«Игровые технологии в работе с детьми ОВЗ»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это особенные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход. Грамотное и обдуманное сочетание традиционных и инновационных технологий способствует развитию у детей познавательной активности, мотивации. Они помогают детям расширить и закрепить речевые навыков, развивать представления о числах, память, мышление, а также способствуют развитию общего кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_s_detmi_ovz_word.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИУ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«СКАЗКА»
«Игровые технологии в работе с детьми ОВЗ»
Выступление на методическом совете педагогов.
Подготовили
воспитатель:
Смаранди М. Д.
г. Покачи, 2023 год.
Слайд №1 Игровые технологии в работе с детьми ОВЗ.
Слайд №2 Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.
Игровая педагогическая технология - это наука о способах взаимодействия воспитателя и ребенка в образовательном процессе с использованием ряда игровых методик, объединенных общей темой.
Важна ли игра в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья? Почему игровые технологии так важны для организации педагогического процесса в детском саду?
Слайд №3 Потому что игра - это путь к достижению ребенком целостного взгляда на окружающий мир, и он отвечает возможностям и потребностям ребенка дошкольного возраста.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это особенные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход. Грамотное и обдуманное сочетание традиционных и инновационных технологий способствует развитию у детей познавательной активности, мотивации. Они помогают детям расширить и закрепить речевые навыков, развивать представления о числах, память, мышление, а также способствуют развитию общего кругозора. Игра — один из наиважнейших методов, способствующих всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка. Помогает развивать физические, умственные, эмоциональные качества.
Слайд №4 Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр:
дидактические игры - расширение кругозора, формирование и применение определенных умений и навыков на практике (с предметами, настольно-печатные, словесные);
воспитательные - воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коммуникативности;
развивающие - развитие качеств и структур личности, психических процессов, мотивации к учебной деятельности, творческих способностей;
социальные - приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Слайд №5 Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ являются:
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- формирование социальных навыков и социализации;
- обеспечение эмоциональной разрядки.
Слайд №6 При правильном подборе игр, их последовательности и системности использовании можно добиться гарантированного результата в обучении и воспитании. Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:
- обучающая - закрепление знаний, формирование умений и навыков, развитие памяти, внимания, мышления;
- развлекательная - создание благоприятной атмосферы на занятии, развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес;
- коммуникативная - объединение коллектива группы, установление эмоционального контакта, свободное сотрудничество детей и педагога;
- релаксационная - снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении;
- коррекционная - внесение позитивных изменений в структуру личностных познаний.
Н-р: Словесная игра «Я загадал слово», «Летает-не летает», «Что бывает н-р: зеленым?»
Слайд №7 При подборе игр для детей с ограниченными возможностями здоровья важно учитывать следующие требования:
- соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
- связь содержания игры с системой знаний ребенка;
- использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
- соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям безопасности;
- подбор игрового материала с постепенным усложнением;
- учет принципа смены видов деятельности.
Слайд №8 В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словестно-логического мышления. Таким образом, организуя жизнь и деятельность в форме игры, воспитатель последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации. Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития детей дошкольного возраста, следует при планировании работы с детьми оставлять достаточно времени для игровой деятельности, дающей так много положительных эмоции ребенку.
Слайд №9 В условиях введения ФГОС ДО, для нас важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?
При включении игры в образовательный процесс придерживаемся цели игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Слайд №10 Стараемся выстраивать образовательную деятельность в группе, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался.
Игры подбираем в соответствии с уровнем актуального развития, с учетом результатов диагностики, структуры дефекта, индивидуальных особенностей, с постепенным усложнением материала, в соответствии с коррекционными задачами.
Слайд №11 Дети с тяжелыми речевыми нарушениями составляют одну из многочисленных групп среди детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве характеристик таких дошкольников выделяют слабость эмоционально-волевой сферы, быструю смену настроения, снижение самоконтроля во всех видах деятельности, суетливость. Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы отмечается низкое развитие мелкой моторики, речевой памяти, внимания, восприятия.
Слайд №12 Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, убеждаемся в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют несложные задания. Поэтому игры включаем в образовательную, совместную и самостоятельную деятельность детей. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
Слайд №13 Обучая детей в процессе игры, стремимся к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Особое внимание уделяем насыщенности развивающей предметно-пространственной среды, которая направлена на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи, логического мышления.
