Реализация программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
методическая разработка по обж на тему

Пищаева Наталья Витальевна

Одна из задач воспитания и обучения детей в ДОУ — подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) в условиях увеличения опасных ситуаций на дорогах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28»

СЕМИНАР.

Реализация программы

«Основы безопасности детей дошкольного возраста».

                                                                                                          Заместитель заведующего

                                                                                                            по ВМР: Н.В. Пищаева

Октябрь 2011 год.

1. Организационно-методические рекомендации для реализации программы «Безопасность»

Одна из задач воспитания и обучения детей в ДОУ — подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) в условиях увеличения опасных ситуаций на дорогах. Для ее решения педагогу необходимо:

  • оказывать воспитывающее и обучающее воздействия на детей во время НОД и в свободное время;
  • организовывать проблемно-игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;
  • создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослого с детьми.

Именно на развивающих занятиях дети должны получать систематизированную информацию о безопасном поведении на дорогах и улица, в быту, в природе. По содержанию такие занятия носят комплексный характер, где одновременно решаются несколько дидактических задач (усвоение новых и закрепление ранее приобретенных знаний и умений).

Особую роль при создании обучающей среды играет использование технологий и методов обучения. Здесь важно отметить роль игровых технологий. В качестве основных методов обучения рекомендуется использовать методы проблемного изложения информации и моделирования.

Очень полезно создание специальной зоны для занятий по обучению правилам безопасности. В такой зоне  могут находиться макеты города, фотографии с изображением его главных достопримечательностей, дорожные знаки, технические игрушки, развивающие игры, детские рисунки, проекты, модели, мнемосхемы, игрушки-герои детских историй и сказок, детская художественная литература, аудио- и видеозаписи и т.д.

Программа обучения детей правилам безопасного поведения с учетом новых требований к содержанию дошкольного образования и предъявляемых к организации и проведению развивающих занятий. К концу дошкольного возраста педагог должен обучить детей процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) и подготовить к дальнейшему изучению азбуки безопасности в начальной школе.

Мы уже имеем небольшое представление о программе Авдеевой, Князевой, Стёркиной «Безопасность», знаем, какие основные разделы в неё входят.

Что включает в себя цикл по безопасности жизнедеятельности детей?
Ребёнок и другие люди;
Ребёнок и природа;
Ребёнок дома;
Здоровье ребёнка;
Эмоциональное благополучие ребёнка;
Ребёнок на улице

Воспитателям предлагается примерное перспективное планирование по программе «Безопасность» (для дальнейшей доработки)

2. Представление воспитателями конспектов занятий
(конспекты занятий прилагаются)

3.  «Безопасные условия пребывания детей в детском саду»

Но безопасность – это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях. А так же и безопасность образовательного процесса, а именно:

  • Безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности)
  • Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте)
  • Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели
  • Маркировка постельного белья и полотенец
  • Правильное освещение

4. Рефлексивно-ролевая игра «Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровыми»

Мы сознательно поставили вопрос о негативных воздействиях на ребёнка в детском саду, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр.

Участники игры объединяются в следующие группы:
«Воспитатели»
«Родители»
«Администрация»
«Специалисты»

Участникам каждой группы необходимо в письменном виде определить те причины, которые с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть здоровым (в письменном виде)

5. «Педагогический ринг»

Первый раунд – «Ребёнок и его здоровье»

Физкультурная пауза (проведение физ.минутки воспитателями разных возрастных групп).

Второй раунд – «Безопасность в быту» (знание воспитателями литературных произведений по теме)

Третий раунд – «Ребёнок и другие люди» (разыгрывание  воспитателями проблемных ситуаций по теме)

Четвёртый раунд – «Ребёнок на улицах города» (Блицопрос воспитателей)

Пятый раунд – «Эмоциональное благополучие ребёнка»  (музыкальный «Знатоки песен - о здоровом образе жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б

                Диагностика поможет воспитателям определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыкидо ...

Опыт применения компьютерных технологий при реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» в дошкольных образовательных учреждениях

В статье описываются некоторые возможности использования компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях при изучении детей старшего возраста курса программы "Основы безопасности дете...

Перспективный план работы по реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стёркиной, О. Л. Князевой. для детей 5-6 лет

В ХХI веке перед человечеством встаёт одна из главных проблем – всестороннее обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Дошкольным образовательным учреждениям в этом вопросе отводится особая...

ПЛАН РАБОТЫ На тему: «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» , разработанный с учетом программы « Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Р.Б.Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н.Авдеева) ( старшая группа) Воспитатель : Горюнова М.В.

ПЛАН РАБОТЫНа тему:  «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» , разработанный с учетом программы  « Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Р.Б.Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н.А...

Перспективный план работы по реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стёркиной, О. Л. Князевой. для детей 5-6 лет

Перспективный план работыпо реализации Программы«Основы безопасности детей дошкольного возраста»Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стёркиной, О. Л. Князевой.для детей 5-6 лет...

Перспективный план работы по реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стёркиной, О. Л. Князевой для детей подготовительной группы (6-7 лет)

Перспективный план работы по реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стёркиной, О. Л. Князевой для детей подготовительной группы (6-7 ле...