Примерная адаптированная программа коррекционно- педагогической работы по ознакомлению с окружающим миром детей с ОВЗ "Мир вокруг меня"
рабочая программа по коррекционной педагогике

Кузнецова Светлана Владимировна

Примерная адаптированная программа коррекционно- педагогической работы по ознакомлению с окружающим миром детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:



Примерная адаптированная программа коррекционно-педагогической работы по ознакомлению с окружающим детей с ОВЗ .

«Мир вокруг меня»

Содержание

1. Паспорт программы

2. Пояснительная записка

3. Ознакомление с окружающим миром детей сОВЗ

4.Средства и критерии диагностики познавательного развития при ознакомлении с окружающим миром детей сОВЗ

4. Специальные условия реализации программы

4.1 Нормативно-правовое обеспечение

4.2 Психолого-педагогическое обеспечение

4.3 Программно-методическое обеспечение

4.4 Материально-техническое и информационное обеспечение

5. Направления коррекционно-педагогической работы по ознакомлению с окружающим

6. Результаты освоения программы

7. Список использованной литературы

Приложения

1. Паспорт программы

Наименование программы

Примерная адаптированная программа коррекционно-педагогической работы по ознакомлению с окружающим детей с ОВЗ «Мир вокруг меня»

Целевые группы:

Воспитанники группы детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Воспитатель группы

Сроки реализации программы

  1. Этап организационный, сентябрь - октябрь: подбор материала по ознакомлению с окружающим и выявление уровня развития детей.
  2. Этап практический - октябрь - май, апробация раздела «Ознакомление с окружающим» при реализации адаптивных индивидуальных программ обучения и воспитания для детей с ОВЗ.
  3. Этап итоговый - май. Диагностика по разделу «Ознакомление с окружающим» с целью определения дальнейшего маршрута (образовательной программы).

Противоречия, на основании которых разработана программа

  • между необходимостью повышать уровень познавательного развития (ознакомление с окружающим) детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью и недостаточной технологической разработкой в программе С.Г. Шевченко (для детей с ОВЗ) раздела «Ознакомление с окружающим» для детей с умственной отсталостью (лёгкой, средней степени).
  • между социальным заказом: рекомендациями ПМПК «обучение и воспитание детей (пробно) по программе дошкольного учреждения для детей с ОВЗ» в условиях детского садаи низкой мотивацией, недостаточной активностью педагогов, низким уровнем компетентности педагогов в вопросах познавательного развития (ознакомления с окружающим) ребёнка;

Краткая характеристика программы

Идея программы направлена на поиск эффективных технологий работы с детьми с ОВЗ, способствующих повышению качества познавательного развития при знакомстве с окружающим ребёнка с ОВЗ при реализации индивидуальной коррекционно-педагогической программы.

Новизна программы состоит в применении в условиях диагностической группы игровых коррекционно-развивающих технологий по теме «Мир вокруг меня»

Цель программы

Разработка содержания коррекционно-педагогической работы с ребёнком, направленной на повышение уровня познавательного развития детей с ОВЗ через систему игровых занятий по ознакомлению с окружающим миром

Задачи программы

Достижение поставленной цели предполагает решение при ознакомлении детей с окружающим миром основными задачами являются:

  • знакомство с предметным миром и функциональным назначением предметов;
  • раскрытие внутренних взаимосвязей между предметами и их назначением.
  • Наряду с этим проводится работа по обогащению представлений детей об окружающей действительности и явлениях природы, осознание влияния явлений природы на жизнь и деятельность людей.

Практическая значимость программы

Программа позволяет в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ:

- повысить уровень познавательного развития при ознакомлении с окружающем, благодаря подобранным и адаптированным технологиям;

- повысить мотивацию и компетентность воспитателей в вопросах познавательного развития детей с ОВЗ

2. Пояснительная записка

В наше время педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В последние годы в специальной психологии и коррекционной педагогике закономерно растёт интерес к изучению социально-эмоционального развития и внутреннего мира ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Успешность психофизического развития дошкольников с ОВЗ предполагает необходимость целенаправленной разработки программы по ознакомлению с окружающим миром. При этом четко выделяются факторы развития дошкольников с ОВЗ:

  • возраст и индивидуальные особенности ребёнка;
  • особенности познавательного развития;
  • соотношение специфики объекта познания и его конкретное предметное содержание.

В ходе формирования системы представлений различного предметного содержания и сложности при правильной организации и управлении процессом формируются объективно закономерные предпосылки и сама необходимость формирования мыслительной деятельности. При проведении коррекционно-педагогической работы отчетливо проявляются групповые различия в психофизическом развитии дошкольников с ОВЗ как по характеру динамики формирования понятий, так и по уровню их сформированности в зависимости от качества обучения при однозначных дефектах.

Многие исследования показали, что не всегда создаются благоприятные условия для психофизического развития детей с ОВЗ.Часто окружающие относятся к таким детям холодно и презрительно, дают почувствовать слабость, неловкость, дефективность. При таком отношении окружающих ребенок сОВЗвпадает в угнетенное настроение, становится подавленным, забитым, утрачивает интерес, к какой бы то ни было деятельности, к жизни вообще, делается вялым, равнодушным, познавательные интересы снижаются, познавательное развитие замедляется.

Объективная действительность наиболее адекватно отражается в форме понятий и закрепляется в виде знаний. Понятие – это обобщенное и опосредствованное знание об объекте или группе однородных объектов, закрепленное в слове. Понятия обобщенно отражают действительность в ее наиболее существенных свойствах, связях отношениях. Понятия тесно связаны с представлениями – образами объектов, ранее бывших в восприятии, на основе которых они главным образом возникают. Взаимосвязь понятий и представлений, выражающаяся в том, что на основе общих представлений формулируются понятия, а понятия, конкретизируясь, способствуют образованию представлений, с одной стороны, свидетельствует о единстве чувственного и логического познания, а с другой – указывает на то, что нарушения на одном уровне отражения неизбежно отразятся на другом. Сужение сферы чувственного познания, возникающее при ОВЗ, отражается, в первую очередь именно на формировании понятий и последующем оперировании ими.

Организация всей системы ознакомления с окружающим миром позволяет достичь хороших результатов в познавательном развитии и в подготовке детей к обучению в школе.

В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок-дошкольник знакомится с предметным миром и функциональным назначением предметов; раскрываются внутренние взаимосвязи между предметами и их назначением. Наряду с этим проводится работа по обогащению представлений детей об окружающей действительности и явлениях природы, осознанию влияния явлений природы на жизнь и деятельность людей, развитию речи детей.

Знакомство с окружающим миром ребёнка с ОВЗ происходит в процессе общения со взрослыми на специально организованных занятиях и в свободной деятельности. Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся 1 раз в неделю в соответствии с режимом дня и индивидуальной программой развития каждого ребёнка. При планировании занятий учитывается принцип концентрического наращивания материала, выстраивая работу над всеми задачами раздела в единую систему.

Распределения материала по разделам программы

Разделы программы

Материалы раздела

ЧЕЛОВЕК. Предметное окружение:

а) Одежда, обувь, головные уборы;

б) Мебель;

в) Посуда;

г) Транспорт;

д) Бытовая техника.

ЧЕЛОВЕК. Влияние сезонных явлений на человека:

а) Одежда;

б) Дом;

в) Улица;

г) Жизнь человека.

ЧЕЛОВЕК. Труд

а) Труд взрослых (профессии);

б) Труд детей;

в) Сезонный труд взрослых и детей.

ЧЕЛОВЕК. Основы безопасности жизнедеятельности ребенка (ОБЖ)

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА.Времена года:

а) Предметы неживой природы.

б) Явления неживой природы.

в) Взаимодействия явлений.

г) Изменения в природе.

ЖИВАЯ ПРИРОДА. Флора

(растительный мир)

а) Трава

б) Кустарники

в) Деревья

г) Грибы

д) Водоросли

Дикорастущие

Культурные

Плоды:

Ягоды,

Овощи,

Фрукты,

Семена

ЖИВАЯ ПРИРОДА. Фауна

(животный мир)

а) Насекомые

б) Земноводные

в) Рыбы

Аквариумные

Речные

Озерные

Морские

г) Птицы

Зимующие

Перелетные

Домашние

Дикие

д) Животные

Травоядные

Хищники

Домашние

Дикие

ЖИВАЯ ПРИРОДА Природные зоны.

