ПЛАН РАБОТЫ КОРРЕКЦИОННОГО КРУЖКА «Волшебная вода»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Коррекционно-развивающий кружок педагогической арт-терапии водяная анимация «Эбру». Для привычной для ребенка учебной, игровой и бытовой деятельности предполагается проведение комплексного психолого-педагогического обследования, выявление внутреннего потенциала, составление индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы и отслеживание результатов динамики развития ребенка. Арт-терапия позволяет проработать те мысли и чувства, которые человек привык подавлять. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их устно. Арт-терапия – это и лечение, и развлечение, и развитие одновременно. В процессе размазывания, смешения, разбрызгивания, подбора и импульсивного рисования малыш безболезненно выражает свои чувства. Благодаря этой специализированной форме психотерапии у взрослых появляется возможность заглянуть во внутренний мир ребенка. Упражнения по арттерапии для детей дают им заряд бодрости, наделяют уверенностью, помогают справляться со сложными ситуациями, ведь творчество позволяет приоткрыть дверь в сознание ребенка, обнаружить и решить скрытые проблемы. «Эбру» применяется для детей, с ОНР, проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения. Данный кружок направлен на всестороннее гармоничное развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.

Все дети любят рисовать. Но нередко из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству.

Современного ребёнка сложно заинтересовать стандартным набором изобразительных материалов и техник, уровень умственного развития и потенциал нового поколения требует новых идей в творчестве. Одной из нетрадиционных техник рисования является эбру.

В творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники эбру, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует, а так же:

  • вырабатывается усидчивость у детей
  • успокаиваются и дисциплинируются
  • -развивается мелкая моторика рук
  • тренируется зрение
  • развивается координация движения
  • открывается творческий потенциал
  • развивается фантазия и мышление
  • умение сочетать цвета и формы;
  • навык видеть прекрасное в обыденном;
  • возможность мыслить нестандартно;
  • умение расслабляться и получать удовольствие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ebru_-volshebnaya_voda.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "детский сад № 187 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей" 

ПЛАН РАБОТЫ

 КОРРЕКЦИОННОГО КРУЖКА

«Волшебная вода»

на 2022 –2023учебный год

Воспитатель: Ромащенко Е.С.


Актуальность кружковой работы

Коррекционно-развивающий кружок педагогической арт-терапии водяная анимация «Эбру». Для привычной для ребенка учебной, игровой и бытовой деятельности предполагается проведение комплексного психолого-педагогического обследования, выявление внутреннего потенциала, составление индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы и отслеживание результатов динамики развития ребенка. Арт-терапия позволяет проработать те мысли и чувства, которые человек привык подавлять. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их устно. Арт-терапия – это и лечение, и развлечение, и развитие одновременно. В процессе размазывания, смешения, разбрызгивания, подбора и импульсивного рисования малыш безболезненно выражает свои чувства. Благодаря этой специализированной форме психотерапии у взрослых появляется возможность заглянуть во внутренний мир ребенка. Упражнения по арттерапии для детей дают им заряд бодрости, наделяют уверенностью, помогают справляться со сложными ситуациями, ведь творчество позволяет приоткрыть дверь в сознание ребенка, обнаружить и решить скрытые проблемы. «Эбру» применяется для детей, с ОНР, проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения. Данный кружок направлен на всестороннее гармоничное развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.

Все дети любят рисовать. Но нередко из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству.

Современного ребёнка сложно заинтересовать стандартным набором изобразительных материалов и техник, уровень умственного развития и потенциал нового поколения требует новых идей в творчестве. Одной из нетрадиционных техник рисования является эбру.

В творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники эбру, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует, а так же:

  • вырабатывается усидчивость у детей
  • успокаиваются и дисциплинируются
  • -развивается мелкая моторика рук
  • тренируется зрение
  • развивается координация движения
  • открывается творческий потенциал
  • развивается фантазия и мышление
  • умение сочетать цвета и формы;
  • навык видеть прекрасное в обыденном;
  • возможность мыслить нестандартно;
  • умение расслабляться и получать удовольствие.

1. Цели и задачи кружковой работы

Цель: способствовать снижению психоэмоционального напряжения, импульсивности, через освоение нетрадиционной техники рисования на воде – эбру

Задачи:

  • Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на воде «Эбру»;
  • Обучение созданию картин на воде с учетом смешения красок, ритма, симметрии.
  • Развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать нетрадиционными техниками;
  • Развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
  • Развивать воображение, фантазию;
  • Развивать мелкую моторику, пластичность и гибкость рук;
  • Развивать желание экспериментировать в рисовании.
  • Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.
  • Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
  • Воспитание аккуратности.

2.Формы и режим занятий.

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемым планом работы на текущий год.

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в данной технике с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Комбинированное занятие состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей:

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие приемы стоит использовать.

Основная часть - непосредственно работа красками на воде по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов и т. д.). Обязательным является проведение физкультминутки.

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и работ товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов деятельности детские работы переносятся на бумагу и фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются выставка и альбом для каждого ребенка.

