Элементы арт-терапии для снятия внутреннего напряжения, снижения агрессии и восстановления жизненного ресурса ребенка.
консультация по коррекционной педагогике

Королёва Ирина Ивановна

Детская агрессия – это способ реагирования ребенка на невозможность сделать то, что хочется, именно так, как хочется. Из определения детской агрессии следует, что агрессия у ребенка возникает тогда, когда какая-то его потребность не удовлетворяется.

Для того, чтобы помочь ребенку справиться с неадекватными способами проявления агрессивного поведения необходимо научить его социально-приемлемым способам проявлениям гнева. Хоть это и не слишком приятно, но необходимо признать, что гнев является фактически неизбежной эмоцией, которая свойственна всем людям и, конечно же, детям. Чем раньше научить ребенка выражать гнев здоровым способом, приемлемым в обществе, тем проще ребенку будет общаться с другими детьми.

Первый шаг в деле управления своим гневом – это понимание эмоции и ее предназначения. Гнев нередко является производной страха, разочарования, обиды и грусти. Если вы видите причину гнева в поведении ребенка, то помогите ему увидеть истоки негативных эмоций. Разговор о том, что ребенок чувствует, поможет ему научиться распознавать причины его гнева.

Важно дать понять ребенку, что гнев не является нежелательной или неправильной эмоцией. Но выражать свой гнев, причиняя боль другим – в корне неправильно. Если ребенок понимает, что чувствовать гнев это нормально, то ему будет проще научиться делать это приемлемыми способами. Во многих случаях это позволяет решить проблему агрессивного поведения у ребенка – если ребенок выплескивает свой гнев в позволенной форме, то у него исчезнет причина чувствовать обиду, долгое время таить ее в себе или обижать других детей.

В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и  психолого-педагогической  поддержки детей, можно успешно использовать арт-терапию. Арт-терапия позволяет получить доступ к переживаниям детей и корректно помочь им: снять накопившееся эмоциональное напряжение, направить гнев и злость не на окружающих, а в творческую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элементы арт-терапии для снятия внутреннего напряжения, снижения агрессии и восстановления жизненного ресурса ребенка.

Детская агрессия – это способ реагирования ребенка на невозможность сделать то, что хочется, именно так, как хочется. Из определения детской агрессии следует, что агрессия у ребенка возникает тогда, когда какая-то его потребность не удовлетворяется.

Для того, чтобы помочь ребенку справиться с неадекватными способами проявления агрессивного поведения необходимо научить его социально-приемлемым способам проявлениям гнева. Хоть это и не слишком приятно, но необходимо признать, что гнев является фактически неизбежной эмоцией, которая свойственна всем людям и, конечно же, детям. Чем раньше научить ребенка выражать гнев здоровым способом, приемлемым в обществе, тем проще ребенку будет общаться с другими детьми.

Первый шаг в деле управления своим гневом – это понимание эмоции и ее предназначения. Гнев нередко является производной страха, разочарования, обиды и грусти. Если вы видите причину гнева в поведении ребенка, то помогите ему увидеть истоки негативных эмоций. Разговор о том, что ребенок чувствует, поможет ему научиться распознавать причины его гнева.

Важно дать понять ребенку, что гнев не является нежелательной или неправильной эмоцией. Но выражать свой гнев, причиняя боль другим – в корне неправильно. Если ребенок понимает, что чувствовать гнев это нормально, то ему будет проще научиться делать это приемлемыми способами. Во многих случаях это позволяет решить проблему агрессивного поведения у ребенка – если ребенок выплескивает свой гнев в позволенной форме, то у него исчезнет причина чувствовать обиду, долгое время таить ее в себе или обижать других детей.

В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и  психолого-педагогической  поддержки детей, можно успешно использовать арт-терапию. Арт-терапия позволяет получить доступ к переживаниям детей и корректно помочь им: снять накопившееся эмоциональное напряжение, направить гнев и злость не на окружающих, а в творческую деятельность.

