Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии

Турчина Нина Александровна

Памятка для родителей и воспитателей для выполнения артикуляционной гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_vypolneniyu_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx404.46 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика–это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

 Произношение звуков речи–это сложный двигательный навык, поэтому для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи. Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные.  Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса.

Требования к выполнению артикуляционной гимнастики

  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.
  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись.
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  • Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  • Если у ребёнка не получается какое-то движение, можно помогать ему (чистой ватной палочкой, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
  • Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать её вареньем, шоколадом или чем-то ещё, что любит Ваш ребёнок (т.е. необходимо подходить к выполнению упражнений творчески).

Далее несколько примеров артикуляционных упражнений и требования к их правильному выполнению.

Упражнение  «Качели»

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/04f3/00036052-7c4f76c2/img6.jpgЦель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] с гласными а, ы, о, у.

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до пяти. Так, поочередно менять положение  5  раз.

Обратите внимание. Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. 

Упражнение «Лошадка»http://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0952/000266c9-791ffd81/img8.jpg

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Обратите внимание.

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

Упражнение «Накажем непослушный язычок»https://i2.wp.com/detki.guru/wp-content/uploads/2016/12/neposlushnyj-jazychok.jpg

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя...

Обратите  внимание.

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, его  края  касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

Упражнение  «Вкусное варенье»https://i2.wp.com/vseprorebenka.ru/wp-content/uploads/vkusnoe-varene.jpg

Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.

Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Обратите  внимание.

1. Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Пя-пя-пя». Как только язык станет распластанным,  ватной палочкой поднимите  его наверх и заверните на верхнюю губу.

На первых этапах при выполнении упражнений наблюдается напряжённость движений губ, щёк и языка. Постепенно напряжённость исчезает, движения становятся непринуждёнными, координированными, возрастает их дифференцированность.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны.

Помните, что негативные замечания могут привести к отказу от выполнения движений. Важно поощрять успехи ребёнка, систематически показывать ему его достижения, подбадривать.

                             Подготовила учитель-логопед

                            Турчина Нина Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для родителей

Многие родители сталкиваются с трудностями выполнения артикуляторной гимнастики с детьми дома. Данные рекомендации направлены на обогащение знаний родителей о строении речевого аппарата, о возможностя...

Рекомендации для выполнения артикуляционной гимнастики.

Прежде чем начать заниматься с ребёнком, необходимо знать следующие правила: не принуждать, выполнять без напряжения, выполнять последовательно....

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики...

Рекомендации к выполнению артикуляционной гимнастики

В этой статье:1. Что такое артикуляционная гимнастика. Для чего она нужна.2. Рекомендации для выполнения гимнастики....

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.

Рекомендации родителям по выполнению артикуляционной гимнастики....

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастике

Рассматриваются рекомендации и советы для родителей по выполнению артикуляционной гимнастике...