Статья на тему "Современные подходы к организации инклюзивного образования"
статья по коррекционной педагогике

Политика интеграции декларирует необходимость изменения общества и его систем, чтобы сделать их благоприятными для интеграции всех остальных (представителей разных рас, религий, культур и инвалидов). Кроме того, предполагается, что такие институциональные изменения будут внесены таким образом, чтобы эта терпимость способствовала интересам всех членов общества, росту их способности жить независимо (в том числе лиц с ограниченными возможностями) и равенству их прав. Интеграция как политика формируется на основе различных методов - концепции «нормализации».

 Мы часто приводим распространенный аргумент о равенстве всех людей. Но, в конце концов, люди не равны с точки зрения здоровья, интеллекта или способностей, и здесь следует говорить не о сказочном равенстве, а о равенстве всех людей перед законом и равных правах инвалидов и здоровых людей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Современные подходы к организации инклюзивного образования»

Политика интеграции декларирует необходимость изменения общества и его систем, чтобы сделать их благоприятными для интеграции всех остальных (представителей разных рас, религий, культур и инвалидов). Кроме того, предполагается, что такие институциональные изменения будут внесены таким образом, чтобы эта терпимость способствовала интересам всех членов общества, росту их способности жить независимо (в том числе лиц с ограниченными возможностями) и равенству их прав. Интеграция как политика формируется на основе различных методов - концепции «нормализации».

 Мы часто приводим распространенный аргумент о равенстве всех людей. Но, в конце концов, люди не равны с точки зрения здоровья, интеллекта или способностей, и здесь следует говорить не о сказочном равенстве, а о равенстве всех людей перед законом и равных правах инвалидов и здоровых людей.

 Зарубежные исследователи говорят об «опыте трансформации», который испытывают учителя, ставшие инклюзивными учителями. Постепенная профессиональная трансформация, в которой участвуют учителя, связана с развитием новых профессиональных навыков, и их отношение к ученикам, которые отличаются от своих сверстников, также изменилось. Опыт показывает, что когда учителя начинают работать с этими детьми, приобретают собственный педагогический опыт и видят первые успехи ребенка и его признание среди сверстников, возникает негативное отношение к терпимости. Школьные психологи должны помочь учителям разобраться в их скрытых убеждениях и ценностях и выяснить, те ли это убеждения и ценности, которые они хотят защитить. Для того чтобы программы инклюзивного образования были устойчивыми, в какой-то момент эти убеждения и ценности должны быть открыто и четко сформулированы.

Инклюзивное образовательное сообщество во многом изменило роль учителей. Липски и Гартнер считают, что учителя могут помочь активизировать потенциал учащихся, сотрудничая с другими учителями в междисциплинарной среде, не проводя искусственного различия между специальными учителями и массовыми учителями.

 Преподаватели проводят различные виды обмена с учениками, чтобы они могли познакомиться с каждым человеком в отдельности. Кроме того, учителя также участвуют в обширных социальных контактах за пределами школы, включая ресурсы социальной поддержки и родителей. Профессиональный статус преподавателя позволяет ему преодолеть свои страхи и тревоги, выйти на совершенно новый уровень профессиональных навыков, понять своих учеников и свою профессию.

 В современной литературе, посвященной образованию инвалидов, термин «инклюзия» начал заменять ранее использовавшееся понятие интеграции, а в некоторых случаях ему в определенной степени противостоят, претендуя на то, чтобы быть более точным выражением изменений в понимании реализации прав инвалидов (и ОВЗ в целом).

Разъяснение международной практики применения этих концепций и актуальность споров вокруг этого зависит не только от того факта, что инклюзивное образование постепенно приобрело фиксированный правовой статус в нашей стране (с принятием Закона города Москвы «Об образовании для лиц с ограниченными возможностями» в 2011 году).

Образовательная среда их «здоровых» сверстников появилась в Западной Европе в 1970-х годах светского века, в результате декларации равенства - главной ценности международного сообщества людей. Почитание прав человека привело к определению специального образования (предоставление образования детям с отклонениями в развитии в специализированных учреждениях) как дискриминационного.

В 1985 году Организация Объединенных Наций объявила «Декларацию о правах лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями и инвалидов». Этот год можно считать рождением новой концепции глобального гуманизма - инклюзивной культуры.

В 2012 году Россия также взяла на себя международные обязательства, ратифицировав Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, поскольку статья 24 Конвенции предусматривает, что страны-участницы обязаны обеспечивать «инклюзивное образование и обучение на протяжении всей жизни на всех уровнях» для инвалидов.

 Основателем концепции культуры и истории является Л. С. Выготский, который намечает продуктивный способ избавиться от противопоставления естественных и социальных принципов в онтологии человека. Эта мысль получила дальнейшее развитие в попытке понять формирование субъектности, развитие символической деятельности и рефлексивность индивидов в процессе всестороннего взаимодействия творческой команды. В такого рода команде были освоены культурные формы, выработан общий язык общения, а также выработаны навыки культурного самовыражения с физическими и психическими особенностями при решении творческих задач. В настоящее время это направление начинает формироваться как культурный метод решения образовательной коррекции и инклюзии детей с ограниченными возможностями.

 Устанавливая федеральные национальные образовательные стандарты, Конституция Российской Федерации поддерживает развитие различных форм образования и самообразования. К ним относятся специальное, инклюзивное и дистанционное образование.

