Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Чтобы у ребёнка нормально шло общее развитие речи , необходимо, прежде всего, уйти от стандартных причин, ведущих к отставанию, от раздувания конфликтов в семье, от алкоголизма, от дефицита общения. Следует помнить, что родители, предоставляющие своим детям, расти, как трава в поле, скорее всего, как только дети пойдут в школу, столкнутся с фактом задержки развития.
Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития.
Необходимо обеспечить, чтобы общение со взрослыми было полноценным как в количественном отношении ( в смысле уделяемого времени),так и в качественном отношении ( в интеллектуальном и эмоциональном смысле). Правильно поступают те взрослые – не только родители, но и другие члены семьи ( бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры и т. д.), - которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребёнком. Они рассказывают ребёнку много интересного, читают детские книжки, вместе рисуют, придумывают сказки, разъясняют разные природные явления, обращающие на себя внимание. Дома они вместе проговаривают то, что видели на прогулке, - это легко делается под предлогом рассказа другим членам семьи, но те, естественно, должны проявлять при этом полную заинтересованность. Всем этим они способствуют расширению кругозора малыша, развитию пытливости и любознательности.
Всё внимание, неустанные старания родителей должны быть направлены на то ,чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым и главное говорить медленно, ясно и громко. Взрослые часто не учитывают, что порог слышимости и острота достигнут своих величин лишь в подростковом возрасте, а в 5-6 лет тоны и звуки ребёнок воспринимает хуже, чем слова. Поэтому взрослые не только должны следить за своей речью ( не «глотать» окончания, чётко произносить все звуки , быть точными в эмоциональной окраске речи), но и следить за тем, чтобы темп речи был доступен и понятен. Слишком быстро сказанное, особенно новое слово, недоступно ребёнку.В процессе общения необходимо помогать ребёнку овладевать речью, ненавязчиво поправлять его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу, причём, как правило, делать это по ходу разговора так, чтобы поправка не прерывала общения ( то, что у психологов называется коммуникативной коррекцией). В итоге к шести – семилетнему возрасту ребёнок уже будет располагать солидным словарным запасом ( порядка 4-5 тысяч слов) и практически освоит грамматический строй родного языка.
Таким образом, для развития речи ребёнка достаточно традиционных, испокон веку принятых форм общения,- разговор и рассказ, игра, чтение книжек и т. д. Дело состоит не в том, чтобы использовать какие то новые, специально придуманные развивающие формы общения, а в том, чтобы полноценно использовать то, что хорошо известно.
Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители, поэтому он и засыпает их вопросами. Родители должны быть рады бесконечным «как?», «почему?», «зачем?» -это значит, ребёнок исследует мир. Ответы на вопросы – прекрасная возможность укрепить авторитет «Всезнающего» и самого умного. Важно что бы ответ взрослого не был намеренно ложным или же чтобы ребёнок не получил ответ: « Какие дурацкие вопросы!». Иногда не удаётся ответить так, чтобы ребёнку было понятно. В этих случаях стоит сослаться на сходное явление, которое ему уже известно.
Далее, необходимо особенно внимательно относиться к периодам длительной болезни у ребёнка. Помнить, что на время такой болезни развитие заметно притормаживается ( а иногда даже наблюдаются случаи регресса) и по выходе из болезни ребёнок нуждается в повышенном внимании старших, чтобы процесс развития набрал свой нормальный темп.
Наконец следует помнить ,что если отставание в развитии речи сделалось свершившимся фактом, то оно вполне преодолимо. Первое что должны сделать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью – это провести комплексное обследование у детского невролога, психиатра, логопеда, отоларинголога, дефектолога и психолога. Главное при этом не занимать пассивной позиции в надежде, что всё образуется само собой, и не складывать руки, если ваши усилия не приносят немедленных успехов.
При этом не забываем про пальчиковую гимнастику. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и её развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику ребёнка, мы стимулируем развитие его речи. Лучше всего лепить из пластилина, складывать пирамидки, нанизывать кольца на палочки, шнуровать шнурки, нанизывать пуговицы, играть в конструктор, складывать мозаику, рисовать и т.п.
Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности – рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И, главное – когда он научится играть самостоятельно в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) и научится отличать игру от реальности. Просмотр мультфильмов для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать малышам осмысливать происходящее на экране события и сопереживать героям фильма. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста ( после 6-7 лет), когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не главным воспитателем.
