"Руминация- зацикливание на негативных мыслях и аутизм"
консультация по коррекционной педагогике
Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой, враждебностью, приступом злости или агрессии, когда пытались поддержать человека в спектре аутизма? У вас возникало ощущение, что этот случай возник «на ровном месте»? Возможное объяснение в том, что вы просто не заметили фактор, который спровоцировал вспышку, либо причина в том, что «копилось» длительное время. В последнем случае это «что-то» могло быть руминацией. Как такое явление как психологическая руминация может повлиять на поведение детей и взрослых с аутизмом, и как можно с этим бороться
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.89 КБ |
Предварительный просмотр:
"Руминация- зацикливание на негативных мыслях и аутизм"
Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой, враждебностью, приступом злости или агрессии, когда пытались поддержать человека в спектре аутизма? У вас возникало ощущение, что этот случай возник «на ровном месте»? Возможное объяснение в том, что вы просто не заметили фактор, который спровоцировал вспышку, либо причина в том, что «копилось» длительное время. В последнем случае это «что-то» могло быть руминацией. Как такое явление как психологическая руминация может повлиять на поведение детей и взрослых с аутизмом, и как можно с этим бороться
Что такое психологическая руминация?
Руминация в психологии — это когнитивно-эмоциональный процесс, который связан с тенденцией снова и снова думать о негативном опыте или снова и снова вспоминать прошлые события, вызывающие негативные эмоции (Sukhodolsky et al. 2001).
Другими словами, руминация — это дезадаптивная форма обработки эмоций, которая приводит к повторяющимся и пассивным мыслям, сосредоточенным на источнике стресса, в том числе прошлых ошибках, сожалениях и недостатках (Nolen-Hoeksema 1991; Nolen- Hoeksema et al. 2008).
Руминация может подавлять более адаптивные стратегии для эмоциональной саморегуляции, например, переоценку (способность посмотреть на событие снова, но уже с другой точки зрения) и решение проблем. Причина в том, что руминация вызывает продолжительный и сильный эмоциональный стресс.
Руминация на негативных мыслях может «истощить» ресурсы для эмоциональной саморегуляции, что приводит к ухудшению способности контролировать свое поведение (Kashdan et al., 2009). Также руминация связана с социальной тревожностью, которая, в свою очередь, может перейти в агрессию.
Руминация связана с тяжестью симптомов аутизма. Она также связана с более низким функционированием в повседневной жизни, симптомами депрессии и нарушениями эмоциональной и поведенческой регуляции в целом (Patel et al. 2017). Руминация также может играть важную роль в появлении проблемного поведения (повышенная раздражительность, агрессия, причинение себе вреда).
Руминация и повторяющееся поведение
Повторяющиеся мысли и воспоминания о негативном опыте могут привести к тому, что человек «застревает» на них. Такая фиксация может быть связана к повторяющимся поведением при аутизме в целом. Повторяющиеся мысли могут быть связаны с попытками человека справиться со стрессом и переработать информацию, но он не может переключить внимание и перестать думать об определенных вещах, а впоследствии не может контролировать внешнее поведение.
Какую форму могут принимать повторяющиеся мысли:
— Повторяющееся беспокойство о том, что произойдет что-то плохое, потому что это случалось в прошлом.
— Не снижающийся уровень злости или страха из-за прошлого события.
— Человек задает один и тот же вопрос снова и снова, несмотря на то, что ему каждый раз дают один и тот же исчерпывающий ответ.
— Проговаривание (вслух или про себя) фраз из прошлых разговоров и ситуаций, которое повторяется снова и снова (так называемая «мысленная петля»).
— Повторение какого-то действия, связанного с прошлой стрессовой ситуаций, снова и снова.
— Человек снова и снова говорит о чем-то, что случилось очень давно.
— Человек начал давать один и тот же ответ на самые разные вопросы, даже если это совершенно бессмысленно.
Руминация и проблемы психического здоровья
Расстройства аутистического спектра (РАС) часто связаны с различными сопутствующими заболеваниями, особенно проблемами психического здоровья. Многие расстройства психического здоровья могут быть приводить к руминации, но и сама руминация может усиливать симптомы различных расстройств. Вот несколько примеров того, как склонность к руминации связана с психическими расстройствами:
Депрессия: Во время депрессии люди часто начинают застревать на негативным мыслях и самообвинениях. Например, они могут зацикливаться на идее о том, что они недостойны ничего хорошего или обречены на неудачу.
Тревожные расстройства: Люди с тревожными расстройствами могут застревать на мыслях, связанных с конкретными страхами, например, о том, что с их семьей случится что-то плохое. Или же их руминация может носить более общий характер, когда они постоянно мысленно перебирают все, что может пойти не так.
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР): Люди с ОКР могут страдать от навязчивых мыслей о плохих событиях, которые потенциально могут произойти. Чтобы облегчить эти мысли, они практикуют различные ритуалы, например, проверяют дверные замки, убираются или пересчитывают предметы.
Специфические фобии: Люди со специфическими фобиями могут застревать на своем страхе, особенно при контакте с источником фобии. Например, человек с фобией пауков может быть неспособен думать ни о чем, кроме своего страха, если он находится в помещении, где он видел паука.
Шизофрения: У людей с шизофренией может быть руминация на необычных и странных мыслях или страхах, или им сложно сосредоточиться на чем-то помимо «голосов» и других галлюцинаций. Исследование 2014 года показало, что депрессия чаще всего встречается у тех людей с шизофренией, у которых есть руминация на тему социальных предрассудков в отношении их заболевания.
