«Игровые технологии в работе с детьми ОВЗ»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Смаранди Матрёна Дмитриевна

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это особенные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход. Грамотное и обдуманное сочетание традиционных и инновационных технологий способствует развитию у детей познавательной активности, мотивации. Они помогают детям расширить и закрепить речевые навыков, развивать представления о числах, память, мышление, а также способствуют развитию общего кругозора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_s_detmi_ovz_word.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИУ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«СКАЗКА»

 «Игровые технологии в работе с детьми ОВЗ»

Выступление на методическом совете педагогов.

                                                                                             Подготовили

воспитатель:

                                                                                       Смаранди М. Д.

г. Покачи, 2023 год.

Слайд №1    Игровые технологии в работе с детьми ОВЗ.

Слайд №2    Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.

Игровая педагогическая технология - это наука о способах взаимодействия воспитателя и ребенка в образовательном процессе с использованием ряда игровых методик, объединенных общей темой.

Важна ли игра в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья? Почему игровые технологии так важны для организации педагогического процесса в детском саду?

Слайд №3    Потому что игра - это путь к достижению ребенком целостного взгляда на окружающий мир, и он отвечает возможностям и потребностям ребенка дошкольного возраста.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это особенные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход. Грамотное и обдуманное сочетание традиционных и инновационных технологий способствует развитию у детей познавательной активности, мотивации. Они помогают детям расширить и закрепить речевые навыков, развивать представления о числах, память, мышление, а также способствуют развитию общего кругозора. Игра — один из наиважнейших методов, способствующих всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка. Помогает развивать физические, умственные, эмоциональные качества.

Слайд №4    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр:

 дидактические игры - расширение кругозора, формирование и применение определенных умений и навыков на практике (с предметами, настольно-печатные, словесные); 

воспитательные - воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коммуникативности; 

развивающие - развитие качеств и структур личности, психических процессов, мотивации к учебной деятельности, творческих способностей; 

социальные - приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Слайд №5    Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ являются:

 - развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

- формирование социальных навыков и социализации;

- обеспечение эмоциональной разрядки.

Слайд №6    При правильном подборе игр, их последовательности и системности использовании можно добиться гарантированного результата в обучении и воспитании. Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях: 

- обучающая - закрепление знаний, формирование умений и навыков, развитие памяти, внимания, мышления; 

- развлекательная - создание благоприятной атмосферы на занятии, развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес; 

- коммуникативная - объединение коллектива группы, установление эмоционального контакта, свободное сотрудничество детей и педагога;

-  релаксационная - снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении; 

- коррекционная - внесение позитивных изменений в структуру личностных познаний.

Н-р: Словесная игра «Я загадал слово», «Летает-не летает», «Что бывает н-р: зеленым?»

         Слайд №7    При подборе игр для детей с ограниченными возможностями здоровья важно учитывать следующие требования:

- соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

- связь содержания игры с системой знаний ребенка;

- использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

- соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям безопасности;

- подбор игрового материала с постепенным усложнением;

- учет принципа смены видов деятельности.

Слайд №8    В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словестно-логического мышления. Таким образом, организуя жизнь и деятельность в форме игры, воспитатель последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации. Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития детей дошкольного возраста, следует при планировании работы с детьми оставлять достаточно времени для игровой деятельности, дающей так много положительных эмоции ребенку.

Слайд №9    В условиях введения ФГОС ДО, для нас важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

При включении игры в образовательный процесс придерживаемся цели игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. 

Слайд №10     Стараемся выстраивать образовательную деятельность в группе, чтобы каждый ребёнок  активно и увлеченно занимался.

 Игры подбираем в соответствии с уровнем актуального развития, с учетом результатов диагностики, структуры дефекта, индивидуальных особенностей, с постепенным усложнением материала, в соответствии с коррекционными задачами.

Слайд №11    Дети с тяжелыми речевыми нарушениями составляют одну из многочисленных групп среди детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве характеристик таких дошкольников выделяют слабость эмоционально-волевой сферы, быструю смену настроения, снижение самоконтроля во всех видах деятельности, суетливость. Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы отмечается низкое развитие мелкой моторики, речевой памяти, внимания, восприятия.

