КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ПРЕДЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Богатова Наталия Николаевна

Игры на восприятие формы, цвета, величины

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ПРЕДЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

Игры на восприятие формы, цвета, величины

Октябрь

Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы по форме, учитывать форму при выполнении элементарных действий.

Материал. Коробка с отверстиями разной формы: круглой и квадратной. Кубик и шарик для проталкивания в соответствующие. Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.

Руководство. Воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий. Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям, что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и вот такое окошко. Затем он предлагает детям обвести рукой сначала круглое, а затем квадратное отверстие, поясняя при этом, что они разные: вот такое и вот такое. Важно, чтобы слова «вот такое» и «вот такое» произносились одновременно с жестом, обводящим форму отверстий.

После того как дети рассмотрят отверстия в коробке, воспитатель показывает им шарик и объясняет, что этот шарик можно опустить в окошко. Затем педагог предлагает воспитанникам поискать то окошко, в которое можно опустить шарик. Момент исчезновения шарика в отверстии взрослый сопровождает радостными словами: «Нет шарика!», вызывая у детей эмоционально положительный отклик.

Затем воспитатель показывает детям кубик и поясняет, что для него тоже есть свое окошко, и предлагает посмотреть, где такое окошко. Вместе с детьми он опускает кубик в квадратное отверстие, вызывая у детей эмоционально положительный отклик при исчезновении игрушки.

Затем воспитатель предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в соответствующее окошко. Прежде чем дать шарик в руки ребенку, он спрашивает малыша, в какое окошко он опустит шарик, потом дает ребенку игрушку для опускания. Только после предварительного объяснения задания и выяснения, насколько дети его поняли, воспитатель дает каждому ребенку по коробке и предметы для опускания в нее. Коробка ставится перед ребенком таким образом, чтобы круглое отверстие находилось справа. В руку ребенку сначала дается шарик. Учитывая, что у большинства детей проявляется феномен праворукости, когда ребенок действует правой рукой и опускает предмет в правое крайнее отверстие, можно заранее рассчитывать, что все воспитанники при такой подаче материала выполнят задание правильно. Это необходимо для создания у детей эмоционально положительного отношения к занятию.

После того как дети опустят в круглое отверстие по шарику, им предлагаются кубики. Малыши могут пытаться опустить кубик в круглое отверстие, но при правильном подборе материала срабатывает автодидактизм пособия и кубик не проходит в круглое отверстие. Если ребенок не может найти нужного ракурса кубика при проталкивании в соответствующее отверстие, взрослый помогает ему, беря своей рукой руку малыша и придавая ей нужное положение. Таким образом воспитатель вместе с ребенком проталкивает кубик в отверстие данной формы.

Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету, на две группы

Дидактическая задача. Учить детей обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

Материал. Палочки восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого.

Для подгруппы (восемь детей) необходимо иметь 80 палочек (по десять каждого цвета). Используются следующие цветовые сочетания: красный - синий, желтый - фиолетовый, оранжевый - зеленый, синий - белый, черный - желтый.

Руководство. Воспитатель показывает детям пять палочек черного цвета и пять палочек желтого цвета, перемешанных произвольно, объясняя при этом, что они разного цвета. Продемонстрировав палочку одного (черного) цвета, откладывает ее в одну сторону. Затем показывает предмет другого цвета (желтого), откладывает его- в другую сторону. Слово - название цвета воспитатель не произносит, а говорит только слова «цвет», «такой», «разные». Взяв в руки еще черную палочку, взрослый показывает ее детям и спрашивает, куда ее положить. Вначале он прикладывает черную палочку вплотную к желтой и говорит, что они разные. Затем прикладывает черную палочку к черной и поясняет, что она такая же. Так, воспитатель раскладывает первые две пары палочек сам. При сортировке третьей пары предметов взрослый предлагает кому-либо из детей подойти к его столу, взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе. Затем предлагает ребенку выполнить аналогичное задание с палочкой другого цвета.

Дети поочередно раскладывают по одной паре палочек на столе воспитателя. Для того чтобы все были обеспечены материалом, можно брать другое цветовое сочетание предметов.

После объяснения и показа малышам раздают индивидуальный материал для группировки (палочки разного цвета и в разнообразных сочетаниях): каждому ребенку по пять предметов одного и пять другого Цвета, перемешанных произвольно.

Ноябрь

Нанизывание больших и маленьких колец на стержень

Дидактическая задача. Учить детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками; формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький». s

Материал. Однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера.

Руководство. Показывая детям пирамидку, воспитатель говорит, что она состоит из колец. Затем он начинает разбирать пирамидку, снимая маленькие кольца. Объясняет: «Вот маленькое колечко и еще маленькое колечко» и т. д. Снятые кольца размещает справа от стержня. Далее взрослый обращает внимание детей на большие кольца, поясняет, что они не такие, как прежние: «Они другие, вот какие - большое колечко, еще большое колечко, еще и еще (складывает их справа от маленьких колец)».

Потом педагог собирает пирамидку. Надев большое кольцо, предлагает кому-нибудь из детей надеть такое же колечко. То же задание выполняет и другой ребенок. Затем надеваются маленькие кольца.

Когда вся пирамидка будет собрана, взрослый предоставляет возможность каждому ребенку выполнить задание самостоятельно. Воспитатель следит, чтобы при разборе пирамидки дети правильно раскладывали кольца разного размера. Если они затрудняются при нанизывании колец, напоминает, что надо сначала надеть большое кольцо, затем еще такое же и т. д.

Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующих гнездах

Дидактическая задача. Продолжать учить группировать по величине однородные предметы и сравнивать разнородные предметы.

