ОВЗ. Консультация для родителей. 11.01.23г.
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Владимирова Татьяна Адольфовна

Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ» В нашей стране внимательно относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, что отражено в первых Указах Президента РФ В. В. Путина (№ 597 и № 599). В настоящее время реализуется концепция, в соответствии с которой ребенок с ОВЗ не обязан быть «готовым» к обучению в детском саду или в школе, а большее внимание должно уделяться уделяется адаптации среды к его возможностям, развитию способностей, которые могут быть востребованы там, где он живёт, воспитывается и учится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_2.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:


Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ»

В нашей стране внимательно относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, что отражено в первых Указах Президента РФ В. В. Путина (№ 597 и № 599). В настоящее время реализуется концепция, в соответствии с которой ребенок с ОВЗ не обязан быть «готовым» к обучению в детском саду или в школе, а большее внимание должно уделяться уделяется адаптации среды к его возможностям, развитию способностей, которые могут быть востребованы там, где он живёт, воспитывается и учится.

Особые дети — это обычные дети. Они смеются, любят играть и чутко реагируют на ласку. Физические ограничения или патологии развития не делают их особенными. Такими их делают потребности — в различных процедурах. Ходить в бассейн с ребенком — хлопотное дело, а ходить в бассейн с ребенком с особыми потребностями — маленький подвиг. Мама продумывает тысячу мелочей — от дороги и питания до того, куда маленького ребенка пристроить в душе. Это тяжелый труд. Но ненапрасный. Плавание дает результаты, поэтому родители детей преодолевают болезни, пробки, неудобства и вновь и вновь приходят в бассейны города.

Нашим воспитанникам и их родителям повезло, так как в нашем дошкольном образовательном учреждение созданы все условия для адаптации и планомерного развития таких детей. Наличие всех специалистов, работающих в данном направлении, доступная среда - правильно оборудованные групповые помещения, в том числе и бассейн. Чтобы заниматься с данной категорией детей, Наталья Викторовна прошла переподготовку, на которой акцент делается на физиологические особенности, эмоциональное и психологическое восприятие мира, определенные комплексы упражнений.

 «Плавание – это одно из наиболее эффективных коррекционно-оздоровительных средств адаптивной физической культуры. Дети с ОВЗ, занимающиеся плаванием, лучше адаптируются к самостоятельной жизни, у них быстрее происходит коррекция психофизического развития. Физические упражнения являются важным средством для успешной социальной адаптации и интеграции таких детей в общество. Плавательные упражнения оказывают на организм оздоровительное действие, развивая сердечно-сосудистую и дыхательную системы; укрепляя мышцы, обеспечивая гармоничное развитие тела и правильную осанку; приспосабливая организм к действию холода, резким колебаниям температуры и способствуют закаливанию организма. В теплой воде уменьшаются болевые ощущения. Происходит уравновешивание процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Немаловажным является тот факт, что обучение плаванию ребенка с ОВЗ проходит сначала индивидуально, а потом в группе с другими детьми. Это организует процесс их социализации, который осуществляется в результате усвоения необходимых навыков, жизненно значимых для ребенка. Данная работа осуществляется в несколько этапов:

-формирование положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия ребенка с близким взрослым. (в рамках ДОУ, это воспитатель или дефектолог, сопровождающий ребенка)

-формирование представлений об окружающих людях («Я, ты, мы»);

-формирование способов усвоения общественного опыта (совместные действия, жесты, подражательные способности);

-формирование навыков социального поведения. (ребенка включают в режимные моменты, учат понимать обращенную речь взрослого).

Одной из целей индивидуального, далее совместных занятий со сверстниками в бассейне является развитие предпосылок к коммуникативной деятельности. В процессе проведения индивидуальных занятий в бассейне,   инструктор по плаванию создаёт ситуации, провоцирующие детей вступать во взаимодействие сначала на уровне простых предметных манипуляций с предметами в воде, а затем в совместной с другими детьми деятельности. Систематические занятия в бассейне не только оздоравливают ребёнка и способствуют развитию внутренних органов, мышечного аппарата и позвоночника. Упражнения также имеют и воспитательное значение: они помогают развивать личность воспитанников и приобщают их к спорту. Ребёнок обретает уверенность в своих силах, становится самостоятельным и выносливым.

Цель: создание условий для охраны жизни, укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.

Задачи:

-Создавать условия для оздоровления детского организма;

-Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, дыхательную систему;

- Формировать элементарные навыки плавания;

- Способствовать развитию физических и нравственно – волевых качеств ;

-Обеспечивать умение владеть своим телом в непривычной среде;

-Формировать привычку культурно- гигиенических навыков,

-Способствовать воспитанию чувства заботы о своем здоровье.

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (различные виды гимнастик, развивающие упражнения, спортивные игры).

Ребенок сначала привыкает к воде, к инструктору, а только после этого начинает учиться нырять и самостоятельно передвигаться в воде»

 

- Каждый ребенок принимается нами таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.

- Уважительное, доброжелательное отношение к детям, к их потребностям. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.

- Разные виды деятельности, проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес. Взрослый, являясь непосредственным активным участником событийного признака, заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задает образцы выполнения действий.

- Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.

- У детей создается чувство безопасности и равноправия в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать своё «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.

- Ценится постепенность развивающего процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час достижений.

- Не следует оценивать детей, добиваясь единственно правильного, на ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае дети будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять собственные реакции.

Так, что же дает ребенку с ОВЗ плавание? Специалисты единодушны во мнении: для ребенка полезней, чем плавание, не найти ничего. Бассейн — источник удовольствия для детей. Одновременно это источник психологического комфорта. Потому что в воде получаются упражнения и движения, которые тяжело освоить на суше. Самооценка ребенка повышается, потому что он чувствует результат. Особые дети застенчивы. На занятиях они легче включаются в игры и проявляют эмоции. Групповые и особенно индивидуальные уроки учат самостоятельному общению со взрослыми. Это прививает ценные социальные навыки и способствует укреплению доверия.

Систематические занятия в воде вызывают у детей положительные эмоции. А, в воспитании ребенка раннего возраста с ОВЗ на первом месте в раннем возрасте должно быть эмоциональное благополучие. Водная реабилитация отражает единство взаимоотношения человека и водной среды как внутри организма, так и снаружи.

Спасибо за внимание!

Инструктор ФИЗО

Татьяна Адольфовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...