Слайд №12     Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, убеждаемся в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют несложные задания. Поэтому игры включаем в образовательную, совместную и самостоятельную деятельность детей. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Слайд №13    Обучая детей в процессе игры, стремимся к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.     

Особое внимание уделяем  насыщенности развивающей предметно-пространственной среды, которая направлена на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи, логического мышления.

Слайд №14    Свободный доступ воспитанников к играм, и игрушкам побуждает детей к самостоятельной игровой деятельности, обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Слайд №15     По-прежнему любимыми остаются сюжетно-ролевые игры. Например, прочитав сказку К.И.Чуковского “Айболит”- рассмотрев иллюстрации, побеседовав по содержанию, это помогло в развитии сюжетной игры “Больница для игрушек”. Также была проведена беседа о труде врача, мед. сестры, пополнили ранее полученные знания, проведена экскурсия в мед. кабинет. 

Слайд №16    В игре “Семья”- закрепляли представления о семье, об обязанностях членов семьи. Знакомились с разной посудой (столовой, кухонной, чайной), формировали умение действовать в сюжете: готовить обед, накрывать на стол, кормить, взаимодействовать друг с другом.

Слайд №17    В игре «Строим дом» - знакомились с профессией строителей; знакомились с техникой облегчающей труд строителей, сооружали постройки не сложной конструкции. При этом нужно не забывать, что во время игры развивается речь и обогащается словарный запас ребенка. Постепенно мы усложняем и обогащаем предметно-развивающую среду и способствуем возникновению новых игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, сказок, песенок, стихов) обыгрыванию новых игрушек в форме театрализованного представления.

Слайд №18    Палочки Кюизенера – это хороший материал для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности моделировать и конструировать.

Слайд №19    Логические блоки Дьенеша можно использовать в различных видах деятельности: на занятиях, как комплексных, так и интегрированных, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности. В аппликации, рисовании помогают ориентироваться на плоскости. В конструировании помогают ориентироваться в пространстве. Большое познавательное значение имеет создание из блоков домиков, машинок, дорожек...  В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что очень важно не только в плане предматематической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития.

 Слайд №20 Применение настольных игр предназначеные как для одного-двух игроков, так и для небольших групп. Это различные головоломки, лото, игры с фишками, карточками и т.д. Большим подспорьем могут служить картинки, рисунки, иллюстрации. Они обогащают детей новыми знаниями, развивают зрительную память, внимание, творчество.

Слайд №21     Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Это и лото, и домино, и парные картинки. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

 

Слайд №22    Игра-знакомство «Давайте знакомиться». Дети садятся в круг. Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д. Игру можно усложнить, если дети уже знакомы: к имени можно добавить какое-то качество (Вася – веселый, Дима – добрый) или предмет (Вова – велосипед, Наташа – ножницы)

«Прогноз». Группа делится на две команды. Каждая команда получает 4 листка бумаги с надписями: «ссора», «грусть», «дружба», «счастье». Им нужно сделать на каждом листке небольшой рисунок, «изображающий» с их точки зрения это слово. Другая команда должна предположить (сделать прогноз), что изображено на этих рисунках.

«Найди пару». Играющим на спину крепятся таблички с именами сказочных героев (например, старик, старуха) или части имен (царь, Горох). Необходимо найти свою пару с условием: нельзя прямо спрашивать: «Что написано у меня на спине?»

Слайд №23     В заключении хочется еще раз напомнить об основных требованиях к любой игре: игра должна способствовать сплочению коллектива; игра должна иметь познавательное значение; активизировать мыслительную деятельность участников; создавать условия для детского творчества. Игра должна исключать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые технологии в работе с детьми»… Влияние игры на развитие памяти, внимания, мышление, речи, мелкой моторики руки.

   Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования...

Использование игровых технологий в работе с детьми в дошкольном возрасте

             Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерны...

Игровые технологии в работе с детьми с ОНР

Игра  – на мой взгляд, является социально значимой  формой детской познавательной активности. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей ...

"Игровые технологии в работе с детьми как условие повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении"

Игровые технологии в работе с детьми как условие повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении....

Игровые технологии в работе с детьми как условие повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении

В материале указаны виды игровых технологий и их примение в практической деятельности педагога....

Выступление из опыта работы на тему «Современные игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста».

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. Учитывая, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, мы...