  1. Мой край
  2. Тундра
  3. Лес
  4. Степь
  5. Пустыня
  6. Моря и океаны

Цель программы: разработка содержания коррекционно-педагогической работы с ребёнком, направленной на повышение уровня познавательного развития детей с ОВЗ через систему игровых занятий по ознакомлению с окружающим миром.

Реализация поставленной цели предполагает решение целого ряда задач:

  1. знакомство с предметным миром и функциональным назначением предметов;
  2. раскрытие внутренних взаимосвязей между предметами и их назначением.
  3. Наряду с этим проводится работа по обогащению представлений детей об окружающей действительности и явлениях природы, осознание влияния явлений природы на жизнь и деятельность людей.

Основополагающей педагогической идеей деятельности воспитателягруппы компенсирующей направленности у детей нарушений познавательной сферы, активизации и развития познавательных возможностей воспитанников, имеющих сложную структуру дефекта (задержка психического развития)

Целью деятельности воспитателя является осуществление коррекционно-развивающего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагающего создание специальных условий для коррекции отклонений личностного, речевого, психофизического развития и формирования базовых психологических новообразований, соответствующих возрасту и обеспечивающих потенциальную успешность школьного обучения; формирование на основе современных технологий гибкой и доступной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающей их полную и эффективную социализацию. Деятельность осуществляется на основе базовых ценностей российского дошкольного образования: личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия с воспитанником; уважение к личности ребёнка; осуществление коррекционно-развивающего образовательного процесса в игровых формах, познавательной и исследовательской деятельности.

В основе деятельности воспитателягруппы компенсирующей направленностилежат принципы дошкольного образования:

- принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного возраста, обогащения (амплификация) детского развития;

- принцип индивидуализации дошкольного образования;

- принцип содействия и сотрудничества детей и взрослого, признания ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

- принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям;

- принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

- принцип возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- принцип учёта этнокультурной ситуации развития детей.

На основании обозначенных в проекте концепции Федерального государственного образовательного стандарта воспитанников с ОВЗ выделяются принципиальные положения, которые нацеливают специалистов (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога) на правильное использование методов и организационных форм построения коррекционно-педагогического процесса.

1. Принцип коррекционной направленности обучения воспитания и развития детей с ОВЗ. Этот принцип реализуется во всех компонентах коррекционно-развивающего образовательного процесса в детском саду и предполагает разработку специальных педагогических мероприятий, направленных на исправление (преодоление) недостатков психического и физического развития детей, на компенсацию нарушений. В соответствии с этим принципом определяется система исходных и основополагающих требований к педагогическому процессу, выполнение которых поможет эффективному его осуществлению, несмотря на имеющиеся у ребёнка нарушения;

2. Принцип взаимодействия и взаимозависимость коррекции вторичных отклонений в развитии детей и компенсации дефекта детей с ОВЗ. Коррекционно-развивающий воспитательно-образовательный процесс организуется с коррекционной направленностью, с обязательным выходом на определённый компенсаторный эффект. Это одно из требований коррекционной педагогики;

3. Принцип комплексного (клинико-генетический, нейрофизиологический, психологический, педагогический) подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей с нарушениями умственного и физического развития в обучении и воспитании. Нельзя квалифицированно организовать коррекционно-развивающий воспитательно-образовательный процесс, не учитывая диагностические данные о нарушениях развития воспитанников, этиологию заболевания, возраст приобретения нарушения ребёнком, наличие сложных и сочетанных форм аномалий и т.д.;

4. Принцип цензовости образования, обеспечения уровня подготовки детей с ОВЗ для успешной интеграции и социально-трудовой адаптации в обществе.Дефектологом в детском саду реализуются специальные программы для детей с ОВЗ, которые разрабатываются и утверждаются учителем-дефектологом самостоятельно в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с ОВЗ, ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования: Адаптированные образовательные программы для детей с ЗПР, Специальные индивидуальные образовательные программы для детей-инвалидов и детей с ЛУО.

Программа реализуется в течение всего времени пребывания ребёнка с ОВЗ в группе компенсирующей направленности.

5. Принцип дифференциации образовательного процесса детей с ОВЗ. Под дифференциацией коррекционно-развивающего процесса следует понимать группирование детей с одинаковыми недостатками развития, распределение учебных планов, программ, направлений, методов, средств обучения и воспитания, применяемых в детском саду для детей с ОВЗ в зависимости от особенностей их познавательной деятельности, сенсорных возможностей, уровня физического развития и др.;

6. Принцип индивидуализации коррекционно-педагогического процесса в зависимости от клинических форм патологии, структурно-функциональных нарушений в развитии с учётом особенностей развития и познавательной деятельности детей. Этот принцип предусматривает расширение и углубление индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, и эта деятельность должна быть принципиально обозначена как важнейшее направление в коррекционно-педагогическом процессе. Индивидуализация коррекционной работы предполагает специфику действий, как специалистов, так ребёнка, и охватывает все этапы коррекционно-развивающего образовательного процесса. Работа строится исходя из индивидуальных свойств и качеств ребёнка с учетом структурно-функциональных нарушений в его развитии. Без учёта индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников с ОВЗ нельзя эффективно организовать коррекционно-развивающую и воспитательно-образовательную работу.

Все специфические дефектологические принципы тесно связаны с обще дидактическими принципами построения воспитательно-образовательного процесса. Без этой связи взаимообусловленности невозможно качественно и эффективно решать задачи специального обучения детей, успешно реализовывать методики, приёмы и технологии.

Все вышеперечисленные принципы дошкольного образования и коррекционной педагогики взаимосвязаны и обусловлены, и только комплексное применение позволит оптимально решать проблемы воспитанников с ОВЗ.

Основными формами коррекционно-развивающего воздействия являются коррекционные индивидуальные занятия, которые проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии со структурой и характером нарушений. Занятия имеют как коррекционно-развивающую, так и предметную направленность.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.

Для детей с более выраженной степенью нарушения в развитии составляется индивидуальная адаптивная программа обучения, главная цель которой – разработка содержания коррекционной работы, направленная на социальное развитие в соответствии с возрастными и индивидуальными психологическими особенностями ребенка, проблемами здоровья и спецификой нарушений интеллектуального развития.

Главными условиями эффективности программы являются индивидуализация, систематичность, постепенность и повторяемость.

Практическая значимость определяется тем, что программа позволяет в условиях специальных коррекционных групп детского сада для детей с ОВЗ:

- повысить уровень познавательного развития, благодаря подобранным и адаптированным технологиям ознакомления с окружающим миром;

- повысить мотивацию и компетентность воспитателей в вопросах познавательного развития детей с ОВЗ.

- использовать адаптированные индивидуальные коррекционно-развивающие программы для детей с ОВЗ, обеспечивающих их познавательное развитие и знакомящие с окружающим миром.

Адаптивная программа ознакомления с окружающим миром представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений работы с ребёнком.

В приложении представлены планы занятий, рекомендации для воспитателей и т.п.

Содержание индивидуальных занятий направлено на познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) развитие и коррекцию определенных функций, познавательных процессов, способностей, навыков.

Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.

Результативность коррекционно-развивающей работы по адаптивной программе познавательного развития (ознакомление с окружающим миром) оценивается участием ребенка в реализации индивидуальной адаптированной программы развития, как активного субъекта совместной деятельности, индивидуальным прогрессом в основных сферах личностного развития – эмоциональной и познавательной.

Ознакомление с окружающим миром дошкольников с ОВЗ

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети с ОВЗмогут создать объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. Интеллектуальные нарушения искажают восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. Образ становится фрагментарным. Дети не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение. В связи с этим важно в период дошкольного возраста научить их, правильно зрительно выделять важные существенные признаки и свойства. Процесс адаптации ребенка с ОВЗк условиям существования в окружающей действительности зависит от того, как у них формируются определенные знания, навыки и умения, позволяющие адекватно действовать и приспосабливаться, исходя из своих возможностей.

Зная интеллектуальные возможности детей, педагоги могут целенаправленно влиять на познавательное развитие, создавать условия в процессе воспитания и обучения детей для ознакомления с окружающим миром.

Знакомство с окружающим миром детей с ОВЗимеет неоценимое коррекционное воздействие на развитие ребенка. Тематикой ознакомления в первую очередь становится близкое окружение ребенка в детском саду. Процесс ознакомления строится по принципу детального изучения предметов с их свойствами и взаимосвязями. В ходе изучения дети должны научиться последовательному зрительному выделению, анализу основных постоянных признаков исследуемого объекта. Необходимо изучать предметы окружающего мира с опорой на поли сенсорную основу. Педагог учит детей сознательно использовать в восприятии предметов и явлений окружающего мира различные анализаторные системы и функции. Все вышеперечисленное позволяет детям с ОВЗполучить более точную и полную информацию об окружающем мире.