Материал. Коврики с четырьмя большими и пятью маленькими квадратными отверстиями и с аналогичным количеством вкладышей; коврики с прямоугольными большими и маленькими отверстиями и с соответствующим комплектом вкладышей; коврики  с треугольными большими и маленькими отверстиями.

Руководство. Воспитатель показывает детям коврик с большими и маленькими квадратными отверстиями. Объясняет, что в этом домике имеются большие и маленькие окошки. Затем демонстрирует большие и маленькие вкладыши квадратной формы. Поясняет, что окошки можно закрыть. Большим вкладышем можно закрыть большое окошко. Дети смотрят, как это делает педагог (предварительно примеривает вкладыш к отверстию). Маленькие окошки тоже можно закрыть. Маленький квадрат помещается в маленьком гнезде.

После общего объяснения и показа воспитатель предлагает кому-либо из детей взять любой вкладыш (большой или маленький), рассмотреть его внимательно, затем посмотреть на коврик и, сравнив предмет с отверстиями на нем, найти окошко той же величины, примерить вкладыш и закрыть окно. Аналогичные действия производятся с другим вкладышем.

На данном занятии воспитатель помогает детям (методом «рука в руке») размещать вкладыши определенной формы (квадратной, прямоугольной, треугольной) в соответствующих гнездах, совмещая углы предметов и отверстий.

Декабрь

Складывание двухместной матрешки

Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять предметы по величине. Развивать понимание слов «большой», «маленький».

Материал. Матрешки: большая двухместная и неразъемная маленькая.

Руководство. Воспитатель показывает детям большую матрешку, отмечает, что она яркая, нарядная. Встряхивает: внутри что-то гремит. Открывает крышку и показывает вторую матрешку, маленькую. Дети радостно реагируют.

Закрыв большую матрешку, воспитатель ставит игрушки рядом. Фиксирует внимание детей на их величине, согласуй слова с жестом,- одна матрешка маленькая, прячется в ладони, а другая большая, ее в ладони не спрячешь. Затем взрослый предлагает детям показать маленькую матрешку.

Далее воспитатель открывает большую матрешку, ставит в нее маленькую и предлагает кому-либо из детей спрятать матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив большую матрешку, воспитатель вращает верхнюю и нижнюю части до совмещения рисунка.

Еще раз полюбовавшись матрешкой, воспитатель раздает детям индивидуальный материал. Он предлагает открыть большую матрешку и достать маленькую. Если малыш не может открыть крышку, воспитатель помогает.

Закрыв большую матрешку и поставив обе матрешки рядом, дети показывают, где большая и где маленькая игрушка. Наконец, одна матрешка опять прячется в другой.

Раскладывание однородных предметов близких цветовых тонов на две группы

Дидактическая задача. Продолжать формирование у детей простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Материал. Палочки восьми цветов. Детям предлагают цветовые сочетания: красный - оранжевый, оранжевый - желтый, синий - фиолетовый, желтый - белый, черный - фиолетовый, зеленый - синий и др.

Количество материала зависит от количества детей, из расчета по пять палочек двух цветов на каждого ребенка.

Руководство. Воспитатель показывает детям красные и оранжевые палочки, перемешанные произвольно, объясняет, что они разного цвета: такого (показывает красную палочку) и такого цвета (показывает оранжевую палочку). Первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая предметы одного (красного) цвета в одну сторону, а предметы другого (оранжевого) цвета в другую сторону. Начиная с третьей пары воспитатель привлекает к группировке детей и предлагает вначале предмет одного цвета приложить к соответствующей группе, а затем предмет другого цвета приложить к другой цветовой группе.

После того как все дети поочередно разложат по паре предметов на столе педагога, присоединяя их к соответствующим по цвету группам, им предлагают индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания.

Желательно, чтобы каждый малыш группировал палочки разного цвета и в разнообразных сочетаниях. Детям, затрудняющимся в группировке, предлагается прием прикладывания предметов вплотную.

Январь

Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы

Дидактическая задача. Учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине; учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький».

Материал. Круги и квадраты двух размеров: из расчета по пять больших и по пять маленьких на одного ребенка. Форма, цвет и фактура предметов должны быть одинаковыми.

Руководство. Воспитатель показывает детям пять больших и пять малых кругов, перемешанных произвольно, и объясняет, что они разные - большие и маленькие. Затем показывает круги поочередно, сначала маленький кружок, и говорит, что есть круги такие и вот такие, при этом он показывает большой кружок. Поясняет, что маленькие кружочки он будет класть в одну сторону, а большие - в другую, на соответствующих дорожках (полосках бумаги).

Сначала педагог выполняет действие сам, спрашивая детей, куда положить такой (большой) и куда такой (маленький) кружок. Прикладывает маленький кружок вплотную к такому же и говорит, что они одинаковые. Таким образом воспитатель раскладывает две пары кружков.

При сортировке третьей пары взрослый предлагает кому-либо из детей показать, куда положить вначале большой, потом маленький кружок или наоборот. Далее остальные дети поочередно выполняют задание, раскладывая по одной паре кружков на столе перед воспитателем.

(Усложнение)

Дидактическая задача. Продолжать учить детей группировать однородные предметы по величине, фиксировать внимание на их размере, формировать простейшие приемы установления тождества и различия. Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные», «большой», «маленький».

Материал. Большие и маленькие прямоугольники, овалы, треугольники. Каждому ребенку одновременно предлагается одна разновидность больших и маленьких предметов: пять больших и пять маленьких прямоугольников, или пять больших и пять маленьких треугольников, или пять больших и пять маленьких овалов.

