Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Пожарная безопасность"
    учебно-методический материал по обж на тему

    Бакшинова Наталья Евгеньевна

    Дошкольное образовательное учреж­дение является вторым (после роди­телей) источником получения детьми знаний и навыков пожарной безопас­ности, поэтому подход к организации деятельности по этому направлению должен быть очень серьезным.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nedelya_pozharnoy_bezopasnosti.doc148.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рекомендации для педагогов.

    Пожарная безопасность.

     C каждым годом растет число по жаров в России, причем основное их количество приходится на жилой сектор. Заметно увеличивается количество травмированных и погибших при пожаре людей. По данным статисти ки, из основных причин возникновения пожаров (неосторожное обращение с огнем, неисправность электрообору дования, печного отопления, поджоги) до 10% приходится на шалости детей с огнем.

    Дошкольное образовательное учреж дение является вторым (после роди телей) источником получения детьми знаний и навыков пожарной безопас ности, поэтому подход к организации деятельности по этому направлению должен быть очень серьезным.

    В настоящее время «Основы безо пасности жизнедеятельности» является обязательным предметом не только в школе, но и в дошкольных учреждениях. Работа по пожарной безопасности не выделяется в самостоятельный раздел, но от этого не становится менее ак туальной. Эта тема должна входить во все возможные разделы и направления программы воспитания в ДОУ — как элемент игры, чтения, прогулки, кон струирования, развития речи и др.

    Когда и сколько времени отводить на эту работу, воспитатель определяет сам — в зависимости от темы, со стояния детей, вида занятий и т. д. Но главное — не забывать принципы постоянства и планомерности обучения. К одним и тем же вопросам нужно воз вращаться неоднократно, стимулировать интерес ребят, привлекать родителей, используя широкий спектр форм орга низации деятельности.

    Форма воспитательного процесса — это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педаго гом, сложившийся благодаря системе используемых средств.

    • Изобразительное средство рассма тривают.
    • Звуки слушают.
    • Материалами манипулируют.
    • Инструментами оперируют, преоб разуя материал.
    • Текст читают.
    • Костюм надевают.

    При работе с детьми необходимо учитывать их возрастные особенности, подбирать из предложенных посильные задания, принимая во внимание общую подготовку воспитанников.

    Правильно организованная подго товка к любому мероприятию — одно из условий его успешного проведения. Она должна начинаться с планирования.

    Определяя основное содержание мероприятий, необходимо учи тывать индивидуальные и возрастные особенности детей, их интересы, по требности и возможности. Основным ориентиром должен стать учет жиз ненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Это позволит -избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непо нятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и пред ставления, педагоги смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и вы брать адекватную методику.

    Воспитатели осуществляют инфор мирование родителей, привлекая их к активному сотрудничеству в подготовке и проведении мероприятий.

    Необходимо обеспечивать баланс разных видов активности детей — умственной, фи зической, — а также разных видов детской деятельности, среди которых преобладающей выступает игра.

    Проведение мероприя тий по пожарной безопасности позволяет решать следующие задачи:

    1. Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах по жарной безопасности.
    2. Формировать представления о причинно-следственных связях явлений окружающей действительности и дея тельности человека с возникновением неблагоприятных последствий (пожара).
    3. Формировать чувство ответствен ности за свои поступки и личное от ношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности;
    4. Закреплять навыки практических действий при эвакуации по причине возникновения пожара, а также ока зания посильной первой медицинской помощи пострадавшим.
    5. Развивать и укреплять друже ские взаимоотношения в группе детей, чувства эмпатии, потребности во взаи мопомощи и взаимоподдержке через эмоциональной отклик на последствия возникновения пожара.
    6. Развивать способность целена правленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятель ности.
    7. Закреплять навыки ведения бе седы (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к со беседнику), самостоятельно находить решение проблем.
    8. Пробудить у родителей желание помочь воспитателям реализовывать мероприятия, направленные на фор мирование у детей знаний о правилах пожарной безопасности, уважение к людям, которые спасают детей и взрос лых, попавших в беду.

    Формы поведения:

    • практические занятия;
    • объектовая тренировка;
    • опытно-экспериментальная деятель ность;
    • научно-практическая конференция;
    • художественно-речевое творчество;
    • праздники и развлечения;
    • викторины, конкурсы, соревнования;
    • театрализованная деятельность;
    • различные виды игр;
    • чтение художественной литературы.

    Методические рекомендации по проведению мероприятий

      Беседа «Есть такая профессия...»

    Проведение недели пожарной безопас ности целесообразно начать с утренней вступительной беседы, которая должна строиться с опорой на знания и опыт детей. Это позволит освежить в памяти детей уже имеющуюся информацию и настроить их на нужную тематику.

