Что такое "Кабинетная" речь?
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Валуева Татьяна Владимировна

Данный материал предназначен учителям-логопедам, воспитателям, родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kabinetnaya_rech.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое «кабинетная» речь?

Очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, при которой дошкольник, у которого поставлен определенный звук, в кабинете учителя-логопеда или другого специалиста произносит этот звук в словах и речи правильно, но вне этой ситуации звуки в своей речи и слоговую структуру слов  не контролирует. Такая ситуация называется кабинетная речь.

Что же происходит?

Кабинетная речь возникает при:

 - неразвитом самоконтроле за собственной речью (в силу возраста, индивидуальных и физиологических особенностей ребенка);

-  отсутствии контроля со стороны взрослых (воспитатели, родители и ближайшие родственники).

И.П.Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся в коре голоного мозга человека, писал: «Любое автоматизированное движение мышц (рук, ног, языка и губ) сначала выполняется с участием сознания (контроля со стороны, самоконтроля). Поэтому многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнить это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется динамический стереотип, автоматизм».

Другими словами, на своих занятиях специалист вырабатывает условные рефлексы при произношении нужных звуков, слов определенной слоговой структуры, либо при формировании каких-либо грамматических категорий. А родители в свою очередь должны помочь довести данные рефлексы до автоматизма.

Для этого необходим полный контроль за речью ребенка в обычных жизненных ситуациях, вне кабинета.

Так, например, на этапе автоматизации звука родители и близкие родственники должны окружить ребенка «звуковым подкреплением». Это значит, что ВСЯ СЕМЬЯ ВСЕГДА и ВЕЗДЕ (дома, на прогулке, в гостях) должна постоянно исправлять неправильное звукопроизношение ребенка, произнося слово правильно, с выделением нужного звука (например, ребенок: «Купи масссинку». Взрослый- «машшшинку») и добиваться от ребенка правильного повторения.

Очень важно исправлять речь ребенка спокойным и доброжелательным тоном, чтобы не вызвать у него протеста. С согласия ребенка можно прибегать к таким приемам, как аудио и видео запись. Потом вместе с ребенком  разбирать ситуацию: «Что тебе понравилось в своей речи? Что не понравилось? Что бы ты хотел исправить?»  Обычно, спустя некоторое время, ребенок начинает сам отслеживать где прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закрепить новый стереотип одобрением и похвалой.