Важным условием работы по ознакомлению с окружающим миром является взаимосвязь коррекционно-педагогической работы с воспитательно-образовательным процессом.

Знакомство дошкольников с явлениями и предметами окружающего мира - системообразующая часть коррекционно–образовательного процесса. В процессе ознакомления с окружающим миром происходит социализация и интеграция дошкольников с нарушениями в социум. Последовательность изучения и распределение материала по возрастам раздела «Ознакомление с окружающим миром» подчинена дидактическим принципам научности, доступности, линейности, систематичности.

Тематическое планирование совместной работы воспитателя и учителя-дефектолога по разделам адаптивной коррекционно-развивающей программы «Ознакомление с окружающим миром» на практике раскрывает взаимосвязь работы воспитателей и учителей-дефектологов детского сада групп компенсирующей направленности. В перспективном плане представлены изучаемые лексические темы на каждую неделю и решаемые образовательные и коррекционные задачи. Данный вариант перспективного плана позволяет проследить комплексность всей проводимой коррекционно-образовательной работы в группе, решить задачи воспитания и обучения дошкольников с ОВЗколлегиально, учитывая специфический режим работы.

Средства и критерии диагностики познавательного развития при ознакомлении с окружающим миром детей с ОВЗ

Возрастные нормативы развития когнитивных функций основаны на разработках отечественных специалистов при нормальном развитии ребёнка (Выготский Л.С., 1956; Эльконин Д.Б., 1980; Усанова О.Н., 1982; Семаго Н.Я., Семаго М.М., 2006), а также с учётом особенностей развития исследуемых функций у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ церебрально-.органического генеза и умственной отсталости (лёгкой степени) (Певзнер М.С., Власова Т.А., 1985; Лубовский В.И., 1989; Ульенкова У.В., 1994; Борякова Н.Ю., 2000, Забрамная С.Д., 1995; ИвановаТ.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А.).

Уровни ознакомления с окружающим дифференцированы следующим образом: возрастная норма (ВН), выше среднего (ВС), средний (С), ниже среднего (НС), низкий (Н), очень низкий (ОН) (Приложение 1)

Возрастная норма (ВН) – при высокой умственной работоспособности, результативности выполняемых заданий, соответствии в социальном развитии возрастным показателям.

Выше среднего (ВС) – незначительное отклонение от возрастной нормы социального развития

Средний (С) – отклонение от возрастной нормы до среднего уровня познавательного развития.

Ниже среднего (НС)

Низкий (Н) – при выявлении отклонений от возрастной нормы до уровня ниже среднего (НС) и низкого (Н) уровня социального развития.

Такая пятиуровневая шкала оценки уровня познавательного развития у детей позволяет более точно определить:

- степень отклонения от возрастной нормы;

- методы и приёмы коррекционной работы, эффективные для детей с ОВЗ;

- оценить результативность схем коррекционно - развивающей работы.

Полученные данные позволяют оптимизировать адаптивные индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы за счёт сохранных функций, а также определения зоны ближайшего развития.

Создание специальных условия реализации программы

Условия для воспитания и обучения детей в группе предполагают создание единого реабилитационного пространства, облегчающего и гармонизирующего процесс социального развития: организация и соблюдение режима дня ребёнка, время и место проведения занятий, подбор игрового материала.

Поскольку контингент детей этой группы крайне неоднороден, подготовка их к обучению в школе и к дальнейшей жизни в обществе предусматривает включение их в коллективную деятельность. Это определяет сочетание индивидуальных и подгрупповых форм работы разных специалистов: воспитателей, педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию.

1. Нормативно-правовое обеспечение

Программа разработана на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации:

- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

2. Психолого-педагогическое обеспечение

Соблюдение режима дня является одним из основных условий своевременного и правильного физического и нервно-психического развития ребёнка, его адекватного поведения. С учётом возрастных и индивидуальный особенностей психофизического развития в занятия проводятся, как правило, в утренние часы или после дневного сна и полдника. В индивидуальной программе определяется нагрузка: одно занятие по ознакомлению с окружающим может длиться от 10-20 до 35-40 мин; проводить занятия следует 1-2 раза в день, 2-3 раза в неделю.

Игровой и дидактический материал должен соответствовать возрастным особенностям, уровню познавательного развития по ознакомлению с окружающим миром ребёнка, задачам коррекционно-развивающего обучения.

Организация коррекционно-педагогического процесса

Для достижения и реализации задач коррекционной работы с детьми создаются следующие педагогические условия:

  • оценка уровня познавательного развития (ознакомление с окружающим миром) каждого ребёнка;
  • включение раздела «Познавательное развитие» - раздел «Ознакомление с окружающим» в индивидуальные коррекционно-развивающие программы обучения и воспитания на основе результатов комплексного обследования;
  • подбор предметно-развивающей среды по ознакомлению с окружающим миром;
  • проведение систематических коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с окружающим миром;

Оценка по разделу «Ознакомление с окружающим миром» ребёнка проводится учителем-дефектологом с целью определения уровня познавательного развития. Педагогическое обследование проводится воспитателями и является частью комплексного обследования, направленного на выявление уровня сформированности основных линий развития (социальной, физической, познавательной). Результаты комплексного психолого-педагогического обследования учитываются при разработке индивидуальной коррекционно-развивающей программы обучения и воспитания ребёнка.

Раздел «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром» в индивидуальных коррекционно-развивающих программах обучения и воспитания включает систему последовательных задач, направленных на знакомство с окружающим миром ребёнка сОВЗ.

Основной формой коррекционного воздействия в группе для детей со сложными нарушениями развития являются индивидуальные занятия и занятия в малых группах (по 2 ребёнка).

Индивидуальное занятие – одна из форм организации коррекционной помощи ребёнку, которая позволяет построить обучение с учётом его индивидуального темпа психического развития, специфических образовательных потребностей и личностных особенностей.

Данная форма коррекционного воздействия предполагает непосредственное воздействие специалиста-дефектолога с каждым ребёнком в отдельности. Содержание индивидуальных занятий определяется на основании данных первичного диагностического обследования об уровне сформированности социального развития.

В ходе коррекционно-педагогического занятия ребёнку предлагается 4-5 игровых заданий.

Структура индивидуального занятия:

1 этап – налаживание эмоционального контакта специалиста с ребёнком.

2 этап – закрепление усвоенных умений и навыков на различном дидактическом материале;

3 этап – предъявление новых заданий;

4 этап – активизация собственных действий ребёнка на новом материале;

5 этап – подведение итога занятия.

Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми направлено на развитие движений (общей и мелкой моторики), познавательного развития ребёнка при знакомстве с окружающим миром, его самостоятельности, навыков коммуникативного поведения, развитие активной речи.

Планируя индивидуальное занятие, специалист учитывает, что переход ребёнка на новый уровень познания совершается постепенно, причём каждый новый этап обязательно включает в себя элементы знакомого материала, а новые задачи включаются в занятие тогда, когда они подготовлены всем предшествующим обучением.

Критериями эффективности проведённых индивидуальных занятий являются: уровень овладения ребёнком поставленными задачами, возросшая самостоятельность, повышение познавательной активности, работоспособности, совершенствование навыков общения, появление мотивов к взаимодействию с педагогом. Эффективность занятий оценивается только путём сравнения достижений ребёнка не с абстрактным эталоном, а с его же собственными прежними результатами.

Занятия в малых подгруппах (2 ребёнка) направлены на формирование у детей положительного взаимодействия со сверстниками. Вначале эти занятия объединяют одних и тех же детей, предлагая им подвижные или музыкальные игры по ознакомлению с окружающим миром с использованием различных предметов, игрушек и действия с ними. Со временем продолжительность занятия увеличивается за счёт разнообразных игр (дидактических, сюжетных). Постепенно в малую группу вовлекаются разные дети для взаимодействия и продуктивных видах деятельности.

Содержание работы в группах

Содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ разрабатывается на основе возрастного и деятельностного подходов к развитию личности ребёнка, согласно которым процесс присвоения ребёнком опыта происходит в ходе интериоризации внешних действий, т.е. когда из внешних средств общения и совместной деятельности (руками ребёнка) происходит усвоение определённых наглядных действий. Становление действия осуществляется поэтапно, на каждом из этапов происходит новое отражение и воспроизведение действия на качественно ином уровне. Заинтересованность ребёнка конечным результатом предопределяет успешность овладения практическими действиями, а в социальном плане – жизненно важными умениями и навыками.

