Консультация для родителей «Что такое гиперактивный ребенок»
консультация по коррекционной педагогике

Кулигина Анна Леонидовна

В последнее время мы, педагоги, все чаще сталкиваемся с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

         С гиперподвижными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

         Наличие этих признаков свидетельствует о специфическом нарушении психического здоровья – гипердинамическом синдроме, или синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это значит, что ребенок хочет, но не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Необходима специальная тактика работы с таким ребенком, а иногда и лечение.

         Внимание – одна из важнейших психических функций, обеспечивающих деятельность и обучение ребенка. Оно проявляется как общая готовность к деятельности, а также как особая (избирательная) готовность к определенным видам деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_chto_takoe_giperaktivnyy_rebenok.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5» с. Кневичи Артемовского городского округа

Консультация для родителей

«Что такое гиперактивный ребенок»

 

Подготовила педагог-психолог:

 Кулигина Анна Леонидовна

В последнее время мы, педагоги, все чаще сталкиваемся с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

        С гиперподвижными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

        Наличие этих признаков свидетельствует о специфическом нарушении психического здоровья – гипердинамическом синдроме, или синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это значит, что ребенок хочет, но не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Необходима специальная тактика работы с таким ребенком, а иногда и лечение.

        Внимание – одна из важнейших психических функций, обеспечивающих деятельность и обучение ребенка. Оно проявляется как общая готовность к деятельности, а также как особая (избирательная) готовность к определенным видам деятельности.

        Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:

В 3 года:

  • может выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 1-3 минуты;
  • удерживает внимание только на одном объекте или простом задании, обращая внимание не столько на сам предмет, который он рассматривает, сколько на выступающие части;
  • плохо удерживает в памяти условие задания;
  • работает бессистемно, быстро отвлекается, легко переключается.

В 4 года:

  • может выполнять задание сосредоточенно, не отвлекаясь в течение около 5 минут;
  • более четко удерживает в памяти инструкцию, условие задачи, однако еще часто не доводит деятельность до конца;
  • начинает планировать свою деятельность;
  • легко переключается.

В 5-6 лет:

  • может сосредоточенно, не отвлекаясь работать в течение 10 – 15 минут;
  • четко воспринимает словесную инструкцию(задание), доводит работу до конца;
  • умеет работать системно, по плану;
  • легко переключается и умеет распределять внимание.

У старших дошкольников (5-6 лет) – достаточно хорошо развито произвольное внимание (сосредоточенность на определенном объекте, предмете, задании). Однако у детей с СДВГ процессы организации внимания нарушены. Эти нарушения не очень заметны в младшем дошкольном возрасте, но уже на систематических занятиях по подготовке к школе они проявляются сразу.

Довольно часто гиперактивные дети сообразительны и быстро «схватывают» информацию, обладают неординарными способностями. Среди детей с СДВГ встречаются действительно талантливые дети, но и случаи задержек психического развития у данной категории детей не является редкостью. Самое существенное состоит в том, что интеллект детей сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ – беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость, часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков (чтение, счет, письмо).

У детей с СДВГ отмечается определенная специфика интеллектуальной деятельности, которая представляет собой цикличность: произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью далее, в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего цикла.

Память у детей с СДВГ может быть в норме, но из-за исключительной неустойчивости внимания наблюдаются «пробелы в хорошо усвоенном» материале.

Особенно частыми у детей с СДВГ бывают речевые нарушения, такие, как задержка развития речи, недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата, излишне замедленная речь, или, наоборот, взрывчатость, нарушения голоса и речевого дыхания. Все эти нарушения обуславливают нарушения звукопроизносительной стороны речи, ограниченность словаря и т.д.

