Образец построение сенсорной диеты
методическая разработка по коррекционной педагогике

Шнайдер Жанна Николаевна

Образец посроения серсорной диеты для ребенка с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_prakticheskaya_rabota_postroenie_sensornoy_diety.doc751 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа

«Построение сенсорной диеты»

             Практическая работа

«Построение сенсорной диеты»

Фамилия и имя участника курса:

        Шнайдер Жанна

Анкетные данные

Имя ребенка   Алиса        

Возраст (количество лет, месяцев) 4 года 5 мес.        

Посещает ли дошкольные/школьные учреждения, какие?                                                                                          

            Детский сад комбинированного вида. Группа – общеразвивающей направленности.

Причина обращения:

         Отсутствие понимания речи, коммуникации. Не сформированы навыки самообслуживания. Нарушения моторного праксиса (общей, мелкой моторики). Не сидит за столом во время занятий.

Общий анамнез и если есть, диагноз:

      Другие непсихотические расстройства, обусловленные дисфункцией головного мозга (недоразвитие когнитивных и речевых функций). Гипердинамический синдром. Сенсо – моторная алалия.

Сведения о ходе развития:

       Моторное развитие: держать голову – 1,5 – 2 мес.; сидеть в 8 мес., ползать – с 10 мес.; ходить – в 1 г. 4 мес. Речевое развитие: с 2 мес.  – гуление; отдельные звуки - ближе к 12 мес.; отдельные простые слова – ближе к 2 годам. (со слов мамы).

1

Поведение: Моторно беспокойна, расторможена, поведение в большей части деятельности – полевое, эмоциональный фон – неустойчивый.

        

Коммуникация и общение: Речь отсутствует. Произносит отдельные звуки, слоги для выражения своих эмоций и действий. Для общения и выражения своих потребностей, чаще использует тактильный контакт и жесты, крик.

Ежедневная деятельность и активность (ADL):

  • Сон: бывает очень беспокойный, может проснуться и начать скакать, кричать. Засыпает с трудом.        

  • Еда: Необходима помощь при кормлении жидкими блюдами, остальное ест сама. Есть относительно аккуратно, с жеванием и глотанием промелем нет. Избирательности в еде не отмечается.        

  • Личная гигиена: Необходима помощь взрослого. На горшок не просится, не садится. Носит памперсы. Умываться сама не может.        

  • Одевание: самостоятельно не одевается и не раздевается.        

Игра: Навыки самостоятельной игры отсутствуют. Производит с предметами и игрушками простые манипуляции. Интерес к игрушкам кратковременный, но есть отдельные игрушки (резиновая кошечка) и сквиш – апельсин, которые придают девочке определенный стимул при выполнении различного рода заданий.        

Учеба (Привычки, мотивация, концентрация внимания…): Привычки – при капризах, плаче, отказе от выполнения заданий, необходимы «обнимашки». Мотивация – игрушечная кошечка, сквиш – апельсин. Концентрация внимания, устойчивость, переключение – нарушены. Грубые нарушения зрительно – моторной координации. Основные мыслительные операции не сформированы.

2

Сенсорная картина сегодня

(по наблюдению и со слов родителей):

Тактильное восприятие: Отмечается поиск тактильных ощущений. Постоянно нужно обниматься. Нравится, когда делают глубокие поглаживания на руках, любит «грязные» игры.

Вестибулярное восприятие: Чувствительность понижена. Девочка неловкая, защитный рефлекс отсутствует, не боится падать. Ощущение движений и положения тела не сформированы. Баланс удерживает с трудом.

Проприорецептивное чувство: отмечается снижение мышечного тонуса, гибкая гипермобильность суставов, при мелких движениях – тремор пальцев рук и кистей. Признаки сложностей с регуляцией движения. (не понимает тяжелый – легкий, сложности с нажимом на карандаш при рисовании).

Аудиальное восприятие: при выполнении заданий становится невнимательной, теряет концентрацию, если услышит посторонние (даже очень тихие шумы). Спокойно реагирует на громкие звуки, песенки.

Cенсорное восприятие в области рта: постоянно жует, облизывает, грызет несъедобные предметы.

      Обонятельная функция (восприятие запаха): не отмечается нарушений.

Визуальное восприятие: быстро теряет внимание к визуальным стимулам, испытывает трудности при прямом визуальном контакте (кратковременный), с трудом выбирает определенную игрушку в коробке с другими игрушками.

