«Если ребенок не идет на контакт».
консультация по коррекционной педагогике

Русанова Наталья Викторовна

Консультация для педагогов содержит рекомендации по установлению контакта с ребенком, а также игры, помогающие наладить контакт с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_rebenok_ne_idet_na_kontakt.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Если ребенок не идет на контакт».

Любое нарушение речи, так или иначе, влияет на психическое и эмоциональное состояние ребёнка. Часто дети замыкаются, боятся общаться, негативно реагируют на просьбы или задания. С точки зрения детской психологии первой формой общения становится для ребенка именно эмоциональное общение со взрослым человеком. И лишь позже появляются другие виды взаимодействия с людьми – деловое и личностное, общение со сверстниками. Трудноадаптирующиеся дети не умеют налаживать деловые контакты и предпочитают им эмоциональные. Установить эмоциональный контакт с ребенком поможет:

- общая деятельность. Ничто так не сближает как общие интересы и дела. Нарисуйте вместе картинку, поиграйте. Когда ребенок будет чувствовать, что им интересуются, он начнёт открываться;

- игра. Для установления контакта лучше подойдут настольные игры. Близкое расстояние между людьми способствует общению;

- посвящение в тайну. Чтобы расположить к себе дошкольника, доверьте ему свой секрет. Скажите ребёнку волшебную фразу: «Ты только никому не говори!» — таким образом, между вами появится невидимая связь, ведь вас объединяет общая тайна.

- Равноправие. Говорите с ребёнком как с взрослым. Часто детям надоедают разговоры о птичках и машинках, ему хочется, чтобы его воспринимали серьёзно. Во время общения не поучайте ребёнка, разговаривайте с ним на доступном языке, выражайте свои мысли простыми словами. Старайтесь, чтобы при общении ваши глаза находились на уровне глаз ребёнка, чтобы было ощущение равности.

Для того чтобы снять психическое напряжение, эффективно испгользование изобразительной деятельности и такой технологии как куклотерапия.

 Рисование – это один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисунок для ребёнка является своеобразным заменителем речи. Многие дети очень любят рисовать. Дети лучше идут на контакт благодаря использованию на занятиях кукол. Можно перевести выполнение заданий на куклу.

Добиться доверия ребенка младшего возраста в этом случае педагогу помогают игры для самых маленьких – эмоциональные игры. Обычно дети живо откликаются на эмоциональные игры, в которых инициативу берет в свои руки взрослый. Это можно объяснить тем, что такие игры часто знакомы детям, просты в исполнении и любимы детьми. Цель игры – это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.

Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий:

      Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;

      Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры; речь эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным или веселым голосом нормальной громкости. Во многих играх используются стихотворения и потешки;

      В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу: ведет себя доброжелательно, улыбается, поддерживает проявления ребенком инициативы, подбадривает;

      В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец: игра начинается, когда ребенок отдохнувший, в хорошем настроении, продолжается, пока ребенку интересно, и заканчивается при первых признаках усталости и потери интереса с его стороны;

      В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый – один ребенок).

 

Игры для налаживания контакта с ребенком.

Дай ручку!

       Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

       Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

       – Давай здороваться. Дай ручку!

      Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик – лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

Привет! Пока!

       Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

       Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

      –  Привет! Привет!

      Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

      –  Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

      При прощании игра повторяется – педагог машет рукой.

      –  Пока! Пока!

      Затем предлагает малышу попрощаться.

      –  Помаши ручкой на прощание. Пока!

      Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

Хлопаем в ладоши!

       Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

       Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:

       – Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

       Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

      Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

       – Давай похлопаем в ладоши вместе.

      Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

Ку-ку!

       Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания.

       Оборудование: кукла Петрушка (в ступке).

       Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).

      –  Ой! Кто это там прячется? Кто там?

      Затем Петрушка показывается со словами:

      –  Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!

      Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.

Петрушка.

       Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

       Оборудование: кукла Петрушка (би-ба-бо).

       Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.

      –  Я Петрушка – веселая игрушка! Привет-привет!

      Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.

       – Давай здороваться! Дай ручку!

      После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.

       – Давай хлопать в ладошки – хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

      Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.

Доброжелательность, внимание должны быть стержнем общения, основой его дальнейшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Если на улице идет дождь"

Дождь идет на улице. Чем занять ребенка?...

Аутичный ребенок. Знакомство и установление контакта.

В статье представлена классификация раннего детского аутизма, формы и методы коррекционной работы с детьми с РДА при помощи сенсорных игр....

Шпаргалки для родителей: "Если ребенок ябедничает", "Если ребенок испытывает страхи".

Шпаргалки для родителей:  "Если ребенок ябедничает", "Если ребенок испытывает страхи"....

Консультации для родителей(что делать если ребёнок ворует,если ребенок не слушается,«Воспитание дружеских отношений в игре»,Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?)

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного ча...

А ваш ребенок в безопасности? Что делать, если ребенок пропал? Правила безопасности для ребенка.

Консультация для родителей в форме памятки о действиях, направленных на сохранение безопасности  ребенка, о приучении ребенка к выполнению определенных правил, помогающих сохранить безопасность. ...


 

Комментарии

Нефедова Антонина Сергеевна

Хорошая, полезная консультация! Конкретные, "работающие" игры установления контакта с ребенком.