Образовательный процесс направлен на формирование познавательного развития, в котором реализуются задачи по знакомству с предметами, явлениями окружающего мира, формированию способов усвоения общественного опыта, положительного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а также средств общения; на развитие интереса к окружающим предметам, к игровым действиям; на воспитание самостоятельности в быту; на формирование интереса к продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию и др.).

Структура коррекционных занятий

а) Вводная часть. Основными задачами вводной части являются развитие коммуникативных навыков, повышение мышечного и эмоционального тонуса.

б)Основная часть. В основную часть включаются упражнения на развитие и коррекцию познавательной деятельности и психических процессов ( в соответствии с направлением коррекционной работы)

в)Заключительная часть. Включаются игры, релаксационные упражнения для снятия двигательного и эмоционального напряжения в конце занятия

3 Программно-методическое обеспечение

Программы

  • Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». – М.: Просвещение, 2010. Входит в Федеральный перечень учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в учреждениях дошкольного образования.
  • Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.Н., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2009.
  • Исаева Т.Н., Багаева Г.Н. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. – М.: Просвещение, 1993.
  • Худенко Е.Д., Приходько О.Г. Программа воспитание и социализации детей со сложной структурой дефекта – М., 2008
  • Программа для специальных дошкольных учреждений: воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью. Под.ред. Л. А. Тимофеевой - Мн.: Народная асвета, 2007

Методическое обеспечение

4. Материально-техническое и информационное обеспечение

Сложность и разнообразие имеющихся у детей нарушений, необходимость проведения комплексной реабилитации предъявляет особые требования к материально-технической базе, специфическому набору оборудования и приспособлений, облегчающих ознакомление детей с окружающим миром.

Материально-техническое обеспечение служит для охраны, укрепления и совершенствования здоровья воспитанников, а также используется в качестве средства познания (в том числе и обучения) окружающей действительности

5. Направления и задачи коррекционной работы

Адаптивная программа коррекционно - развивающей работы по ознакомлению с окружающим миром представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений работы с ребёнком

В первой части уточняются педагогические условия проведения занятий: организация режима дня ребёнка, время и место проведения занятий, подбор игрового материала.

Вторая часть раскрывает содержание коррекционной работы, разъясняются доступные ребёнку способы усвоения и передачи общественного опыта, а также поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности; излагаются направления и задачи коррекционно-педагогической работы ознакомлению с окружающим миром. Наряду с этим даётся содержание коррекционной работы по формированию моторики и графо моторных навыков. Составляется план работы по разделу «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром» на определённый промежуток времени (квартал, месяц, неделю), который включается в адаптированную индивидуальную программу развития каждого ребёнка.

Третья часть посвящена работе воспитателя со специалистами.

В приложении представлены планы занятий, рекомендации для воспитателей и т.п.

При ознакомлении детей с окружающим миром основными задачами являются:

  • знакомство с предметным миром и функциональным назначением предметов;
  • раскрытие внутренних взаимосвязей между предметами и их назначением.
  • Наряду с этим проводится работа по обогащению представлений детей об окружающей действительности и явлениях природы, осознание влияния явлений природы на жизнь и деятельность людей.

Основная задача ознакомления с окружающим состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка — учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы создаем чувственную основу для слова и подготавливаем ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).

Занятия по ознакомлению с окружающим включают в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с явлениями живой и неживой природы. Во время занятий детей знакомят с определенным типом свойств, связей и отношений, специфическим для каждого из четырех основных направлений коррекционно-педагогической работы, выделенных в программе: «Человек», «Предметный мир», «Живая природа», «Неживая природа». Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме. Таким образом, ребенок приобщается к нормам поведения в человеческом обществе.

В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируются представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними. В процессе ознакомления с природой у детей формируются представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся природной среде. Детей учат видеть и понимать реальные причинные зависимости. При этом большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей.

В ходе коррекционно-развивающего обучения с детьми проводят занятия по направлениям «Ознакомление с окружающим и развитие речи», «Социальное развитие и ознакомление с окружающим». Эти занятия носят интегрированный характер по тем задачам, которые на них решаются, по уровню постановки целей и методическому оснащению. Однако при планировании таких занятий должны быть четко определены специфические задачи по каждому направлению. Например, при рассмотрении темы «Фрукты. Яблоко» целью ознакомления с этим объектом является расширение и уточнение чувственного опыта детей (дети должны ощутить, что яблоко круглое, сладкое, красное или зеленое, гладкое). Дети должны осуществить выбор яблока среди группы фруктов; зафиксировать в слове воспринятые свойства объекта.

Задачи обучения и воспитания

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

§ Формировать у детей интерес к изучению объектов живого и неживого мира.

§ Знакомить детей с предметами окружающего мира, близкими детям по ежедневному опыту.

§ Знакомить детей с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности.

§ Обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления.

§ Воспитывать у детей умение правильно вести себя в быту с объектами живой и неживой природы.

§ Примечание: на первом году обучения обобщающие слова (одежда, обувь, мебель, посуда, пища, животные, овощи, фрукты, времена года) детям не предлагаются.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

§ Продолжать расширять ориентировку детей в окружающем. Начать формирование у детей представлений о целостности человеческого организма.

§ Учить детей наблюдать за деятельностью и поведением человека в повседневной жизни и в труде.

§ Знакомить детей с предметами окружающей действительности (игрушки, посуда, одежда, мебель).

§ Учить детей последовательному изучению объектов живой и неживой природы, наблюдению за ними и их описанию.

§ Формировать у детей временные представления (лето, осень,

§ зима).

§ Развивать умение детей действовать с объектами природы на основе выделенных признаков и представлений о них.

§ Формировать у детей представления о живой и неживой природе; учить выделять характерные признаки объектов живой и неживой природы.

§ Учить детей наблюдать за изменениями в природе и погоде.

§ Воспитывать у детей основы экологической культуры: эмоциональное, бережное отношение к природе.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

§ Формировать у детей обобщенное представление о человеке тело, внутренние органы, чувства, мысли).

§ Учить детей дифференцировать предметы и явления живой и неживой природы.

§ Учить детей соотносить явления окружающей действительности и деятельность человека.

§ Формировать у детей обобщенные представления о характерных признаках групп и категорий предметов.

§ Формировать у детей обобщенные представления о явлениях природы.

§ Учить детей пользоваться в активной речи словесными характеристиками и определениями, обозначающими качественное своеобразие изученных групп предметов.

§ Формировать у детей временные представления (времена года: лето, осень, зима, весна; время суток: ночь, день).

§ Учить детей расширять и дополнять выделяемые группы предметов однородными предметами на основе наблюдений, практического опыта действия с предметами, применяя имеющиеся знания и представления.

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

§ Продолжать расширять у детей представления о свойствах и качествах предметов и явлений, объектах живой и неживой природы.

§ Пополнять представления детей вновь изучаемыми категориями свойств и признаков.

§ Формировать у детей представления о вариативности выделяемых признаков и различных основаниях для осуществления классификации и сериации.

§ Формировать у детей представления о видах транспорта.

§ Формировать у детей временные представления (о временах года, об их последовательности, о времени суток, о днях недели).

§ Закреплять у детей представления о времени и расширять умение соотносить свою деятельность с категорией времени.

§ Продолжать формировать у детей представления о труде людей и значимости той или иной профессии в жизни людей.

§ Развивать у детей элементы самосознания на основе понимания изменчивости возраста и времени.

Рекомендации для воспитателей включают в себя требования:.

1. Завести «Дневник наблюдений». Он заполняется ежедневно в процессе и после занятий с ребёнком. В дневнике даётся план (конспект) занятия педагога с ребёнком, отмечаются дополнительные занятия с воспитателем, фиксируются наблюдения за действиями ребёнка в режимные моменты, а также вопросы к дефектологу.

2. Оформить «Фотоальбом».Альбом используется для занятий с ребёнком в целях закрепления представлений о социальных явлениях. В нём содержатся фотографии ребёнка, сделанные за продолжительный период времени (ребёнок на занятии, гуляет с друзьями, ребёнок во время еды, ребёнок играет, умывается, спит и т.д.)

Для повышения педагогической компетентности воспитателей проводятся тематические лекции.

  • Особенности ознакомления с окружающим миром детей с отклонениями в развитии.
  • Организация и содержание педагогической работы по познавательному развитию при знакомстве с окружающим миром ребенка с ОВЗ.

