Взаимодействие педагога с родителями детей с ОВЗ.
материал по коррекционной педагогике

Гусева Светлана Константиновна

Представление опыта на Муниципальный конкурс

«Лучший педагог инклюзивного образования»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_konkursu.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс

«Лучший педагог инклюзивного образования»

Взаимодействие педагога с родителями детей с ОВЗ.

(представление опыта)

Выполнила: Гусева Светлана Константиновна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МДОУ «Детский сад  №4 «Буратино»

г. Тутаев

2019 г.

 Здравствуйте, я являюсь воспитателем общеразвивающей группы, но в моей группе есть дети с различным уровнем развития и дети с ОВЗ.  

Слайд 2.

«Особые» дети испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи. В отношении детей с ОВЗ семья является одним из существенных, а в некоторых случаях практически единственным ресурсом развития личности ребенка. К сожалению, большинство родителей затрудняются определить свою роль в этом, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться, они не имеют специальных знаний в области воспитания и как результат испытывают трудности в целенаправленном и систематическом развитии ребенка с ОВЗ. Следовательно, становятся актуальными тесные связи и взаимодействие детского сада, семьи и социума, а также квалифицированная помощь специалистов детского сада.

Я считаю, что если семья будет тесно взаимодействовать с воспитателем и специалистами детского сада в процессе воспитания и развития своего ребенка, то он будет развит социально как личность. Устанавливая взаимоотношения с семьей, стараюсь создать условия для полноценного процесса воспитания ребенка с ОВЗ.  

Слайд 3.

С основной целью всех форм и видов моего взаимодействия с семьей вы можете познакомиться на слайде.

Я стараюсь установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов.

Слайд 4.

В первый год пребывания детей в детском саду в нашей группе были выявлены дети, находящиеся в зоне риска, а также дети с особенностями развития. Родителям этих детей было рекомендовано пройти ПМПК для получения заключения и рекомендаций для дальнейшей работы с ними. По результатам прохождения комиссии у детей были установлены нарушения эмоционально-волевой сферы; задержка психического развития; задержка речевого развития.

Для определения содержания, форм организации и определения перспектив развития работы с семьями было проведено анкетирование «Изучение потребностей родителей». По результатам анкетирования родителей были определены вопросы, которые больше всего интересуют родителей. Это вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личные проблемы, которые волнуют родителей ребенка с ОВЗ.

Слайд 5.

Проанализировав анкету, я увидела следующие результаты.

Анкетирование, индивидуальные беседы и консультации позволили определить содержание и подобрать эффективные формы с использованием результативных способов обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям.

Передо мной встала задача: заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.

С учетом этого выбираю следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность. В своей работе с родителями использую разнообразные современные формы:

Слайд 6.

-в социальной сети ВК размещаю фото- и видео- отчеты о проделанной работе, новости из ежедневной жизни детей группы, консультации, что  заметно облегчает общение, т.к. тратится гораздо меньше времени на обмен информацией, что немаловажно в наше время. Здесь же родители могут разместить и свои идеи, предложения, обратиться с вопросами, которые их интересуют. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или при проведении индивидуальных консультаций педагогами и специалистами детского сада. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна (не каждый родитель может при личном контакте раскрыться).

Слайд 7.

 В нашей группе создан и действует родительский клуб «Спортики». Встречи с родителями проходят в увлекательной, интересной форме. Темы подбираются с учетом пожеланий родителей. Несмотря на спортивное название, в рамках клуба разбираются различные вопросы для всестороннего развития здорового ребенка. Организация родительского клуба связана с необходимостью соответствовать запросам современных родителей и оперативно реагировать на трудности, возникающие у них в процессе воспитания детей, повышением их педагогической культуры. Заседания клуба для родителей – это всегда интересные педагогические беседы с родителями, включающие и практическую часть или мастер-класс. Целью встреч в родительском клубе является обмен мнениями по тому или иному вопросу, их особенность заключается в активном участии и педагога, и всех родителей. В результате непринужденного общения родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. В заключение каждый родитель получает памятку по теме. Это форма взаимодействия способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и дошкольного учреждения к воспитанию детей.

В приемной группы оформляю стендовый материал разнообразной информацией для родителей. Разрабатываю папки передвижки по теме недели, буклеты, памятки. Тщательно продумываю художественное и методическое содержание, использую современные методы оформления.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Хочу сказать о том, что я ушла от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Использую такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. После небольшого вступления перехожу к дискуссии, в качестве примеров использую моменты из жизни группы, включаю практические задания, игры, эстафеты, музыкальное оформление. Использую видеозаписи, презентации деятельности детей, фрагменты занятий.