Руководство. Воспитатель показывает пять больших и пять маленьких прямоугольников, перемешанных произвольно. Поясняет, что игрушки разные: такие (большие) и вот такие (маленькие). Далее предлагает задание: такие (показывает большой прямоугольник) игрушки класть в одну сторону, а вот такие (показывает маленький прямоугольник) - в другую сторону. Первые две пары воспитатель группирует сам, а с третьей пары к группировке предметов по величине привлекаются дети.

Подозвав к своему столу кого-либо из детей, воспитатель дает ему большой прямоугольник, вначале предлагает ему посмотреть, какой у него кирпичик, потом отыскать место, где лежат такие же кирпичики, и положить их вместе. Затем дает ребенку маленький прямоугольник, предлагает рассмотреть, ощупать, какой он маленький («в ладони прячется»). Ребенок находит место, где лежат такие же маленькие игрушки, и кладет его рядом с ними.

Каждый занимающийся по очереди на столе перед воспитателем раскладывает по одной паре предметов в соответствии с их величиной.

Размещение резко различных по форме вкладышей в соответствующих отверстиях

Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из двух заданных форм.

Материал. Коврики имеющих по десять отверстий (пять одной и пять другой формы). К каждому коврику набор из десяти вкладышей (по пять вкладышей одной и пять вкладышей другой формы), соответствующих форме отверстий. В игре-занятии используются вкладыши и коврики с отверстиями следующих форм: квадратная - круглая, квадратная - треугольная, квадратная - овальная, прямоугольная - круглая, прямоугольная - треугольная, круглая - треугольная, треугольная - овальная.

Руководство. Воспитатель показывает детям коврик с круглыми и квадратными отверстиями, пять круглых отверстий должны быть в правой части доски, а в левой части пять квадратных отверстий. Внимание детей обращается на то, что в домике имеются разные окошки - такие и вот такие. Воспитатель сопровождает эти слова жестами - обводит рукой форму окон. Потом он показывает вкладыши и поясняет, что у него есть много игрушек и они тоже разные: такие (круглые вкладыши) и вот такие (квадратные вкладыши). Затем, демонстрируя еще раз коврик и вкладыши одновременно, подчеркивает, что окна можно закрыть. Взяв круглый вкладыш, воспитатель примеривает его к соответствующему окну и закрывает круглое отверстие, а квадратный вкладыш после примеривания размещает в квадратном отверстии.

После такого показа и объяснения педагог переходит ко второй части занятия: выясняет, как каждый ребенок понял задание. С этой целью взрослый дает кому-либо из детей круглый вкладыш, предлагает рассмотреть его внимательно, затем посмотреть, есть ли такие же окошки в домике, показать, где находится такое окошко, и закрыть его. Аналогичные действия ребенок производит с квадратным вкладышем. Следует учитывать, что круглый вкладыш легко входит в соответствующее окошко, а вот квадратный может войти только при полном совпадении углов и сторон вкладыша и отверстия. Вот здесь-то и нужна помощь воспитателя, который, взяв руку ребенка своей рукой, помогает ему найти нужный ракурс и разместить вкладыш в соответствующем гнезде.

Постепенно воспитатель обучает каждого ребенка подбирать для вкладышей путем сравнения соответствующие отверстия и размещать вкладыши в гнездах. Дети, которые выполняют задание быстро и правильно, не нуждаются в детальном рассматривании, сопоставлении, сравнении свойств предметов.

Затем педагог раздает воспитанникам индивидуальный материал для самостоятельной работы. Устанавливает коврики так, чтобы вначале перед ребенком справа находились круглые отверстия, в которых он легко разместит круглые вкладыши. При размещении вкладышей другой формы - квадратной, прямоугольной, треугольной или овальной - ребенок уже сосредоточивает внимание не только на соотнесении предметов по форме, но и на координации движений руки при совмещении углов и линий.

После выполнения детьми задания им" предоставляется возможность выполнить его повторно, но при этом необходимо повернуть коврик так, чтобы круглые отверстия были слева. Как и прежде, вкладыши кладут перед ребенком в произвольном порядке.

Февраль

Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме, на две группы

Дидактическая задача. Учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различия объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».

Материал. Круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине, цвету, фактуре. Каждому ребенку дают по пять кругов и пять квадратов или по пять прямоугольников и пять треугольников.

Руководство. Воспитатель организует группу занимающихся от трех до восьми детей, в зависимости от возраста, показывает им пять кругов и пять квадратов, перемешанных произвольно, и объясняет, что у него разные игрушки. Выбрав из общего материала один кружок, демонстрирует его детям: «Вот какая игрушка». Затем берет квадрат и, показав его, поясняет, что есть еще и такие игрушки. Акцентирует внимание малышей на том, что оба предмета разные: такие и вот такие. Непосредственный показ сопровождается названными словами.

Затем воспитатель приступает к группировке предметов. Показав детям круг, он объясняет, что такие игрушки он будет класть в одну сторону. Затем, показав квадрат, говорит, что такие игрушки он будет класть в другую сторону. Сначала взрослый выполняет действие сам, спрашивая при этом детей, куда положить круг, а куда - квадрат. Важно показать воспитанникам каждый предмет. Так, демонстрируя круг, педагог спрашивает: «Где у нас лежит такая игрушка? Куда мы ее положим?» Наложив круг на круг, воспитатель показывает их и поясняет, что эти игрушки одинаковые. Затем к группировке предметов по форме привлекаются дети.

