Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период расцвета познавательной активности, интереса к окружающему его миру. Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых явлений в детском развитии; это избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность.

Любое проявление интереса связано с его познавательной стороной, но не любой интерес называется познавательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnogo_interesa.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста »

Составила:

учитель - дефектолог

Нищенкова Оксана Вениаминовна  

г. Энгельс  2022

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период расцвета познавательной активности, интереса к окружающему его миру. Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых явлений в детском развитии; это избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность.

Любое проявление интереса связано с его познавательной стороной, но не любой интерес называется познавательным.

Различают стадии развития интереса, направленного на познание окружающей действительности:

1. Любопытство – это стремление ребёнка разносторонне познать то или иное явление в отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности; это интерес ко всему новому и способность удивляться; искать ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».

2. Любознательность – стремление к приобретению новых знаний, это активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям.

       Собственно познавательный интерес характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

Психологическую основу познавательного интереса составляют следующие процессы:

  • интеллектуальные процессы, связанные с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые называют «ядром познавательного процесса», направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач. Познание невозможно без активной мысли, поэтому процессы мышления являются значимыми для развития интереса;
  • эмоциональные процессы, характеризуемые положительным отношением к объекту и наиболее ярко проявляющиеся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление отзывчивости, эмпатии, положительных эмоций от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);
  • волевые (регулятивные) процессы. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей – все это регулирует и развивает познавательный интерес. В исследованиях многих учёных доказано, что познавательный интерес является стимулом для развития волевых качеств личности;
  • творческие процессы выражены в самостоятельном переносе  ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Под влиянием познавательного интереса активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей и другое.

Таким образом, мысли, эмоции, воля и творчество – в совокупности составляют основу познавательного интереса. Наличие всего многообразия процессов, включенных в познавательный интерес, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития.

Условия развития познавательного интереса

Ребёнок растёт, и он начинает активно познавать мир и самого себя, задавая бесконечные вопросы. Игра для ребёнка - это любимый вид деятельности. В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается. Игра – основной вид деятельности ребенка-дошкольника, где раскрытие и коррекция возможности ребенка осуществляется в занимательной форме. Игры и упражнения развивают у ребенка внимание к свойствам и отношению предметов, целостное восприятие этих качеств, предметов, умения учитывать эти свойства в практических ситуациях.

Для развития познавательного интереса можно использовать следующие виды игр: дидактические, упражнения, игры-задачи, игры-сказки, игры-забавы, игры с ролью, игры-соревнования, деловая игра, развлечения.

Игры дают детям естественные упражнения для развития ума, чувств и воли, наряду с укреплением физических сил, содействуют жизнедеятельности всего организма, вырабатывают склонность, вкусы, культивируют эмоции, дисциплинируют, развивают самостоятельность Игра – это «серьезная школа для развивающегося мышления детей». Игра тесно взаимодействует с процессом обучения. Содержание игр должно быть направлено на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни, а также на осуществление задач интеллектуального развития: на формирование способов умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей детей. Кроме того, игровая деятельность детей создает благоприятный эмоциональный фон для любой деятельности.

            Дидактические игры должны быть подобраны и представлены с постепенно усложняющейся системой, которая учитывает опыт ребенка. Через обучающую задачу, поставленную в игровой форме, ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок как бы не замечает, что он учится. Важно при обучении применение системы поощрений «самостоятельность мышления, умение переносить приемы на другие виды деятельности и др.». Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы. Проблемные дети сначала учатся действовать по подражанию, затем по образцу и в конечном результате, по словесной инструкции.

             Методы и приемы работы: наглядные, словесные, практические, игровые.

             Среди приемов, активизирующих познавательную деятельность можно выделить: отгадывание загадок, чтение логического рассказа, решение ребусов, логических задач, проблемных вопросов и моделирование проблемных ситуаций, поисковая деятельность, составление задач по аналогии, наблюдение, совместное выполнение задания, комментированное рисование.

       Таким образом, игровая деятельность обеспечивает высокий уровень познавательной активности ребёнка.

      Необходимым и важным условием развития познавательного интереса ребёнка дошкольного возраста является совместная партнёрская деятельность взрослого и ребенка "Метод проектов".   Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Малый жизненный опыт, недостаточно развитая самостоятельность требует значительной помощи со стороны взрослого в организации совместных дел. При организации совместных дел взрослый и ребёнок вместе обсуждают различные дела, намечают планы, распределяют обязанности. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Зачем нужны проекты?

-помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

- способствуют развитию творческих способностей

- способствуют умению наблюдать;

- способствуют умению слушать;

- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

- способствуют развитию мышления;

- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

- развивают воображение;

- развивают внимание, память, речь.

Опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность, создает привычку самостоятельно искать пути их решения. Обучение при этом становится осмысленно-актуальным и необходимым самому ребёнку «здесь и сейчас», доброжелательная атмосфера, создание ситуации успеха каждому участнику; совместная деятельность содержит что-то новое, включает посильные и конкретные задачи, решение которых требует активной работы мысли, умения сочетать имеющийся запас накопленного опыта с непосредственными чувственными представлениями о наблюдаемом предмете или явлении окружающей жизни.

Одним из важных условий развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста является развитие рефлексивных способностей, т.е. способность осмысливать и оценивать свои собственные действия. Рефлексивные способности возникают и формируются в процессе коммуникации при организации совместной деятельности.

Дети анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их деятельности (что планировали, что получили). Дети рассказывают об этапах своей деятельности, делают анализ и оценку своей работы, выслушивают мнение о ней педагога и сверстников. Оценивая свою работу, ребенок учится видеть мир глазами другого, овладевает умением соизмерять себя и свои возможности. Главный вопрос, возникающий в процессе рефлексии - Получилось ли то, что задумал? Почему не получилось? Где допустил ошибку? Чему я должен ещё научиться?

               

Таким образом, у детей появляется потребность в получении новых знаний, развивается и поддерживается познавательный интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

""Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой".

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматри...

Логические блоки Дьенеша, как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Опыт работы по использованию логических блоков Дьенеша в развитии познавтельного интереса у детей дошкольного возраста...

Наблюдение за сезонными изменениями как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Сущность понятия наблюдение, позновательный интерес, особенности детей дошкольноговозраста,занятия для  ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе....

«Наблюдения за сезонными изменениями как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста" экология

Сущность понятия наблюдения, позновательный интерес, особености детей дошкольного возраста....

«Наблюдения за сезонными изменениями как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста" экология

Сущность понятия наблюдения, позновательный интерес, особености детей дошкольного возраста....

«Наблюдения за сезонными изменениями как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста" экология

Сущность понятия наблюдения, позновательный интерес, особености детей дошкольного возраста....