Одной из самых распространённых ошибок в умственном воспитании детей старшего дошкольного возраста, которая встречается главным образом в интеллигентных семьях, является переоценка значения чисто словесной стороны развития: беглость речи, знание наизусть множество стихов. Однако нередко за развитой речью скрывается недостаточность практического знакомства с миром, неумение самостоятельно думать, решать мыслительные задачи. Ребёнок который с умным видом повторяет рассуждения взрослых, часто производит впечатление и в самом деле умного. Однако психологи называют таких детей вербальными, т.е. словесными. Их мнимая учёность исчезает, как только оказывается необходимым решить самую простую задачку, которая не решалась раньше, найти самостоятельно ответ на новый вопрос.
Таким образом, представленные рекомендации помогут родителям добиться не формального, а подлинного развития речи ребёнка и тем самым подвести его к порогу школьного обучения.
Правильное содействие развитию речи ребёнка – это самое ценное, что родители могут предложить ребёнку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rekomendatsi.odt | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Бабешкина Е.С.
учитель - логопед
Центр развития ребенка-детский
сад №2 «Жемчужинка»,
Майкопский район
Тема: Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Чтобы у ребёнка нормально шло общее развитие речи , необходимо, прежде всего, уйти от стандартных причин, ведущих к отставанию, от раздувания конфликтов в семье, от алкоголизма, от дефицита общения. Следует помнить, что родители, предоставляющие своим детям, расти, как трава в поле, скорее всего, как только дети пойдут в школу, столкнутся с фактом задержки развития.
Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития.
Необходимо обеспечить, чтобы общение со взрослыми было полноценным как в количественном отношении ( в смысле уделяемого времени),так и в качественном отношении ( в интеллектуальном и эмоциональном смысле). Правильно поступают те взрослые – не только родители, но и другие члены семьи ( бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры и т. д.), - которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребёнком. Они рассказывают ребёнку много интересного, читают детские книжки, вместе рисуют, придумывают сказки, разъясняют разные природные явления, обращающие на себя внимание. Дома они вместе проговаривают то, что видели на прогулке, - это легко делается под предлогом рассказа другим членам семьи, но те, естественно, должны проявлять при этом полную заинтересованность. Всем этим они способствуют расширению кругозора малыша, развитию пытливости и любознательности.
Всё внимание, неустанные старания родителей должны быть направлены на то ,чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым и главное говорить медленно, ясно и громко. Взрослые часто не учитывают, что порог слышимости и острота достигнут своих величин лишь в подростковом возрасте, а в 5-6 лет тоны и звуки ребёнок воспринимает хуже, чем слова. Поэтому взрослые не только должны следить за своей речью ( не «глотать» окончания, чётко произносить все звуки , быть точными в эмоциональной окраске речи), но и следить за тем, чтобы темп речи был доступен и понятен. Слишком быстро сказанное, особенно новое слово, недоступно ребёнку.В процессе общения необходимо помогать ребёнку овладевать речью, ненавязчиво поправлять его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу, причём, как правило, делать это по ходу разговора так, чтобы поправка не прерывала общения ( то, что у психологов называется коммуникативной коррекцией). В итоге к шести – семилетнему возрасту ребёнок уже будет располагать солидным словарным запасом ( порядка 4-5 тысяч слов) и практически освоит грамматический строй родного языка.
Таким образом, для развития речи ребёнка достаточно традиционных, испокон веку принятых форм общения,- разговор и рассказ, игра, чтение книжек и т. д. Дело состоит не в том, чтобы использовать какие то новые, специально придуманные развивающие формы общения, а в том, чтобы полноценно использовать то, что хорошо известно.
Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители, поэтому он и засыпает их вопросами. Родители должны быть рады бесконечным «как?», «почему?», «зачем?» -это значит, ребёнок исследует мир. Ответы на вопросы – прекрасная возможность укрепить авторитет «Всезнающего» и самого умного. Важно что бы ответ взрослого не был намеренно ложным или же чтобы ребёнок не получил ответ: « Какие дурацкие вопросы!». Иногда не удаётся ответить так, чтобы ребёнку было понятно. В этих случаях стоит сослаться на сходное явление, которое ему уже известно.
