Особенности пищевого поведения детей с РАС
консультация по коррекционной педагогике

Епифанова Оксана Витальевна

Избирательность в пище и ограниченный рацион – частая проблема у детей с аутизмом, но встречается не только у них. От 10-30% родителей обычных детей и от 50-70% родителей детей с аутизмом сообщают, что у их детей есть проблемы с расширением рациона и использованием некоторых продуктов. Действительно, рацион ребенка с РАС как правило более ограничен, чем у его нейротипичных сверстников. Дети с аутизмом «признают» меньше видов продуктов, реже едят овощи и фрукты, многие из них имеют специфические пищевые пристрастия. Более того, если обычные «разборчивые маленькие едоки» со временем перерастают свою проблему, или хотя бы начинают самостоятельно расширять рацион, ребенок с РАС справиться с ней в одиночку не в состоянии. Предлагаю вам некоторые советы по коррекции пищевого поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_pishchevogo_povedeniya_detey_s_ras.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности пищевого поведения детей с РАС

У детей с аутизмом и связанными с ним расстройствами могут наблюдаться следующие проблемы, связанные с приемом пищи и питания:

  • необычные пищевые предпочтения и пищевая чувствительность, которые могут привести ограничению рациона;
  • пика (поедание несъедобных веществ и предметов, например, пыли или веревок).

В данной статье предлагаю вам ознакомиться с общими сведениями и рекомендациями. Более подробно и индивидуально могут помочь логопеды, трудотерапевты, диетологи, другие родители, столкнувшиеся с данными особенностями своих детей.

Необычные пищевые предпочтения и пищевая чувствительность.

Детям с аутизмом или другими общими расстройствами развития часто свойственны необычные пищевые привычки. Некоторые дети имеют выраженное пристрастие к одним продуктам и испытывают явное отвращение к другим. Иногда эти привычки препятствуют полноценному питанию. Некоторые дети крайне чувствительны к пище определенной консистенции, запахам  или вкусам. Они едят только мягкую или пюреобразную пищу, другие не едят ничего нового, третьи не выносят пищу определенных температур. Иногда дети едят одну и ту же пищу снова и снова. Бывает, что дети предпочитают употреблять только все холодное, белое, только картофель фри.

Попытка ввести новые продукты (блюда) во время обеда (ужина) может привести к вспышкам гнева и другим проблемам. Пищевые предпочтения не всегда легко понять. Они могут отражать трудности, которые ребенок испытывает, приспосабливаясь к переменам, или быть связаны с гиперчувствительностью к запахам или вкусам.

Многие родители детей с РАС сообщают, что пищевая чувствительность появилась примерно в то же самое время, когда в рацион ребенка была введена твердая пища.

Справиться с необычными предпочтениями далеко не просто. Стратегии решения данной проблемы весьма разнообразны. Один из подходов заключается в очень плавном изменении рациона: родители очень-очень постепенно вводят в него новые продукты. Этот подход может помочь ребенку, который, например, ест все только белое; в этом случае родители осторожно, по чуть-чуть, начинают вводить цветную пищу. В этой связи очень пригодятся комбайны и блендеры. Иногда то, что ребенок не любит, удается спрятать в измельченную пищу, которая, плюс ко всему, обладает более однородной и приятной консистенцией. В зависимости от предпочтений ребенка нелюбимую пищу  можно незаметно добавить к любимой. Например, если ребенок пьет молочные коктейли, целесообразно добавлять различные продукты в них.

В ряде случаев достаточно изменить сам вид пищи. Одни дети отлично едят «мороженое» из измельченных овощей, другие могут наотрез отказываться от вареного гороха, но согласятся попробовать его в замороженном или сушеном виде.  Общее правило – новые продукты вводят постепенно. Несмотря на определенные хлопоты, вы не должны отступать, ведь в противном случае ребенок нередко становится еще упрямее.

Некоторые дети с радостью пробуют пищу, в приготовлении которой участвовали сами. Данный подход имеет особые преимущества с точки зрения планирования школьных завтраков или полдников. Чтобы вовлечь ребенка в приготовление пищи, можно прибегнуть к различного рода наглядным средствам. Например, сделайте набор карточек с фотографиями, иллюстрирующими процесс приготовления блюда. Расклейте их в надлежащем порядке в тетради или прикрепите на проволоку. Картинки должны отображать пошаговые действия ребенка от и до. Для детей, умеющих читать, вполне достаточными могут оказаться напечатанные слова, а картинки можно постепенно исключить. Возможно, ребенку захочется попробовать то, что он сам приготовил.

Для того чтобы вызвать интерес, можно взять ребенка с собой в магазин. Например, можно составить заранее список его покупок. Сделайте фотографии того, что нужно купить, прикрепите их к списку. Благодаря этому особому списку ребенок будет вместе с вами совершать покупки. Целесообразно начать с очень простых продуктов и постепенно усложнять задания. Это отличный способ превратить поход в магазин в положительный учебный опыт и дать ребенку возможность погордиться собой. Со временем могут быть задействованы и другие навыки, такие как подсчет денег, определения количества продуктов и т.д. Кроме того, благодаря таким походам в магазин вы поощряете адаптивное поведение, а также развитие важных социальных навыков и умений, необходимых в повседневной жизни.

Поедание несъедобного (пика).

