«Особенности коррекционно – развивающей работы направленной на развитие эмоциональной сферы детей с РАС»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Щербина Лейла Геловна

Взрослые, в первую очередь, стремятся научить ребенка с аутизмом читать, писать, сидеть спокойно какое – то время. Но, для обеспечения автономной, взрослой, качественной жизни важно и умение решать математические задачи, и умение обратиться к незнакомому человеку с просьбой указать дорогу и воспользоваться полученными сведениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_krugly_stol.docx330.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности коррекционно – развивающей работы направленной на развитие эмоциональной сферы детей с РАС»

C:\Users\1\Desktop\п-п\Выступления на городских меропр\круглый стол аутизм 2022\IMG_20220401_143743.jpg

       Выступление подготовил:

       педагог – психолог
                  Л.Г. Щербина

Важнейшим аспектом формирования личности учёные считают развитие эмоционально сферы, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности.

Нарушения эмоционального контакта и социального взаимодействия считаются центральными признаками расстройства аутистического спектра.  Именно нарушения в этих областях психического развития ребенка с проявлениями аутизма являются главным препятствием к формированию полноценной личности.

Взрослые, в первую очередь, стремятся научить ребенка с аутизмом читать, писать, сидеть спокойно какое – то время. Но, для обеспечения автономной, взрослой, качественной жизни важно и умение решать математические задачи, и умение обратиться к незнакомому человеку с просьбой указать дорогу и воспользоваться полученными сведениями.

Одновременно с когнитивным развитием необходимо уделять внимание обучению ребенка распознаванию и выражению эмоций, прослеживанию и пониманию жестов и других эмоциональных сигналов, гибкости включения в игру, совместную деятельность.

Обратимся к онтогенезу и основным диагностическим признакам аутизма. Примерно первые 2 года жизни ребенок не готов к полноценному развитию когнитивных функций и к выстраиванию произвольного поведения. Но для выживания ему необходимо стать любимым, интересным для находящегося рядом взрослого. И здесь не обойтись без эмоциональной сферы. Ребенок учится понимать эмоции наблюдая за взрослыми и  подражая им.

У детей с РАС отсутствует стремление социально присоединиться к другому человеку, они не видят во взрослом важный объект с которым нужно общаться и у которого нужно учиться.

Нарушения эмоциональной сферы тянет за собой нарушения тех психических процессов, которые выстраиваются  благодаря погруженности в социальные отношения.

Чтобы развивать эмоциональную сферу нам необходимо понимать, что же такое эмоции? Эмоции складываются из трех составляющих: мы их как – то ощущаем, проживаем в теле, мы понимаем их и присваиваем им то или иное значение. Причем то, какой будет эмоция, зависит от того, какое значение мы присвоили событию.

Значение эмоции рождается в голове, но проживается в теле (мимика, взгляд, жестикуляция, поза).

Часто у детей с РАС мы сталкиваемся с 2-мя крайностями:

- дети наслаждаются, играют какими – либо ощущениями (это могут быть звуки, картинки, просто чье- либо присутствие), но это не связано с контекстом, то есть понимание отсутствует;

- 2-я крайность, когда ребенок понимает, что он делает, что происходит, но для него это не несет никакой эмоциональной значимости (не откликается в нем, ребенок не ощущает радости от происходящего).

Наша задача связать ощущения, их понимание и значимость – в этом случае будет происходить развитие эмоциональной сферы.

Какие проблемы часто возникают у ребенка с РАС в эмоциональной сфере: неуместные эмоции, либо неумение их выражать вообще.

Часто ребенок с аутизмом не связывает внешние эмоциональные проявления другого человека со своими, личными ощущениями. Чтобы эти два показателя связать очень важно обозначать состояние ребенка словами, выражать телесно, выразительно. И также обозначать и выражать свои состояния. Необходимо моделировать в игре или с ближайшим окружением уместные реакции на переживания другого человека (таким образом показываем ребенку как выражать эмоции уместно).

Если изучать эмоции только по картинкам, то чаще всего это не работает. Да, он научится называть правильно эмоции на то или иное выражение лица, но он не станет эмоционально более компетентным. Это происходит потому что название и картинка эмоционального проявления не связаны с каким – либо значением, а также ребенок не проживает это в теле.

Важно включать в занятия игры на телесные выражения и эмоций, и действий.

Методы, которые я использую в своей работе по развитию эмоциональной сферы:

- игротерапия (игры – драмматизации, игры на развитие эмоционального контакта);

- психогимнатика (этюды, пантомимика, мимика);

- элементы арт – терапии (сказкотерапия, пескотерапия, изотерапия, музыкатерапия, куклотерапия);

- мульттерапия;

- примеры выражения своего эмоционального состояния;

- использование наглядных пособий (рисунков, схем, символов).