Подозвав малыша к своему столу, -воспитатель показывает ему, что с одной стороны лежат одни игрушки (кружочки), а с другой - другие (квадраты), предлагает ребенку взять из общего материала любой предмет и положить его к таким же (кругам либо квадратам). Аналогичное задание ребенок выполняет с предметом другой формы Правильность группировки предметов контролируется путем наложения предметов друг на друга.

Все дети поочередно раскладывают перед воспитателем по одному кругу и одному квадрату, присоединив их к предметам соответствующей формы.

Размещение более близких по форме вкладышей в соответствующих отверстиях

Дидактическая задача. Учить группировать однородные по форме предметы и соотносить разнородные предметы.

Материал. Коврики с вкладышами разной формы: круглой и овальной, прямоугольной и квадратной

Руководство. Воспитатель показывает детям коврик с круглыми и овальными отверстиями, обращает внимание малышей на то, что отверстия разные. Показывая детям вначале круглый, затем овальный вкладыш, взрослый поясняет, что они тоже разной формы. Обведя рукой круглый вкладыш, говорит, что игрушка круглая - такая. Далее подчеркивает жестом форму овала и говорит, что это другая игрушка - вот такая.

Затем воспитатель, примерив вкладыши к отверстиям, размещает по одному вкладышу той и другой формы в соответствующих  гнездах,, объясняя детям, что одними игрушками можно закрыть одни окна, а другими - другие.

Подозвав к своему столу кого-либо из детей, дает ему вначале овальный вкладыш, предлагает примерить его к отверстию и закрыть такое же окошко. Далее ребенку предлагается разместить в отверстии круглый вкладыш.

К столу воспитателя по очереди подходят остальные дети и проделывают то же самое. Если необходимо, воспитатель предлагает ребенку выполнить задание поэтапно: рассмотреть вкладыш, затем рассмотреть отверстие, сравнить их и т. п.

Далее детям раздается индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Младшим детям лучше дать тот же материал, который демонстрировался при объяснении. Более старшим можно предложить комплекты ковриков и вкладышей квадратной и прямоугольной формы.

Воспитатель помогает детям размещать вкладыши в отверстиях, обращая внимание на совмещение углов, сторон квадратных и прямоугольных вкладышей с гнездами. Так, если ребенок легко размещает круглые вкладыши, то углы квадрата у него могут попадать в гнездо не сразу. В этом случае взрослый берет своей рукой руку ребенка и помогает ему найти тот ракурс предметов, когда углы и стороны легко совмещаются, т. е. вкладыш свободно входит в отверстие.

Март

Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы

Дидактическая задача. Продолжать фиксировать внимание детей на форме предмета, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».

Материал. Одинаковые по цвету, величине, фактуре квадраты и прямоугольники, круги и овалы, овалы и прямоугольники. Индивидуальный материал из расчета по пять предметов одной и пять предметов другой формы на каждого ребенка.

Руководство. Подгруппе занимающихся детей (четыре - восемь детей, в зависимости от возраста и степени обученности на предшествующих занятиях) воспитатель демонстрирует пять кругов и пять овалов, перемешанных произвольно. Поочередно показывая детям один круг и один овал, он поясняет, что игрушки разные. При показе круга внимание воспитанников фиксируется на его форме. Обводя круг рукой, воспитатель поясняет: «Посмотрите, какой кружок у меня, вот такой». Показывая овал, педагог тоже обводит его рукой и поясняет, что эта игрушка другая, она как огурчик (использует опредмеченное слово). Далее взрослый говорит детям, что надо одни игрушки (кружки) разместить в одном месте, а другие (овалы) - в другом. Показывает, как это делается. Для установления тождества или различия можно использовать прием накладывания предметов друг на друга.

После показа и объяснения воспитатель подзывает к своему столу кого-либо из детей и предлагает взять круг (овал), рассмотреть его, определить, куда положил воспитатель такую же игрушку, и присоединить круг к предмету такой же формы. То же проделывается с объектом другой формы. Если ребенок правильно разместит рядом предметы, воспитатель подчеркивает, что они одинаковые.

Поочередно каждый воспитанник подходит к столу педагога и выполняет задание. При этом важна последовательность выполнения упражнения: взяв предмет из общего материала, ребенок должен рассмотреть его, затем внимательно посмотреть на круг и овал, размещенные в разных местах на столе педагога, сравнить свой предмет с ними, найти такой же предмет и потом положить их вместе.

Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы по величине, осуществляя выбор из двух величин одинаковой формы.

Материал. Коврики с большими и маленькими отверстиями. Отверстия круглые, двух разновидностей: в одной части четыре больших, в другой - пять маленьких. Комплект вкладышей соответствующих размеров.

Руководство. Воспитатель показывает детям коврик, который можно называть домиком. Фиксирует их внимание на том, что в домике есть окна, их много и они разные. Показывая детям большие окна, воспитатель называет их большими, показывая маленькие окна, называет их маленькими. Еще раз подчеркивает, что окна разные.

После того как все дети рассмотрят отверстия, взрослый показывает им вкладыши, обращая внимание малышей на то, что игрушки разные. Показывая большой вкладыш, называет его большим, маленький называет маленьким. Внимание детей акцентируется на том, что окна разные, большие и маленькие, и вкладыши тоже большие и маленькие. Большими и маленькими вкладышами можно закрыть все окна. Воспитатель закрывает одно большое и одно маленькое отверстия, показывая детям всякий раз вкладыш и соответствующее окно. Действие производит не спеша, чтобы малыши поняли задачу. Затем приглашает к своему столу кого-либо из детей и предлагает закрыть по одному отверстию большого и маленького размера, предварительно примерив вкладыши к гнездам.