В области двигательных способностей у таких детей обнаруживаются тоже нарушения. Наиболее часто страдают тонкая моторика, координация и ловкость движений рук. Ребенок не способен выполнять законченные, точно координированные движения, которые мы наблюдаем у его здоровых сверстников (в процессе самообслуживания, в игре, рисовании и письме, физических упражнениях). Рисунок примитивен, линии нечетко соединены друг с другом. Трудности, связанные с удержанием равновесия (при стоянии, катании на коньках, роликах, двухколесном велосипеде), нарушения зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом) – причины моторной неловкости и повышенного риска травматизма.

Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий (несмотря на усилие, все делать правильно), в несдержанности в словах, поступках и действиях, (например, выкрикивание с места во время занятия, неспособность дождаться своей очереди в играх или другой деятельности), в неумении проигрывать, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов (невзирая на требования взрослого).

Присутствие взрослого не является для детей с СДВГ сдерживающим фактором. Они и при взрослых ведут себя так, как остальные дети могут вести себя только в их отсутствие.

У детей с синдромом нарушены отношения со сверстниками и взрослыми. В психическом развитии эти дети отстают от сверстников, но стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные  гиперактивные дети быстро реагируют на запрет или резкое замечание, отвечают резкостью, непослушанием.  

        Невнимательность проявляется и во время коллективных игр. Непоседам быстро надоедают игры, отвлекаясь, они мешают другим детям, и в результате возникает конфликт. В то же время дети с СДВГ во время любимых занятий и игр, с которыми им удается успешно справляться, могут удерживать внимание и заниматься любимым делом достаточно длительное время. Именно на это указывают взрослые, когда говорят: «Может же, когда хочет». Может, но не только потому, что хочет, а потому, что деятельность по силам, позволяет почувствовать успех, удовольствие. Подобная «избирательность» внимания, по-видимому, мотивируется удовольствием, получаемым ребенком от этой деятельности. Следует учесть, что внимание базируется именно на принципе удовольствия, удовлетворения. Этот принцип является важным фактором организации психической деятельности ребенка, оказывает стимулирующее влияние. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, которые кажутся им скучными, не однократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемыми поощрениями. Неудачи и неудовлетворение фактически разрушают внимание.

        Социальная незрелость таких детей проявляется в предпочтении построения игровых отношений с детьми младшего возраста. Сложно складываются отношения и со взрослыми. Детям трудно дослушать объяснение до конца, они постоянно отвлекаются, особенно при отсутствии заинтересованности.

        Поведение детей с СДВГ отличается недостаточностью самоконтроля. Стремление к самостоятельным действиям («Я так хочу») оказывается более сильным мотивом, чем любые правила.

        Важно подчеркнуть, что неприятие обществом гиперактивных детей приводит  к развитию у них чувства отверженности, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпимость к неудачам. Психологическое обследование детей с синдромом у большинства из них выявляет повышенную тревожность, беспокойство, внутреннюю напряженность, чувства страха. Дети с СДВГ в большей степени, чем другие, подвержены депрессивному состоянию, легко расстраиваются из-за неудач.

Эмоциональное развитие ребенка также не соответствует возрастной норме. Настроение быстро меняется от приподнятого до депрессивного. Иногда возникают беспричинные приступы злости, ярости, гнева, не только по отношению к окружающим, но и к себе самому, для ребенка характерны заниженная самооценка, низкий самоконтроль и произвольная регуляция, а также повышенный уровень тревожности.

        Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырех лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.

        Детей с СДВГ около 15-20 %, при чем синдром в 3-5 раз чаще встречается у мальчиков. Пока нельзя считать ясными и хорошо изученными причины СДВГ. Исследователи рассматривают различные причины его возникновения – от генетических до нейроанатомических и даже пищевых факторов.

        В качестве одной из ведущих причин рассматриваются нарушения в развитии центральной нервной системы, связанные с последствиями поражений мозга ребенка в результате родовой патологии (черепно-мозговых травм, асфиксии), а также с влиянием вредных факторов во время беременности, таких, как алкоголь, некоторые лекарственные препараты, курение. У матерей, дети которых страдают СДВГ, чаще выявляются тяжелые заболевания во время беременности, токсикозы, переношенная беременность, длительные роды.

