ЗРР и ЗПРР – что это и в чем разница? Каковы причины этого и выйдут ли они в норму?
консультация по коррекционной педагогике

Калугина Ольга Сергеевна

ЗРР и ЗПРР – что это и в чем разница? Каковы причины этого и выйдут ли они в норму?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zrr_i_zpr_raznitsa.docx66.46 КБ

Предварительный просмотр:

ЗРР и ЗПРР – что это и в чем разница? Каковы причины этого и выйдут ли они в норму?

Начнём с того, что задержка речевого развития (ЗРР) - это всегда не основное нарушение, а следствие, причина которого может быть разнообразна. Поэтому и работа по преодолению ЗРР должна быть направлена на устранение или максимальную коррекцию причины этого нарушения.

ЗРР и ЗПРР – что это и в чем разница? Каковы причины этого и выйдут ли они в норму?

Какие проявления указывают на то, что у ребёнка задержка речи? И когда можно понять, что развитие речи уже «запаздывает»?

Это можно понять задолго до того, как ребенку официально выставят диагноз ЗРР - ещё в первые месяцы жизни. С двух месяцев ребенок должен гулить, т.е. произносить гласные звуки. Затем появляются такие сочетания звуков, как «агу» и им подобные. Примерно с четырех-пяти месяцев появляется лепет: ребенок многократно повторяет разные слоги «ба-ба-ба», «па-па-па» и др. Таким образом, речевой аппарат ребенка подготавливается, и «настраивается» на появление речи. К году словарный запас ребенка должен составлять 10-15 слов. Слова, произносимые ребенком в этом возрасте, имеют обобщенное значение, и это нормальный период развития, т.е. слово выражает целую мысль, целое предложение и употребляется в разных ситуациях. Например, слово «папа» может означать и «папа пришел», и «папа дай», и «где папа».

Так в какое время уже можно обратить внимание на задержку речи? Как раз со времени появления гуления – с двух месяцев. Если ребенку уже исполнилось и два, и три месяца, - а период гуления у него еще не наступил, то это уже звоночек к тому, что «что-то пошло не так» и нужно обращаться к специалисту. Пусть лучше ваши опасения не подтвердятся, чем вы упустите наиболее благоприятное время для коррекции.

На задержку речевого развития указывают такие проявления, как:

  • Ребёнок до года слабо реагирует на звуки, и практически не издаёт их сам
  • К году не пользуется жестами - не показывает пальчиком, не машет ручкой
  • К полутора годам не имитирует звуки
  • После двух лет не произносит звуки самостоятельно, без подражания
  • У ребёнка очень ограниченное понимание речи, даже простых просьб
  • Ребёнок не может рассказать вам о чем-то, кроме "есть", "пить" и "в туалет"
  • Вы с трудом понимаете, о чем говорит ваш ребёнок

Все эти проявления говорят о том, что у ребёнка - скорее всего задержка речевого развития.

Задержке речевого развития часто сопутствует и задержка психического развития. И если эти два нарушения диагностируют одновременно, то говорят о задержке психо-речевого развития.

Что это означает и в чем разница между задержкой речевого развития и задержкой психоречевого развития?

Разница в том, что при задержке речевого развития у ребенка раннего возраста наблюдается только отсутствие или очень ограниченное использование собственной речи, т.е. ребенок просто мало говорит, либо не говорит вовсе. Такой ребенок понимает обращенную речь, выполняет просьбы родителей, эмоционально реагирует на происходящее.

А при задержке психоречевого развития «запаздывает» не только речь, но и развитие мышления – умственное развитие. Ребенок может не реагировать на речь родителей, не реагировать эмоционально – не улыбаться в ответ.

Задержку психоречевого развития (ЗПРР) ставят в основном после 4-летнего возраста. До этого времени ребенку ставится диагноз ЗРР, т.к. до 4 лет диагностировать у ребенка отставание в психическом развитии очень сложно. Поэтому, если вашему ребенку поставлен диагноз ЗРР, то вам, уважаемые родители, не нужно ждать, что всё пройдет и нормализуется само собой.

Каковы могут быть причины ЗРР и ЗПРР?