Вначале ребенку предлагается большой вкладыш, чтобы закрыть большое окно. После того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия.

Апрель

Нанизывание колец, убывающих по величине

Дидактическая задача. Учить детей выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца. Обогащать зрительно-осязательный опыт малышей. Закреплять положительное отношение к занятиям.

Материал. Коническая пирамидка из пяти колец.

Руководство. Воспитатель показывает детям одну из пирамидок и говорит, что она очень красивая. Предлагает снять с пирамидки колечки. Воспитатель фиксирует внимание малышей на том, что кольца у пирамидки разные. Сняв первое кольцо, показывает его детям и поясняет, что оно совсем маленькое (кладет его рядом с основанием пирамидки справа). Затем снимает следующее кольцо, снова показывает его детям и объясняет, что оно побольше (кладет его рядом с первым, справа от него). Постепенно демонстрирует каждое следующее кольцо, которое чуть больше предыдущего, сопровождая показ словами: «Это большое кольцо, вот какое».

На столе все кольца раскладываются ровно, по возрастающей величине справа от пирамидки. Затем в соответствующем порядке пирамидка собирается. Педагог поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, а это самое маленькое». Закрыв пирамидку колпачком, воспитатель предлагает детям провести рукой вдоль ее поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, что пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте, пирамидка собрана правильно]

Когда дети приступают к самостоятельным действиям с индивидуальными пирамидками, педагог подсказывает, как снять вершинку, куда ее положить (справа, рядом с основанием пирамидки)'. При снятии колец он обращает внимание на их величину. («Самое маленькое колечко надо положить рядом с колпачком».) Воспитатель может показать место, куда надо положить кольцо. Когда все кольца будут сняты, он предлагает детям посмотреть, как много колечек и как красиво они выстроились в ряд: вначале лежит самое большое кольцо (показывает на кольцо соответствующего размера), затем поменьше, еще меньше и, наконец, самое маленькое. Дети вслед за взрослым указывают размеры колец.

Размещение грибков двух цветовых тонов в отверстиях столиков в соответствии с их цветом

Дидактическая задача. Учить группировать однородные объекты по цвету, учить сопоставлять по цвету разнородные объекты.

Материал. Восемь-десять двухцветных ковриков с грибочками. Используются как резко различающиеся цветовые сочетания: красный - синий, желтый - зеленый, черный - белый, оранжевый - фиолетовый, так и более близкие: красный - оранжевый, оранжевый - желтый, желтый - белый, фиолетовый - синий и т. п.

Руководство. Воспитатель показывает детям коврик, с красным и синим цветом, и поясняет, что одна половина одного цвета, а другая - другого цвета. Затем показывает красные и синие грибки и объясняет, что часть коврика и некоторые грибки имеют одинаковый цвет. Так, «посадив» красный грибок на красную половину коврика, воспитатель говорит, что грибок «спрятался», его не видно. Далее размещает синий грибок на синей части коврика. («Грибок тоже «спрятался», его не видно».)

Педагог приглашает по очереди к столу детей и предлагает каждому посадить два грибочка разного цвета на части коврика такого же цвета.

После объяснения и показа воспитатель раздает детям индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Вначале воспитанники размещают грибки резко различных цветовых сочетаний.

По мере выполнения детьми первого задания воспитатель предоставляет им возможность выполнить задание повторно, но уже с более близкими цветовыми сочетаниями.

Май

Складывание трехместной матрешки

Дидактическая задача. Учить выполнять простые действия с предметами, различающимися по величине; ориентироваться при этом на слова: «открой», «закрой», «большая», «маленькая», «такая», «не такая».

Материал. Трехместная матрешка, вкладыши которой отличаются один от другого на 1,5-2 см (рис. 15).

Руководство. Воспитатель показывает матрешку, слегка встряхивает ее. В ней что-то гремит. Это заинтересовывает детей. Педагог открывает матрешку и достает вкладыш. Обе матрешки ставит рядом и говорит: «Матрешки красивые, но разные - большая и маленькая». При встряхивании маленькой матрешки оказывается, что в ней тоже что-то есть. Достав еще одну матрешку,

воспитатель выстраивает все три предмета в один ряд и подчеркивает разницу в величине.

Малыши внимательно рассматривают матрешек, затем с помощью взрослого показывают, где большая матрешка, где маленькая и где средняя. Не следует требовать от детей произнесения названий величины, важна лишь их практическая ориентировка в размерах предметов.

Собирается матрешка в обратном порядке: в среднюю прячется самая маленькая. Фиксируется момент, когда остались две матрешки: большая и поменьше. Затем взрослый открывает большую матрешку и прячет в ней среднюю.

После предварительного показа детям раздается индивидуальный материал для самостоятельной игры. Открыть большую матрешку помогает воспитатель. После того как малыши вынут из больших матрешек вкладыши среднего размера, взрослый напоминает, что большую матрешку надо закрыть, и помогает совместить контуры рисунка. При действиях со средней и маленькой матрешками в помощи воспитателя нуждаются лишь некоторые дети. Как правило, взрослый помогает им совмещать рисунок или выстраивать матрешки в ряд.

Наглядный показ действий или сопоставление величины разных предметов сопровождается словами: «открой», «закрой», «маленькая», «большая», «меньше», «больше».

Размещение грибков двух заданных цветов при выборе из четырех

Дидактическая задача. Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение сопоставлять разнородные предметы по цвету.

