Нужно ли учить стихи с особенным ребенком, и какую пользу ему это принесет?
консультация по коррекционной педагогике

Калугина Ольга Сергеевна

Нужно ли учить стихи с особенным ребенком, и какую пользу ему это принесет?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihi_i_osobennyy_rebenok.docx175.41 КБ

Предварительный просмотр:

Нужно ли учить стихи с особенным ребенком, и какую пользу ему это принесет?

Нужно ли учить стихи с особенным ребенком, и какую пользу ему это принесет?

Все мы с вами знаем - и родители, и педагоги, что заучивание стихотворений ребёнком, особенно в дошкольном возрасте, благотворно влияет на развитие памяти. Пошёл ребёнок в детский сад - на любой праздник или утренник воспитатели будут учить с ним стихи или песни, в школе - то же самое, но только от того, как ребёнок выучит стихотворение, скорее всего, будет зависеть еще и его оценка. Всё вышесказанное, безусловно, относится к норме развития.

А особенному ребёнку, спросите вы, неужели не нужно учить стихи? Разве это не принесёт пользу для его развития?

Учить нужно обязательно, и польза от таких занятий будет даже больше, чем для обычного ребёнка и больше, чем вы сейчас можете себе представить.

Конечно, такому ребёнку запомнить и воспроизвести стихотворение или песню гораздо сложнее, чем обычному, в силу целого ряда нарушений: внимания, памяти, речи, функций планирования и контроля своей деятельности. Но от того, насколько правильно поведёте себя вы, как педагог или родитель, какие методы и приёмы используете - и будет зависеть конечный результат (о методах и приемах я расскажу в следующей статье). Если при работе с ребёнком с нормой развития, результат будет зависеть в большей степени от него самого, то при работе с особенным ребёнком, результат зависит в первую очередь от вас - от вашего терпения, доброжелательности, и правильного подхода.

Для ребёнка с особенностями развития, запоминание стихов играет важную роль и выполняет сразу несколько задач:

Развитие памяти. У ребёнка с ЗПР, ЗПРР, умственной отсталостью или аутизмом, как правило, нарушено запоминание и последующее припоминание (воспроизведение) информации. Больше всего нарушена словесно-логическая память. Такие дети, чаще всего, запоминают информацию механически, без понимания и осмысления. Но может быть также серьёзно затруднена и механическая память. Правильное, осмысленное заучивание стихотворений развивает как механическую, так и словесно-логическую память.

Ещё не следует забывать о слухоречевой памяти - это возможность запоминать и воспроизводить длинный словесный ряд. Развивается такой вид памяти не только стихотворениями, но и выполнением различных инструкций, сложность (длина) которых постепенно увеличивается. Некоторые упражнения на развитие слухоречевой памяти я показывала в своих видео.

Помимо этого есть такие понятия, как кратковременная и долговременная память, которые также прекрасно развиваются с помощью этого метода. Кратковременная память - это воспроизведение сразу после прочтения, долговременная - отложенное воспроизведение (например, через несколько дней).

Расширение кругозора и словарного запаса. В стихотворениях могут встречаться такие слова, которые мы практически не используем в повседневной жизни. Также могут встречаться обыденные, но непонятные для ребёнка слова. В стихотворениях может сообщаться о каких-то явлениях, сообщаться новые и неизвестные для ребёнка сведения. Таким образом, работа со стихотворением обогащает словарный запас ребенка (хотя бы пассивный, т.е. - для понимания), знакомит с окружающим его природным и социальным миром.

Развитие функций программирования и контроля. Ребёнок с особенностями развития может не сразу включаться в задание, легко отвлекаться на посторонние раздражители, часто не доводить начатое дело до конца и не сверять результат своего действия с образцом (нарушена функция контроля).

Любая целенаправленная психическая деятельность включает в себя:

- постановку цели (что я хочу получить в результате),

- мотив (зачем мне это нужно),

- программу действий по достижению цели (что нужно сделать, этапы),

- выбор средств (как и с помощью чего это сделать),

- контроль за достижением цели (правильно ли я выполняю программу действий),

- коррекцию полученных результатов в соответствии с первоначальной целью или образцом (добился ли я того, чего хотел), если это необходимо.

Заучивание стихотворений помогает развивать все эти функции, планировать свою деятельность, развивает усидчивость и целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, осуществлять самоконтроль и саморегуляцию в процессе деятельности и корректировать результат своих действий в соответствии с образцом.