Слайд 8.

Одной из эффективных форм формирования родительской компетенции, считаю мастер-класс. Эта форма позволяет продемонстрировать профессиональные и творческие способности педагогов и расширить знания, практические умения, творческий потенциал родителей. Мной разработаны и проведены такие мастер-классы как: «Массажные перчатки», «Речевые игры для детей 4-5 лет», «Капитошка», «Развиваем речь, играя» и др.

Раз в квартал приглашаю родителей для просмотра образовательной деятельности. Эта форма работы помогает познакомить родителей с особенностями работы дошкольного учреждения, педагогами; преодолеть поверхностные мнения о деятельности ДОУ, и самое главное, создать условия для объективной оценки родителями успехов своих детей. В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Слайд 9.

Также предлагаю самим родителям провести мастер-классы для детей группы. У нас прошли такие мастер-классы как «Пасхальное чудо», «Рождественские пряники», «Кукла Утешница»

Слайд 10.

Интересно  проходят выставки совместного творчества родителей, детей, педагогов в рамках детского сада и группы. Это выставки поделок из природного материала и овощей, изготовленные руками взрослых и детей «Веселый светофорчик», «Военная техника», «Волшебница осень», выставки фотографий «Я и мамочка», изготовление плакатов «Как я провел лето».

Слайд 11.

В досуговых формах наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. В мероприятиях родители я предоставляю им стать участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, инсценируют сказки вместе с детьми, организовывают чаепитие. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

ПМПк (Психолого — Медико — Педагогический консилиум) также является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения и семьи. Приглашаем родителей на заседания ПМПк, совместное проведение заседаний позволяет наиболее полно выяснить условия и характер семейного воспитания, позицию родителей и степень их авторитетности. Максимально подключаю родителей к совместному обсуждению проблем ребенка, обсуждаем пути решения образовательных и коррекционных задач, а также решаем задачи повышения уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей.

Слайд 12.

Семьи всех моих воспитанников  активно принимают участие в благоустройстве прогулочного участка, как в летний период, так и в зимний. В моей группе, благодаря стараниям  и творчеству родителей, развивающая предметно-пространственная среда  отвечает современным требованиям,  предъявляемым к  дошкольному образованию, а главное, детям комфортно и уютно. Причем хотелось бы отметить, что родители детей с ОВЗ более активно участвуют во всех предлагаемых мероприятиях.

Слайд 13.

В заключении необходимо отметить, что выбранные формы и методы работы способствовали укреплению позиции семьи как партнёра и активного субъекта образовательной среды дошкольного учреждения, качественно изменила условия взаимодействия с родителями.

Сочетание современных и традиционных форм работы позволило раскрыть родительский потенциал, овладеть инструментарием, необходимым для эффективной помощи собственным детям.

Проведенные мероприятия стали базой для создания благоприятного психологического климата, позитивных родительских чувств, необходимым в инклюзивной практике элементом по преодолению и профилактики нарушений психофизического развития воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста»

Взаимодействие с родителями остаётся актуальной проблемой на все времена. В данном педсовете включены игровые моменты, где педагоги побывают в роли родителей и расмотрят проблемные ситуации....

Взаимодействие педагога с родителями детей с ЗПР

Своевременная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями в развитии, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация ребенка и формирова...

Взаимодействие педагога с родителями детей подготовительной группы

В подготовительной к школе группе многие родители ориентированы на самостоятельную диагностику результатов развития ребенка и самоанализ воспитательной деятельности. Задача педагога — предоставить род...

Методическая разработка педагогического совета «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста»

Методическая разработка адресована старшим воспитателям, методистам и воспитателям ДОУ в помощь по проведению педагогического совета....

«Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста»

Взаимодействие педагогов с  родителями детей дошкольного возраста. Примерный кодекс общения.  Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями (стадии)....

Тематический педсовет в форме устного журнала Тема: «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей»

Уважаемые коллеги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения активизировать взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников для полноценного развития личности ребёнка и ег...

Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия педагогов и родителей детей с особыми возможностями здоровья

Использование такой формы взаимодействия с родителями, как родительский клуб, способствует повышению заинтересованности родителей и обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и уровень с...