Материал. Четырехцветные коврики с грибочками: Двадцать грибков четырех цветов перемешиваются произвольно

Руководство. Для выполнения задания дети объединяются по двое. Воспитатель предлагает каждому ребенку «посадить» грибочки двух цветов. Один и тот же коврик поворачивается различными сторонами. Дети по три-четыре раза выполняют задание с разными сочетаниями цветов. Так, на коврике красного, синего, желтого и зеленого цветов, первому ребенку предлагают разместить красные и синие грибки. После того как он выполнит задание, воспитатель, повернув коврик на 90 градусов, дает задание отобрать и разместить красные и зеленые грибки. После очередного поворота коврика еще на 90 градусов перед ребенком ставится задача отобрать грибки желтого и зеленого цвета, и наконец, последний поворот дает ребенку возможность упражняться в группировке и размещении грибков желтого и синего цвета. Второй ребенок в это время выполняет задание с предметами зеленого и желтого, затем желтого и синего, далее синего и красного и в конце красного и зеленого цветов.

Игры на формирование количественного представления

Октябрь

«Медведь и пчелы»

Дидактическая задача. Формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много, ни одного».

Руководство. Дети сидят на стульчиках - пчелы сидят в своих домиках-ульях. Воспитатель говорит: «Таня - пчелка, Ира - пчелка, Валя - пчелка, Света - пчелка. Сколько у нас пчелок?» «Много пчелок»,- отвечают дети. «Сережа будет медведем,- говорит воспитатель и спрашивает: - Сколько медведей?» - «Медведь один». Пчелки летают по полянке. Как только медведь выходит из своей берлоги, пчелки разлетаются по своим домикам (садятся на стулья). «Вот пчелки вылетели на полянку: одна пчелка, еще одна пчелка, еще одна пчелка - много пчелок. Было много пчелок, пришел медведь - пчелки испугались, разлетелись по своим домикам. Сколько пчелок осталось на полянке? – «Ни одной». В этом домике одна пчелка, в этом домике одна пчелка и в этом домике одна пчелка. Сколько в каждом домике пчелок? - «Одна».- «Не поймал медведь пчелок и пошел спать».

Игра повторяется несколько раз. Воспитатель фиксирует внимание детей на понятиях «один», «много». Для этой игры можно изготовить шапочку медведю и пчелкам или использовать контурные изображения. После игры атрибуты убирают, обращая при этом внимание на то, где один предмет, а где много: «Вот одна шапочка, еще одна, еще одна, а вместе много».

Ноябрь

«Самолеты»

Дидактическая задача. Формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много», закреплять названия цветов основного спектра.

Руководство. На стульчиках стоят маленькие самолетики двух-трех цветов.

Воспитатель. Вы все - летчики. Лена - летчица, Ко-ля - летчик, Ира - летчица. Сколько у нас летчиков?

Дети. Много.

Воспитатель. Это аэродром. Там стоят самолеты. Сколько самолетов на аэродроме? Каждый из вас возьмет самолет. Сколько самолетов взял Женя? Сколько самолетов взяла Ира? Полетели красные самолеты. Теперь полетели желтые самолеты. Полетели все самолеты. Сколько самолетов?

Дети. Много самолетов.

Воспитатель. На посадку заходят красные самолеты. (Дети с красными самолетами садятся на стульчики.)

Затем по сигналу воспитателя совершают посадку остальные группы самолетов. Во время игры педагог постоянно обращает внимание детей на количество самолетов: «Сколько самолетов в руках у Коли, Иры, Жени? Сколько самолетов летает? Сколько приземлилось? Сколько взлетело? Сколько садится?»

Декабрь

«Кот и мыши»

Дидактическая задача. Формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления, активизировать в речи слова «больше – меньше, поровну».

Руководство. Для игры подготавливают норки для мышек - стульчики, которые стоят в два ряда, один ряд напротив другого. Дети-мышки размещаются в норках. Кот спит. Мышки вышли из норок и отправились гулять. По сигналу: «Кот идет!» - все мышки прячутся в норки. Воспитатель спрашивает: «Сколько мышек? Сколько котов? Все ли мышки нашли норки? Чего больше, меньше, поровну, столько, сколько?» (Дети отвечают на разные вопросы.) Кот снова спит, мышки опять выходят погулять. (Воспитатель меняет количество норок, убирает или добавляет один стульчик.) Если одну мышку кот поймал, сравнивают, сколько норок и мышек. Кот отпускает мышку, она занимает свою норку; теперь норок столько же, сколько мышек, мышек столько же, сколько норок.

Январь

«Зайчики и волк»

Дидактическая задача. Формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления, активизировать в речи слова «больше – меньше, поровну».

Руководство. Для игры понадобятся обручи. Их количество должно соответствовать количеству детей.

Дети стоят в своих обручах, лежащих на полу в два ряда на небольшом расстоянии друг от друга. Воспитатель говорит ребятам о том, что они - «зайчики». У каждого своя «норка», свой домик. «Норок» столько, сколько «зайчиков». Выскочили «зайчики» из «норок» на травку поиграть. Раздается сигнал: «Волк идет!»

«Зайчики» пугаются и бегут прятаться в свои «норки». «Волк» возвращается в лес. Воспитатель спрашивает:

-Сколько зайчиков? Сколько норок? Чего больше (мень-ше?

Дети отвечают, и игра повторяется

Февраль

«В лес за грибами»

Дидактическая задача. Формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».
Руководство.  Приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного)

Март

«Малина для медвежат»

Дидактическая задача. Формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

Руководство.  Воспитатель говорит:

- Ребята, медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат? (много). А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? (много) Сколько у нас медвежат? (много) Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод.

Апрель

«Угости зайчат»

Руководство. Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками. Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного, еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько морковок? (много). Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат? (много). Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть».

