«Формирование у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыков эффективной коммуникации дома»
консультация по коррекционной педагогике

Милюкова Екатерина Сергеевна

«Формирование у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыков эффективной коммуникации дома»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыков эффективной коммуникации дома»

Коммуникация – процесс передачи информации кому-либо и способы ощения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию. Цель коммуникации – обеспечить понимание полученной и передаваемой информации. Это – умение общаться, быстро и чётко устанавливать контакты с людьми. Эффективная коммуникация включает:

- знание речевых норм использования языка;

- речевые умения и навыки;

-собственно-коммуникативные умения: выбор языковой нормы, соответственно ситуации; навыки речевого общения с учётом того, с кем, когда и с какой целью мы говорим.

Практические рекомендации по формированию речевых умений и навыков.

Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. С процессом развития речи у детей связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое. Если отстаёт развитие речи – отстаёт развитие мышления.

Ребенок учится языку у взрослых.

Самое благоприятное время для развития речи – это возраст до 7 лет. В этот период дети хорошо усваивают родной язык, подражают речи окружающих.

Если родители мало уделяют внимания развитию речи с детьми, к школьному возрасту у ребенка появляются проблемы с речью. Ребенок не умеет строить предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена неправильно произносимыми словами и выражениями. Ребенок не умеет поставить правильно вопрос и дать полный развернутый ответ, построить диалог, придумать рассказ и т.д.

В том возрасте, в котором находятся ваши дети сейчас, ребёнок должен уметь использовать простые распространенные предложения, употреблять предложения объемом до 10 слов. Осознают смысл обращенной речи; есть устойчивость внимания к речи окружающих; способны выслушивать ответы, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; слышат, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей и своей; понимают изменения слов с помощью приставок, предлогов, понимают оттенки значений похожих по звучанию слов.

Словарный запас увеличивается до 3000 слов.

Как развивать речь ребенка в семье

В разговорах с ребёнком не отвечать сразу же на вопрос ребенка к Вам, а сначала предложить ему самому подумать и ответить на свой вопрос, порассуждать или пофантазировать вместе с Вами.

Зачем это нужно: таким образом по ходу обычной жизни мы развиваем связную речь,  учим их понятно для собеседника выражать свои собственные мысли, развиваем умение рассуждать и доказывать свое мнение.

Таких ситуаций очень много в обычном общении, и нужно их просто использовать для того, чтобы развивать речь ребёнка. Если ему трудно выразить свою мысль, подскажите ему начало фраз, а он их продолжит: «Я думаю, что…», «Наверное, они …», «Может быть…»! и другие.

Используйте обычное общение  дома, в дороге, на прогулке для речевых игр и разговоров с детьми, игр с ними. Вы будете развивать речь ребенка по ходу обычных дел семьи. По дороге из школы, при приготовлении обеда

Чем отличаются морковь от свёклы, табурет от стула

В чём разница между кошкой и собакой

Чем отличается зима от лета  – полным развёрнутым высказыванием.

Если Вы хотите, чтобы речь ребёнка была выразительной, понятной, логичной, то такой должна быть и ваша речь. Ребёнок использует в речи те слова, которые слышитот окружающих, в т.ч. и от вас. Если он слышит брань, то и сам легко научается ругаться.

Комментируйте ребенку, что и как Вы делаете, что Вы видите, начиная с первых дней его жизни. Называйте предметы, детали, свойства и качества, действия, признаки.

Зачем это нужно? Комментируя действия, Вы обогащаете словарный запас ребенка, его представления об окружающем миру, учите его вслушиваться  в речь.

Можно включать комментирование того, что Вы видите на прогулке, что Вы делаете. Например, готовите еду вместе с ребёнком и проговариваете, что режете, чистите, крошите..

 Игры на развитие звуковой культуры речи

В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.

Игра “Строим дорожку”

Цель – развитие фонематического слуха.

даётся задание придумать любое слово. Затем следующий игрок должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не надоест.

Игра “Поймай слог”

Цель – развитие слухового внимания и его быстроты.

Предлагаете детям слог, а они должны “превратить” его в слово.

Например: па – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.

Игры на формирование грамматического строя речи

Игровое упражнение “Чьё всё это?”

Детям говорится название животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

- Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.

- Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.

- Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.

- Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

- Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

Игры на обогащение словарного запаса

В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово.

Игра “Наоборот”

- Нам с тобой пришёл черёд

- Сыграть в игру “Наоборот”.

- Скажу я слово “высоко”, а ты ответишь … (“низко”).

- Скажу я слово “далеко”, а ты ответишь … (“близко”).

- Скажу я слово “потолок”, а ты ответишь (“пол”).

- Скажу я слово “потерял”, а скажешь ты (“нашёл”)!

- Скажу тебе я слово “трус”, ответишь ты … (“храбрец”).

- Теперь “начало” я скажу – ну, отвечай, … (“конец”).


 

- Сахар сладкий, а лимон … .

- Луна видна ночью, а солнце … .

- Огонь горячий, а лёд … .

- Река широкая, а ручей … .

- Камень тяжёлый, а пух … .

Игра “Какой предмет?”

Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.

Содержание игры заключается в следующем: называете предмет и задаёт вопрос: “Какой?” Затем участники игры по-очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

Яблоко – красное, сочное, сладкое, твёрдое, крупное, недозрелое….

Что бывает?

К слову–признаку подбирается как можно больше слов – предметов.

- Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

- Красное – платье, яблоко, знамя,

Развитие связной речи

Работа по развитию связной речи связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи. Это обучение рассказыванию.

Игровое упражнение “Если бы…”

Предлагаете ребёнку пофантазировать, т.е. составить рассказ на такие темы, как:

- “Если бы я был волшебником, то …”

- “Если бы я стал невидимым…”

- “Если весна не наступит никогда…”

Ещё вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книгах.

— Ткет ткач ткани на платье Тане.

— Три сороки-тараторки тараторили на горке.

— Орел на горе, перо на орле.

— Наш Полкан попал в капкан.

Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями.

Подобные задания помогут развить речь, воображение, избавиться от скованности.

Весна пришла. Весна пришла? Весна пришла! С сомнением,

Можно поиграть с ребенком в следующие игры:

«Один – много»: взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки);

«Назови ласково»: взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка);

Для развития речи ребенка необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на его вопросы.

Хорошо развитая речь – это залог развитого мышления человека и успешной адаптации в любой жизненной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок коммуникации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через игровую деятельность в рамках коррекционно-воспитательной работы, в соответствии с ФГОС в ДОО (2019)

Формирование предпосылок коммуникации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через игровую деятельность в рамках коррекционно-воспитательной работы, в соответствии с ФГОС в ДОО...

Выступление на семинаре на тему: «Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде через внеурочную деятельность для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках ФГОС»

Актуальной  проблемой современной  жизни  являются дорожно-транспортный травматизм, пожарная безопасность, терроризм, экстремальные ситуации.  Правильное поведение нередко спа...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

В рамках Стандарта создана настоящая Программа, которая закрепила существование специфических подходов к обучению и воспитанию детей раннего и дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллекту...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 4 до 7 лет

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 4 до 7 лет (разновозрастная дошко...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 4 до 7 лет на 2020 - 2021 учебный год

Адаптированная образовательная программа дошкольного образованиядля детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 4 до 7 летна 2020 - 2021 учебный год   (...

«Профориентация детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как нормализующий фактор жизнедеятельности в социуме»

В решении этой проблемы существенную роль может сыграть система мероприятий по профессиональной ориентации, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу професси...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) И ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями (далее - Программа) МБОУ «Прогимназия «Эврика» (далее ...