Слайд №14 Свободный доступ воспитанников к играм, и игрушкам побуждает детей к самостоятельной игровой деятельности, обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Слайд №15 По-прежнему любимыми остаются сюжетно-ролевые игры. Например, прочитав сказку К.И.Чуковского “Айболит”- рассмотрев иллюстрации, побеседовав по содержанию, это помогло в развитии сюжетной игры “Больница для игрушек”. Также была проведена беседа о труде врача, мед. сестры, пополнили ранее полученные знания, проведена экскурсия в мед. кабинет.
Слайд №16 В игре “Семья”- закрепляли представления о семье, об обязанностях членов семьи. Знакомились с разной посудой (столовой, кухонной, чайной), формировали умение действовать в сюжете: готовить обед, накрывать на стол, кормить, взаимодействовать друг с другом.
Слайд №17 В игре «Строим дом» - знакомились с профессией строителей; знакомились с техникой облегчающей труд строителей, сооружали постройки не сложной конструкции. При этом нужно не забывать, что во время игры развивается речь и обогащается словарный запас ребенка. Постепенно мы усложняем и обогащаем предметно-развивающую среду и способствуем возникновению новых игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, сказок, песенок, стихов) обыгрыванию новых игрушек в форме театрализованного представления.
Слайд №18 Палочки Кюизенера – это хороший материал для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности моделировать и конструировать.
Слайд №19 Логические блоки Дьенеша можно использовать в различных видах деятельности: на занятиях, как комплексных, так и интегрированных, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности. В аппликации, рисовании помогают ориентироваться на плоскости. В конструировании помогают ориентироваться в пространстве. Большое познавательное значение имеет создание из блоков домиков, машинок, дорожек... В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что очень важно не только в плане предматематической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Слайд №20 Применение настольных игр предназначеные как для одного-двух игроков, так и для небольших групп. Это различные головоломки, лото, игры с фишками, карточками и т.д. Большим подспорьем могут служить картинки, рисунки, иллюстрации. Они обогащают детей новыми знаниями, развивают зрительную память, внимание, творчество.
Слайд №21 Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Это и лото, и домино, и парные картинки. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Слайд №22 Игра-знакомство «Давайте знакомиться». Дети садятся в круг. Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д. Игру можно усложнить, если дети уже знакомы: к имени можно добавить какое-то качество (Вася – веселый, Дима – добрый) или предмет (Вова – велосипед, Наташа – ножницы)
«Прогноз». Группа делится на две команды. Каждая команда получает 4 листка бумаги с надписями: «ссора», «грусть», «дружба», «счастье». Им нужно сделать на каждом листке небольшой рисунок, «изображающий» с их точки зрения это слово. Другая команда должна предположить (сделать прогноз), что изображено на этих рисунках.
«Найди пару». Играющим на спину крепятся таблички с именами сказочных героев (например, старик, старуха) или части имен (царь, Горох). Необходимо найти свою пару с условием: нельзя прямо спрашивать: «Что написано у меня на спине?»
Слайд №23 В заключении хочется еще раз напомнить об основных требованиях к любой игре: игра должна способствовать сплочению коллектива; игра должна иметь познавательное значение; активизировать мыслительную деятельность участников; создавать условия для детского творчества. Игра должна исключать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровые технологии в работе с детьми»… Влияние игры на развитие памяти, внимания, мышление, речи, мелкой моторики руки.
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования...
Игровые технологии в работе с детьми второй младшей группы
Выступление на ГМО...
Использование игровых технологий в работе с детьми в дошкольном возрасте
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерны...
Игровые технологии в работе с детьми с ОНР
Игра – на мой взгляд, является социально значимой формой детской познавательной активности. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей ...
"Игровые технологии в работе с детьми как условие повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении"
Игровые технологии в работе с детьми как условие повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении....
Игровые технологии в работе с детьми как условие повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении
В материале указаны виды игровых технологий и их примение в практической деятельности педагога....
Выступление из опыта работы на тему «Современные игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста».
В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. Учитывая, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, мы...