Про тревожность у детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике

Котова Марина

Как известно, тревогу и волнения на эмоциональном и мыслительном уровне взрослые передают своим детям.  Какие факторы способствуют развитию тревожности у детей и как справиться с повышенной тревожностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pro_trevozhnost.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Про тревожность у детей дошкольного возраста

Современная эпоха, насыщенная социально-экономическими преобразованиями, создала условия для увеличения тревоги и волнений. Как известно, тревогу и волнения на эмоциональном и мыслительном уровне взрослые передают своим детям. Замечено, что наиболее подвержены развитию тревожности единственные дети в семье, которые становятся центром родительских забот и тревог. В семьях, где присутствует эмоциональное напряжение, также создаются условия для развития тревожности у ребенка.

Анализ современной литературы, посвященной проблемам детской тревожности, и опыт консультирования позволяют представить причины развития тревожности у детей следующим образом:

- отсутствие у детей ощущения физической безопасности;

- отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми;

- ребенок, как зеркало, отражает родительские тревоги;

- к ребенку предъявляются завышенные требования;

- авторитарный стиль общения взрослого с ребенком;

- негибкая, догматическая система воспитания;

- неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия;

- противоречия между высокими притязаниями, вызванными захваливанием и реальными возможностями детей.

У детей младшего дошкольного возраста тревожность – явление редкое и, как правило, носит не выраженный характер. Чем старше ребенок, тем конкретнее, реалистичнее его тревоги. Если маленьких детей беспокоят сверхъестественные чудовища, прорывающиеся к ним через порог подсознания, то старших дошкольников уже будет беспокоить ситуация, связанная с насилием, ожиданием, насмешками.

Тревога далеко не всегда выступает в явной форме, поскольку является довольно тягостным состоянием. И как только она возникает, в душе ребенка включается целый набор механизмов, которые «перерабатывают» это состояние во что-то другое, пусть тоже неприятное, но не столь невыносимое. Это может неузнаваемо изменить всю внешнюю и внутреннюю картину тревоги.

Самый простой из психологических механизмов срабатывает практически мгновенно: лучше бояться чего-то, чем неизвестно чего. Так возникают детские страхи. Страх – «первая производная» тревоги. Его преимущество в его определенности, в том, что он всегда оставляет какое-то свободное пространство. Если, например, ребенок боится собак, то может гулять там, где собак нет, и чувствовать себя в безопасности. Ребенок может панически бояться самостоятельного выхода во двор, и в основе этого лежит семейный конфликт, глубоко им переживаемый. Хотя страх по сравнению с тревогой дает несколько большее чувство безопасности, все же и это состояние, жить в котором трудно. Поэтому, как правило, переработка тревожных переживаний на стадии страха не заканчивается. Чем старше дети, тем реже проявления страха, и тем чаще – другие, скрытые формы проявления тревоги.

У некоторых детей эту защитную функцию выполняют определенные ритуальные действия, которые «охраняют» их от возможной опасности. Примером может служить ребенок, старающийся не наступать на стыки бетонных плит и трещины в асфальте. Отрицательная сторона таких ритуалов – некоторая вероятность перерастания подобных действий в неврозы навязчивости.
Однако, необходимо учитывать, что тревожный ребенок просто не нашел другого способа борьбы с тревогой. При всей неадекватности и нелепости таких способов их нужно уважать, не высмеивать, а помогать ребенку другими методами «отреагировать» на свои проблемы, нельзя разрушать «островок безопасности», ничего не давая взамен.

Прибежищем многих детей, их спасением от тревоги является мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его неудовлетворенные потребности. Сама по себе фантазия – замечательное качество, присущее детям, позволяющее человеку выходить за пределы действительности, строить свой внутренний мир, не скованный условными рамками, творчески подходить к решению различных вопросов. Однако, фантазия не должна быть полностью оторвана от реальности, между ними должна быть постоянная взаимосвязь.