При прочтении сказок текст необходимо скорректировать, сделать его понятным ребенку с аутизмом. Так, например, я меняю фразу «жили - были» на «жили», в диалоге всегда поясняю кто и что говорит, даже если это понятно по смыслу, убираю деепричастные обороты и так далее. При выборе мультфильмов надо подбирать такие, где у героев понятная мимика. Во время просмотра можно попросить ребенка назвать настроение героя, для лучше наглядности остановив мультфильм с помощью стоп – кадра. При использовании игры лучше применять игры с четко установленными правилами, а не импровизированные сюжетно – ролевые.

Для общества важно понимание природы аутизма. Ребенок с аутизмом нуждается в постоянном, квалифицированном медико-психолого-педагогическом сопровождении. Более эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность. Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов заметно облегчает развитие у ребенка с РАС всех нарушений.

Мини – практикум со слушателями.

1. Приветствие.

Педагог – психолог: «Ребята, я рада вас видеть. Давайте поздороваемся. Придумайте, как можно поздороваться руками. А теперь глазами. Отлично. А теперь вместе скажем «Здравствуйте».

1. Сказка «Как Мальчик с Роботом рисовали» (авт. Альфия Макаримова).

Жил Мальчик. У него был друг Робот.

Робот говорит Мальчику:

- Давай рисовать!

- Давай, - отвечает Мальчик.

- Давай рисовать разные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольники и круги, - говорит Робот.

- Нет, давай рисовать цвета: красный, синий, желтый и зеленый, - говорит Мальчик.

- Нет, давай рисовать фигуры, - говорит Робот.

Спорили Мальчик и Робот, и поссорились. Каждый стал рисовать на своем листе.

Робот нарисовал машинку из треугольников, квадрата, прямоугольника и кругов. Мальчик нарисовал цветные дорожки на своем листе.

Робот говорит:

- Давай моя машинка будет кататься по твоим дорожкам.

- Давай, - говорит Мальчик. Робот и Мальчик положили рисунки рядом.

- У тебя машинка не раскрашенная, - говорит Мальчик, - давай ее вместе раскрасим.

Мальчик и Робот помирились и нарисовали вместе много фигур разными цветами.

2. Пересказ сказки с помощью мнемотаблиц.        

3. Психогимнастическое упражнение «Дружелюбный робот» (авт. Олеся Емельянова).

Нет руля и нету шин,

Но я родственник машин

(двигаться как роботы),

Хоть с квадратной головой

(наклоны головы влево и вправо)

Я почти как вы живой

(поворот вокруг себя)

Я стою и я хожу,

(шагать высоко поднимая колени)

Кто захочет, с тем дружу

(протянуть руку соседу и поздороваться)

Пусть немного твердолобый

(кулаком дотронуться до лба)

Но я очень добрый робот

(поворот вокруг себя и улыбнуться).

5. Игра с песком «Рисунок дороги и машины».

6. Игра с МАК «Роботы».

Педагог – психолог: «Ребята представьте, что вы создаете робота. Какое настроение было у робота когда он поссорился с мальчиком? Соберите такого робота. Хорошо. А когда робот помирился с мальчиком, какое у него стало настроение? Конечно, радостное. Соберите радостного робота».

7. Рефлексия.

Педагог – психолог: «В какие игры мы сегодня играли? Какая игра понравилась больше всего? Какое настроение было у Мальчика и Робота когда они поссорились? Какое настроение было у  Мальчика и Робота, когда они помирились?

8. Прощание «Аплодисменты».

Педагог – психолог: «Мы хорошо поиграли. Давайте похлопаем себе. Сначала тихо, а потом громче и громче».

Источники.

  1. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком: [кн.для педагогов: метод. пособие] / О.С. Рудик. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОМ, 2015. – 189 с.
  2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 1997.

3. http://detki.kz/article/malchik-i-robot-tretya-istoriya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развивающие игры( направленные на развитие эмоциональной сферы)

У детей уже в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Согласно А.Лоуэну, чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой ограничениежизненност...

Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы:Формирование осознанного восприятия эмоций.Умение адекватно выражать эмоциональные сос...

Комплекс психологических игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Для развития эмоциональной сферы у детей желательно вместе с игровыми занятиями проводить и познавательные, на которых, используя разработанные методы, знакомить детей с эмоциями....

Дидактическое пособие «Путешествие в мир эмоций» направленное на развитие эмоциональной сферы детей

Дидактическое пособие «Путешествие в мир эмоций» направленное на развитие эмоциональной сферы детейРазвивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоц...

Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это особый период, в котором закладывается фундамент будущей личности, складываются и индивидуализируются психические свойства, развиваются эмоциональные процессы, являющиес...

Опыт работы :"Роль жанровых направлений в развитии эмоциональной сферы детей с ОНР"

Представлены этапы работы над проектом.Раскрыты методы и приемы развития эмоциональной сферы детей....