3

Распорядок дня

Время

Действие

Что происходит?

Важные аспекты для планирования терапии

6.30 – 6.45

Пробуждение и утренние процедуры

Мама начинает будить, Алиса лежит несколько минут, потягивается. Идут прямо в ванну (умываются, чистят зубы – проблематично, ест пасту). Мама в игровой форме чистит сама. Принимают витамины, одеваются, включают мультики и заплетаются (без них не сидит). Одевают верхнюю одежду и выходят в сад.

Предложить маме использовать электрическую зубную щетку.

7.15 – 7.20

Прибытие в сад/школу

Едут на машине. Заходят в группу: раздеваются, целуются с мамой. Уходит всегда в хорошем настроении, бывает хнычет, если незнакомый воспитатель.

В теплое время года ходить до садика пешком (или на самокате).

Порядок дня в учебном заведении

17.30 – 18.00

Возвращение домой

Чаще всего домой ходят через магазин. В магазине всегда бежит к одной и той же витрине с мармеладом, если мама ее уводит от витрины – ревет. Приходят домой, прямо одетая мчится к своим игрушкам (в данный момент очень заинтересована новогодней елкой). Снимает с неё толь игрушки в форме шара, (остальные не трогает), раскладывает около себя. Т.ж. сейчас полюбила перебирать вещи (мама дает ей мешок с её маленькими вещами), будет очень долго сидеть и раскладывать. Попытки забрать приводят к плачу.

Прятать шарики в различные емкости с наполнением (греча, рис, крупа, пена), покидать их в таз с водой и вылавливать с помощью сачка.

Вещи можно попробовать одевать на небольшую куклу, или игрушку (проговаривая части тела).

18.30 – 19.00

Ужин

За стол садится редко, но все же бывает в основном – пришла, взяла и ушла. Стала выборочна в еде. Если у кого – то в тарелке другая еда, может начать просить или отказаться от своего ужина.

После ужина иногда сидит с игрушками, может повозиться с песком, играет в мяч (кидает его в стену), ей нравится, как он отпрыгивает. Если она более спокойно может листать книги, читать не дает, быстро перелистывает страницы.

Уточнить у мамы за каким столом девочка ест, от каких продуктом начала отказываться.

 Если еда на ужин разная, предложить покормить сначала ее, затем уже ужинать самим.

Вместо книг предложить использовать карточки или картинки, с коротким текстом и знакомыми предметами.

20.30 – 21.00

Вечерняя гигиена и подготовка ко сну

Идут в ванну, умываются.

21.00 – 21.30

Укладывание

У  девочки своя кровать. Мама ложится с ней, если оставить одну, то может перенести к себе все подушки и одеяла с кровати мамы к себе. Может открыть шкафы, достать вещи и сидеть в них сколько угодно.

Уточнить у мамы где находится кровать ребенка? (отдельная комната или нет).

Предложить использовать утяжелённое одеяло, глубокое проминание перед сном, дать любимую игрушку.

Сон

Последние несколько недель засыпает очень тяжело. Зевает, закрывает глаза, но дрыгает руками т и ногами (это может продолжаться в течение 4- 5 часов). Далее засыпает, чаще в кровати мамы. Спит беспокойно, дергается, юлозит. Последние дни просыпается сама в 5.00 утра, лежит минут 30.

Если не проснулась, будит мама в 6.40 (поднять очень тяжело, иногда с закрытыми глазами мама несет ее в зал).

4

Имеющиеся ресурсы со стороны ребенка: Девочка легко идет на контакт. Проявляет интерес ко всему новому. Любит игры с различным наполнителем (греча, орбизы, песок и т.д.)

Со стороны окружения: Ресурс недостаточный. Мама работает, папа с семьей не проживает. Мама может заниматься незначительное время вечерами (и то не всегда), и выходные дни.

Краткосрочные цели терапевтического вмешательства:

1. Через 1 месяц перестанет брать несъедобные предметы в рот.        

2. Через 8 занятий начнет понимать инструкцию «Стоп», выполнять её (если необходимо подключать специальный жест для обозначения данной инструкции).        

3. Через 2 месяца значительно повысится мышечный тонус в мелкой моторике, снизится тремор кистевого и пальчикового праксиса.        

