Консультация для воспитателей: «Игры для развития внимания у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

В данной статье представлены игры и упражнения для развития внимания старших дошкольников с ЗПР. Материалы статьи могут быть использованы педагогами и родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД № 113

Консультация для воспитателей:

«Игры для развития внимания у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития»

                                                       

                                                        Учитель-дефектолог

         Буздырина Ольга Борисовна

        

Калининград

2021

           Внимание – это сосредоточенность сознания на определенном объекте. От уровня развития внимания зависит успешность обучения ребенка в школе.    Дети с ЗПР (задержкой психического развития) имеют ряд особенностей психического развития, это касается внимания. Исследователями отмечаются  его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения, узкий  объем.

           Недостатки внимания обусловлены слабым развитием познавательной активности детей, неумением контролировать себя, недостаточным развитием чувства ответственности.

           Внимание детей с ЗПР характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Детям трудно сконцентрировать внимание и удерживать его на протяжении занятия. Дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Может проявляться инертность, когда ребенок с трудом переключается с одного вида деятельности на другой.

           В данной статье приводится перечень игр и упражнений, которые могут использовать педагоги и родители в целях коррекции внимания у детей старшего возраста с ЗПР.

Игра «Повторяй за мной»

Цель: развивать активное произвольное внимание.

Содержание: дети, стоя у своих стульчиков, смотрят на водящего и повторяют за ним все движения, которые он показывает, стараясь повторить все в точности.

Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем. Я буду водящим. Ваша задача следить за мной и повторять все действия, которые я буду показывать».

Примечание: на этапе освоения игры показ движений рук выполняет взрослый, затем водящими становятся дети.

Игра «Угадай, что звучит?»

Цель: развивать слуховое внимание и восприятие.

Оборудование: предметы, издающие разные звуки (свисток, карандаш, шарик - погремушка, бумага, ножницы, ширма.)

Содержание: взрослый знакомит детей с предметами, показывает, как они звучат, а затем за ширмой издает различные звуки при помощи разных предметов, а дети отгадывают. С помощью какого предмета был произведен звук.

Примечание: задание выполняется в полной тишине.

Игра «Летает – не летает»

Цель: развивать переключаемость внимания, умения выделять главные признаки предметов.

Содержание: взрослый называет детям слова. Если данный предмет может летать – дети говорят слово «летает» и машут руками («крыльями»), если предмет не летает – говорят «не летает», руки опускают вниз.

 Примечание: примерный перечень слов – змея, диван, бабочка, стул, барабан, корова, самолет, дерево, вертолет, лодка, утюг и др.

Игра «Запомни и нарисуй»

Цель: развивать концентрацию, устойчивость, объем внимания, умения удерживать инструкцию, закрепление геометрических фигур.

Оборудование: листы с изображением геометрических фигур (круг красного цвета слева, квадрат синего цвета справа, цветные карандаши на каждого ребенка.

Содержание: взрослый предъявляет детям картинку в течение 10 секунд с изображением геометрических фигур разного цвета, просит запомнить их расположение и цвет. Дети воспроизводят изображение по памяти на своих листах, а затем сравнивают работы с образцом, анализируют свои ошибки.

Задание «Найди отличие»

Оборудование: таблица с изображением двух картин, отличающихся друг от друга несколькими отличиями.

Содержание: дети поочередно называют отличия, которые замечают при сравнении двух картин.

Инструкция: «Ребята, посмотрите на картины. Назовите, какие есть между ними отличия. За правильный ответ получите жетон, в конце игры посмотрим, у кого в конце игры будет больше жетонов, тот будет самым внимательным».

Игра с мячом «Съедобное – несъедобное»

Цель: развитие быстроты реакции, переключаемости внимания, зрительно-моторной координации.

Оборудование: мяч средних размеров.

Содержание: водящий называет предметы, бросает мяч одному из детей. В зависимости от того, съедобный предмет или несъедобный ребенок ловит или не ловит мяч.

Инструкция: «Ребята, я буду называть предметы, и бросать вам мяч. Если предмет съедобный – вы его ловите, если несъедобный – не ловите».

Примечание: сначала водящим становится взрослый, затем все дети поочередно.

  Игра «Четыре стихии»

Цель: развитие концентрации, переключаемости и объема внимания.

Содержание: дети, сидя на своих стульях, выполняют различные движения, в зависимости от того, какую стихию назовет водящий.

Инструкция: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в одну интересную игру. Вы знаете что такое стихия? Это разные природные явления. В зависимости от того, какую стихию я назову, вы будете выполнять разные движения.

«Земля» - руки вниз (как будто трогаем землю.) «Вода» - руки перед собой (как-будто плывем по реке.) «Воздух» - руки тянем вверх (как-будто тянемся к небу.)  Огонь» - выполняем вращение руками.  Давайте с вами потренируемся».

Примечание: сначала взрослый выполняет движения вместе с детьми, затем дети выполняют движения самостоятельно. Для усложнения взрослый может увеличить темп смены движений.

Вывод: в результате проведения данных игр внимание  у детей становится более устойчивым, улучшается его концентрация, расширяется объем, а это в свою очередь положительно влияет на интеллектуальную деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуальной регламентированной коррекционной работы по развитию свойств внимания «Космонавты» с дошкольниками старшего возраста с задержкой психического развития

Конспект индивидуальной регламентированной коррекционной работы по развитию свойств внимания «Космонавты»с дошкольниками старшего возраста с задержкой психического развития....

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности "Работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития".

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увели...

Консультация для воспитателей "Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Консультация для воспитателей "Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста  с задержкой психического развития"...

Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной презентации приводится перечень игр и упражнений, которые педагоги и родители могут использовать в целях коррекции внимания детей с ЗПР....

Игры для развития мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития

Игры для развития мышления у дошкольников с задержкой психологического развития...

Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития

Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития...

Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...