Статья "Особенности работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)"
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Петрова Наталья Владимировна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennosti_raboty_s_detmi_s_tmnr.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Особенности работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Дети  с ТМНР с выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Они занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными или локальными нарушениями. Это нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы. Тяжелые множественные нарушения развития представляют собой не просто сумму двух и более нарушений развития, а качественно новую структуру дефекта, отличающуюся от структуры каждого нарушения входящего в комплекс ТМНР.

Практически у всех детей с ТМНР отсутствует речь, движения рук ограничены, не держат ложку, карандаш, кисть , с большим трудом могут указать, выбрать тот или иной предмет из -ограничения умственных и физических возможностей. Практически отсутствует обратная связь от ребёнка к педагогу.

Дети с ТМНР имеют разрозненные и узкие представления об окружающем мире, их сенсорный опыт беден и не сформирован, средства общения ограничены (крик, телодвижения, эмоции, отдельные жесты, звукоподражания или слово),низкий уровень развития осязания и моторики пальцев и кистей рук. Из-за имеющихся интеллектуальных и сопутствующих нарушений дети не могут спонтанно по подражанию овладевать различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными, целенаправленные действия с окружающими предметами отсутствуют. Педагогу во взаимодействии с ребёнком нужно задавать вопросы так, чтобы было можно ответить на них «да или «нет» или показать на нужную картинку, чтобы сообщить информацию.

Для повышения мотивации, для того, чтобы наблюдалась динамика в коррекции развития, все обучение должно выстраиваться с элементами игры, с постоянным привлечением их личного жизненного опыта. Опора на жизненный опыт очень важна в более качественном усвоении учебного материала. Это способствует эмоциональному отклику ребёнка на материал, который становится конкретен и понятен. Таким образом, игровые технологии являются ведущими при обучении детей с ТМНР.

В работе с детьми, у которых наблюдается ТМНР, также применяются технология личностно - ориентированного подхода, здоровьесберегающие технологии. Даже коммуникативная технология обучения возможна с большими ограничениями, поскольку наладить коммуникацию друг с другом очень сложно из - за отсутствия речи. Коммуникация между детьми возможна на эмоциональном фоне при направляющей помощи взрослого.

Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный) подход основывается на учете индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Ежедневно, исходя из индивидуальных способностей в обучении и физических возможностей детей с ТМНР, при работе на занятии над той или иной темой применяется индивидуальный дифференцированный подход во всем. Особенно в использовании наглядного, иллюстративного материала. Каждому ребёнку предлагается обучающий материал, картинки, игрушки разные по размеру, форме, цвету, материалу.

На занятиях  приходится обращаться индивидуально к каждому, сформулировав вопрос так, чтобы она была ему понятна. Необходимо стремиться к тому, чтобы все учебные действия сопровождались наглядностью. Необходимо давать на выполнения действия (манипуляции с предметами, ответы) столько времени, сколько требуется ребёнку.

В обучении детей с ТМНР важна технология здоровьесбережения. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить детям возможность сохранения здоровья за период пребывания в ДОУ, сформировать у него необходимые навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Для достижения этих целей применяются: средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления. Это и специальная мебель, специальные динамические паузы, которые учитывают физические возможности обучающихся с ТМНР. Частое чередование видов деятельности на занятиях, которое помогает сохранять интерес с к изучаемому материалу, обучающиеся не утомляются, сохраняется мотивация к обучению.

У воспитанников с ТМНР, находясь в детском саду, формируются режимные моменты, которые также важны в жизни ребенка. Итогом образования человека с ТМНР является нормализация его жизни, т. е. образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей.

Таким образом, ФГОС для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития направлен на обеспечение доступности образования для всех детей, включение их в систему образования вне зависимости от тяжести нарушений развития, вида образовательного учреждения, места проживания; создание образовательной среды в соответствии с их возможностями и потребностями.

Основной задачей педагогов, работающих с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, является адаптация данной категории детей в социуме.