Далее, необходимо особенно внимательно относиться к периодам длительной болезни у ребёнка. Помнить, что на время такой болезни развитие заметно притормаживается ( а иногда даже наблюдаются случаи регресса) и по выходе из болезни ребёнок нуждается в повышенном внимании старших, чтобы процесс развития набрал свой нормальный темп.
Наконец следует помнить ,что если отставание в развитии речи сделалось свершившимся фактом, то оно вполне преодолимо. Первое что должны сделать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью – это провести комплексное обследование у детского невролога, психиатра, логопеда, отоларинголога, дефектолога и психолога. Главное при этом не занимать пассивной позиции в надежде, что всё образуется само собой, и не складывать руки, если ваши усилия не приносят немедленных успехов.
При этом не забываем про пальчиковую гимнастику. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и её развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику ребёнка, мы стимулируем развитие его речи. Лучше всего лепить из пластилина, складывать пирамидки, нанизывать кольца на палочки, шнуровать шнурки, нанизывать пуговицы, играть в конструктор, складывать мозаику, рисовать и т.п.
Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности – рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И, главное – когда он научится играть самостоятельно в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) и научится отличать игру от реальности. Просмотр мультфильмов для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать малышам осмысливать происходящее на экране события и сопереживать героям фильма. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста ( после 6-7 лет), когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не главным воспитателем.
Одной из самых распространённых ошибок в умственном воспитании детей старшего дошкольного возраста, которая встречается главным образом в интеллигентных семьях, является переоценка значения чисто словесной стороны развития: беглость речи, знание наизусть множество стихов. Однако нередко за развитой речью скрывается недостаточность практического знакомства с миром, неумение самостоятельно думать, решать мыслительные задачи. Ребёнок который с умным видом повторяет рассуждения взрослых, часто производит впечатление и в самом деле умного. Однако психологи называют таких детей вербальными, т.е. словесными. Их мнимая учёность исчезает, как только оказывается необходимым решить самую простую задачку, которая не решалась раньше, найти самостоятельно ответ на новый вопрос.
Таким образом, представленные рекомендации помогут родителям добиться не формального, а подлинного развития речи ребёнка и тем самым подвести его к порогу школьного обучения.
Правильное содействие развитию речи ребёнка – это самое ценное, что родители могут предложить ребёнку.
Литература:
1.Бардин К. В. Подготовка ребёнка к школе ( психологические аспекты). М.: Знание, 1983.- 96с.
2.Безруких М. М., Ефимова С.П. ,Князева М.Г. Как подготовить ребёнка к школе и по какой программе учиться? М.: « Новая школа».-1993-154с
3.Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа.-М.:Знание,1994.-240с.
4.Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет.- М.: Просвещение,1992.-141с.
5.Курдвановская Н. В. Планирование работы логопеда с детьми 5 - 7 лет. – Волгоград.: Учитель, 2011. – 125с.
6.Курицина Э. М. Большая книга занятий по развитию речи -. М.:РОСМЭН,2005.-304с.
7.Курмаева Э. Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет.- Волгоград.: Учитель,2011.-125с.
8.Максаков А. И. Развитие правильной речи в семье. – М.: Педагогика, 1978. – 169с.
9.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов вузов. – М.: Просвещение, 1999. – 45с.
10.Нищева Н. В. Будем говорить правильно. С. П.: Детство – Пресс, 2002.-230с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников»
Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Б...
Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"
Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...
Методические рекомендации для родителей "Двадцать простых советов логопеда родителям"
Двадцать кратких, понятных и очень важных советов для родителей по раннему развитию речи детей....
«В помощь родителям будущих первоклассников» Методические рекомендации для родителей
Последний год дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением в школу, в первый класс. Иногда эти тревоги, чрезмерно усиливаются, делая воспитательные у...
Методические рекомендации для родителей "Что делать, если родители бояться?
Детсво - самая незабываемая пора для каждого человека. Стадия жизненого цикла, когда начинается и продолжается развитие организма, его важнейших функций, наиболее активно осужествляется социализация л...
Консультация для родителей: «Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития»
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, воспитателей и родителей....
Методическая рекомендация для родителей - "Роль родителей в развитие речи у детей"
Ты, посмотри, вот Лика, соседская девочка, как говорит хорошо, не остановишь! А мой, хоть ей и ровесник, а говорит так, словно каша во рту!Достаточно часто приходится слышать от родителей подобного ро...