Развитие чувства ритма. Наша речь и любые наши действия подчиняются определённому ритму и выполняются в определенном, привычном для нас темпе. Если темп и ритм речи нарушается - то речь становится невнятной, смазанной, слишком замедленной или слишком торопливой, запинающейся, спотыкающейся, с неадекватным замедлением или ускорением темпа. Самое распространенное темпо-ритмическое нарушение речи - это заикание (пропевание песен способствует коррекции этого нарушения). Нарушения темпа и ритма также свойственны и движениям, которые часто страдают у детей с подобными речевыми особенностями.

С помощью заучивания и рассказывания/пропевания стихотворений или песен, у ребенка развивается чувство ритма, поскольку в стихотворных строчках ритм - одна из главных особенностей этого жанра. Ритм в стихотворении организовывает речь и движения ребенка, приводит их в систему.

Также, ребенок учится подчинять свою речь определённому темпу и сохранять этот темп на протяжении всего стихотворения. Эти умения являются важными для развития и коррекции устной речи, а также всех движений ребенка.

Из данных умений логично вытекают следующие два, которые также напрямую влияют на разборчивость, четкость и плавность речи:

Развитие дикции. Четкость произношения всех звуков влияет на понимание речи окружающими. В стихотворных строчках легче добиваться правильного произношения, дикции и артикуляции и контролировать это. Если нарушено произношение многих или некоторых звуков, следует начинать с чистоговорок - в них также есть темп, ритм и рифма. Они предназначены для коррекции и автоматизации звуков, для работы над четким, чистым и правильным их произнесением.

Только после того, как ребенок стал произносить звуки правильно - переходите к стихотворениям (чтобы не закрепить в речи неправильное произношение).

Пример чистоговорки

Пример чистоговорки

Развитие речевого дыхания. Правильное речевое дыхание подразумевает короткий, но объемный вдох, и последующий ровный и медленный выдох. Ребёнок должен научиться не брать дыхание в середине слова или фразы, не "захлёбываться", не торопиться как можно скорее произнести фразу по причине нехватки воздуха, не произносить слова или звуки на вдохе - а контролировать силу и продолжительность выдоха, экономить и "растягивать" воздух на длину всей фразы, выдыхать плавно и без толчков. Заучивание стихотворений по строчкам или фразам - наглядно и практически показывает ребёнку границы фразы, формирует понимание о её длительности и учит ребёнка подстраивать, регулировать своё дыхание в соответствии с произносимыми строками. Умение управлять своим дыханием относится к саморегуляции собственной деятельности.

Таким образом, как мы с вами только что убедились, заучивание и рассказывание стихотворений особенным ребёнком решает важные задачи и может серьёзно влиять на его развитие. Работа со стихотворением или песней влияет не только на память ребенка, как может показаться на первый взгляд, но и оказывает коррекционное воздействие на всю психическую сферу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нужно ли учить стихи с детьми?

     Как развивать память наших детей? Как научить их помнить события, названия предметов, вещей, действий? В развитии памяти ребёнка поможет заучивание стихотворных строк. Пусть...

Из опыта работы. Консультация для родителей: «Как учить стихи дома с ребенком»

Вряд ли кто-то из педагогов и родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это отлично развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и формирует культурный ур...

Для чего и как нужно учить стихи с ребенком.

Для чего учить стихи? Для развития памяти, расширения кругозора, формирования общего уровня культуры человека....

"Нужно ли учить стихи"

Часто родители задаются вопросом - надо ли учить с детьми стихи или это бесполезное занятие?  Мой  ответ однозначный - да, надо!...

Как учить стихи с ребенком, если сам ребенок эти стихи учить отказывается.

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно (задали в садике, в музыкальной школе ...

Нужно ли учить стихи с детьми?

Рождается слово. Рождается стих,И я вместе с ними рождаюсь,Полжизни живу среди множества книг,Как с близкими, с ними общаюсь.Поэты, писатели разных вековСо мной постоянно повсюду.Они где-то там &ndash...

Нужно ли учить стихи с детьми.

Нужно ли учить стихи с детьми?   Многие родители, да и педагоги, уверены, что стихи учить необходимо, потому, что заучивание наизусть стихотворных произведений – самый верный способ ра...