5. Рекомендуемый перечень методической литературы для проведения занятий с ребёнком:

  • Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии/ Под ре. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М.: Полиграфсервис, 2002.
  • Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1985.
  • Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактическаие игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: Владос, 2004.
  • Коррекционная помощь детям раннего возраста в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М: Полиграфсервис, 2002

6. Результаты освоения программы

Итоговые и промежуточные результаты по разделу «Ознакомление с окружающим миром» при реализации индивидуальной программы коррекционной работы ориентируются на освоение детьми с ОВЗ адаптивной общеобразовательной программы группы. Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении адаптивной общеобразовательной программы. В случае невозможности освоения адаптивной общеобразовательной программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, результатом коррекционной работы является формирование практически-ориентированных навыков и социализация воспитанников.

Показатели развития к концу первого года обучения

Дети должны научиться:

§ называть свое имя;

§ отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?»;

§ показывать части тела и лица, отвечая на вопросы: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»;

§ показывать на фотографии (выделив из трех) себя, маму, папу;

§ показывать или называть отдельные предметы одежды, посуды и игрушки;

§ узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых животных и птиц;

§ отвечать на вопрос, указывая жестом или словом, где солнышко, дом, машина, вода, дерево.

Показатели развития к концу второго года обучения

Дети должны научиться:

§ называть свое имя, фамилию, возраст;

§ показывать и называть основные части тела и лица;

§ знать, что делает человек данной профессии (воспитатель, врач);

§ выделять по обобщающему слову, названному взрослым, некоторые продукты, игрушки, предметы посуды, одежды;

§ называть некоторые предметы и объекты живой и неживой природы;

§ определять по изображениям два времени года:, лето и зиму;

§ определять на элементарном уровне особенности деятельности детей и специфику их одежды в зависимости от времени года;

§ адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе, дома, используя накопленный практический опыт взаимодействия с людьми и предметами окружающего мира.

Показатели развития к концу третьего года обучения

Дети должны научиться:

§ называть всех членов своей семьи, знать их имена;

§ находить на фотографии близкого человека (выбор из пяти);

§ называть имя друга или подруги;

§ рассказывать о содержании деятельности людей следующих профессий: врач, повар, шофер, продавец;

§ иметь представления о повседневном труде взрослых;

§ адекватно вести себя в процессе выполнения режимных моментов;

§ выделять отдельные предметы и их группы: посуда, мебель, овощи, фрукты;

§ называть функциональные назначения предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни;

§ называть изученные группы животных, показывать основные части тела животного;

§ называть или определять по картинке основные признаки заданного времени года: зима, лето, осень;

§ определять текущее состояние погоды: холодная, теплая, ветреная, солнечная, дождливая.

Показатели развития к концу четвертого года обучения

Дети должны научиться:

§ называть свое имя, фамилию, возраст;

§ называть город (населенный пункт), в котором они проживают;

§ называть страну;

§ узнавать и показывать на картинках людей следующих профессий: врач, учитель, повар, парикмахер, продавец, почтальон, шофер;

§ выделять на картинках изображения предметов мебели, транспорта, продуктов, инструментов, школьных принадлежностей и называть их;

§ различать деревья, траву, цветы, ягоды и называть их;

§ называть отдельных представителей диких и домашних животных, диких и домашних птиц, их детенышей;

§ определять признаки четырех времен года;

§ различать время суток: день и ночь.

7. Использованная литература

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре Текст./В.В. Абраменкова. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕКС», 2000. – 416 с.
  2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.Н., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2009.
  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». – М.: Просвещение, 2010. Входит в Федеральный перечень учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в учреждениях дошкольного образования.
  4. Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру./ С.А.Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева. – М. «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000 г. – 224 с.
  5. Тригер С.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с

Приложение 1

Оценка знаний об окружающем мире ребёнка с ОВЗ

Изучение знаний и представлений детей о себе и окружающем мире. Выявить особенности кругозора детей.

1. Обследование кругозора детей:

- представлений о предметном мире;

- о природе;

- о ближайшем окружении.

2. Занесение данных обследования в психолого-педагогические карты.

3. Анализ и оценка знаний детей о себе и окружающем мире.

Оценка представлений об окружающем детей с ОВЗ

Оценка

Представления ребёнка

Диагностический материал.

Инструкция.

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

5 — ребёнок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

4 — допускаются одна – две ошибки, но исправляются самостоятельно после дозированной помощи взрослого

3—задание выполнено на 1\2 самостоятельно, 1\2 выполнена с помощью взрослого

2 — задание не доступно ребёнку, ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого,

1—ребёнок не справился с заданием, неверные ответы, отказ от выполнения.

Времена года и сезонные изменения

Соотнесение картинки сезона с названием

Лист1

«Покажи картинку»

-Лето

-Осень

-Весна

-Зима

«Назови время года»

-Лето

-Осень

-Весна

-Зима

«Разложи картинки»

-Лето

-Осень

-Весна

-Зима

Представления о последовательности времён года

Лист 2

«Продолжи картинки»

Зима-весна-лето-осень

Осень-зима-весна-лето

Лист 3

Выложить последовательность времён года

Лист 4

Добавление недостающей картинки

Лист 5

Добавление недостающих картинок

Представления о цикличности сезонных изменений

Лист 6

«Пятая ступенька» - продолжи ряд

Лето

Осень

Лист 6

«Пятая ступенька» - Добавь картинки

Зима

Весна

Соотнесение времени года с настоящим, прошедшим и будущим

Лист 7

«Было-будет» - разложи картинки

Весна-лето-осень

Лето-осень – зима

Оценка

Представления ребёнка

Диагностический материал.

Инструкция.

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Утро-день-вечер

Соотнесение событий с частями суток

«Когда это бывает? – разложить картинки

Утро

День-

Вечер

Ночь

Овощи-фрукты

Представления детей об овощах и фруктах

«Классификация»

Разложи картинки

-Овощи

-Фрукты

Соотнесение с названиями

«Назови картинки»

Обобщения

«Что это?»

«Фрукты», «Овощи»

«Что лишнее? – убрать лишнюю картинку

Соотнесение с местом произрастания

«Где растёт? - разложи картинки.

«Сад»

«Огород»

«Где растут овощи (фрукты)?» - назвать

«Что тут растёт» - подложи картинки

Соотнесение с местом выращивания и временем созревания

«Когда это бывает? – разложить картинки

Сад (летний, осенний, зимний, весенний)

«Когда это бывает? – разложить картинки

Огород (летний, осенний, зимний, весенний)

Классификация по своему отношению

«Люблю – не люблю» - разложить картинки

- Я люблю…

- Я не люблю…

«Скажи, что ты любишь (не любишь)?»

Представления о приготовлении блюд

«Что из чего готовят?» - подобрать картинки к блюду

Винегрет, салат, борщ, щи,

Приложение 2

Примерное перспективное планирование по разделу

«Ознакомление с окружающим миром»

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

§ Формировать у детей интерес к изучению объектов живого и неживого мира.

§ Знакомить детей с предметами окружающего мира, близкими детям по ежедневному опыту.

§ Знакомить детей с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности.

§ Обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления.

§ Воспитывать у детей умение правильно вести себя в быту с объектами живой и неживой природы.

§ Примечание: на первом году обучения обобщающие слова (одежда, обувь, мебель, посуда, пища, животные, овощи, фрукты, времена года) детям не предлагаются.

Квартал

Основное содержание работы

I

Уточнить представления ребенка о себе и родных людях

Знакомить детей с окружающими их людьми: называть по имени педагогов, воспитателей (тетя Вера, тетя Нина и т. д.)

