Конспект занятия "Хлеб всему голова"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Видновская СОШ №2» Ленинский городской округ
Московской области
Тема: Хлеб всему голова.
Конспект интегрированной образовательной деятельности
Образовательная область «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Художетсвенно-эстетическое развитие»
в подготовительной группе
С использованием исследовательской, игровой, продуктивной технологий.
Воспитатель: Лисина В.Н
Ульянова А.В
Образовательная область:
- познание, коммуникация, художественное творчество, здоровье.
Вид деятельности:
- непосредственно-образовательная, опытно-исследовательская.
Возрастная группа: старшая.
Тема: « Хлеб всему голова».
Интегрированные цели и задачи:
Образовательные задачи:
- познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
- пополнить знания детей о выращивании и изготовлении хлеба;
- подвести к пониманию того, что хлеб является ежедневным продуктом питания.
Развивающие задачи:
- развивать словарный запас (пословицы, игры, воображение, эстетический вкус;
- развивать познавательную активность детей;
Воспитательные цели:
- воспитывать уважение к труду взрослых.
- воспитывать бережное отношение к хлебу.
Материал: камни, зерно, пшеничные колосья, кофемолка, посуда, влажные салфетки, мука, картинки с изображением профессий (тракторист, комбайнер, шофер, пекарь, продавец ), хлебобулочные изделия (хлеб, булка, бублики, печенье ,сухари ,торт),лукошко с землей, слайды с изображением профессий.
Предварительная работа: заучивание стихов о хлебе; знакомство с профессиями ( хлебороб, комбайнер, шофер, тракторист, пекарь).
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, если отгадаете загадку, то узнаете, о чем сегодня будем говорить.
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед.
Вкусней его на свете нет».
Дети. Хлеб.
Воспитатель. Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?
Дети. Мягкий, пышный, душистый, белый, черный, подгорелый.
Воспитатель. Верно, молодцы! «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. «Хлебом солью» встречали всех гостей. Но мало кто знает, какой нелегкий путь проходит хлеб, чтобы прийти к нам на стол. Мы уже с вами говорили о хлебе: знаем, из чего делают хлеб. Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный. А сегодня мы с вами узнаем еще очень много интересного.
Воспитатель: Ребята, мы с вами отправимся в чудесный магазин « Колос» . Посмотрите , как много хлебобулочных изделий! Назовите их.
Ответы детей: ( хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, ватрушки, торт .)
Воспитатель: Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста. Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он везде и всегда пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью, даже пословицы сложили: « Хлеб – всему голова!», « Худой обед, коли хлеба нет», « Будет хлеб, будет и обед», « Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, то и стол – доска».
Раньше хлеб пекли только ржаной ( черный) . Люди говорили: « Ржаной хлебушко - калачу дедушка».
Ребенок. Каравай
Вот лежит каравай
У меня на столе.
Черный хлеб на столе-
Нет вкусней на земле.
Воспитатель. Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было зерна и хлеб пекли из шелухи, пырея, лебеды и т. д. И такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку (125 г) на весь день. Люди понимали, что хлеб- это их жизнь.
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине.
Ребята, когда я шла к вам вдруг из окна многоэтажного дома выбросили вот этот хлеб (выложить на стол испачканный землёй кусок хлеба). За такой поступок становится очень стыдно. И тот, кто совершил это, обидел очень многих людей, которые трудились, чтобы хлеб к нам на стол пришел. Ребята, а вы бы так смогли поступить?
Дети. Нет.
Воспитатель. А если хлеб стал чёрствым, как его можно использовать?
Дети. Сделать гренки, покормить птиц и животных, приготовить много разных вкусных блюд.
Воспитатель. А кто же занимается выращиванием зерна на полях?
Дети. Хлеборобы.
Ребенок Хлеб
Хлеб ржаной , батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Воспитатель. Ребята, а сейчас я предлагаю вам проследить длинный и очень трудный путь хлеба. В каждом доме любят хлеб, но он сам не растёт. Нужно вложить в него много труда. Сначала люди пашут и удобряют землю, сеют зёрна ржи и пшеницы. Хлебные зерна любят воду и солнце.
Ребенок. Руки человека
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна.
Воспитатель. Чувствуя заботу людей, появляются совсем небольшие молодые всходы, потом вырастает зелёный колосок, который через время становится золотым. Каждый колос наполнен зерном. Появились новые заботы у хлебороба, как бы не сломились колосья и не полегли.
Ребенок. Руки человека
Склонила тяжелую голову рожь.
Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам , моим старым знакомым!
Физминутка.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите вырастить своё пшеничное поле?
Дети. Да, хотим.
Воспитатель. Давайте пройдём к импровизированному полю. И из палочек выложим колосья (дети выкладывают на поле колосья). Все справились, молодцы. А сейчас мы с вами превратимся в настоящие колоски и пошумим на ветру (под музыку дети импровизируют покачивание колосков, воспитатель читает стихотворение.
Отчего ты рожь золотая? –
Ветерок спросил пролетая.
А в ответ колоски шелестят
-Золотые руки растят!
Воспитатель. Молодцы, какое замечательное поле у нас выросло, но только очень жаль, что не настоящее и так быстро колоски не могут расти. Хлеб – дар матушки земли. У меня в руках лукошко, а в лукошке земля. Прикоснитесь ладонями к земле. Какая наша земля?
