Моя педнаходка
консультация по коррекционной педагогике

Исаева Евгения Васильевна

Арт - терапия для педагогов 

«Необычное в обычном»

(рисование пеной для бритья)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Арт - терапия для педагогов

«Необычное в обычном»

(рисование пеной для бритья)

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем

больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский

Цель:  повысить  профессиональное мастерство педагогов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса. 

Задачи:

  1. Познакомить с опытом использования арт-терапевтических технологий на практике;
  2. Рассмотреть «монотипию» как один из видов нетрадиционного рисования и его значение для развития детей.
  3. Способствовать творческой самореализации педагогов.
  4. Создать психологически-комфортную обстановку.  

 1 этап:

Вступительное слово.

     Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У взрослых  наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, депрессивные состояния. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.
    В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки, можно успешно использовать  элементы арт-терапии. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов,  которые могут использоваться  участниками образовательного процесса. Многие согласятся, что удивить современных дошколят в наше время довольно сложно. Как увлечь ребенка, чем заинтересовать? Нетрадиционные техники рисования как нельзя лучше помогут педагогам и родителям заинтересовать ребенка, оторвать его от компьютерных игр, организовать досуг, как в детском саду, так и дома.

Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования завораживает и увлекает  не только детей, но и взрослых. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов и инструментов.

      Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия  на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Она способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным –  переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.

Предлагаю вашему вниманию свою педагогическую находку «Монотипия» или «Рисование на пене для бритья».  Такая техника рисования вызовет у детей восторг, удивление и незабываемые впечатления от общения с вами. Кроме того, вы разовьете у ребенка фантазию и воображение, мелкую моторику рук, абстрактное мышление, сформируете умение передавать характерные особенности художественному. Попробуйте - и убедитесь сами!

           Рисование пеной для бритья — процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности.

Творчество с использованием такой нетрадиционной техники рисования создаёт положительную мотивацию к рисованию, расслабляет, будит фантазию и дарит массу положительных эмоций!

2 этап:

Материалы:

Пена для бритья

Краски (гуашь, акварель, пищевые красители, акриловые)

Вода        

Бумага

Инструменты:

Плоская поверхность (доска для лепки, тарелка, поднос, плотный целлофановый пакет и др.)

Линейка

Кисть, стека, ложка, целлофановый пакет.

Ёмкость для смешивания материалов.

               Монотипия — один из удивительных видов изобразительного искусства. Основателем данной техники считается итальянский художник и гравёр Джованни Кастильоне (17 век). Данной технике около 300 лет.

Слово «монотипия» происходит от двух греческих слов:

«моно» — один, «типос» — отпечаток.

Это такой вид арт-техники, при котором получается всего один уникальный отпечаток. Поверхности основы монотипии могут быть разные: бумага, целлофан, пластик, линолеум, стекло, вода и др. Отпечатывают монотипию обычно на бумагу, но можно и на ткань.

В данной технике я хочу рассказать  2 приёма работы, предварительная подготовка к которым одинакова.

А подготовка к работам состоит в том, что необходимо провести беседу на ту или иную тематику, упражнение на релаксацию. После этого преступить к  рисованию

Практическая часть (алгоритм действий):

- На лист картона нанесём пену. Много не накладываем, достаточно слоя в 1—2 см.

- Теперь разровняем поверхность пены линейкой.

- Берём в руки кисточки.

-Нанесём цветную тушь в виде пятнышек, клякс, струек, и обратной стороной кисти водим по пене в хаотичном порядке

- Берём цвета, какие больше нравятся. Сразу представим себе, что это будет

- И вот начинается сама монотипия.

 Это значит — уникальный отпечаток в единственном экземпляре. Берём хорошую плотную бумагу, накладываем на наш рисунок. Прижимаем, но не выдавливаем пену. Слегка проглаживаем, чтобы рисунок отпечатался на бумаге.

- Снимаем верхний лист с пены. Берём линейку и аккуратно прижимая, счищаем пену в одном направлении.

Рисунок получается сухой и приятно пахнущий. Его можно красиво обрезать фигурными ножницами и приклеить на картон.

 «Тюбик»:

Сначала необходимо смешать краску и пену для бритья

- «Объёмные» краски поместить в плотный пищевой пакет (или тюбик).

- Отрезать ножницами кончик пакета, получился своего рода кондитерский шприц. Надавливая на пакет с краской, создаём рисунок.

  Рефлексия.

Заключение.

   Детям очень нравятся нетрадиционные способы рисования. Это способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности, расширению представлений об окружающем мире и, как и обычное рисование, развивает мелкую моторику руки, тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму.

  Изотерапию  широко использую в психокоррекционной практике. Она даёт положительные результаты в работе с особенными детьми. Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.

  Поэтому изотерапия - это наиболее приемлемая форма психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей.

  Такую технику можно использовать в период карантина, выкладывая задания на различных платформах, родители с детьми  с удовольствием их выполняют и получают море положительных эмоций.

Надеюсь, что моя педагогическая находка поможет вам использовать в своей работе этот элемент арт-терапии для развития творческих способностей детей.

Творческих вам успехов!