 Учителя, имеющие опыт работы с принципами инклюзивного образования, разработали следующие методы, в том числе: 1) прием учащихся с ограниченными возможностями «как любого другого ребенка в классе»; 2) включение их в одни и те же занятия, хотя они ставят разные задачи; 3) вовлечение учащихся в групповую работу и решение групповых проблем;

 4) Используйте активные формы обучения - манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.

 Группы учеников с ограниченными возможностями чрезвычайно различны. В основном это определяется тем фактом, что в нее входят дети с различными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, явными нарушениями в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах. Конкретные обстоятельства различных типов ОВЗ определяют формулировку различных рекомендаций.

 Например, при организации образовательного процесса в классе, где учатся дети с нарушениями слуха, учителя должны следовать следующим правилам:

1. Тесно сотрудничать с учителями языка жестов и родителями детей;

2. Стимулировать всестороннее взаимодействие между глухими / слабослышащими детьми и их сверстниками и адаптироваться к коллективу детей; 3. Организация рабочих мест учителей: относительно расположения учащихся с нарушениями слуха; в соответствии с требованиями учителей к презентации; использовать визуальные и учебные материалы в устных объяснениях; следите за пониманием детьми (обратной связью) заданий и инструкций до их выполнения;

4. Организовать рабочее пространство учащихся с нарушениями слуха: местоположение; наличие слуховых аппаратов / кохлеарных имплантатов; готовность писать индивидуальные учебные пособия и т.д.;

5. Вовлекать глухих / слабослышащих детей в учебную деятельность в классе, используйте специальные методы, приемы и средства, учитывайте способности учащихся и избегайте чрезмерной защиты, не снижая темп учебной программы;

6. Решать проблему коррекции направления в курсе: стимулировать слуховое внимание; исправлять речевые ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи; расширять словарный запас и объяснять слова и фразы.

Таким образом, неоднородность категорий инвалидов привела к формулированию различных методических рекомендаций. Среди прочего, это нашло отражение в разработке федеральных национальных стандартов специального образования для учащихся с ограниченными возможностями и фактической реализации федеральных национальных образовательных стандартов. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт является неотъемлемой частью общего образовательного стандарта.

 Специфика разработки федеральных национальных стандартов специального образования зависит от того факта, что дети с ограниченными возможностями могут реализовать свой потенциал только в том случае, если они своевременно начнут и правильно организуют обучение и воспитание - учитывая характер их интеллектуального развития, это соответствует не только общим характеристикам нормально развивающихся детей, но и их особым образовательным потребностям.  Эти стандарты основаны на принципах согласия, согласия и взаимных обязательств между отдельными лицами, семьями, обществом и страной. Национальный стандарт специального образования - это нормативный правовой акт Российской Федерации, который установил систему норм и правил. Эти нормы и правила являются обязательными в любом учебном заведении, которое обучает и воспитывает детей с ограниченными возможностями. Основные цели образовательных учреждений, вставших на этот путь. Развивать инклюзивные практики - создавать особые условия для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников. Целью деятельности учителей по внедрению инклюзивных практик является создание наилучших условий для развития положительного потенциала каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.

 Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности решает следующие задачи:

1. Создать условия для разработки образовательных планов для всех учащихся инклюзивных классов: организовать безбарьерную и развивающую предметную среду в классе; создать эмоционально комфортную атмосферу, формировать отношения в духе сотрудничества и учитывать особенности каждого учащегося; формировать у детей позитивную и социально ориентированную образовательную мотивацию; применять современные технологии, методы, приемы и формы организации воспитательной работы, соответствующие способностям и потребностям учащихся; скорректировать содержание учебных материалов и выделить необходимое и адекватное развитие для детей с ограниченными возможностями; скорректировать существующие или разработать необходимые образовательные и обучающие материалы.

 2. Создать условия для адаптации детей с ограниченными возможностями в той же возрастной группе и школьном сообществе: используйте интерактивную форму детской деятельности для организации курсов, внеклассных и внеклассных мероприятий; организуйте внеклассные мероприятия, целью которых является раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, признание его потребности в самовыражении и участие в классной и школьной жизни; используйте методы, образование и внеклассные мероприятия, достаточные для оценки детьми своих образовательных достижений. Товары для образовательных и внеклассных мероприятий.

 3. Привлекать больше ресурсов и поддержки: экспертов по психолого-педагогической поддержке для участия в образовательном процессе проектирования и организации инклюзивных классов; требовать от школьных экспертов и "внешних" социальных партнеров - методических центров и общественных организаций - оказания методической и психолого-педагогической поддержки; организовывать взаимодействие с родителями в духе сотрудничества и совместной ответственности.

4. Повышение профессиональных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Доступная среда и комплексный подход узких специалистов в организации инклюзивного образования в соответствии с ФГОС ДО»

В статье говорится о комплексном подходе в организации инклюзивного образования в ДОУ учителем - логопедом и педагогом - психологом, который также предполагает проведение комплексных занятий в сенсорн...

Статья "Модель организации инклюзивного образования МКДОУ № 9"

В данной статье описывается модель организации инклюзивного образования МКДОУ № 9.Проголосовать за статью можно по ссылке: http://xn--80aqewchv.xn--p1ai/index.php/nominatsii-proektov/nominatsiya-1/48-...

16.10.2020 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 72ч.

16.10.2020 г краткосрочное повышение квалификации. "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 72ч....

31.08.2021 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 108ч.

21.08.2021 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с...

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образовани...