Май

«Жучки на листиках»

Дидактическая задача. Формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

Руководство. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые жучки. Они хотят с вами поиграть, вы станете жучками. Наши жучки живут

на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – листик. Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понравилось с вами играть». Далее повторяем игру, устанавливая отношения «больше, меньше», при этом учим уравнивать множества путем добавления и убавления.

Игры на развитие мышления

Октябрь

«Как ходит и пост петушок, как бегает и лает собачка».

Дидактическая задача. Развивать предметную и игровую деятельности, кругозор и образное мышление, речевой аппарат и звукоподражание.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушечные петушок и собачка.

Руководство. Дети рассаживаются по кругу. Воспитатель показывает игрушечного петушка (собачку), обращает внимание на то, какой он красивый, показывает, как ходит петушок (бегает собачка), как поет (лает). «Петушок» подходит к ребенку, ребенок воспроизводит движения «петушка» и звукоподражает.

Ноябрь

«Сборные матрешки».

Дидактическая задача. Развивать умение различать верх и низ предмета, координировать мелкие движения кисти руки; обогащать словарный запас.

Игровой материал и наглядные пособия: двух- или трехместные матрешки с яркой раскраской.

Руководство. воспитатель предлагает детям рассмотреть двух- или трехместных матрешек и объясняет, что их надо разобрать и правильно собрать: вложить меньшую в большую, соблюдая правильное положение (головкой вверх). Далее вместе с детьми рассмотреть матрешек и задать наводящие вопросы: «Покажите, где расположена голова у матрешки? Значит, это верхняя часть матрешки. А где же нижняя часть матрешки? Конечно, там, где кармашек на платье». И т. д.

Декабрь

«Чудесный мешочек»

Дидактическая задача. Развивать образное мышление, память.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушечные лошадка, мишка, кот, зайка, мешок, картинки с изображением животных.

Руководство. Воспитатель кладет игрушечных зверей в мешок. Ребенок вынимает игрушку и читает стихотворение об этом животном: если он затрудняется в выполнении задания, то стихотворение читает другой ребенок. И т. д.

Январь

«Игрушки разбежались»

Дидактическая задача.  Развивать память, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушки.

Руководство. Подобрать несколько предметов для игры, например: машину, несколько кубиков, кукольную мебель. Рассмотреть их вместе с ребенком, определить, как хотите с ними поиграть. Объяснить, что нужно построить дом для куклы Кати и поставить там мебель. Предложить ребенку выйти в другую комнату. Разложить все выбранные предметы в разные места. Позвать ребенка и сообщить ему, что все игрушки разбежались и вы не можете их найти. Пусть ребенок вспомнит, во что собирались играть, и найдет ваши игрушки

Февраль

«Исправь ошибку»

Дидактическая задача. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Руководство. Нарисовать ребенку картинку с заведомо неверной деталью в сюжете, например: дерево с зелеными листьями, цветы, радугу и снеговика. Предложить ребенку найти и показать ошибку, обосновать свое мнение.

Март

«Подбери крышку»

Дидактическая задача. Развивать навыки классификации и сопоставления предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: кастрюли разного размера с соответствующими им крышками.

Руководство. Воспитатель говорит ребенку, что перепутались крышки от кастрюль, и предлагает помочь подобрать крышки по размеру.

Апрель

«Найди домик»

Дидактическая задача. Развивать навыки сопоставления.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями зайцев: 3-е маленькими зайцами и 3 - с большими; карточки с изображениями домиков: 3-е маленькими домиками, 3-е большими.

Руководство. Воспитатель рассказывает ребенку о том, что «зайчики» вышли погулять и заблудились. Предлагает ребенку помочь «зайкам» найти свои «домики»: маленьким - маленькие, большим - большие. (Разложить карточки с изображениями домиков в хаотическом порядке.)

Май

«Один - туда, другой - сюда»

Дидактическая задача. Развивать навык сопоставления, умение систематизировать предметы по признаку.

Игровой материал и наглядные пособия:4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробки для больших и маленьких кругов.

Руководство. ридумать сюжет игры, например: бабушка пекла блины - большие (вырезанные из бумаги круги диаметром 6 см) и маленькие (вырезанные из бумаги круги диаметром 3 см). Большие - маме с папой, а маленькие - деткам. Но все блины перепутались. Надо помочь бабушке разложить их по тарелкам: распределить большие круги в большую коробку, маленькие - в маленькую.

Игры на развитие слухового восприятия

Октябрь

«Мы гуляем и поем»

Материал. Две прямые дорожки, вырезанные из грубой наждачной бумаги (шириной 2 см, длиной 5 и 30 см).

Руководство. Скажите ребенку: «Наши пальчики пойдут гулять». Возьмите малыша за ведущую руку, выдвиньте его указательный и средний пальцы вперед, наложите свою ладонь сверху и проведите его пальчиками по короткой дорожке, пропевая «а-а». «Ой, какая короткая дорожка! Как быстро она закончилась! Пойдем по другой».

Положите длинную дорожку перед ребенком: «Сейчас (имя ребенка) пойдет гулять по длинной дорожке и будет песенку петь: „А-а-а-а-а». (Пропевайте за малыша в случае необходимости.) Как (имя малыша) поет?» - «А-а-а-а-а».- «Долго идем – долго поем».

Ноябрь

« Долго-коротко »

Материал. Колокольчик.

Руководство. Дайте ребенку колокольчик. Помогите малышу его рассмотреть. Научите им звенеть. Скажите: «Давай долго будем звенеть колокольчиком, долго-долго». Помогите малышу это сделать: «Динь-динь-динь-динь. А теперь – коротко: динь. А теперь опять долго-долго».

