Статья на тему: "Основы тьюторского сопровождения в ДОУ"
статья по коррекционной педагогике

Смирнова Евгения Александровна,

С английского тьютор переводится как наставник, опекун. Тьюторство возникло еще в Древней Греции, когда за нефиксированную плату учитель передавал свои знания ученику. В 14 в. Тьюторство нашло свое применение в классических британских университетах - Оксфорде, а позднее в Кембридже в форме наставничества. Они были посредниками между профессорами и студентами: помогали составить расписание, объясняли, как применить академические знания в жизни. В этих университетах тьюторство до сих пор играет важную роль воспитательной и обучающей работе. Первые следы тьюторства в России имели место в монастырях. К монахам прикреплялись старцы, которые передавали знания своим воспитанникам, тесно общаясь друг с другом. Позже в аристократических семьях в дореволюционной России появились гувернеры. Они буквально целый день находились со своими подопечными, помогая им найти свой путь в жизни. Гувернеры, как и старцы, немало вложили в развитие тьюторства в России. После революции должность классных наставников и гувернеров была упразднена. Само официальное понятие «Тьютор» закрепилось в русской педагогической практике в 19 в., благодаря фанату английских традиций Каткову М.Н.

Несмотря на популярность этой профессии во всем мире, в России тьюторство как профессию стали вводить около 8 лет назад. Но с каждым годом она будет все более востребованной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Основы тьюторского сопровождения в ДОУ


С английского тьютор переводится как наставник, опекун. Тьюторство возникло еще в Древней Греции, когда за нефиксированную плату учитель передавал свои знания ученику. В 14 в. Тьюторство нашло свое применение в классических британских университетах - Оксфорде, а позднее в Кембридже в форме наставничества. Они были посредниками между профессорами и студентами: помогали составить расписание, объясняли, как применить академические знания в жизни. В этих университетах тьюторство до сих пор играет важную роль воспитательной и обучающей работе. Первые следы тьюторства в России имели место в монастырях. К монахам прикреплялись старцы, которые передавали знания своим воспитанникам, тесно общаясь друг с другом. Позже в аристократических семьях в дореволюционной России появились гувернеры. Они буквально целый день находились со своими подопечными, помогая им найти свой путь в жизни. Гувернеры, как и старцы, немало вложили в развитие тьюторства в России. После революции должность классных наставников и гувернеров была упразднена. Само официальное понятие «Тьютор» закрепилось в русской педагогической практике в 19 в., благодаря фанату английских традиций Каткову М.Н.

Несмотря на популярность этой профессии во всем мире, в России тьюторство как профессию стали вводить около 8 лет назад. Но с каждым годом она будет все более востребованной.

Кто он? Тьютор?

Главная задача, которую он помогает решить - определение места своей жизни.

В лучшем случае тьютор ведет ребенка с первых лет и до завершения обучения.

Тьютор может понадобиться не только детям, но и взрослым. Когда мысли никак не сложатся в целую картинку, когда не понимаешь, в каком направлении дальше двигаться - на помощь приходит тьютор.

Профессию тьютора легко спутать с другими педагогическими профессиями, такими как психолог, воспитатель, репетитор. Но главная его отличительная особенность, что свои отношения с ребенком он строит исключительно исходя из индивидуальных особенностей подопечного ребенка.

Тьютор работает исключительно мягкими, доверительными техниками сопровождения. Иногда мы не способны признаться в чем-то даже самим себе, а благодаря тьютору мы открываем в себе новые возможности.

Чтобы стать по-настоящему хорошим тьютором нужно иметь не только профессиональное образование, нужно еще быть человеком с определенным набором личных качеств, таких как: высокая степень ответственности, самодисциплина, способность находить общий язык с любым человеком и устанавливать дружеский контакт, находить с человеком точки соприкосновения и доводить его до истинных желаний и возможностей.

Тьютор - это человек, с которым ты разговариваешь на равных, но выходишь из разговора более эрудированным.

