Как использовать «зону разгрузки», чтобы помочь ребенку успокоиться?
консультация по коррекционной педагогике
«Зона разгрузки» или «уголок отдыха» — это безопасное место, где можно злиться и расстраиваться. Важно отметить, что ребенка не «отсылают» туда в качестве наказания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_ispolzovat-konsultatsiya.docx | 180.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Как использовать «зону разгрузки», чтобы помочь ребенку успокоиться?
«Зона разгрузки» или «уголок отдыха» — это безопасное место, где можно злиться и расстраиваться. Важно отметить, что ребенка не «отсылают» туда в качестве наказания.
Организация «зоны разгрузки»
Выделите место, которое может стать такой зоной. Поместите там предметы и вещи, которые могут помочь ребенку успокоиться и которые связаны для него с комфортом. Это могут быть книги, чтобы почитать и успокоиться, блокирующие шум наушники, блокирующая свет повязка для глаз, мягкое пушистое одеяло, напольный мешок, на котором можно сидеть или лежать, и тому подобное.
Очень важно НЕ оставлять в зоне разгрузки самые любимые предметы или игрушки ребенка. Нахождение в месте для разгрузки не должно быть для него поощрением. Зона разгрузки не должна стать более желанной, чем обычные места, где ребенок бывает в течение дня.
Часто полезно поместить в этой зоне предметы, на которых ребенок может «выместить» свое недовольство, например, мячики и другие «антистрессовые» игрушки, которые он сможет сжимать.
Также для таких мест часто бывают полезны: приглушенный свет или полумрак, сведение любых шумов и звуков к минимуму, приятные запахи, картинки и другие изображения, которые действуют успокаивающе (например, постер с изображением океана).
Инструкции по применению техники
1. Выберите место, которое является самым тихим, и где можно побыть в одиночестве (кухня, в которую постоянно заходят, очевидно не подходит).
2. В зоне разгрузки полезно разместить визуальные подсказки — изображения или надписи, которые описывают действия, помогающие успокоиться. Визуальные подсказки можно приклеить на стену. Часто дети с аутизмом очень хорошо реагируют на зрительные подсказки и напоминания.
3. Обязательно записывайте данные о поведении ребенка до и после применения процедуры, чтобы можно было определить, эффективна ли эта техника.
4. Когда ребенок находится в раздраженном состоянии, злится, сильно расстроен и так далее, сведите свою речь к минимуму. В подобном эмоциональном состоянии ребенок может не воспринимать или отрицательно реагировать на устные инструкции или подсказки.
5. Когда у ребенка начинается эскалация эмоционального состояния, объясните ему, что ему нужно успокоиться, и где это можно сделать. Например: «Ты кричишь, тебе надо успокоиться». Тут же отведите ребенка в зону разгрузки и подскажите ему сесть.
6. Объясните ребенку, что он сможет уйти отсюда, когда успокоится, а затем отойдите от него на несколько шагов и сядьте. Следите за безопасностью ребенка, но при этом не уделяйте ему никакого внимания. Очень важно убрать контакт глазами, ничего не говорить и не прикасаться к ребенку, пока он не успокоится.
7. Когда ребенок начнет успокаиваться, можно подойти к ребенку и помочь ему с процедурой самоуспокоения, например, подсказать ему закрыть глаза, делать глубокие вдохи или сцепить руки.
8. Следите за тем, чтобы часто хвалить ребенка, когда он следует инструкциям, помогающим успокоиться: «Молодец, ты успокоился!» или «Ты так хорошо делаешь вдохи!».
9. Когда ребенок полностью успокоится, он может уйти из зоны разгрузки.
Помните, что это не то же самое, что и процедура «тайм-аута». Ребенка не наказывают. Цель данной техники — научить ребенка самостоятельно успокаиваться и регулировать свои эмоции. Вы просто предоставляете ему безопасное пространство, где можно плакать, кричать и быть расстроенным.
Примечание: Старайтесь избегать разговоров про то, что случилось, пока ребенок не успокоился. В некоторых случаях напоминания или разговоры об инциденте могут спровоцировать его повторное появление. Говорите с ребенком и предоставляйте ему положительное внимание, только когда он стал полностью спокойным, не надо «утешать» его раньше.
После того, как ребенок успокоился, можно поговорить о том, что он может сделать лучше в следующий раз, и как можно предотвратить такую ситуацию в будущем. Например, можно попросить перерыв до наступления «срыва». Говорите позитивно и в соответствии с возрастом ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис трех лет.
Памятка для родителей...
Памятка для родителей "Что делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис трех лет."
Что делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис трех лет....
Консультация для родителей "Что делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис 3 лет"
консультация для родителей детей 3 лет...
Что делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис 3х лет
Что делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис 3х лет·Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 – 4 года. ·Постарайтесь выработать правильную линию своег...
Статья для родителей: «Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку справиться со своим страхом?»
В период 4-5 лет у ребенка формируется самый важный показатель развития личности - самооценка, которая зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь - со взрослыми. Ребенок на...
Что делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис трех лет?
Памятка для родителей по особенностям взаимодействия с детьми во время кризиса 3-х лет...
Сказкотерапия.Что такое сказкотерапия для детей и какие ее методы можно использовать, чтобы помочь ребенку справиться с проблемами.
Если ваш ребенок не хочет ходить в детский сад, чего-то сильно боится, плохо спит, излишне замкнут или проявляет агрессию, ему может помочь сказкотерапия. Что такое сказкотерапия для детей и какие ее ...