Режим занятий: Занятия учебных групп проводятся 1 раз в неделю по 30 мин. • 1-й - начальный - знакомство с инструментами и материалами, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать на воде; • 2-й – освоение основных приемов рисования: салют, ёлочки, ромашки, сердечки и тюльпаны. • 3-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу.

3. Ожидаемые результаты:

  • позитивные изменения в психологическом состоянии детей;
  • развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
  • освобождение ребенка от негативных переживаний (фобий, тревожности и т.п.), внутри личностных конфликтов;
  • свобода творческого самопроявления; умение работать со своими переживаниями (анализ, отреагирование, принятие и т.д.);
  • раскрытие внутренних ресурсов ребенка;
  • стремление к самопознанию и самовыражению;
  • снижение эмоциональной тревожности;
  • повышение самооценки; развитие коммуникативных навыков;

4. Планирование кружковой работы по месяцам

Месяц

Название тем

Задачи

Октябрь

Дождь и солнце

Развивать желание экспериментировать в рисовании. Воспитывать аккуратность.

Осенние листья

Познакомить детей с техникой рисования

Баттал Эбру.

Воспитывать воображение и мышление. Вызывать положительный отклик на свое творчество.

Ноябрь

Осенние грибы

Продолжить знакомить с техникой. Учить равномерно разбрызгивать краски на воду. Воспитывать усидчивость.

Осенние узоры

Дать понятье «Композиция листа Закреплять правило работы с красками. Учить соблюдать соотношения величины, рисовать круг, равномерно наносить узор.

Дождь и лужи

Продолжить знакомить с техникой – эбру. Закреплять умение чисто промывать палочку перед использованием краски другого цвета.

Баттал Эбру.

Развивать творчество. Воспитывать воображение и мышление. Вызывать положительный отклик на свое творчество

Декабрь

Первый снег

Учить работать красками, развивать логическое мышление.

Снежинки

Учить детей растягивать круглую каплю краски. Развивать воображение, творчество, речь

Баттал Эбру.

Развивать творчество. Воспитывать воображение и мышление. Вызывать положительный отклик на свое творчество

Январь

Зимние деревья

Учить детей смешивать краски, развивать у детей желание экспериментировать в рисовании.

Елочка зимой

Закрепить навыки рисования «Приливы – отливы». Учить создавать образ под музыку.

Февраль

Морозные узоры

Закреплять навык знакомых техник рисования. Воспитывать самостоятельность.

Баттал Эбру.

Воспитывать воображение и мышление. Вызывать положительный отклик на свое творчество.

Март

Весна пришла

Развивать желание экспериментировать в рисовании. Развивать творческую самостоятельность.

Весенние краски

Познакомить с новой техникой рисования «Эбру Шаль». Закреплять знакомые приемы.

Первые подснежники

Учить передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида цветов. Развивать воображение.

Апрель

Весеннее небо

Закреплять навыки знакомых техник рисования. Развивать желание фантазировать.

Птицы весной

Учить соблюдать соотношение деталей предмета по величине, развивать мышление и внимание.

Одуванчик

Познакомить с новой техникой рисования «Фантазийное Эбру». Учить творчески выражать свои мысли

Май

Бабочки

Учить располагать капли краски близко друг к другу. Учить передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида бабочки

Цветная полянка

Закрепить знакомые техники рисования Эбру. Закрепить технические навыки и умения. Повторить приемы смешивания красок.

.

5. Список литературы

1. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 62-65

2. Никитина А.В Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2010 2.

3.Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 85-90.

4. Исханов, С.В,.Системадиагностико – корррекционной работы с аутичными дошкольниками.–Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», - 208с.

5. Янушко, Е.А., Рисование с детьми раннего возраста (1-3года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.: МозайкаСинтез, 2006.-64с.

6. Цквитария,Т.А., Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2011.-128с.

7. Медведева, Е. А., Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н., Комиссарова и др. – М. Академия, 2001.

8. Пластилиновые фигурки животных. – М.: Эксмо; Донецк СКИФ, 2010.- 64с.: ил.- (Азбука руководителя)

9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Учебное методическое пособие М.: ИД «Цветной мир»,2012.- 144с.,переизд.дораб.и доп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа кружка "Волшебная иголочка"

План-программа работы кружка "Волшебная иголочка" работа с детьми 5-7 лет разработана на 1 год....

Перспективный план работы кружка «Волшебное слово»

Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством выразительного чтения стихов....

Перспективные планы по кружку "Волшебная верёвочка"

В данном материале предоставлен перспетивный план по художественному творчеству с детьми средней группы. Где  используются  нетрадиционные техники  рисования верёвочкой....

План работы кружка "Волшебная бумага" в старшей группе

План работы кружка "Волшебная бумага" в старшей группе на 2013-14 учебный год...

План работы кружка"Волшебная кисточка"

Организация работы по нетрадиционным способам рисования с детьми старшей группы....

Перспективный план работы кружка "Волшебные нити" в подготовительной группе

Известно: рука развивает мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Вот почему работа кружка «Волшебные нити» является необходимой составной частью воспитательно-об...

План работы кружка по ИЗО в подготовительной группе План работы кружка «Волшебные краски» в подготовительной группе

Пояснительная запискаСпособность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психолог...