Кто же такой тьютор в дошкольном образовательном учреждении и чем он занимается

Сопровождение детей с ОВЗ, развитие мотивации, анализ личности ребенка - вот лишь некоторые функции этого специалиста. Так кто же такой тьютор и в чем заключается его работа?!

Тьютор - это специалист, который изучает индивидуальные особенности и интересы ребенка и создает среду для его развития, с учетом его возможностей и желаний.

Существует общее тьюторское сопровождение и индивидуальное тьюторское сопровождение, о том какое из них показано ребенку можно увидеть в заключении ТПМПК (вашего города).

Программа общего тьюторского сопровождения полезна, если у ребенка нет ментальных нарушений и если ребенок:

не знает, чем он будет заниматься в будущем и не имеет интересов;

потерял мотивацию к обучению;

хочет научиться самостоятельно ставить цели и обращаться с информацией по самообразованию;

планирует перейти на индивидуальный учебный план.

В этом виде тьюторского сопровождения в качестве тьютора могут выступать родители, воспитатели, педагоги, классные руководители или непосредственно сам тьютор.

Отдельный вид тьюторского сопровождения - индивидуальное тьюторское сопровождение ребенка в инклюзивном пространстве. Здесь тьютор помогает детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в обществе.

В обязанности тьютора здесь входит организация образовательной деятельности, нахождение сильных сторон у ребенка и помощь в их развитии, а также с учетом индивидуальных возможностей развитие необходимых жизненных навыков и умений.

В современном образовании тьютор - незаменимый человек. Он поможет сделать процесс обучения наиболее эффективным для ребенка. В семейном воспитании тьютор подсказывает родителям без педагогического опыта как грамотно помочь своему ребенку овладеть теми или иными знаниями, дает ответы на вопросы, связанные с личным развитием и образованием ребенка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

«Мы исключили эту часть людей из общества и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить».
Жан Ванье «Из глубины»

Что делает тьютор в ОО с детьми с ОВЗ:

Выявляет способности ребенка.

Составляет индивидуальный образовательный маршрут, в котором учитываются особенности и желания ребенка.

Создает условия для образования ребенка с ОВЗ в системе образовательной организации.

Сопровождает и направляет ребенка от короткого периода до нескольких лет ( в зависимости от запроса).

Оценивает результаты ребенка на основе его личных качеств и умений.

Корректирует индивидуальную программу обучения совместно с другими специалистами ОО с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Одаренные дети. Стандартная программа обучения для детей с высоким интеллектом становится невыносимо скучной. Чтобы создать маленькому гению нагрузку по силам, на помощь приходит тьютор. Вместе с тьютором ребенок осознает свои сильные и слабые стороны и ищет решение, как применить свои достоинства и укрепить нестабильные позиции.

Таланты трудно распознать,
не всякий может в них поверить.
Таланты нужно воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий…кто понятлив:
Таланты может воспитать,
Лишь тот, кто сам чуть-чуть талантлив.

Виды деятельности тьютора

Под аналитической деятельностью тьютора понимают, синоним его мыслительной, и интеллектуальной деятельности по переработке профессионально значимой информации. Анализ понимается как проникновение в суть дела, как действие, раскрывающее причины учебных событий.

Диагностическая работа проявляется в следующих действиях:

изучение исходных данных обучающегося (возраст, группа, заключение ТПМПК, состав семьи, социальный паспорт семьи);

определение индивидуальных особенностей обучающегося (уровень развития познавательных функций, физического развития, уровень развития способностей, любимые виды деятельности, возможности);

определение потребностей, мотивов, опасений и причин их вызывающих, ожиданий и др.

определение и анализ опыты, знаний, умений, навыков обучающегося, а также успехи и неудачи в обучении, исходя из предыдущего опыты обучения, диагностика степени усвоения знаний.

Функция целеполагания - основа работы тьютора. Тьютор должен устанавливать и формулировать как краткосрочные цели, касаемые непосредственно работы с ребенком, которого он сопровождает, так и долгосрочные, касаемые всей образовательной деятельности образовательной организации.

