Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции у дошкольников
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Маркова Ольга Анатольевна

В дошкольном возрасте самоконтроль является
ключевой линией развития личности.К тому же способность контролировать себя входит
 в перечень требований, определяющих готовность
 ребёнка к школе. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции у дошкольников.

Слайд 2

Самоконтроль включает в себя способность к саморегуляции - способность регулировать свои эмоции, поведение и мысли, принимать осознанные решения и реализовывать их . Развитие самоконтроля начинается с первого года жизни и продолжается вплоть до 20–25 лет В дошкольном возрасте самоконтроль является ключевой линией развития личности . К тому же способность контролировать себя входит в перечень требований, определяющих готовность ребёнка к школе.

Слайд 3

Этапы развития головного мозга возраст Этапы развития головного мозга функции Зачатие-15 мес. Стволовые структуры Основная потребность-выживание- питание, укрытие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения- основа для саморегуляции , спокойствия. 15 мес.- 4,5 г. Лимбическая система Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками 4,5-7 лет Правое (образное) полушарие Обработка в мозге целостной картины мира на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления 7-9 лет Левое полушарие (логическое) Детальная, линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения, письма, счета, рисования, танцевальных, восприятия музыки, моторики. 8 лет Лобная доля Совершенствование мелкой моторики, внутренней речи, контроля социального поведения. Развитие координации движений глаз: слежение, фокус.

Слайд 4

I блок регуляции тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации) «Я хочу!» ( от зачатия до 1,5 лет) II блок приема, переработки и хранения информации ( операциональный ) «Я могу!» I II блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации) « Я должен!» Три функциональных блока мозга по А.Р. Лурия

Слайд 5

III БЛОК МОЗГА- управляющий блок «Я должен » Начинает свое развитие с 4 лет. Функции : 1.Программирование, управление и контроль за протеканием психической деятельности: Постановка и достижение целей Контроль за выполнением Самоконтроль за своим поведением и эмоциями Сознательность , ответственность 2.Интеллектуальное развитие

Слайд 6

Контроль импульсов Наличие самоконтроля у ребёнка предполагает: Умение ждать Умение сравнивать Выстраивать алгоритм П редвосхищение Регуляция действий

Слайд 7

От чего зависит развитие самоконтроля Самостоятельность контроль

Слайд 8

Признаки недостаточной сформированности самоконтроля Безразличие О твлекаемость Упрощение программы Логика Письмо Речь

Слайд 9

Виды деятельности и направления для формирования самоконтроля нормы Правила Режим Ритуалы

Слайд 10

Игровая деятельность как способ формирования самоконтроля

Слайд 11

«Найди ошибку» -ребенку дается заранее неправильная ситуация , которую он должен исправить (нелепицы, перевертыши ) Упражнения на формирование причинно-следственных связей ( пересказы, рассказы по серии картинок, составление сказок… )

Слайд 12

Настольно-печатные игры

Слайд 14

Музыкально-ритмические игры:

Слайд 15

Нейропсихологические игры

Слайд 16

Игры и упражнения на развитие внимания Игра «Сделай так же». Предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки Нарисуй фигурку по точкам в соответствии с образцом: Найди закономерность и нарисуй следующий или пропущенный предмет: Корректурная проба. Продолжи ряд, не нарушая закономерности .

Слайд 17

Показатели сформированости самоконтроля у дошкольников -Умение перед началом работы спланировать ее . - умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности; - умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля; - умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением. - умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

Слайд 18

Систематическая работа Потребность в самоконтроле Задания требующие проверки Способы поверки решенной задачи Преднамеренные ошибки педагога Оценить свою работу самостоятельно Оценить работу товарища

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

2 слайд

 Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или уже совершенных ошибок. С помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе, труде, в поведении. Умение осуществлять самоконтроль — это необходимое условие успешности обучения и благополучных взаимоотношений с окружающими.