  • Патологии внутриутробного развития, родовые травмы, асфиксии (удушье)
  • Органические поражения, повреждения или заболевания головного мозга, а также тяжелые инфекционные или нейроинфекционные заболевания в младенческом возрасте. Например, церебрально-органическая форма ЗПР имеет причиной точечные органические повреждения головного мозга. К повреждениям головного мозга можно отнести гипоксию (недостаток кислорода), кровоизлияния в мозг, ДЦП, внутриутробные инфекции (как из-за вирусов, бактерий, так и из-за паразитов). К нейроинфекциям относятся: менингит, энцефалит, энцефаломиелит и.т.д.
  • Наследственные заболевания, которые приводят к задержке не только речевого, но и умственного развития (напр.фенилкетонурия)
  • Хромосомные заболевания (синдром Дауна)
  • Повышенное внутричерепное давление
  • Соматические заболевания. Тяжело и длительно протекающие соматические заболевания влияют на психическое и речевое развитие ребенка, потому что все ресурсы организма направлены на поддержание сил и борьбу с заболеванием. Так устроена нервная система, что она просто «выключает» и затормаживает те функции, которые в данный момент не являются жизненно необходимыми и растрачивают её ресурсы. Нервная система, при угрозе жизни и здоровью «мобилизуется», выключает с её точки зрения всё ненужное на данный момент, и направляет все силы на поддержание жизни и здоровья.
  • Задержка психического развития. Причины ЗПР могут быть различные, не всегда это именно органические повреждения головного мозга. Сам диагноз ЗПР ставится ребенку не раньше 3-4 лет, но её проявления родители могут увидеть с самого раннего возраста в виде задержки речевого развития.
  • Нарушение слуха, а также заболевания органов слуха. И это также одна из важных причин задержки речевого развития, которую нужно подтвердить или исключить методом ранней диагностики и проверки слуха. Нарушение слуха может быть как врожденным (глухота или тугоухость), так и приобретенным вследствие перенесенных инфекций (отоинфекции).
  • Короткая уздечка языка, патологии развития органов артикуляционного аппарата (анатомические)
  • Недостаточность иннервации речевого аппарата, низкий тонус мышц. Такое нарушение наблюдается у детей с ДЦП, когда язык, небо и гортань расслаблены, и голосо- и звукообразование серьезно затруднено или невозможно. Такое нарушение также наблюдается у детей при дизартрии.
  • Черепно-мозговые травмы, травмы речедвигательного или речеслухового аппарата (особенно травмы височной области). В височной области находится не только центр «говорения», но и центр понимания речи. Таким образом травмы этих областей могут привести не только к задержке речевого развития, но и к моторной (невозможность говорить) и сенсорной (невозможность понимать) алалии.
  • Педагогическая запущенность. Сюда также входит недостаточное общение родителей с ребенком, предоставление ребенка самому себе, неблагоприятная ситуация в семье.
  • В семье говорят на нескольких языках.

Как видите, причин ЗРР может быть много, и установить точную причину могут такие специалисты как: невролог, педиатр, психиатр, психолог и логопед. Лучше, чтобы эти специалисты работали в комплексе. Педагогическую коррекцию (то есть коррекцию без применения лекарственных препаратов) проводят логопед, дефектолог и психолог.

Что будет потом? Выйдет ли ЗРР в норму?

При постановке ребенку диагноза ЗРР в раннем возрасте, возможно несколько путей развития событий.

1. Первый, и самый благоприятный, это – ребенок догоняет в развитии сверстников и достигает нормы к старшему дошкольному возрасту 5-6 годам. Этот вариант самый хороший, и как ни печально, самый редкий.

2. Следующий вариант – переход ЗРР в ЗПРР или ЗПР. Как мы уже говорили выше, после достижения ребенком возраста 4 лет, и при выявлении у него отставания в психическом развитии – в уровне развития мышления, ЗРР меняют на ЗПРР. В таком случае с ребенком необходимо продолжать коррекционную работу – работать с психологом, дефектологом и логопедом. Если к началу школьного обучения ребенок догонит сверстников в развитии – тогда всё хорошо, а если нет, то комиссией ПМПК вашему ребенку должна быть рекомендована адаптированная программа начального образования для детей с задержкой психического развития – вариант 7.1 или 7.2. Немного подробнее об этих программах обучения я писала здесь.

Такая программа рассчитана только на период начального образования, так как ЗПР предполагает, что ребенок к 12 годам догонит в развитии своих сверстников, и далее будет учиться по обычной программе.

А вот если и к 12 годам ребенок не «вышел в норму» и проблемы сохранились либо усилились, тогда диагноз поменяют либо на легкую умственную отсталость, либо на легкое когнитивное расстройство – зависит от количества набранных баллов после прохождения теста Векслера (уровень IQ)

3. Если отклонений в умственном развитии у ребенка не выявлено, а нарушения речи не исчезли, то в возрасте около 5 лет ЗРР меняют на ОНР – общее недоразвитие речи, ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи (нарушение звукопроизношения), или, если очень тяжёлое нарушение – ТНР (тяжелое недоразвитие речи). Хотя, если говорить по-настоящему, то при нарушенной или отсутствующей речи интеллект полностью сохранным быть не может, потому что начиная со старшего дошкольного возраста речь напрямую связана с мышлением, она его регулирует. И если нет одного, то и другое нарушается в развитии.

4. При выявлении отклонений в умственном развитии, или, другими словами, нарушения интеллекта, также в возрасте примерно 5 лет ЗРР меняют на СНР, т.е на системное недоразвитие речи, которое ставится только при умственной отсталости и органическом поражении головного мозга. В этом случае говорить о выходе в норму нецелесообразно.

Подведем итог. Таким образом, ЗРР может выйти в норму при условии сохранного интеллекта и не раньше младшего школьного возраста. Возможны отдельные случаи выхода в норму и в старшем дошкольном возрасте, но их мало. В старшем дошкольном возрасте и при сохранном интеллекте ребёнку выставят ОНР, либо ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). При задержке умственного развития выставят ЗПР или ЗПРР, а при нарушении интеллекта – умственную отсталость и СНР.

Коррекция ЗРР и ЗПРР может быть различная – это прием медикаментов, общий и логопедический массаж, коррекционные занятия с логопедом, психологом и дефектологом. В любом случае, чтобы коррекция была адекватной и приносящей пользу, необходимо, видя тревожные проявления в развитии ребенка, как можно раньше обращаться к специалистам. Педиатр, при подозрении на задержку речевого развития, обычно направляет ребенка к таким специалистам, как: невролог, отоларинголог, сурдолог, психолог и логопед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

какова причина детских страхов

Страх - эмоциональная реакция, возникающая при испуге. У маленького ребёнка, особенно на втором году жизни, страх может возникнуть как реакция на присутствие незнакомых людей, незнакомую обстановку, н...

«Что такое усидчивость и каковы причины неусидчивости». Консультация для родителей.

Материал для воспитателей детского сада, для родителей. Онпоможет родителям научить детей в некоторой степени управлять своим вниманием, которое постепенно начинает приобретать характер произволь...

Статья для родителей на тему: "Кризис семи лет у ребенка. Что это такое и каковы причины?"

Статья носит познавательный и рекомендательный характер для родителей детей 6-7 лет....

Кризис 7 лет у ребенка. Что это такое и каковы причины? Четырнадцать советов родителям.

Кризис 7 лет у ребенка. Что это такое и каковы причины? Четырнадцать советов родителям.11  Старший дошкольный возраст (6–7 лет) традиционно выделяется в психологии как переходный, крит...

Консультация для родителей "Какова причина детских страхов"

Никогда не прибегайте к угрозам в адрес ребёнка: забудьте про строгого дядю милиционера, не угрожайте отдать чужой тёте, и, конечно, никогда не пугайте врачом и уколами....

Консультация для родителей на тему: «Какова причина детских страхов?»

Страх - это привычное чувство, которое мы испытываем достаточно часто. Один раз испытав страх в какой то ситуации, мы будем переживать похожие чувства каждый раз в аналогичных случаях. Страх появляетс...

статья для родителей «Каковы причины детской агрессивности?»

Ни для кого не секрет, что все дети развиваются по-разному. Существуют врожденные различия темперамента, склонностей и способностей. Даже у самых маленьких детей существуют приобретенные различия хара...