5

Сенсорная диета

Распорядок

дня

Действие

Ответственный за выполнение

Примечание

Пробуждение

- Использовать упр. «Теплые ручки»;

-глубокое проминание ног, плечей – до 10 раз;

- Использование массажных ковриков (стоять голыми ножками – 5 – 10 сек, перешагивать по ним).

- Чистить зубы электрической щеткой.

Мама

Дома

Можно использовать массажные силиконовые варежки

Завтрак

 - Жевать сухофрукты, хрустящие снеки;

- Пить густые напитки через трубочку (смузи, кисель);

Мама

Дома

Перерыв во время занятия

 - Выполнить упражнение «Глазки отдыхают» (массажные движения).

 - Тактильные игры (возня, «куча -  мала», качание в одеяле или гамаке).

Мама

Тьютер

Дома

Д. сад

Перерыв на

еду

- Стимулировать вкусовые ощущения с помощью разжевывания: корицы, гвоздики, тимьяна, лаврового листа.

Мама

Дома

Перерыв во Время занятия

- Предложить пожевать различного типа грызунки, резиновые прорызователи.

- Покатать утяжелённый мяч, подкидывать воздушный шарик.

 - Поразминать руками слайм, или покатать шарик Су - джок.

Мама

Тьютер

Дома

Д. сад

Обед (перед/ после)

 - Дать перед обедом кусочки замороженных фруктов или овощей (оральная стимуляция)

- Надавливание суставов перед едой до 10 раз на каждый сустав.

 - Игры с воздушным пластилином, или рисование пальчиковыми красками.

Мама

Тьютер

Дома

Д. сад

Можно использовать массажные силиконовые варежки

На улице/ дома

 - На улице: в зависимости от сезона (лепить снежки, играть песком и водой, собирать и сортировать камушки, забираться и скатываться с горки, чистить снег).

- Дом/сад: искать предметы в коробках с различными наполнителями до тех пор, пока не услышишь инструкцию «Стоп»; проходить сенсорную дорожку (без обуви), выполняя следующую инструкцию – ИДУ, ИДУ, СТОП;

- Учиться закрывать и открывать бутылки и банки (различный вид и размер крышек), наполнять их разным материалом (формирование пинцетного захвата – помпоны, камушки Марблс, желуди и т.д)

Мама

Тьютер

Дома

Д. сад

Во время душа

- Перед душем можно использовать упр. «Мытье головы» (тем самым подготовить ребенка к предстоящей процедуре);

- Стоять ногами на массажном коврике;

- Использовать разные по структуре мочалки ил губки, массажные варежки;

-Сильное обтирание и укутывание после купания.

Мама

Дома

Перед сном

 - Глубокое тактильное проминание рук и ног;

- «Куча-мала», крепкие объятия;

- Утяжеленное одеяло.

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диета для детей

Лишний вес у детей - это проблема не столько внешней красоты тела, сколько внутренних проблем со здоровьем. ...

Диета при пищевой аллергие у детей.

Организовать правильный режим питания ребенка требуется как можно быстрее. Конечно, в этом случае лучшим советником может стать только врач-педиатр или аллерголог.Самым маленьким деткам врач пос...

Диета для аутичного ребенка.

Из-за того, что современное питание очень не сбалансированно и содержит в своем составе массу вредных веществ, и возникают многие болезни. Даже если ваш ребенок абсолютно здоров, вы должны с детства п...

Образец сенсорной диеты:

Утром• Массаж ног и спины, чтобы помочь проснуться.• Слушать СD, рекомендованный для терапевтического прослушивания.• Использовать виброщетку для чистки зубов и виброрасческу.• Съе...

«Сенсорная диета для ребенка с расстройством аутистического спектра».

Под «сенсорной диетой» принято понимать содержательный план занятий, упражнений и т.п. для насыщения ребёнка сенсорными стимулами по всем модальностям, опираясь при этом на понимание иерар...

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ, ВНЕДРЕНИЯ И АПРОБАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ «СЕНСОРНОЙ ДИЕТЫ», В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В рамках данной статьи мною описывается один из вариантов построения «Сенсорной диеты», для конкретного ребенка с ОВЗ. Данная «Сенсорная диета», составлена после сбора анамнеза...

Сенсорная диета ребенка с РАС

Упражнения к примерному режиму дня ребенка с РАС...