Главные задачи арт-терапии в работе с детьми:

  • Предоставить детям возможность свободно выражать чувства, в том числе агрессивные, в безопасной, социально доступной форме;
  • Развивать и усиливать внимание детей к своим чувствам;
  • Вести психологическую работу с мыслями и чувствами;
  • Снять внутреннее психоэмоциональное напряжение;
  • Снизить проявление агрессивного поведения;
  • Восстановить жизненные ресурсы ребенка;
  • Формировать позитивный эмоциональный фон, создать условия для релаксации и избавления от последствий стресса.

1. Техники изотерапии для снятия внутреннего напряжения и снижения агрессии.

Рисование по мокрому листу бумаги «Размываем обиду красками».

Пусть ребенок изобразит «свою обиду или гнев», а затем с помощью красок с водой сделает изображение нечетким, как бы размоет негативную эмоцию. То же самое можно проделать с другими негативными эмоциями.

«Техника выдувания»

Подключение дыхательных упражнений всегда ведет к снижению и мышечного, и эмоционального напряжения. Педагог предлагает детям: Поставьте каплю краски на бумагу, возьмите трубочку и резко дуйте на каплю сверху, чтобы капля растеклась в разные стороны получилась звёздочка или цветок. Если дуть сбоку, можно выдуть красивые деревья или букеты цветов.

«Рисование мыльными пузырями».

Берём флакон с готовыми мыльными пузырями и добавляем немного гуаши любого цвета. Опускаем в раствор трубочку и дуем, чтобы получились пузыри. Затем берём лист бумаги и осторожно прикасаемся к мыльным пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются удивительные отпечатки.

«Рисование нитками»

Необходимо взять нитки и нарезать их по 20 см. Разводим акварель, опускаем в краску нитки, чтобы они пропитались. Нитки следует держать за кончики. Далее укладываем нитку на лист бумаги, а сверху прикладываем другой листок. Кончик нитки должен обязательно выглядывать. Далее тянем кончик нитки, одновременно прижимая верхний лист. Снимаем верхний лист бумаги и рассматриваем изображение. Образ, который дети увидят на бумаге можно дорисовать фломастерами или красками.

«Исчезновение». 

Попросите ребенка нарисовать водой на бумаге то, что вызывает у него гнев и агрессию, а затем понаблюдать, как бумага высыхает и источник гнева испаряется, исчезает.  Предложите нарисовать на бумаге все злые слова, которые ребенок хочет сказать кому-то или в адрес определенной ситуации, а затем велите разорвать бумагу на мелкие клочки.

«Мелки – наперегонки»

Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция.

Инструкция: Ребенок в разном темпе (медленно - быстро) делает мелками штрихи на листе.

Упражнения с глиной, тестом или пластилином «Уничтожь свою злость»

Ребенку предлагается вылепить свою злость, гнев или обиду: «Вылепите свою проблему». Затем можно поговорить с ней, высказав ей всё, что хотите, далее нужно смять ее, «уничтожить» или трансформировать в то, что захотите.

У ребенка происходит гармонизация эмоционального состояния, когда ему удается уничтожить свою злость.

Графическое задание для совместного выполнения «Продолжи рисунок» (формирование позитивного эмоционального фона).

Педагог: Давайте вместе нарисуем клоуна. У нас есть цветные карандаши и один на всех лист бумаги (формата не меньше А3). Чтобы каждый смог поучаствовать в изображении, будем рисовать по очереди. Рисуйте один какой-то элемент и передавайте лист следующему. Педагог на этом этапе, предлагая детям способ совместной работы по очереди, регулирует баланс вклада в общий рисунок, в отношения детей, формирует позитивный эмоциональный фон.

2. Арт-терапевтические игры, упражнения, этюды по развитию эмоциональной сферы.

Игра «Угадай эмоцию» (выражение эмоций).

На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Педагог следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети. Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

Игра «Про Обидку и Грустинку» (снятие эмоционального напряжения).