Учить узнавать и называть по имени сверстников по группе

Знакомить детей с игрушками (мяч, машина, мишка, кукла, кубики, пирамидка, шар, самолет, барабан)

Знакомить детей с помещениями группы: игровая комната — тут играют, едят, занимаются; спальня — тут спят; туалет — тут умываются, садятся на горшок

Знакомить детей с животными: кошкой и собакой (части тела — туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подает)

Учить детей узнавать отдельные фрукты и овощи: яблоко, грушу, апельсин, морковь, огурец

Знакомить детей с объектами неживой природы и явлениями природы: водой и дождем (показать детям, где бывает вода; дождь — вода)

II

Знакомить детей с тем, что в группе есть мальчики и девочки

Знакомить детей с основными частями тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, рот, уши)

Знакомить детей с обстановкой помещений группы: игровая комната (в ней есть столы, стулья, шкафы), спальня (в ней стоят кровати), туалетная комната (в ней есть шкафчики, умывальники, горшки и унитазы)

Знакомить детей с посудой (тарелка, ложка, чашка) Знакомить детей с пищей (хлеб, суп, каша, котлеты, молоко, чай, компот, конфеты, кефир) Продолжать знакомить детей с животными: лошадью и коровой (познакомить с частями тела; как голос подает)

Продолжать знакомить детей с овощами и фруктами (лук, огурец, капуста, лимон, банан)

Знакомить детей с объектами неживой природы: снегом и льдом (организовать наблюдение за снегопадом, поиграть в снежки; показать, как из воды получается лед)

Знакомить детей с признаками зимы (зимой холодно, снег, лед)

III

Учить детей наблюдать за объектами и явлениями природы (дождь, солнце), за деятельностью людей в разное время года

Знакомить детей с предметами одежды и обуви (платье, рубашка, тапки, ленты (бант), колготки)

Знакомить с предметами, окружающими детей на улице (дома, машины, автобусы)

Знакомить детей с птицами (ворона, воробей)

Знакомить детей с объектами неживой природы: водой, землей, песком (уточнить представление детей о том, где бывают эти объекты; познакомить с их значением в жизни человека)

Знакомить детей с признаками лета (летом тепло; светит солнышко; деревья, листья, трава зеленые)

Знакомить детей с улицей (много домов, едут машины, автобусы)

Показатели развития к концу первого года обучения

Дети должны научиться:

§ называть свое имя;

§ отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?»;

§ показывать части тела и лица, отвечая на вопросы: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»;

§ показывать на фотографии (выделив из трех) себя, маму, папу;

§ показывать или называть отдельные предметы одежды, посуды и игрушки;

§ узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых животных и птиц;

§ отвечать на вопрос, указывая жестом или словом, где солнышко, дом, машина, вода, дерево.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

§ Продолжать расширять ориентировку детей в окружающем. Начать формирование у детей представлений о целостности человеческого организма.

§ Учить детей наблюдать за деятельностью и поведением человека в повседневной жизни и в труде.

§ Знакомить детей с предметами окружающей действительности (игрушки, посуда, одежда, мебель).

§ Учить детей последовательному изучению объектов живой и неживой природы, наблюдению за ними и их описанию.

§ Формировать у детей временные представления (лето, осень,

§ зима).

§ Развивать умение детей действовать с объектами природы на основе выделенных признаков и представлений о них.

§ Формировать у детей представления о живой и неживой природе; учить выделять характерные признаки объектов живой и неживой природы.

§ Учить детей наблюдать за изменениями в природе и погоде.

§ Воспитывать у детей основы экологической культуры: эмоциональное, бережное отношение к природе.

Квартал

Основное содержание работы

I

Продолжать формировать у детей умения наблюдать за изменениями в природе, за явлениями природы (солнце, дождь, ветер), закрепить представление о лете

Формировать представление об изменчивости погоды, знакомить с признаками осени

Учить детей праздновать свой день рождения (организовать в группе праздник — поздравить ребенка с днем рождения, преподнести подарки, устроить детям праздничный чай)

Учить детей наблюдать за действиями и поведением людей (человек идет, едет на машине, бежит; мама ведет ребенка в детский сад, везет в колясочке)

Знакомить детей с работой шофера

Начать знакомить детей с фамилиями сверстников по группе

Расширять представления об основных частях тела и лица

Знакомить детей со строением тела и его частями (туловище, живот, спина, волосы, язык, пальцы, зубы, плечи)

Закреплять представления детей о домашних животных: кошке, собаке, корове, лошади, козе, свинье (части тела — голова, туловище, лапы, хвост; глаза, уши, нос, рога)

Учить узнавать знакомых животных по их голосам (звукоподражание)

Знакомить детей с овощами и фруктами (морковь, лук, огурец, картошка, яблоко, груша, апельсин, лимон, помидор)

Учить различать знакомые овощи и фрукты по вкусу

Знакомить детей с помещениями группы и детского сада: прихожей, залом, кабинетом врача

Ввести в активный словарь детей обобщающее слово игрушки

II

Продолжать формировать умения детей наблюдать за объектами живой и неживой природы, за изменчивостью природы

Закреплять представления детей о том, что в группе есть девочки и мальчики, любимые занятия которых могут различаться

Знакомить детей с профессиями врача, воспитателя

Формировать у детей представление о детском саде (для чего он нужен, что в нем имеется, кто в нем работает)

Знакомить детей с дикими животными: зайцем, ежом, медведем, лисой (строение, образ жизни)

Формировать у детей представления о зиме как о времени года, закреплять представления детей о праздниках зимы

Расширять представления детей о посуде: познакомить их с блюдцами, ножом, кастрюлей, чайником, половником, сковородой; ввести в активный словарь обобщающее слово посуда

Закреплять у детей представления об игрушках; познакомить их с ведром, совком, лопатой, лошадкой, рыбкой, санками, неваляшкой, кошкой, собакой, белкой

Знакомить детей с игрушечной посудой, одеждой, мебелью: кроватью, столом, стулом, шкафом и их назначением (без обобщающего слова)

III

Учить детей взаимодействовать со сверстниками на основе их представлений о свойствах и качествах природных материалов («Из песочка делаем куличики, для этого песок поливаем»)

Знакомить детей с предметами одежды и обуви (пальто, шапка, шарф, варежки, валенки, сапоги, ботинки, туфли)

Ввести в активную речь ребенка обобщающее слово одежда Закреплять у детей понятие о пище

Знакомить их с блюдами (салат, щи, макароны, картофель, сыр, печенье, масло, пирог)

Знакомить детей с повадками и образом жизни животных: козы, коровы, лошади, свиньи, медведя, лисы, волка, зайца, белки, ежа

Учить детей наблюдать за повадками и поведением птиц и отражать результаты наблюдений в речевой и изобразительной деятельности

Закреплять у детей знание об овощах и фруктах (капуста, помидор, репа, свекла, лимон, мандарин, слива)

Знакомить детей с отдельными признаками весны

Формировать представление детей о зиме и лете как о временах года

Учить детей дифференцировать деревья, траву и цветы

Учить детей определять состояние природы и погоды (солнечный день, дождливая погода, хмурое небо)

Показатели развития к концу второго года обучения

Дети должны научиться:

§ называть свое имя, фамилию, возраст;

§ показывать и называть основные части тела и лица;

§ знать, что делает человек данной профессии (воспитатель, врач);

§ выделять по обобщающему слову, названному взрослым, некоторые продукты, игрушки, предметы посуды, одежды;

§ называть некоторые предметы и объекты живой и неживой природы;

§ определять по изображениям два времени года:, лето и зиму;

§ определять на элементарном уровне особенности деятельности детей и специфику их одежды в зависимости от времени года;

§ адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе, дома, используя накопленный практический опыт взаимодействия с людьми и предметами окружающего мира.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

§ Формировать у детей обобщенное представление о человеке тело, внутренние органы, чувства, мысли).

§ Учить детей дифференцировать предметы и явления живой и неживой природы.

§ Учить детей соотносить явления окружающей действительности и деятельность человека.

§ Формировать у детей обобщенные представления о характерных признаках групп и категорий предметов.

§ Формировать у детей обобщенные представления о явлениях природы.

§ Учить детей пользоваться в активной речи словесными характеристиками и определениями, обозначающими качественное своеобразие изученных групп предметов.

§ Формировать у детей временные представления (времена года: лето, осень, зима, весна; время суток: ночь, день).

§ Учить детей расширять и дополнять выделяемые группы предметов однородными предметами на основе наблюдений, практического опыта действия с предметами, применяя имеющиеся знания и представления.

Квартал

Основное содержание работы

I

Продолжать учить детей наблюдать за изменениями объектов живой и неживой природы, явлениями природы формировать временные представления (осень, признаки осени)

Расширять представления детей об овощах, фруктах, ягодах; формировать представления о вишне, винограде, арбузе, дыне

Формировать обобщенные представления детей об овощах, осуществляя классификацию и фиксируя ее результаты в слове

Знакомить детей с отдельными деревьями и ихосновными признаками (ствол, ветки, листья) Закреплять представления детей о листьях разной формы и окраски, о разном размере ствола и ветвей

Закреплять представления детей о своем возрасте; учить отвечать на вопрос: «Сколько тебе лет?»