(Усложнение)

Материал. Барабан.

Руководство. Дайте ребенку барабан. Помогите малышу его рассмотреть. Научите ребенка бить в барабан. Скажите: «Давай долго будем бить в барабан, долго-долго». Помогите малышу это сделать: «Бам-бам-бам-бам. А теперь – коротко: АМ». А теперь опять долго-долго».

Декабрь

«Большой и маленький мишки»

Руководство. Большой мишка (примерно 12 см высотой), маленький мишка   \ (примерно 6 см высотой), две прямые дорожки, вырезанные из наждачной бумаги

Руководство. Скажите: «Мишки хотят гулять. Поможем им. Где большой мишка? Правильно, вот он. Большой мишка пойдет по длинной дорожке». Возьмите малыша за ведущую руку, в которой зажат мишка, и проведите, по возможности плавно, по длинной полоске бумаги: «Дли-и-и-и-инная дорожка! Мишка до-о-о-о-о-лго гуляет».

Потом аналогично поиграйте с маленьким мишкой (по короткой дорожке). Затем проведите пальчиками малыша по тем же дорожкам (как в игре «Мы гуляем и поем»).

Январь

«Мишка идет в гости»

Материал. Мишка большой (12 см высотой), две прямые дорожки из мелкой наждачной бумаги (ширина 2 см, длина 5 и 30 см), две небольшие картинки с изображением колокольчика и барабана.

Руководство. Скажите: «Мишка шел в гости: топ-топ-топ-топ-топ. До-о-о-о-олго шел. Колокольчик нашел. Пошел мишка по короткой дорожке – топ-топ. Барабан нашел». Проведите пальчиками малыша по дорожке.

Внимание! Повторение звукоподражаний от малыша не требуется.

Февраль

«Длинная-короткая дорожка»

Материал. Небольшие по размеру игрушки (6-10 см): поросенок, собачка, кошка, две прямые дорожки из гофрированной бумаги из-под конфет (ширина 2 см, длина 5 и 30 см).

Руководство. Двигайте рукой малыша с зажатой в ней игрушкой (собачкой, поросенком, кошкой) и говорите: «Собачка идет в гости: ав-ав-ав-ав-ав. Уф, устала собачка. Поросенок идет в гости: хрю-хрю-хрю-хрю-хрю. Уф, устал поросенок. Кошка идет в гости: мяу-мяу-мяу-мяу-мяу. Уф, устала кошка. Решили они пойти по короткой дорожке. Сначала собачка пошла: ав-ав. Пришла. Поросенок пошел: хрю-хрю. Пришел. Кошка пошла: мя-яу. Пришла». Затем проведите пальчиками малыша по дорожкам, как в игре «Мы гуляем и поем».

Март

«Машины»

Материал. Две машинки – побольше и поменьше; две дорожки, вырезанные из вельветовой ткани и наклеенные на картон (ширина 2 см, длина 5 и 30 см). Короткая дорожка – прямая, длинная – в виде полумесяца.

Ход игры: спросите малыша: «Какую ты хочешь машинку – большую или маленькую? Возьми». Если он взял большую машину, то она поедет по длинной дороге. Маленькая – по короткой. По-разному произносите звукоподражания: длинно (би-би-би-би-би) и коротко (би-би). Управляйте рукой малыша, в которой зажата машинка. Особое внимание обратите на длинную дорожку – она изогнута. В заключение игры проведите по дорожкам пальчиками малыша.

Апрель

«Сапожки»

Материал. Наперсток; две дорожки, вырезанные из бархатной бумаги (ширина 2 см, длина 5 и 30 см). Прямая дорожка – короткая, изогнутая – длинная.

Руководство. Наденьте на указательный палец малыша наперсток. Возьмите его за указательный палец, положив свою кисть поверх кисти малыша, и проведите сначала по короткой дорожке: «Бум-бум», а затем – по длинной: «Бум-бум-бум-бум-бум». Снимите наперсток и проведите по дорожкам пальчиком малыша, по возможности вызывая у него повторение звукоподражаний.

Май

«Из-за леса, из-за гор»

Материал. Прямая дорожка, вырезанная из бархатной бумаги, шириной 2 см и длиной 15 см.

Руководство. Возьмите ребенка за руку, выдвинув вперед указательный и средний пальцы его руки. Положите свою ладонь сверху, проведите пальчиками малыша по дорожке в такт словам: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор». Второй вариант: проводите большим пальцем малыша на каждый слог стихотворения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей 3 года жизни

Рааставить букеты по вазамПодбери гараж для машиныНайди колеса к паравозуГеометрическое лоттоЧто лежит в корзинеБабочки и цветыНарядим неволяшкуПочини коту Леопольду зонтикПодбери узорыВеселые поварят...

Развитие общей моторики у детей второго года жизни

Работа представляет собой методическую разработку, предназначенную для родителей детей группы раннего возраста №1....

Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей второго года жизни

Нанизывание больших и маленьких колец на стержень. Складывание двухместной матрешки.Нанизывание колец, убывающих по величине....

Консультация для родителей «Упражнения и развивающие игры на развитие сенсорных способностей для детей третьего года жизни»

В данной консультации представлены интересные и простые упражнения и игры на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста....

Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей второго года жизни

Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей второго года жизни...

Перспективное планирование взаимодействия с семьями воспитанников по формированию сенсорных представлений у детей второго года жизни

Перспективное планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год по теме "Формирование сенсорных представлений у детей второго года жизни". Представлены цель, задачи, таблица....

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ПРЕДЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ПРЕДЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ...