Выступление на семинаре для педагогов "Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Методическая разработка. Обмен опытом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности в работе логопеда

            Сегодня на примере нескольких игр я покажу, как можно с помощью ценности книги развивать познавательную активность и интерес у детей с ОВЗ.

            Подхожу к столу, на котором лежит книга и нечаянно задеваю ее рукой.

Я: - Как же я так не аккуратно? Книга старенькая, надо попросить детей, пусть отремонтируют в «книжкиной» больнице.

-О, да это Шурик принес интересную книгу и наверно хочет рассказать нам что-то занимательное. Эта книга так долго стояла на полочке, и никто давно ее не открывал, как ты ее нашел?

Шурик: Здравствуйте! Удивительно, что никто ее не читал, а в ней столько интересного и необычного.

- Наши дети еще не умеют читать. Это очень интересная книга про опыты и эксперименты. (рассматриваю книгу) Мы с детьми на моих занятиях проводим такие занимательные эксперименты, и я тебе покажу некоторые их них.

C:\Users\DOM\Desktop\PHOTO-2022-11-22-17-39-11.jpg

Пособие для артикуляционной гимнастики «Волшебные камни».

Камешки накрыты папкой от игры «Рая и Шурик». Вдруг появляется из папки Рая.

Рая: А что это вы без меня делаете? Опять Шурик со своими идеями? Что ты там принес?

Я: - Это Раечка - она озорная, вредная и мешает Шурику. А он у нас парень умный, воспитанный и грамотный. Давайте вместе с ребятами проведем опыт.

C:\Users\DOM\Desktop\PHOTO-2022-11-22-17-39-12 (1).jpg

На подносе лежат камни, накрытые салфетками. Предлагаю с помощью пипетки накапать на салфетку воду из стакана.

-Что проявилось? (например, Слоник) Давай выполним упражнение и как слоник вытянем губы вперед. И так еще с несколькими камнями и салфетками выполняем артикуляционную гимнастику.

-Посмотри, мы открыли все камешки. А что находится справа от Иголочки, а что слева от Лягушки, что находится между Барабаном и Горочкой? (проверяем, как у ребенка сформировано пространственное мышление)

Можно несколько камней спрятать в фольгу. (приготовить камни, завернуть их заранее в фольгу)

Когда взрослый что-то прячет, а ребенок – достает, то он мотивируется и повышается интерес к игре.

Я: (обращаюсь к ребятам) - Ребята, а давайте посмотрим, что еще есть интересного в этой книге? Вот, очень интересно!

Продолжая подготовительный этап к подготовке и постановке звуков, можно использовать такое упражнение - на развитие речевого дыхания, развитие слухоречевой памяти, ориентировки в пространстве. (приготовить стаканы и перья)

Обращаюсь к Рае и Шурику.

- Перед вами стоят стаканы разного цвета. Раечка, сдуй перышко сначала с красного стакана, а потом желтого. Сначала с синего, потом зеленого, а затем с красного.

С помощью этого интересного пособия я могу многое проверить на диагностике и поиграть, развить познавательную активность и интерес.

Для проверки органов артикуляции нам нужна трубочка и Шурик.

Я: Шурик, а что это у тебя в руках? (трубочка)

Шурик: Я тут спрятал клад, попробуйте его найти.

Мы даем трубочку Шурику и говорю, что Шурик просит тебя найти клад. Прошу гостя, чтобы он попросил у Шурика трубочку (смотрю на коммуникацию)

C:\Users\DOM\Desktop\PHOTO-2022-11-22-17-39-12 (2).jpg

В коробке насыпана манка, ставлю ее на магнитную доску, чтобы ребенок не видел, что там на других карточках, когда он будет дуть на манку. Проверяю силу и длительность выдоха. Ребёнок дует, что там? (барабан – подними язык вверх и стучи д-д-д; мышка –поймай мышку за хвост, лопата- расслабь язычок, положи его на нижнюю губу; грибок – присоси язычок к небу; рыба – рыбка хвостиком машет вправо-влево; ковш – сделай язычок, похожим на ковш)

Пособие направлено на то, чтобы задать ребенку игровой сюжет. Ребенок даже не догадается, что от него что-то требуют, потому что задача для ребенка – это помочь Шурику найти клад.

Контейнер с водой.

- Рая, Шурик, посмотрите в Атлантическом океане застряли живые существа, нам срочно надо спасти рыб и животных из льдин, в которых они плавают (это маленькие коробочки из игры) Контейнеры-льдины плавают в воде. (рыба, мышка, осел, рак)

Вызываю из зала гостя.

- Вам нужно взять льдинку, открыть ее, выдуть оттуда снег (ватку) и назвать того, кого ты спас. Спаси того, кто плавает в желтой льдине (открыть и выдуть).

- С помощью этой игры я смотрю, как ребенок открывает, как как он надувает или не надувает щеки, как он знает животных. Можно проверить предлоги – кто находится под синей крышкой?

Игра с магнитом.

А вот как можно обыграть развитие навыков звукового анализа и синтеза (приготовлены карточки - лампочка, пила, пенал) На листе с помощью магнитов прикреплены карточки на автоматизацию звуков (приготовить магниты)

- Раечка, помоги остановить карточки. Чем прикреплены карточки? (магнитами) Для чего нужен магнит? (чтобы не упали карточки) Они сейчас будут крутиться, а тебе нужно остановить пальцем только одну карточку. Где звук Р стоит в начале слова. (робот)

Определение места звука в слове. 

Ребята, давайте сыграем в игру с предметами, но не обычными.

- Из чего сделана коробка? (из бумаги)

-А что лежит в сундуке? (драгоценности). Как ты думаешь, из чего сшит мешок? (из ткани)

Приготовить из пособия: коробку, сундук, мешок и карточки – коса, кактус, сок.

- Определи, где стоит звук с в словах. Если в начале, то клади карточку в коробку, если середине- в сундук, а если в конце – то в мешок.

C:\Users\DOM\Desktop\PHOTO-2022-11-22-17-39-13 (1).jpg

А можно взять Раю и Шурика и предложить ребенку.

-  Перед тобой банка с карточками. Если звук л в начале, то подари подарок Рае, а если в конце – то дай Шурику. (лук, бокал, лодка, стул)

Образование уменьшительно-ласкательных существительных.

Приготовить лупу.

- Шурик, посмотри, на этой странице написано об увеличительных предметах. Какие такие предметы ты знаешь? (лупа)

- Для чего нужна лупа? (чтобы увеличивать предметы) Ого, был лук, а стал лучок (увеличиваю лупой, затем убираю лупу). Бокал- бокальчик, лодка – лодочка, стул – стульчик.

Память и звукопроизношение

- Рая и Шурик, попробуйте запомнить последовательно все предметы (топор, робот, ракета, помидор). Запомнили? Затем накрываю все предметы пособиями из игры (сундук, лампа, мешок и коробка)

- Что было в мешке? Что в лампе? Что в коробке? А что в сундуке?

Знание частей тела, ведь ребенок познает мир, начиная с себя.

Приготовить фломастер

-Закрась Рае правое ухо, а где у Раи – правая рука? Что испачкалось у Раи и сотри это. (Нос, зубы, бровь.)

 

Все вышеперечисленные методы и приёмы работы с книгой стимулируют познавательную активность детей с ОВЗ. Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность детей, развивает их творческие способности, активно вовлекает детей в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования»

Семинар-практикум "Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования»...

Семинар-практикум для педагогов « Дети с ЗПР в ДОУ. Развитие познавательной активности у детей с ЗПР».

в представленном материале обощен различный психолого-педагогический материал по вопросу особенностей развития детей с ЗПР, рассмотрены различные классификации ЗПР, психолого-педагогическая характерис...

Выступление на педагогическом совете "Стимулирование познавательной активности дошкольников при реализации ФГОС ДО"

Тема: «Стимулирование познавательной активности дошкольников  при реализации ФГОС»СЛАЙД:«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему про...

Выступление на педагогическом совете «Развитие познавательной активности ребенка в опытно-исследовательской деятельности с объектами живой и неживой природы»

Природа наделила человека таким качеством как любознательность: стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому мы можем говорить о том, что ребенок от природы исследователь...