Функция целеполагания неотъемлемо связана с функцией планирования - построение стратегии достижения цели, но более детализировано.

Функция контроля. Работа тьютора не может строиться без обратной связи, без контроля выполнения работы, направленной на достижение намеченных целей. К функции контроля относят также коррекцию и оценку.

Мир особого ребенка - он закрыт от глаз чужих,
Мир особого ребенка - допускает лишь своих.
Мир особого ребенка интересен и пуглив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребенка - он закрыт от глаз чужих,
Мир особого ребенка - допускает лишь своих.

Правила тьютора

Быть открытым и доступным.

Понимать и реализовывать в своей практике тезис: «Все обучающиеся одинаковые, все обучающиеся разные».

Устанавливать между собой и ребенком, а также между собой и его родителями доброжелательные и партнерские взаимоотношения.

Формировать в группе и во всем детском саду благоприятный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и взаимопомощи, чувство сопричастности к группе.

Быть всегда на стороне ребенка, на защите его прав и чувств.

Установка:

К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения.

Четыре этапа тьюторского сопровождения

Диагностико-мотивационный (тьютор оценивает ситуацию вокруг ребенка с ОВЗ и стимулирует его на контакт и адаптацию к интегрированной среде).

Проектировочный (тьютор осуществляет поиск индивидуальных интересов ребенка и разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут ребенка).

Реализационный (тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ).

Аналитический (оценка результатов работы, внесение изменений в индивидуальный образовательный маршрут или завершение тьюторского сопровождения).

Цель тьютора - успешно включить ребенка с ОВЗ в среду ОО.

Задачи тьютора:

Сопровождение ребенка в образовательной и жизненной среде.

Индивидуальные занятия с ребенком с ОВЗ.

Сотрудничать с семьей в вопросах развития и образования ребенка.

Осуществлять правовую и образовательную поддержку семье в реализации прав ребенка.

Главное для тьютора - иметь доверительные и эмоциональные отношения с тьюторантом, быть его проводником, защитником, помощником, выразителем желаний. В результате тьюторского сопровождения у детей с ОВЗ выявляются и развиваются образовательные мотивы и интересы. Дети включаются в жизнь детского сада и проходят образовательный маршрут. Значит, профессия «тьютор» выполняет свою миссию.

Результаты работы тьюторского сопровождения дошкольников

Все дети включены в образовательный процесс и получают помощь и поддержку в овладении образовательной программы.

Показывают положительную динамику в развитии.

Дети с ОВЗ адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают детский сад.

Родители - полноценные участники процесса обучения и развития своих детей и занимают активную позицию сотрудничества и поддержки.

Сотрудники имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности.

Нужно помнить:

Инклюзия - далеко не только физическое нахождение ребенка с ОВЗ в детском саду. Это изменение самого детского сада, группы, образовательной системы и системы отношений специалистов и педагогов, вовлекая в тесное сотрудничество и родителей при работе с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физчнеского воспитания"

Статья адресована практически работникам дошкольных образовательных организаций.План Двигательные умения и навыки.Принципы обучения.Методы и приёмы обучения физическим упражнениям.Соотношение мет...

Статья на тему : "Основа личностно-ориентированного взаимодействия в педагогическом процессе."

Данная работа представляет собой реферат, в котором глубоко и интересно проанализированы задачи ФГОС .·        В реферате отражена специфика  личностн...

Статья на тему «Основы построение развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Основы построения развивающей предметно - пространственной  среды согласно требованиям ФГОС ДО....

Статья на тему «Основы трудовой деятельности детей в детском саду»

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к д...

статья на тему; "Основы формирования социальной культуры дошкольников".

Проблема социально-личностного развития - развития ребенка во взаимодействии с окружающим миром - становится особо актуальной на данном современном этапе....

Статья на тему: "Роль тьюторского сопровождения в современном образовании"

Статья на тему: "Роль тьюторского сопровождения в современном образовании" Тьютор — это специалист, который изучает интересы ребёнка и создаёт среду для его развития....