Фантазии тревожных детей, как правило, лишены этого свойства. Мечта не продолжает жизнь, а, скорее, противопоставляет себя ей. Если в жизни ребенок не общительный, у него мало друзей, то в мечтах он является лидером детской компании и совершает героические поступки, вызывающие у всех восхищение. То, что такие дети на самом деле могли бы достичь предмета своих мечтаний, их, как ни странно, не интересует, даже если это стоит незначительных усилий. Реальные их достоинства и победы ждет та же участь. Они, вообще, стараются не думать о том, что есть на самом деле, поскольку все реальное для них наполнено тревогой. Собственно говоря, реальное и фантазийное у них меняется местами: они живут именно в сфере своей мечты, а все, что за пределами этой сферы воспринимается, как тяжелый сон. Однако, такой уход в иллюзорный мир недостаточно надежен – рано или поздно требования большого мира ворвутся в мир ребенка, и нужны будут более эффективные методы защиты от тревоги.

Изучая детский возраст, Эрик Берн пришел к выводу, что есть тревожные дети, которые приходят к простому умозаключению, – чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня. Поэтому агрессивное поведение часто бывает формой сокрытия личной тревожности. Тревожность иногда очень трудно разглядеть за агрессивностью. Самоуверенные, агрессивные, при каждом удобном случае унижающие других, тревожными отнюдь не выглядят. И, тем не менее, нередко в глубине души у таких детей скрывается тревога. А поведение и внешний вид – лишь способы избавления от чувства неуверенности в себе, от сознания своей неспособности жить, как хотелось бы.

Таким образом, тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром. При этом причины формирования высокого уровня тревожности как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и – причем в большей степени – в социальных. Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов вполне возможно создать соответствующие условия, чтобы преодолеть развитие высокого уровня тревожности в детском возрасте.

Игры для детей старшего дошкольного возраста, для снижения уровня тревожности.

Игра «Разрывание бумаги».

Цель: снижение напряжения, дать ребенку возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги.

Материал: любая бумага или газеты.

Не объясняя правил, социальный педагог начинает рвать бумагу, бросая ее в середину комнаты, и предлагает ребенку делать то же самое. Если ребенок не подключается к работе, его нельзя заставлять. Педагог продолжает разрывать бумагу, не обращая внимание на ребенка. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча становится большой, ребенку предлагается поиграть с кусочками. Педагог начинает подбрасывать кусочки вверх, разбрасывает их по комнате. Можно делать кучки и прыгать на них, можно обсыпать ими друг друга. Возможно, ребенок сможет предложить новые варианты использования этих кусочков.

К этому занятию можно подключать родителей ребенка, являющихся источником повышения тревожности у ребенка.

Игра "Смена ритмов"

Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

Игра «Спрятанные проблемы».

Цель: дать возможность тревожному ребенку проявить скрытые свои чувства, снизить тревожность.

Материал: пустая емкость с крышкой (ящик, коробка), фломастеры, бумага.

В крышке проделывается отверстие. Ребенку предлагается нарисовать, что или кто его тревожит и спрятать это в коробку. Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки, можно предложить ему рассказать о проблеме, «положить» рассказ на бумагу, «завернуть» и убрать в коробку («почтовый ящик»).

После занятия можно спросить у ребенка, что он хочет сделать с содержимым коробки. Если он затрудняется с ответом, нужно предложить разные варианты – выбросить, порвать, сжечь, смять и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"

Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"- победитель  Областного конкурса авторских программ по психологии 2007-2008 учебного года в номинации "Детский мир". Основная ...

Консультация "Основные социальные и педагогические причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста "

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональностью.  Задачей педагога - психолога является своевременно распознать ...

Детские тревоги. Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста

Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы. Детский сад посещают де...

"Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"

Консультация для родителей "Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"...

Тревожность у детей дошкольного возраста.

Причины возникновения  и особенности проявления синдрома тревожности у детей дошкольного возраста....

Проблема тревожности у детей дошкольного возраста

Применение разработанной методики по преодолению тревожности в практике работы ДОУ...

Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"

"Программа по снижению уровня тревожности и страхов у дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения"...