Руминация, нарушения эмоциональной регуляции и симптомы аутизма
В одном недавнем исследовании ученые изучали связь между руминацией и таким симптомом аутизма как повторяющееся и ограниченное поведение, а также ее связь с общими нарушениями эмоциональной регуляции при аутизме. Они обнаружили, что и повторяющееся поведение при аутизме, и руминация связаны с одними и теми же дефицитами в нейронных сетях, отвечающими за когнитивный контроль.
С этой точки зрения возможно, что руминация — это один из ключевых симптомов аутизма, разновидность повторяющегося и ограниченного поведения (ригидного мышления, стремления к однообразию и повторяющихся действий). Склонность к повторяющимся мыслям может означать, что дети с РАС предрасположены к руминации.
Сложности с эмоциональными реакциями и когнитивным контролем в сочетании с повторяющимся и ограниченным поведением мешают ребенку развить адаптивные стратегии эмоциональной саморегуляции, например, решение проблем. Такие нарушения, в свою очередь, могут повысить для него риск развития сопутствующих психиатрических расстройств.
Это превращается в замкнутый круг, потому что дефициты в когнитивном контроле и такая дезадаптивная стратегия как руминация мешают человеку разрешить проблемную ситуацию и справиться с эмоциями. А сильные негативные эмоции подпитывают руминацию. В свою очередь, руминация значительно повышает риск «взрывного» проблемного поведения.
Как можно преодолеть руминацию?
Уменьшение тревожности. Существует множество стратегий для уменьшения тревожности, и обязательно нужно сформировать собственный набор «инструментов» для борьбы с тревожностью. Например, это могут быть различные техники из когнитивно-поведенческой терапии.
Физические упражнения. Физическая активность — это эффективная стратегия для снижения стресса и поддержания позитивного эмоционального фона.
Длительные прогулки и контакт с природой. Многие исследования указывают на благотворность контакта с природой. Долгие прогулки в парке или лесу способны уменьшить руминацию. Когда мой сын начал отправляться на длительную прогулку в лес раз в неделю, это очень улучшило его настроение в целом.
Переключение внимания на что-то другое. Это может сработать не всегда, но часто можно переключить мысли ребенка с того, что его беспокоит, на что-то другое. Например, в случае моей дочери Джулии — это пара видео с кошками, которые тут же меняют ей настроение. Для многих людей с аутизмом — это разговор о своем специальном интересе или в принципе что-то, что связано с их специальными интересами — это позволяет им быстро «выключить» руминацию.
Медитация или медитативные техники. С возрастом у нашего сына развилась любовь к классической музыке. Каждый понедельник он проводит утром час, медитируя под музыку. Он закрывает глаза и делает глубокие вдохи. Сейчас есть много книг и статей о так называемой осознанной медитации, но учтите, что не все люди с аутизмом могут освоить такие техники. Во многих случаях лучше подойдут техники на основе осознанности, которые адаптированы для людей с аутизмом. Работа над чувством интероцепции. Интероцепция («восьмое чувство») сообщает нам о внутренних ощущениях — голоде, усталости, жажде, жаре, холоде или боли. Она также тесно связана с нашими эмоциями и саморегуляцией. Для того, чтобы справиться с эмоциями, важно понимать, как они ощущаются в нашем теле, и такие навыки потенциально могут уменьшить руминацию.
Будущие исследования руминации
Многие эксперты считают, что необходимы дальнейшие исследования темы руминации при аутизме, чтобы лучше понять, как эта тенденция связана с тревожностью, проблемным поведением и симптомами депрессии. Можно ли направить склонность к застреванию на определенных мыслях в позитивное русло? Например, обучать человека вспоминать радостные события, а не негативные? Мы не можем сбрасывать со счетов и то, что многие события становятся травматичными для детей с аутизмом, и руминация может усиливать связь между психологической травмой и основными симптомами аутизма. Возможно, существуют половые различия в отношении руминации при аутизме. Тут о многом нужно подумать…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/28/picture-614761-1427514534.jpg)
Как избавиться от негативных мыслей
Вы должны уметь контролировать свое сознание и избавляться от негативных мыслей. Техники представленные в этом материале помогут вам в этом....
Аутизм и высокофункциональный аутизм.
Признаки и физиологические отклонения. Поведенческие отклонения. Сложности в социализации....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/01/picture-271464-1372657708.jpg)
2 апреля - Всемирный день распространения информации об аутизме «АУТИЗМ - ДИАГНОЗ, КОТОРОГО НЕТ!»
В 2005 году крупнейшей американской организацией Autism Speaks («Аутизм говорит») была придумана акция «Зажги синим». В знак солидарности с людьми с аутизмом и их семьями, а та...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-951305-1506262040.jpg)
Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.
Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам. Родителя...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/26/picture-206779-1361902675.jpg)
"Аутизм - что это за болезнь. Рекомендации родителям ребенка, страдающего аутизмом."
Аутизм - что это за болезнь? Трудно оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как ребенок бо...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/10/picture-833737-1665429895.jpg)
Консультация для родителей "Что такое аутизм?" ко всемирному дню распространения информации об аутизме.
Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его ...
Как помочь ребенку перебороть негативные мысли
Советы родителям, которые помогут избавить детей от тревожных, пессимистичных размышлений...