАНИЯ РЕБЕНКУ

Как правильно делать замечания ребенку....