Уточнять и закреплять в речи детей названия частей тела и лица (лоб, губы, щеки, подбородок, локоть, колено); учить детей показывать части тела и лица у себя, у своих сверстников и у игрушек в процессе дидактических игр

Расширять представления детей о кухне, закрепляя представления о посуде в слове

Закреплять у детей представления о домашних животных: собаке, кошке, лошади, корове, козе; о домашних птицах: курице, утке, петухе

Знакомить детей с детенышами животных: щенком, котенком, птенчиком, цыпленком (сформировать у детей представления о том, что собака (кошка, птичка, курица) — мама. Она большая. У нее есть щенок (котенок, птенчик, цыпленок). Он маленький. Мама-собака его кормит, играет с ним, защищает. У собаки может быть не один щенок, а два, три)

Учить детей узнавать изображение осенней природы на картинках и иллюстрациях

Формировать у детей представления о жизни и деятельности людей и животных осенью

Знакомить детей с признаками осени (часто идет дождь, на деревьях желтые листья, которые постепенно опадают)

II

Продолжать учить детей наблюдать за изменениями объектов живой и неживой природы, явлениями природы

Формировать временные представления (осень, признаки осени) Знакомить детей с разными эмоциональными состояниями человека (радость, гнев, горе, удивление)

Закреплять у детей знание всех помещений детского сада и употребление названий отдельных помещений в речи

Расширять представления детей о спортивном и музыкальном залах, отмечая их специфику и специфику деятельности детей в них

Формировать у детей представления о цикличности жизни детей в детском саду, о необходимости соблюдения режимных моментов, обобщая их периодичность и повторяемость в словесном плане (утром — встают, одеваются, завтракают; днем — играют, занимаются, отдыхают; вечером — ужинают, принимают душ, ванну, слушают музыку, ложатся спать; ночью — спят)

Знакомить детей с профессиями врача и продавца

Знакомить детей с разными видами бумаги и ее свойствами

Знакомить детей со значением предметов домашнего обихода: на кровати спят; за столом едят, занимаются; в тарелку наливают суп; в чашку наливают компот, чай и т. д.

Формировать у детей обобщенное представление о мебели, закрепляя его в слове

Знакомить детей с существенными деталями некоторых предметов: у стола — крышка, ножки; у стула — сиденье, спинка, ножки; у платья, рубашки, пальто — рукава, воротник, пуговицы

Закреплять и расширять у детей представления о животных и их детенышах (заяц, белка, лиса, волк, еж живут в лесу; как звери спасаются зимой от холода и голода)

Формировать у детей представления о детенышах диких животных, учить называть их словом

Формировать у детей представления о жизни и деятельности людей и животных зимой Знакомить детей со свойствами воды и снега, закрепить представление о зиме

III

Формировать у детей представления о труде взрослых: повар готовит пищу; няня моет посуду; мама шьет, стирает; шофер водит машину; строители строят дом и т. д.

Закреплять у детей представления о профессиональной деятельности врача, повара, шофера, продавца

Закреплять у детей представления о деревьях, учить дифференцировать деревья и кустарники

Учить детей узнавать части дерева и отдельные деревья: ель, березу, рябину, клен

Учить детей соотносить визуальный образ дерева с его реальным видом и изображением на иллюстрации Знакомить детей с обобщающими понятиями «мебель», «овощи», «фрукты»

Учить детей различать животных по их основным признакам: лягушка — зеленая, прыгает, квакает, живет в пруду; еж — серый, колючий, живет в лесу, ест грибы и ягоды и т. д.

Формировать у детей представления о том, что одни животные (заяц, медведь, лиса, еж, волк) живут в лесу, а другие (курица, корова, петух, коза) — около жилища человека

Знакомить детей с весной и ее отличительными признаками: тает снег, бегут ручьи, появляются первые цветы и первая травка

Знакомить детей с признаками весенней погоды — дождливая, солнечная, ветреная, пасмурная

Учить детей различать и называть время суток: утро, день, ночь

Знакомить детей с транспортом, с правилами поведения на улице и в транспорте

Показатели развития к концу третьего года обучения

Дети должны научиться:

§ называть всех членов своей семьи, знать их имена;

§ находить на фотографии близкого человека (выбор из пяти);

§ называть имя друга или подруги;

§ рассказывать о содержании деятельности людей следующих профессий: врач, повар, шофер, продавец;

§ иметь представления о повседневном труде взрослых;

§ адекватно вести себя в процессе выполнения режимных моментов;

§ выделять отдельные предметы и их группы: посуда, мебель, овощи, фрукты;

§ называть функциональные назначения предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни;

§ называть изученные группы животных, показывать основные части тела животного;

§ называть или определять по картинке основные признаки заданного времени года: зима, лето, осень;

§ определять текущее состояние погоды: холодная, теплая, ветреная, солнечная, дождливая.

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания

§ Продолжать расширять у детей представления о свойствах и качествах предметов и явлений, объектах живой и неживой природы.

§ Пополнять представления детей вновь изучаемыми категориями свойств и признаков.

§ Формировать у детей представления о вариативности выделяемых признаков и различных основаниях для осуществления классификации и сериации.

§ Формировать у детей представления о видах транспорта.

§ Формировать у детей временные представления (о временах года, об их последовательности, о времени суток, о днях недели).

§ Закреплять у детей представления о времени и расширять умение соотносить свою деятельность с категорией времени.

§ Продолжать формировать у детей представления о труде людей и значимости той или иной профессии в жизни людей.

§ Развивать у детей элементы самосознания на основе понимания изменчивости возраста и времени.

Квартал

Основное содержание работы

I

Закреплять представления детей о возрасте и о его связи с трудом и деятельностью человека (малыш — сидит в коляске, играет с мамой; ребенок — ходит в детский сад, играет сам или с детьми; школьник — ходит в школу; взрослые — работают; пожилые люди — дома заботятся о внуках, отдыхают)

Учить детей называть свой домашний адрес

Знакомить детей с профессиями парикмахера, учителя

Уточнять представления детей об овощах и фруктах, учить их дифференцировать

Учить детей дифференцировать диких и домашних животных

Продолжать знакомить детей с птицами; учить дифференцировать диких и домашних птиц (воробей, ворона, голубь, сорока; курица, петух, гусь, утка, индюк)

Закреплять представления детей о свойствах бумаги

Знакомить детей со свойствами ткани

Учить детей различать отдельные деревья и кустарники

Учить детей называть признаки четырех времен года и определять их последовательность

Знакомить детей с поведением и образом жизни животных и птиц осенью

Продолжать учить детей различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь

Закреплять знания детей о правилах поведения на улице и в транспорте

II

Закреплять представления детей о своем возрасте, семье, именах близких родственников

Закреплять умение детей называть свой домашний адрес

Знакомить детей с профессией почтальона

Уточнять представления детей о роли профессиональной деятельности в жизни людей

Знакомить детей с обобщающим словом транспорт

Учить детей соотношению профессий и вспомогательных предметов и орудий для осуществления профессиональной деятельности врача, продавца, повара, учителя, шофера, парикмахера

Формировать у детей представления о школе и деятельности ребенка в ней

Знакомить детей со школьными принадлежностями, знать их назначение

Знакомить детей со свойствами стекла

Учить детей находить предметы, сделанные из стекла, и бережно к ним относиться

Учить детей называть дни недели

Формировать у детей представления о занятиях в выходные дни

Закреплять умения детей различать и называть время суток: утро, день, вечер, ночь

III

Учить детей называть город (населенный пункт), в котором они проживают

Учить детей называть название страны — Россия

Учить детей называть столицу России

Уточнять представления детей о значении профессий в жизни людей

Стимулировать самостоятельные действия детей при организации игры с опорой на их представления о профессиональной деятельности

Закреплять представления детей об окружающем их предметном мире, созданном руками человека (орудия труда: совок, лопата, пила, нож, топор, вилы, молоток)

Учить детей выполнять классификацию объектов и предметов по категориям «живое», «неживое»

Учить детей описывать характерные признаки, образ жизни и повадки диких и домашних животных и птиц

Знакомить детей с отдельными представителями насекомых (пчела, бабочка, муха, муравей)

Учить детей находить в ближайшем окружении и дифференцировать предметы, сделанные из бумаги, стекла, ткани, дерева, металла

Расширять у детей представления о явлениях природы (гром, молния, гроза)

Знакомить детей с некоторыми цветами и ягодами (одуванчик, тюльпан, ромашка, колокольчик, клубника, малина, крыжовник, смородина)

Учить детей называть признаки четырех времен года, определять их последовательность

Учить детей называть время суток: утро, день, вечер, ночь

Показатели развития к концу четвертого года обучения

Дети должны научиться:

§ называть свое имя, фамилию, возраст;

§ называть город (населенный пункт), в котором они проживают;

§ называть страну;

§ узнавать и показывать на картинках людей следующих профессий: врач, учитель, повар, парикмахер, продавец, почтальон, шофер;

§ выделять на картинках изображения предметов мебели, транспорта, продуктов, инструментов, школьных принадлежностей и называть их;

§ различать деревья, траву, цветы, ягоды и называть их;

§ называть отдельных представителей диких и домашних животных, диких и домашних птиц, их детенышей;

§ определять признаки четырех времен года;

§ различать время суток: день и ночь.

