Как подготовить ребенка с ТНР к школе.
консультация по коррекционной педагогике

Таран Ирина Витальевна

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для активного развития речи и познавательных способностей. В этом возрасте активно развиваются все психические процессы, которые лежат в основе успешного усвоения ребенком учебной программы в будущем. Дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий очень важный этап его жизни — этап поступления в школу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podgotovit_rebenka_s_tnr_k_shkole.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовить ребенка с ТНР к школе.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для активного развития речи и познавательных способностей. В этом возрасте активно развиваются все психические процессы, которые лежат в основе успешного усвоения ребенком учебной программы в будущем. Дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий очень важный этап его жизни — этап поступления в школу.

Значимым аспектом при оценке готовности выпускника детского сада к школьному обучению является психологическая готовность к школе.

Психологическая готовность к школе подразумевает такой уровень развития психики ребенка, который позволяет ему эффективно преодолеть трудности адаптации и первоначального обучения в школе.

 ВПФ -Высшие психические функции это и произвольное внимание, и свойства памяти, мышление, воображение, произвольные действия, речь, письмо, счет, движения, перцептивные процессы (восприятие и его свойства).

Мышление - способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения.

Самая элементарная форма мышления ребенка-дошкольника — это наглядно-действенное мышление, которое является ведущей формой мышления ребенка-дошкольника.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно связаны с речью ребенка.

Я предлагаю вам игры и упражнения для развития мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи.

1. Игра «Случайная пара» (сравнение).

Детям предлагается набор картинок (варианты: в «Чудесном мешочке», в шкатулке или картинки разложены на столе). Ребенок берет две картинки и называет, что на них изображено.

Вопрос: Чем похожи эти картинки?

2. Игра «Четвертый лишний».

Вопрос: какое слово лишнее?

Варианты наборов слов:

Помидор, огурец, вишни, капуста.

Шапка, платье, юбка, брюки.

Кроссовки, шило, ботинки, тапочки.

Белка, заяц, ежик, кот.

3. «Угадай слово».

Определи первый звук картинки и составь по ним слово.

4. Игра «Нелепицы».

Предложить ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, попросить ребенка найти ошибки и неточности, и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле.

Внимание – это сосредоточение мыслей или зрения, слуха на чём-либо.

В развитии внимания у детей дошкольного возраста - распылённость, рассеянность, неустойчивость, узость, – это показатели недостаточного развития таких свойств внимания, как концентрация, переключение, устойчивость, распределение и объём.

Рассмотрим несколько игр, позволяющих развить внимание ребенка.

1.  Игра «Сколько игрушек ты запомнил?» Игра на развитие концентрации внимания, памяти.    (Без слайда)

Под салфеткой, например, морские фигурки, открыть салфетку, дать рассмотреть, закрыть. Попросить назвать, какие игрушки запомнили, и кто больше?

2.«Воспроизведение узора«Кто быстрее?».

Игра на развитие объема внимания.

Правила игры:

-Откройте верхнюю карту колоды.

-Игроки сразу же начинают переставлять колпачки по цветам и последовательности, нарисованной на карте. Если цвета на карте расположены горизонтально, расставляйте колпачки в один ряд друг за другом. Если же цвета на карте расположены вертикально, ставьте колпачки друг на друга.

-Расставивший колпачки игрок должен тут же нажать кнопку звонка.

-Тот, кто позвонил первым, забирает карточку себе (если он правильно собрал колпачки).  Если игрок допустил ошибку, то карточку забирает второй позвонивший (если его колпачки расставлены правильно) и т. д.

- Игра продолжается до тех пор, пока в колоде не закончатся все карты.

- Победителем становится игрок с наибольшим количеством карт.

3.«Разноцветная карусель».

Правила игры.

-На игровом поле «карусели» вместо привычных цифр – двухцветные сектора (сине-голубой, красно-зеленый и т. п.)

-На игровых карточках -  рисунки (тоже двухцветные: сине-голубой, красно-зеленый и т.п).

-Суть игры: для каждой карточки найти соответствующий сектор игрового поля.

- Внимание:на игровом поле есть подсказки – контуры.

-Игра помогает лучше узнать окружающий мир, сопоставлять его объекты по цвету и по форме.

4.Игра на развитие объема внимания. (Без слайда)

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку в течение одной минуты, а затем убирает ее. После этого он задает ребенку вопросы по сюжету картинки:

         1.Расскажи, что нарисовано на картинке?

2.Кто спит в кроватке?

3.Что находится под кроваткой?

4.Какое одеяло у мышонка?

5.Что видно за окошком?

6.Какое время суток нарисовано на картинке?

7. Как ты догадался?

Конечно, задаваемые вопросы так же зависят в первую очередь от возраста ребенка, его общей осведомленности.

5.Игра на развитие концентрации внимания.

«Разноцветные полоски».

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть различные картинки, а затем предлагает разложить на игровое поле:

- все предметы, которые имеют круглую форму;

- все предметы, которые имеют квадратную форму;

- все предметы, которые имеют треугольную форму;

- все предметы, которые имеют прямоугольную форму.

Для удобства нахождения предметов заданной формы, их так же можно раскрашивать в процессе выполнения задания.

6. Игровое задание «На что похоже?»

