Практикум - игра "Сенсорная планета - перезагрузка"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Практическое мероприятие для педагогов по использованию специального коррекционного оборудования "Волшебные вещи Совы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_-igra_sensornaya_perezagruzka.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум – игра

Сенсорная планета - перезагрузка

(для специалистов психолого-социального сопровождения в центре сенсорной интеграции)

Ведущий

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения Российской Федерации - 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья,  и с каждым годом эта цифра неуклонно растет, и усложняются диагнозы детей. Так, по частоте ранний детский аутизм (далее РДА) находится на 4 месте среди различных видов патологий у детей.

Для детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) характерны поведенческие проблемы, отсутствие коммуникации, нарушение  процесса получения и правильной обработки нервной системой информации от рецепторов чувств: осязания, вестибулярного аппарата, ощущения тела. Это то, что помогает людям адекватно осознавать себя в этом мире и эффективно взаимодействовать с реальностью. Такие процессы важны не только для детей с РАС, но и для гиперактивных детей, тревожных, капризных, беспокойных, так и нормально развивающихся детей.     Создав необходимые условия, применяя инновационные инструменты сенсорной интеграции (специальные предметы), появится возможность вырабатывать привычку у детей с РАС чувствовать близкий контакт, желание общаться, получать недостающий сенсорный опыт, что важно для социализации ребенка.

В современных условиях, педагоги дошкольных учреждений должны иметь возможность широкого выбора практических, методических пособий по работе с детьми ОВЗ, наличие таких пособий позволит более результативно решать коррекционные задачи и наполнять воспитательно-образовательный процесс исходя из потребностей детей.

С проектом «Волшебные вещи Совы» принимали участие в районном конкурсе бизнес планов-проектов в номинации «Зона активного отдыха». Получили грант. На полученные от гранта деньги закуплено оборудование. Сегодня мы хотим продемонстрировать свой опыт работы с детьми с ОВЗ с использованием специального оборудования в индивидуальной работе инструктором  по физ. воспитанию, музыкальным руководителем,  специалистами  службы ранней помощи.

Сенсорная интеграция ребенка – это процесс координации сигналов, поступающих в мозг от органов чувств, обеспечивающий адаптацию и продуктивное взаимодействие человека со средой, в которой он находится.

В ходе исследований установлено, что сенсорная интеграция аутистов дает заметные результаты: ребёнок приобретает новые навыки, что является стимулом для активизации речевого и интеллектуального развития. Сенсорное развитие ребенка и сенсорная интеграция – одна из актуальных психолого-педагогических проблем современности. Если у родителей, медиков или воспитателей возникли подозрения о наличии проблем координации в сенсомоторной сфере, необходимо внимательнее отнестись к малышу-дошкольнику и не отказываться от диагностики и терапевтической помощи. Чем раньше мы начнем помогать маленькому человечку, тем успешнее он будет в дальнейшем в процессе социализации.

Следовательно, развитие сенсорной интеграции ребенка, которая в период дошкольного детства совершенствуется в процессе эмоционального общения малыша со взрослыми, во время игровой и иной деятельности, в ходе развития речи, – необходимое условие для дальнейшего нормального развития, овладения навыками чтения, письма, формирования логических операций, математических представлений и подготовки к решению учебных и коммуникативных задач.

Нарушение сенсорной интеграции у детей

Сигналы, которые поступают в центральную нервную систему от разных органов чувств, могут восприниматься и обрабатываться некорректно. Если координация этих и иных сигналов нарушается, отмечается дисфункция сенсорной интеграции ребенка.

Можно выделить нарушение сенсорной интеграции, связанное с тем, что малыш испытывает трудности с определением положения тела и его частей в пространстве. Такое нарушение бывает нескольких видов.

Виды расстройств

Симптоматика

Расстройство праксиса

Неспособность осуществлять координацию левой и правой стороны тела, планировать ряд движений, следующих друг за другом (незначительное нарушение проприоцептивной, тактильной сферы и обработки сигналов вестибулярного аппарата)

Ребенку трудно поймать мячик, сложно выполнять одинаковые движения левой и правой рукой или ногой

Сложности с ощущением собственного тела и его возможностей        

С трудом удерживает карандаш и пользуется им, с трудом застегивается, завязывает шнурки, надевает одежду

Расстройство сенсорной модуляции

Повышенная степень реакции на сигналы, поступающие от вестибулярного и проприоцептивного аппарата

Боится упасть, совершая движения по наклонной поверхности, прыжки, преодолевая даже незначительные препятствия; реагирует приступами головокружения или тошноты на перемещения и передвижения

Пониженная степень реакции на сигналы, поступающие от органов чувств

Не замечает прикосновений к телу, не ощущает боли при порезах

Сенсорная интеграция — это название метода, суть которого в том, чтобы помочь нашим детям восполнить дефицит сенсорного опыта. Того самого опыта, который не дает им среда современного урбанизированного социума.