На всех занятиях решаются задачи:

Развитие высших психических функций

Внимание

  • Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.

Память

  • Воспитание слухоречевой памяти при восприятии одно -и двухступенчатых инструкций.
  • Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками.

Мышление

  • Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов (игрушек, одежды, обуви, посуды, животных). Выделение 4-го лишнего на уровне простых обобщений (например,3 зайца и 1самолет).

Развитие мелкой моторики и графических навыков

  1. Учить правильной посадке
  2. Учить правильному захвату карандаша.
  3. Учить рисовать вертикальные и горизонтальные и кривые линии.
  4. Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром.
  5. Учить изображать круглую форму.
  6. Учить рисовать точки, равномерно нанося их на лист.

Приложение 3

Перспективное планирование занятий по ознакомлению с окружающим миром

_______________ учебный год

возраст детей_____________

Первый период (с 15 сентября по 30 ноября)

Месяц

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Год обучения (возраст)

1 год

(3-4)

2 год

(4-5)

3 год

(5-6)

4 год

(6-7)

Сентябрь

Обследование детей

1. Моё имя

1. Лето

2. Грибы, ягоды

1. Начало
осени.

2. Цветы осенью.

Игрушки в группе

1.Начало осени.

2. Игрушки в группе

2. Моя группа

3.Осень

4. Деревья

1. Деревья

и кустарники осенью.

2. Грибы.

1 Деревья и кустарники

2. Изменение в жизни растений и животных осенью

Октябрь

3. Части тела

5. Овощи

1. Овощи.

2. Овощи.

1. Растения огорода

2. Цвет предметов: красный, синий, жёлтый

4. Овощи

6. Овощи

1. Фрукты.

2. Наш
детский сад.

1. Деревья и кустарники сада

2. Цвет предметов: красный, синий, жёлтый

5. Фрукты

7. Фрукты

1. Овощи —
фрукты.

2. Игрушки.

1. Овощи – фрукты – ягоды.

2. Цвет предметов Оранжевый

Октябрь

6.Осень

8. Фрукты

1. Ягоды.

2. Овощи –фрукты - 
ягоды.

1. Обобщающие понятия (фрукты-ягоды)

2.Цвет предметов (жёлтый, красный, оранжевый)

7.Осень

9. Овощи-фрукты

1. Середина
осени.

2. Повторение.

1. Осень

2. Бытовые приборы

Ноябрь

8. Игрушки

10.Игрушки

1. Столовая и кухонная
посуда.

2. Цвет предметов (красный, желтый, синий).

1. Поздняя осень.

2. Овощи, фрукты, ягоды

9.Посуда

11. Посуда

1. Чайная посуда.

2. Цвет предметов (красный, желтый, оранжевый).

1. Посуда.

2. цвет предметов (зелёный)

10. Мебель

12.Мебель

1. Мебель.

2. Поздняя осень.

1.Мебель

2. Цвет предметов (фиолетовый)

11.Домашние птицы

13. Домашние птицы

1. Домашние птицы.

2. Признаки ранней и поздней осени.

1. Домашние птицы

2. Цвет предметов (чёрный и белый)

Второй период (с 1 декабря по 28 февраля)

Месяц

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Год обучения (возраст)

1 год

(3-4)

2 год

(4-5)

3 год

(5-6)

4 год

(6-7)

Декабрь

12.Домашние животные

14. Домашние животные

1. Домашние животные.

2. Повторение пройденного
материала.

1. Домашние животные.

2. Цвет, форма, величина предметов

13Дикие животные

15. Дикие животные

1. Дикие животные.

2. Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.

1. Дикие животные

2. Повторение

14. Зимние развлечения

16. Дикие – и домашние животные

1. Дикие и домашние животные.

2. Цвет предметов (красный, синий, фиолетовый).

1. Домашние и дикие ивотные.

2. Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой

15. Новый год

17. Новый год

1. Зимние забавы детей.

2. Новый год.

1. Зимние забавы. Новый год.

2.Сравнение предметов по величине

Январь

Каникулы

16. Диагностика

19. Диагностика

1. Водный транспорт.

2. Воздушный транспорт.

1. Водный и воздушный транспорт.

2. повторение

17. Обувь

20. Обувь

1. Наземный транспорт.

2. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

1. Городской наземный транспорт

2. Железнодорожный транспорт

Январь

18. Одежда

21. Одежда

1.Одежда

2.Головные уборы

1. Обобщающее занятие. Одежда.

2. Знаешь ли ты цвета?

19. Птицы

22.Зимующие птицы

1. Зимующие птицы.

2. Цвет предметов (изученные цвета).

1. Зимующие птицы.

2. условия жизни диких животных

Февраль

20. Зима

23.Профессии

1. Зима.

2. Обувь.

1. Зима. Животные Севера

2. Стройка и строительные профессии

21.Продукты питания

24. Транспорт

1. Февраль — последний месяц зимы.

2. Одежда, обувь.

1. Животные Жарких стран

2. Повторение

22.23 Февраля

25. 23 февраля

1. День защитника Отечества.

2. Форма предметов: круг, овал.

1. День защитника Отечества.

2. Обувь

23. Транспорт

26. Зима

1. Зима.

2. Величина предметов.

1.Зима.

2. Машины, облегчающие труд людей

Третий период (с 1 марта по 30 мая)

Месяц

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Год обучения (возраст)

1 год

(3-4)

2 год

(4-5)

3 год

(5-6)

4 год

(6-7)

Март

24. Праздник мам

27. Мамин день

1. Март —
первый весенний месяц.

2. Международный женский день.

1. Весна.

2. Международный женский день

25.Весна

28. Весна

1. Весна.

2. Цвет, форма, величина предметов.

1. Весна . Признаки весны.

2. Повторение

26. Птицы

29. Перелётные птицы

1. Возвращение перелетных птиц.

2. Семья.

1. Перелётные птицы.

2. Форма предметов круг и овал

Каникулы

Апрель

27. Цветы

31. Весенние цветы

1. Насекомые.

2. Пространственное положение геометрических фигур.

1. Садовые цветы.

2.Повторение

28. Насекомые

32. Насекомые

1.Насекомые.

2.Цвет предметов.

1. Насекомые

2. Повторение

29. Улица города

33.Дом, улица, город

1. Экскурсия с детьми в парк.

2. Мой дом.

1. Москва – столица России

2. Наш дом

30.Транспорт

34. Правила дорожного движения

1. Мой город.

2. Российская Федерация. 
Москва.

1. Мой город

2. Моя страна

май

31. Повторение

35. 9Мая

1.День победы.

2.Повторение

1День Победы

2. Повторение. Цвет, форма, величина предметов

32. Повторение

36. Аквариумные рыбки

1. Рыбы.

2. Скоро лето.

1. Рыбы

2. Признаки лета

33. Повторение

37. Комнатные растения

1. Комнатные растения.

2. Май — последний месяц весны.

1. Комнатные растения.

1. Повторение.

34. Повторение

38. Лето

1. Повторение.

1. Повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: «Особенности ознакомления с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышление.  От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника в...

Принципы и направления коррекционно-развивающей работы по ознакомлению с окружающим миром дошкольников с задержкой психического развития 4-5 лет.

Принципы и  направления коррекционно-развивающей работы по ознакомлению с окружающим миром дошкольников с задержкой психического развития 4-5 лет....

Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с III уровнем ОНР и III уровнем ОНР, осложненным дизартрическим компонентом, зачи...

Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет

Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Автор — учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева...

Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО

laquo;Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собо...

Сценарий образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Путешествие вокруг Солнца» для детей старшей группы

Программное содержание:Цель: расширение и углубление познаний детей о Солнечной системе и космосе.Задачи:Образовательная:- формировать представление детей о профессии космонавт и планетах Солнечной си...