Педагог объясняет детям, почему они иногда приходят в детский сад с плохим настроением. Оказывается, дети в этом совсем не виноваты, просто к ним по дороге приклеилась Обидка или Грустинка. Главное ее найти и сбросить с себя. Это может сделать сам ребенок или его друг. После рассказа педагога можно проиграть ситуацию снятия плохого настроения.

Игра «Испорченный телевизор» (выражение эмоций и снятие психоэмоционального напряжения).

Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча показывает «неспящему» участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся». После этого ведущий опрашивает участников игры, начиная с последнего и кончая первым, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телевизор» был полностью исправен. Возможные вопросы для обсуждения: По каким признакам ты определил именно эту эмоцию? Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее? Трудно ли было тебе понять другого участника? Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?

Баба-Яга (этюд на выражение гнева и снижение эмоционального напряжения)

Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает. Дети по очереди показывают действия.

Психологическая игра «Я могу» для детей от 5 лет. (Игра способствует развитию самоуважения).

Игра очень полезная, несмотря на свою простоту. В нее можно играть как группой, так и с одним ребенком. Для игры понадобится мячик.

Я могу хорошо…

Нужно, поймав мячик, громко сказать: «Я могу хорошо…» и назвать то, что хорошо получается. Обычно, дети называют: рисовать, лепить, вырезать, клеить, плавать и т.д. Главное, уверенность ребенка, что он может это делать. Ведущий также участвует и подсказывает идеи, задавая направление: «Я могу ставить посуду на полку». Ребенок, услышав слово «посуда», может вспомнить, что он может мыть посуду. Ведущий: «Я могу подметать пол». Ребенок: «Я могу пылесосить». Когда игра идет в группе, ребенок, слушая других детей, примеряет на себя их умения, и для застенчивого ребенка – это палочка-выручалочка. Он из большого количества ответов может выбрать тот, который ему подходит. Чем больше «Я могу» скажет ребенок, тем интереснее ему будет играть и тем больше гордости он за себя испытывает, ведь он так много может.

3. Арт-терапевтические игры на снятие внутреннего психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, формирование позитивного эмоционального фона.

«Интересная походка».

Дети образуют круг, чтобы всем было хорошо видно друг друга. По заданию ведущего нужно изобразить ту или иную походку. Например, походку человека по раскаленному песку или по скользкому льду, походку боевого генерала или балерины, походку старого или гордого, или крадущегося человека, или человека, которому жмут ботинки. Ведущий приглашает желающих в круг и дети по очереди показывают свой вариант походки.

«Разные лошадки».

Дети свободно стоят, лучше в кругу. Педагог начинает игру коротким вступительным словом о том, что лошадки, как и люди, не похожи друг на друга по характеру, нраву и, соответственно, по-разному себя ведут. Затем детям предлагается изобразить лошадку: упрямую, шаловливую, капризную, вежливую, застенчивую, злую и др. Дети могут показывать свои варианты по очереди, выходя в центр круга.

Примечание: вместо лошадок героями игры могут быть: зайчики (хвастливый, трусливый, сердитый, ленивый и др.) или воробьи (задиристый, грустный, добрый, храбрый и др.).

«Зеркало».

Дети играют парами. Роли распределяются так: один ребенок - зеркало, другой -смотрящийся в зеркало. Задача играющих - синхронно выполнять любые движения, запрещается лишь дотрагиваться друг до друга. Инициатива придумывать движения принадлежит смотрящемуся в зеркало. Через одну – две минуты дети в паре меняются ролями.

«Прогони злость».

Педагог: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте ее в сторону».

Дети выполняют задание, а педагог следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.

«Каратист» (снижение физической агрессии)

Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с взрослым произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…» Этим они помогают игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

«Колотим воздух»

Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» ребенку предлагается поколотить воздух кулаками, руки вытянуты перед собой. Со всей силы вверх-вниз.

Упражнение «Конверты радости и огорчений»

Цели: развитие умений открыто выражать свои чувство по отношение к различным жизненным ситуациям, снятие эмоционального напряжения.