Некоторым детям с РАС свойственна иная проблема: они едят несъедобное (пика) – грязь, отвалившуюся краску, веревки, а также все, что подбирают с пола. Другие дети жуют разнообразные материалы и(или) держат их во рту, не проглатывая (или проглатывая только по ошибке). Данное поведение ведет к различным проблемам со здоровьем, включая кишечную непроходимость, и связано с повышенным риском отравления. Справиться с поеданием и удержанием во рту несъедобного позволяют различные стратегии. Выбор стратегии зависит от возраста и уровня когнитивного развития ребенка, а также его соответствующего специфического поведения. Некоторым детям просто нравится шевелить губами и(или) жевать. В этом случае можно предложить ребенку хрустящие продукты, продукты с интересной текстурой, жевательную резинку и т.д.  (Будьте осторожны, чтобы не превысить количество употребляемого сахара!) Иногда жевание является отражением сверхстимуляции. Можно прибегнуть к помощи зубной щетки, её использование обеспечит не только оральную стимуляцию, но и чистоту зубов.

Советы.

  • Не вводите одновременно более трех видов пищи.
  • Выбирайте монопродукты. Лучше один овощ, чем салат. Впоследствии вы сможете научить ребенка принимать комбинированные блюда.
  • Продукт питания, способ его приготовления и подачи должны соответствовать уровню навыков и возможностей ребенка и быть предельно безопасны для здоровья. Если ребенок с трудом прожевывает твердую пищу, порежьте её на более мелкие куски или превратите в пюре. При запорах не стоит давать свежую выпечку или рис. Из рыбы и птицы обязательно извлеките кости. Нет ничего хорошего в том, что у ребенка возникнет ассоциация «удушье-морепродукты».
  • Начните с малого. Это может быть порция размером с горошину.
  • Определите, в какие сроки, что именно, сколько и как будет есть ребенок. Пример: «Через 30 дней Вася будет самостоятельно съедать в день половину сырого очищенного огурца, целое печеное яблоко и 2 куриные котлеты».
  • Если ранее предъявление продукта из списка вызывало мгновенное проблематичное поведение, отложите его на потом (когда вероятность поведения снизится почти до нуля) или замените аналогичным по питательности.
  • Не предлагайте ребенку то, от чего сами бы отказались или не готовы есть на постоянной основе. Выбранные продукты питания по возможности должны либо присутствовать в общем рационе, либо быть согласованы с другими и введены. Убедитесь, что окружение не будет критически комментировать за столом выбор продукта, морщиться или иначе отрицательно реагировать.
  • Ставьте следующую цель, когда достигнута предыдущая. Например, выполнена цель №1: «Женя станет съедать ложку бульона в 90% случаев в течение трех сессий подряд». В дальнейшем количество ложек можно будет постепенно увеличить.

Закрепление результата.

  • Введите продукт в рамках обычного приема пищи и постепенно увеличьте объем до необходимого.
  • Если ранее прием продукта специально подкреплялся, то систематически снижайте этот привнесенный момент. Например, перейдите от материальных стимулов к похвале, от похвалы к нейтральным комментариям. Желательно, чтобы в конце концов осталось только естественное подкрепление: чувство насыщения, получение вкусовых и иных приятных ощущений.
  • Начните сочетать продукт с другими блюдами.
  • Предлагайте продукт в разных местах и в присутствии разных людей. По возможности регулярно варьируйте условия среды.
  • Научите принимать по-разному приготовленный продукт;
  • Напоследок, вы также можете формировать позитивное отношение к еде и приему пищи в рамках различных деятельностей и развития коммуникации:

  • Расширьте словарный запас ребенка на гастрономическую тему. Предоставьте ребенку речевые или иные средства для выражения своих потребностей.
  • Научите просить те или иные продукты, уточнять их характеристики, желаемый размер порции и способ приготовления.
  • Развивайте бытовые навыки, связанные с приготовлением пищи и ее подачей на стол. Иными словами, привлекайте ребенка к помощи на кухне, планированию меню или магазинным закупкам.
  • Привносите соответствующую тематику в уже существующие игровые сюжеты или другие любимые занятия ребенка. Так, если ребенку нравится листать журналы, то приобретите для него какой-либо красочный образец на кулинарную тему.
  • Временами добавляйте какой-либо совершенно новый продукт на стол систематически и поощряйте любые попытки положительного контакта с незнакомой едой: рассмотреть, понюхать, потрогать, попробовать.

Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологические особенности агрессивного поведения детей»

Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание...

ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД 2020

Всегда прогулки по зимним улицам детям дарят огромную радость. Катание на санках, коньках, лыжах, лепка снеговиков и просто игры в снежки – это так увлекательно, весело и полезно для малышей. Од...

Особенности аффективного поведения детей 6-летнего возраста

В настоящее время все без исключения понимают важность и необходимость системы дошкольного образования. Огромная сеть дошкольных учреждений, функционирующих по всей России, занимается образованием и в...

ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД

Советы о том как обезопасить детей в зимнее время года....

ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ДОРОГЕ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД.

Зимой день короче. Темнеет рано и очень быстро....

ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД.

Зимой день короче. Темнеет рано и очень быстро. Необходимо помнить, что у детей, а особенно у маленьких детей, еще нет достаточных навыков безопасного поведения на дорогах. По причине небольшого роста...

Нарушения пищевого поведения детей – неправильное развитие речи.

Нарушение пищевого поведения может способствовать неправильному формированию речевого аппарата и развитию речи.Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. ...