Любая психическая функция (и поведение в целом) реализуется благодаря функциональному воздействию различных зон мозга, т.е. любая функция реализуется через связь факторов , но эта связь может динамически меняться, переструктурироваться, что создает возможности для компенсации функции в целом при нарушении отдельных факторов.

  • Можно активировать , создать новую нейронную связь.

3 слайд

этапы развития головного мозга

Обращаю внимание на лобные доли, активное их формирование  начинается примерно в возрасте 7 лет, однако развитие функций данного блока полезно начать в старшем дошкольном возрасте.

4слайд

Хочу напомнить нам 3 блока по Лурия

5 слайд

3 блок Среди всех функций , обращаю ваше внимание на немаловажную функцию самоконтроля, о ней мы сегодня поговорим подробнее.

6 слайд

 Наличие самоконтроля у ребёнка предполагает:

  • контроль импульсов (к примеру, взять фишку в конце задания. Поднять руку когда спрашивают);
  • умение ждать, сдерживая эмоции ( очереди в игре, отвечать когда спрашивают, потом оценки за выполненную работу);
  • умение сравнить свою работу с образцом и делать выводы относительно их соответствия — увидеть ошибку или убедиться в правильности выполнения .
  • навык выстраивания алгоритма своих действий в соответствии с определёнными правилами и способами их выполнения (к примеру, умение одеваться, мыть руки, сделать постройку, );
  • способность предвосхищать возможные трудности в той или иной деятельности за счёт оценки своих возможностей и находить пути их устранения
  • умение регулировать свои действия в соответствии с пониманием, что «надо», «можно», «нельзя» (на занятиях нельзя кричать, надо поднимать руку при ответе, нельзя бегать в групповой комнате).

способность противостоять минутным искушениям является гораздо более ценным приобретением ребёнка, чем высокий уровень интеллекта.

7 слайд

 От чего зависит развитие самоконтроля

Развитие самоконтроля зависит от двух важных аспектов развития личности: самостоятельности и контроля. С рождения жизнь ребёнка, его поведенческие проявления контролируются взрослыми, то есть проявляется контроль внешний. Постепенно ребенок становится более самостоятельным, внешний контроль заменяется внутренним, то есть самоконтролем. Соответственно, развитие способности контролировать себя — процесс длительный, зависящий от характера ребенка, и особенностей(ребенка),а также от особенностей семейного воспитания ,от реакции взрослых на ошибки ребенка. С целью успешного формирования навыков самоконтроля необходимо своевременно предоставлять ребенку возможность действовать самостоятельно, а также целенаправленно обучать его умению себя контролировать, начиная с раннего возраста.

8 слайд

признаки недостаточной сформированности самоконтроля

Первое ,что говорят про таких детей –их совершенно нельзя ничем увлечь, они безразличны ко всякого рода деятельности.

Они пересчитывают всех ворон за окном (полевое поведение) , это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения.

У детей наблюдается тенденция к упрощению любой программы, Они не могут решать смысловых задач, в письме –это пропуски букв и недописывание слов, недоделывание упражнений, у этих детей крайне бедная речь

В дальнейшем у таких детей могут возникнуть затруднения в освоении учебной программы, поэтому лучше всего начинать формирование навыков самоконтроля уже с дошкольного возраста, на этапе подготовки к школе.

9 слайд

 виды деятельности и направления для формирования самоконтроля

Режим дня-укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность.

Ритуалы-вырабатывают полезные привычки, психологический контроль.

Нормы-вырабатывают нравственные качества

Правила-самоконтроль

10 слайд

хочу познакомить вас с ритуалами которые я применяю на своих занятиях

11 слайд

 Многие дети не умеют действовать по образцу и испытывают значительные затруднения в осуществлении самоконтроля. В дальнейшем у таких детей могут возникнуть затруднения в освоении учебной программы, поэтому лучше всего начинать формирование навыков уже с дошкольного возраста, на этапе подготовки к школе. Как и все остальные умения, формирование и развитие самоконтроля у детей –дошкольников легче происходит при помощи различных игровых приемов, «игр с правилами»,т.к. ведущая деятельность у дошкольников –игра.

Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его

12 слайд

 любая игра содержит правила, это уже залог в развитии самоконтроля

Для того ,чтобы ребенок мог видеть ошибки, вся работа начинается с самого элементарного, опираясь на собственный опыт   об окружающем мире. «Найди ошибку» -ребенку дается заранее неправильная ситуация,

которую он должен исправить (нелепицы, перевертыши)

                                   

13 слайд

 В своей работе , я использую

настольно-печатные игры:

-лото, игры с кубиками ,ходилки ,где дети ждут своей очереди хода и контролируют товарища(правильно ли он сделал ход)

14 слайд

 Игры малой подвижности:

-«запрещенное движение»

-«море волнуется раз..»

-« 3.13.30»

-«хлопай-топай»

-«узнай по голосу»

-«водяной»

-«уши ,ноги, лоб»

-«кто ушел?»

-«у оленя дом большой»

-«волшебные палочки»

15 слайд

Музыкально-ритмические игры:

-это хороводные, музыкальные игры которые способствуют более легкому запоминанию стихотворений, развивают интеллектуальные способности ребенка,  помогают координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать.

Выкладывание услышанного ритмического рисунка с помощью предметов, например, кубиков, счётных палочек, геометрических фигур и др.

Воспроизведение ритма по заданному рисунку

Словесные игры:

-«да и нет не говори»

-«подскажи словечко»

-«скажи наоборот»

-«из чего сделано?»

-«кто кем был?»

-«один-много»

-«подбери словечко»

-«лови да бросай –цвета называй»

-«чья голова,хвост?»

16 слайд

 Нейропсихологические игры:

-Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

17 слайд

игры и упражнения на развитие внимания и мышления

18 слайд

 Разнообразные задания, где ребенку предлагается

придумать, спланировать дело для друга, взрослого…

При этом он должен объяснить , показать

последовательность действий и цель другим так,

чтобы они его поняли. А далее проконтролировать

 процесс выполнения задания, так же оценить результат, назвав допущенные ошибки и объяснив, как их можно было

исправить.

Произвольная регуляция строиться всегда на основе

речевого опосредования (т.е. программу действий важно проговаривать)

19 слайд

 Можно выделить следующие показатели сформированости самоконтроля у дошкольников:

  • - умение перед началом работы спланировать ее;
  • - умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;
  • - умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;
  • - умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением.
  • - умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

20 слайд

 подводя итог . Развитие самоконтроля — процесс длительный. Однако к старшему дошкольному возрасту происходит формирование основных его направлений, имеющих ключевое значение для определения готовности ребёнка к школе.

Нужна систематическая работа в этом направлении:

1. Надо создать потребность в самоконтроле. Дети должны чаще встречаться с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность полученного ответа.

2.Изредка целесообразно предлагать обучающимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.

3.Надо сообщать детям способ проверки решенной задачи. Разъяснять, что проверять надо не только окончательный ответ, но и промежуточные результаты.

4.Иногда педагог преднамеренно допускает ошибки на доске.

5.Полезно иногда детям предлагать самим оценить свою работу. Это повышает ответственность ребенка за ее выполнение и способствует воспитания умения и привычки самоконтроля.

6.Полезно иногда предлагать обучающимся проверить и оценить работу товарища.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция звукопроизношения. Развитие навыка самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников.

Данный материал будет интересен и родителям и педагогам. Автоматизация - самый трудный и длительный этап. Порой проходят месяцы упорных занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильно...

Консультация для родителей и воспитателей «Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей и воспитателей«Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста»...

Информационный буклет "Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста"

Самоконтроль — способность контролировать свои эмоции, мысли, поведение. Самоконтроль основывается на воле — высшей психической функции, определяющей способность человека принимать ос...