Описание упражнения: «За целый день успевает произойти масса разных событий – что-то нас веселит, что-то нас удивляет, что-то нас радует, а что-то нас и огорчает. Давайте сделаем конвертики, в которых сможем собирать всё то, что запомнилось за день. В один из них мы будем собирать свои радости, а в другой будем прятать огорчения».

Теперь предложите ребёнку изготовить конверты. Для этого можно использовать как обычные почтовые конверты (которые затем можно разрисовать, сделать на них какую-либо аппликацию), так и изготовить самостоятельно. Когда конверт радости и конверт огорчений будет готовы – начинайте их заполнять. Возьмите небольшие бумажки и попросите ребёнка нарисовать то, что обрадовало его, и что огорчило. И распределите это по соответствующим конвертам. Затем предложите ему с помощью рук изобразить весы. Пусть он положит один конверт на правую ладонь, а другой на левую. Как он считает, что перевешивает? Радость? Отлично, скажите, что завтра, когда мы вновь будем заполнять наши конвертики – её, наверно, станет ещё больше! Перевешивают огорчения? Скажите, что, конечно, это грустно. Но ведь мы их убрали в конверт, они больше не в тебе – а вот в этом конверте. А значит, они потеряли власть над тобой. А завтра мы вновь продолжим заполнять наши конвертики, и ещё посмотрим – кто ж перевесит!

В процессе заполнения конвертов можно с ребёнком периодически пересматривать их содержимое, что-то обсуждать, убирать или добавлять. Пусть ребёнок сам решит, как долго он будет «вести» такие конверты. Когда он захочет прекратить – проведите «полную ревизию» содержимого. Потом предложите конверт с накопившимися радостями хранить в надёжном месте, что б всегда была возможность пересматривать его, если вдруг будет грустно. А вот с конвертом огорчений предложите «расправиться». Пусть ребёнок придумает способ, как огорчения навсегда уйдут из его жизни (скажем, конверт можно разорвать и затоптать; можно разрезать, или опустить в воду, и ждать пока размокнет и т.д.)

Хорошо когда всё, что ребёнок складывает в конверты, проговаривается вместе с родителями. Родителям это даёт дополнительную возможность лучше узнать своего ребёнка, быть в курсе того, что его заботит в данный момент; Но случается и так, что ребёнок отказывается писать или рисовать то, что его огорчило. Возможно, что причиной этого является нежелание что-то «рассекретить». Не настаивайте. Значит пока он к этому не готов. Успокойте его, скажите, что вам это необязательно показывать. Или предложите ему вместо того, что б писать или рисовать огорчения – сказать их шёпотом в сам конверт. Вероятно, что потом ребёнок сам захочет поделиться с вами тем, что спрятал в конверт.

Предоставьте детям возможность в случае приступа гнева, злости, агрессии:

•        комкать, рвать бумагу, картон, старые обои, коробку;

•        лопать пузырьки на упаковочном полиэтилене;

•        бить подушку-колотушку;

•        громко кричать в мешочек или стаканчик «Злости или крика»;

•        потоптать «Коврик для злости и гнева»;

•        создать постройку, а затем разрушать ее;

  • Пускать мыльные пузыри;
  • Штриховать лист бумаги мелками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Музыкотерапия как средство снятия психоэмоционального напряжения и агрессии у дошкольников"

материал  наглядно обосновывает эффективность музыкотерапии для коррекции  нарушений психоэмоциональной  сферы дошкольников...

«Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка»

Уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию арттерапевтические техники (живопись с помощью пальцев, живопись с помощью ног, работа  с  глиной)...

Консультация для родителей и педагогов «Инструменты арт-терапии для снятия эмоционального напряжения детей дошкольного возраста».

Особенности применения арт-терапии как средства психокоррекции нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста....

КОНСПЕКТ занятия с элементами тренинга для педагогов «Снятие эмоционального напряжения»

В современном мире профессия педагога становится все напряженнее, современные образовательные стандарты требуют полной отдачи на работе, а идти в «ногу со временем» все сложнее и сложнее, ...