        Однако разобраться в особенностях поведения ребенка непросто, поэтому необходимо разграничивать СДВГ с состояниями и заболеваниями, при которых наблюдаются сходные внешние проявления.

              Что должно насторожить педагога в поведении ребенка?

  1. Беспокойные движения рук и ног.
  2. Сидя на стуле, крутиться, часто меняет позу, особенно во время целенаправленной деятельности или занятий.
  3. Легко отвлекается на любые посторонние раздражители.
  4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в д/с, спортивные занятия, экскурсии и т.д.).
  5. На вопросы отвечает, не задумываясь, не выслушивая их до конца.
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает трудности, связанные с непониманием инструкции, проблемами планирования и организации деятельности.
  7. Часто переходит от одного не завершенного действия к другому.
  8.  Не может играть тихо, спокойно.
  9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
  10. Много разговаривает сам, но не слушает речь, обращенную к нему.
  11. Часто теряет вещи (например, игрушки, рукавички и т.д.).
  12. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Если не менее 8 перечисленных признаков проявляются в поведении ребенка ежедневно по крайней мере в течение полугода, то можно говорить о СДВГ.

В общении с гиперактивным ребенком воспитатели должны стараться соблюдать следующие правила:

  • не «замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;
  • при необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребенка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе;
  • во время занятий посадите за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
  • в середине занятия дайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести, предложите протереть доску и т.п.;
  • хвалите за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довел какое-то дело до конца;
  • помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его;
  • давайте задания в соответствии со способностями ребенка, большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
  • в общении с такими детьми сочетайте твердость и последовательность с теплотой и доброжелательностью;
  • постоянно проводите беседы с родителями детей с СДВГ о проблемах ребенка.

Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

 

Признаки СДВГ: повышенная двигательная активность (двигательное беспокойство), неустойчивость состояний и нарушение концентрации внимания.

        Однако могут наблюдаться и невротические проявления СДВГ:

  • повышенная чувствительность в виде склонности к проявлениям аффекта, эмоциональным расстройствам, беспокойству, плаксивости;
  • нервная ослабленность;
  • низкая выносливость, быстрая утомляемость при повышенной нервно-психической нагрузке, а также при шуме, духоте, ярком свете;
  • нарушения сна: поверхностный, чуткий, беспокойный или чрезмерно глубокий; затрудненное засыпание, уменьшенная потребность в дневном сне;
  • соматическая ослабленность: частые вирусные инфекции, хронические тонзиллиты, бронхиты, трахеиты, снижение иммунитета;
  • психомоторные нарушения типа энуреза, тиков и заикания, которые часто сменяют друг друга;
  • разного рода страхи.

Доклад

«Что же это такое? – гипердинамический синдром».

                                                                Советы психолога

                                                                Калина В.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что такое гиперактивность"

Консультация рассматривает основные причины гиперактивности, как она проявляется в поведении детей, какие основные ошибки делают родители в воспитании такого ребенка и к чему это приводит, даются подр...

консультация для воспитателей "Что такое гиперактивный ребенок?"

очень часто в группы детсого сада приходят дети "гиперактивные", и воспитатель не знает как себя вести с данным ребенком. В консультации рассказывается о гиперактивности, и о том как помочь ребенку с ...

Консультация для родителей "Что такое гиперактивность?"

В статье говорится о гиперактивных детях и как правильно найти к ним подход.....

консультация для родителей "Что такое гиперактивность?"

Что же такое гиперактивность? Если говорить детально, то в переводе из латинского языка «активный» – значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы.Гиперактивн...

Консультация для родителей "Что такое гиперактивность?

    "Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный” пришло в русс...

Консультация для родителей «Что такое гиперактивность?»

Многим родителям знаком такой термин как гиперактивность. Чрезмерная активность и неусидчивость крохи способна свести с ума любого, что уж говорить о родителях,         к...

Консультация для родителей "Что такое гиперактивность?

quot;Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный” пришло в русский язык из латинског...