Дети. Тёплая, плодородная, мягкая, чёрная, влажная, добрая.
Воспитатель. Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая, плодородная земля, из которой корешкам удобно добывать пищу. А что ещё необходимо для хорошего роста растения?
Дети. Вода, солнечный свет, воздух.
Воспитатель вместе с детьми сеют в землю зерна. Ставят на окно.
Воспитатель. И вот созрели колоски. Осенью люди собирают урожай – идёт жатва. От комбайнов зерно везут грузовики на элеваторы, затем на мельницу, на мельнице мелят зерно. И вот уже мука поступает на хлебозавод.
Показ слайдов.
Ребенок. Вот он , хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой.
Вот он , теплый ,золотистый,
Словно солнцем налитой.
И в каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
- На хлебозаводе выпекают много вкусных изделий. Каких?
Дети. Булки, плетёнки, батоны, плюшки, баранки.
Воспитатель. Торты и пирожные красиво украшают. А потом готовую продукцию в хлебный магазин. Вот какой долгий трудный путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? Посмотрим на картинки.
Показ слайдов.
Дети. Руки тракториста, комбайнера, шофера, продавца, мельника.
Воспитатель. Ребята, а вам нравиться играть.
Дети. Да.
Воспитатель. Давайте поиграем с колосьями (образование родственных слов к слову «хлеб»). Я дам колосок тому, кто правильно ответит на вопрос. Вопросы: назови хлеб ласково – хлебушек; крошки из хлеба какие? – хлебные; квас из хлеба, как называется? – хлебный; прибор для резки хлеба –хлеборезка; посуда для хлеба – хлебница; кто выращивает хлеб? - хлебороб, кто печёт хлеб – хлебопёк; назови завод, где выпекают хлеб? - хлебозавод, как называют изделия из теста? - хлебобулочные изделия.
Воспитатель. Молодцы, а теперь мы с вами поэкспериментируем. Ребята, как мы из зерна сделаем муку? (рассуждения детей).
Дети берут одно зерно пшеницы и два камня, кладут зерно на один камень, а другим начинают растирать зерно. До тех пор, пока не получится мука. Таким способом в древние времена люди делали муку .
Сейчас на помощь человеку пришла чудо-техника. Посмотрите, у меня есть кофемолка, давайте засыплем в неё немного зерна и включим. Что произошло? Каким способом удобнее делать муку? (ответы детей).
Воспитатель. А вы знаете пословицы о хлебе?
Дети. Хлеб – всему голова.
Без печки – холодно, без хлеба – голодно.
Снега много – хлеба много.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Если в мае дождь, будет и рожь.
Есть хлеб – будет и песня.
Без хлеба - нет обеда.
Хлеб батюшка, вода матушка.
Хлеб – достаток и богатство.
Воспитатель. А как нужно обращаться с хлебом?
Дети:
- обращаться нужно бережно, не выкидывать хлеб, брать столько, сколько можешь съесть; не крошить хлеб за столом;
- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что, оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье;
хранить хлеб, надо отдельно от других продуктов питания;
- его нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно падал на пол, его поднимали и просили прощение за это;
- хлеб – главное богатство нашей страны и его надо беречь.
Воспитатель. Вот и убедились вы в том, что путь хлеба очень труден, что хлеб является основным продуктом питания.
Воспитатель. Так какой путь проделал хлеб от поля до нашего стола?
Дети. Длинный, трудный.
Воспитатель. С чего начинал свой путь хлеб?
Дети. С зерна. Его посеяли, оно взошло, созрело, его скосили комбайнеры. Затем зерно смололи в муку, а из муки испекли хлеб.
Воспитатель. Верно, молодцы! И в заключении послушайте притчу «золотой самородок». Однажды добрый молодец нашёл золотой самородок. Обрадовался. Поднял и понёс к ювелиру, спросил:
- Сколько стоит мой самородок?
- 1000 рублей ответил ювелир. Не поверил молодец, пошёл к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5000 рублей. Третий же ювелир сказал:
- Стоит твоя находка 10000 рублей.
Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.
- Я знаю, что нет ничего дороже золота на земле, - сказал он седобородому старику, - но не могу я установить истинную цену самородку.
Взял в руки золото мудрец: «Твоя находка добрый человек стоит целого состояния. Но не гордись, ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть - отдашь самородок за кусок хлеба.
Ребята, какой вывод вы можете сделать?
Дети. Дороже всего на свете хлеб.
Воспитатель. Правильно. Мы закончили трудиться и пора всем веселиться! (в заключении водим хоровод- каравай).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Хлеб всему голова"
Расширять представление о труде хлеборобов.Познакомить детей с процессом выращивания хлеба. Закреплять знания послов...
Конспект «Хлеб - всему голова».
Конспект...
Конспект (Хлеб всему голова)
Конспект (Хлеб всему голова) по Кубановедению...
Конспект "Хлеб-всему голова"
Его величество ХЛЕБ...
конспект "Хлеб всему голова"
формирование нравственных ценностных ориентаций...
Конспект "Хлеб всему голова"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по Ознакомлению с окружающим для детей 5-6 лет....
Конспект "Хлеб всему голова"
Конспект "Хлеб всему голова"...