Правила игры:

Отгадай животное, птицу или предмет по тени или силуэту.

7.Игра на развитие устойчивости, распределения и переключения внимания.

Игровые задания, например, пользуясь цифрами-подсказками, впиши буквы в пустые клеточки и прочитай получившиеся слова.

8.Игра на развитие слухового внимания. «Не говори «нет».

(Без слайда)

Договоритесь с ребенком, что вы будете задавать разные каверзные вопросы, а он может давать самые разные ответы. Но есть один уговор: нельзя произносить слово «нет».

Примеры вопросов с «ловушкой»:

«Ты спишь с открытыми глазами?»

«С неба падают шоколадки?»

«Брюки надевают на голову?»

«Человек спит в собачьей будке?»

«Нос нужен для того, чтобы слышать?»

«Хлеб пекут в холодильнике?»

«Тяжелая гиря может плыть по реке?

«Птицы долетают до Луны?»

«Ты умеешь летать?»

«Сладкое — это невкусная еда?»

9. Игра «Отгадай по описанию».   (Без слайда)

Инструкция: «Один участник получает картинку и описывает предмет, изображенный на ней, используя только слова-признаки предмета. Остальные участники отгадывают, какой предмет изображен на картинке».

Восприятие - сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов. В процессе восприятия не все анализаторы играют одинаковую роль. Один из анализаторов обычно ведущий. В зависимости от этого различают виды восприятия. Наиболее распространены такие виды, как зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

1.Игры: «Сложи правильно», «Лабиринт», «Найди заданную букву или зачеркни лишнюю», «Геоборд» (различные варианты игровых заданий, например, выложи узор по образцу, букву, цифру, фигуру из цветных резиночек).

         2. «Наложенные рисунки».

Инструкция: «Посмотри на картинку. Назови, какие предметы ты видишь».

3. Задание. «Матрешки».

Инструкция: Разложи по порядку от самого маленького предмета до самого большого» (и наоборот).

4 .Игры на внимание и мышление (Без слайда)

«Земля-воздух-вода».

Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произносит при этом одно их четырех слов: Земля, Вода, Огонь, Воздух. Если ведущий скажет слово "Земля", тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово "Вода" играющий отвечает названием рыбы, на слово"Воздух" - названием птицы. При слове "Огонь" все должны быстро несколько раз повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают ведущему.

5. ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК

Игра направлена на развитие чувствительности к ощущениям, идущим от рук.

Инструкция и ход игры: взрослый говорит ребенку:

Тебе нужно будет опустить руку в мешок и, не подсматривая, угадать на ощупь, какой предмет, фигуру или букву ты вытаскиваешь.

Второй вариант: нужно два набора фигур. Один набор стоит перед ребенком, а второй в мешочке. Ребенку предлагается посмотреть на выбранную на столе фигуру и такую же достать из мешочка.

6. РАЗРЕЗАНЫЕ КАРТИНКИ

Ребенку даются два одинаковых изображения: целое и разделенное на несколько частей (начиная с двух, затем три, четыре, пять). Задача ребенка – собрать целое изображение вначале по образцу, затем без него. В качестве усложнения можно увеличивать количество фрагментов, а также сложность самого изображения.

7. Прятки.

Для этой игры понадобится большой лист картона с отверстием посередине и картинки для отгадывания. На любую картинку накладываем этот картон, и ребенок видит только фрагмент изображения, которое видно в окошке. Если сложно отгадать, то окошко можно передвигать по картинке.

Межполушарное взаимодействие: также следует обратить внимание на ребёнка, если он импульсивен или медлителен, имеются трудности переключения с одной деятельности на другую. Это может проявляться, например, в письме (переключение с одной графемы на другую, ребёнок «застревает» и пишет одну букву или слог несколько раз подряд). За процессы переключения отвечают заднелобные отделы головного мозга. Важный аспект — сформированность межполушарного взаимодействия, которое должно созреть в полной мере к 8 годам, но уже к 5 годам быть на хорошем уровне. Хорошее взаимодействие левого и правого полушарий необходимо, например, в математике (при решении задач, особенно там, где нужно изобразить условие задачи в виде схемы), при письме (связь фонема — графема), особенно на начальных этапах обучения письму и чтению (ребёнок при диктовке не может вспомнить, как пишется та или иная буква).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как подготовить ребенка к детскому саду (школе раннего развития)?

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду. В тексте даютя понятные и полезные советы, для того,чтобы ребенок был заранее подготовлен к дошкольному учреждению, чтобы период адаптации...

"Как подготовить ребенка к поступлению в школу"

Прежде всего, создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Четкое и строгое выполнение режима дня приучает ребенка к определенному распорядку: ...

Памятка "Как подготовить ребенка к обучению в школе"

Советы родителям воспитанников подготовительных групп....

Школа будущего первоклассника. Как подготовить ребенка к обучению в школе?

Общаясь с ребенком, старайтесь побольше рассказывать ему о разных происшествиях, что когда-то взволновали вас и запомнились вам, о занимательных и поучительных, может быть, смешных случаях из вашей жи...

Буклет для родителей "Как подготовить ребенка к обучению в школе"

Буклет-памятка для родителей с рекомендациями по подготовке детей к школьному обучению...