Целью терапии сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы. То есть ощущения, которые приходят из окружающей среды, а также реакции на них, заставляют детский мозг развиваться. Желаемые реакции в результате терапии появляются естественным образом, в качестве последствия деятельности нервной системы. 

На помощь педагогам, для сенсорной интеграции детей дошкольного возраста и восполнения недостающего сенсорного опыта призваны волшебные вещи Совы: утяжелённое одеяло, гамак, балансир, совокресло, пендалин… Использование специальных вещей Совы полезно для реабилитации и абилитации детей с ОВЗ, для игр и развития нормотипичных детей.

Вот неполный список ситуаций, при которых данное оборудование может быть полезным и даже незаменимым:

  • Агрессивное поведение
  • Аутизм и синдром Аспергера, СДВГ
  • Аутизм и расстройства аутистического спектра
  • Бессонница и беспокойный сон
  • Биполярное аффективное расстройство
  • Болезнь Альцгеймера
  • Болезнь Паркинсона
  • Боли различной этиологии
  • Деменция
  • Детоксикация
  • Детский церебральный паралич
  • Дисфункция сенсорной интеграции
  • Мании
  • Синдром Дауна и синдром Ретта
  • Напряженность и стресс
  • Нарушение обработки сенсорной информации
  • Обсессивно-компульсивное расстройство
  • Паранойя
  • Посттравматический шок
  • Психозы и тревожные расстройства, шизофрения

Подробнее остановимся на каждом изимеющихся в арсенале элементах сенсорного оборудования.

Практическая часть.

Участники делятся на три группы, курируют группы – инструктор по физической культуре, воспитатель, психолог. Участники перемещаются по организованным центрам, специалисты демонстрируют оборудование, проводят игры с ним. Каждый специалист по три предмета демонстрирует. Время остановки в каждом центре 5 минут)

Ведущий

Данное оборудование используется специалистами службы ранней помощи. Так, в детском саду было проведено мероприятие для родителей  детей раннего возраста «Маматерапия».  Мы знаем по собственному опыту, что форм проведения мероприятий с маленькими детьми не так уж много. В данном случае была выбрана форма – аукцион.

Вниманию детей и родителей представлены центры воды и песка

Игры в центре сенсорной интеграции

Логопедические упражнения

Все, что сегодня представлено вашему вниманию, отражено в этом пособии по использованию специального оборудования «Волшебные вещи Совы». Оно направлено на оказание методической и практической помощи педагогам-психологам, учителям-логопедам, специалистам Службы ранней помощи, которые ведут коррекционную работу с детьми ОВЗ. Теоритический и практический материал, собранный и систематизированный в пособии, и в картотеке будет полезен воспитателям, инструктору по физической культуре, музыкальному руководителю, для реализации воспитательно-образовательного процесса и организации индивидуальной работы. Предложена авторская разработка игр для развития сенсорной интеграции у детей раннего и дошкольного возраста. Данным пособием могут пользоваться родители, воспитывающие ребёнка с ОВЗ, либо нормотипичного, для развития сенсорного опыта своих детей.

Игра Знаменитыеаутисты мира

Ньютон, Сократ, Энштейн, Ван Гог, Леонардо да Винчи, Моцарт, Линкольн….

Вывод

Аутизм не является препятствием на пути к нужной цели. Все во многом зависит от силы личности, что лишний раз подтверждает история.

Сегодня нет такого оборудования в наших детских садах, поэтому мы подготовили памятку «Чем заменить волшебные вещи Совы в быту» (раздаём памятки)

Спасибо за внимание, надеемся наша встреча была для вас не напрасной.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Перезагрузка» педагога ДОО для работы в современных условиях.

Материал предназначен для  старших воспитателей, заместителей  ДОУ в работе с педагогами, с целью  повышения профессиональной компетенции воспитателя  в условиях ФГОС ДО....

Акция «Засветись!» - Перезагрузка! октябрь 2018 г.

Акция «Засветись!» - Перезагрузка!...

Сценарий праздника 8 Марта "Перезагрузка"

Цель: Создать у детей радостное праздничное настроение, атмосферу взаимного уважения и любви детей к мамам и бабушкам....

Сценарий. Практикум-игра Сенсорная планета - перезагрузка

Сценарий. Практикум-игра Сенсорная планета - перезагрузка...

Презентация Практикум-игра "Сенсорная планета - перезагрузка"

Презентация к практическому занятию для педагогов...