    Музыкальное развлечение «Ли сичка со спичками». В дошкольном возрасте для более успешного выпол нения любой деятельности необходим мотив, который будет побуждать ребенка к выполнению заданий и преодолению трудностей всю неделю. Такую про лонгированную мотивацию поможет установить музыкальное развлечение.

    Викторина «Что сначала, что по том». Проведение данной викторины планируется лишь в подготовительной группе, так как именно в этом возрасте (по программе «Радуга») предпола гается более углубленная работа по формированию представлений детей о причинно-следственных связях. Опери руя понятиями «причина» и «следствие», ребята разбирают пожароопасные си туации, выявляя, что есть причина, что — следствие; можно ли повлиять на следствие, изменив причину; опреде ляют возможные причины по заданному следствию, а также ряд следствий по заданной причине.

    Развлекательное утро «Загадай-ка». Для наиболее интересного прове дения данного мероприятия рекомен дуется заранее дать ребятам задание подготовить дома загадки соответствую щей тематики (основную часть готовит педагог), а утром пригласить в гости, к примеру, Зайку-загадайку. Форма проведения, а также призы и награж дения — на усмотрение педагога.

    Лаборатория Горелкина (Внима ние]]] Соблюдайте технику пожар ной безопасности]]]) Как известно, дети дошкольного возраста прекрасно запоминают то, что им интересно, осо бенно если какие-то предметы, явления и процессы можно увидеть воочию и даже потрогать руками. Попытки заста вить ребенка внимательно наблюдать или запомнить то, что ему неинтересно, неизменно терпят неудачу. Возможно, именно этим объясняется неуспех многих познавательных мероприятий, которые, несмотря на все усилия воспитателей, дают на удивление мизерный результат. Поэтому целесообразно включить в ме роприятия по пожарной безопасности элементарную опытно-экспериментальную деятельность, вызывающую живой, не поддельный интерес у детей (тем бо лее с огнем!). Безусловно, все опыты проводит педагог. Детям можно пред ложить окрасить или подсластить воду (любая вода гасит огонь) и убедиться, что копоть, оставшаяся на фарфоро вой чашке, действительно пачкается.

    Научно-практическая конферен ция «Это нужно всем нам знать, чтоб пожара избежать». (Внимание]]] Соблюдайте технику пожарной безопасности]]]) Данное мероприя тие предполагается как усложненный вариант «Лаборатории Горелкина». Оно предусматривает сочетание опытно-экспериментальной деятельности с эле ментарными теоретическими знаниями по истории, химии, физике, экологии и т. д. Проведение научно-практической конференции (пусть даже элементарной) требует серьезной подготовки и пред полагает активное участие родителей. Можно предложить нескольким семьям (совместно с воспитателем) подготовить с детьми «научные доклады» с оформле нием наглядных средств, распределив между ними «научных» специалистов. Лучше, если совместная семейная подготовка будет проходить дома, а выступать на конференции сможет ребе нок. Безусловно, весь материал должен строго соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Опыты, подтверждающие выступления «теоретиков», проводит педагог. (Не все выступления предполагают опытно-экспериментальную деятельность.)

    Игровое занятие «Огонь добрый, огонь злой». Проведение данного мероприятия планируется во второй половине дня, так как не требует слож ной основательной подготовки и не перегружает детей.

    Выставка рисунков «Огонь до брый, огонь злой». Выставку рисунков детей целесообразно организовать на следующий день после одноименного за нятия как небольшой итог данной темы.

    Лесная больница «В гостях у мудрой Совы». В гостях у мудрой Совы ребята смогут познакомиться с элементарными правилами и приемами оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре. Проведение данного мероприятия, несмотря на ка жущуюся простоту, требует от педагога большого творчества и мастерства, так как необходимо не только заинте ресовать детей, но и поддерживать этот интерес на протяжении всего занятия. Этого можно достичь путем привле чения наибольшего количества детей к практической деятельности. Именно поэтому «Лесная больница» планируется каждой группой отдельно.

    КВН «Искру туши до пожара, беду отведи до удара» Данное мероприятие планируется во второй половине дня, так как предполагает непосредственное участие родителей (команда родителей против команды детей). Организовав команду роди телей, рекомендуется предложить им самим подготовить атрибуты для своей команды, тем самым пробуждая в них интерес и одновременно вовлекая их в подготовку и организацию КВН. При зы и награждения — на усмотрение педагогов и родителей.

    Объектовая тренировка с участи ем пожарной команды. Тренировку целесообразнее проводить в первой половине дня, а в какой именно от резок времени, каждое дошкольное учреждение решает самостоятельно (или по согласованию с пожарной командой). Преимущество объектовой тренировки, проведенной совместно с пожарными, заключается в том, что дети получают уникальную возможность не опосредованно, а лично познакомиться с настоящими пожарными, рассмотреть настоящую пожарную машину, обору дование и снаряжение. И кто, как не профессионал, сможет по достоинству оценить четкость и слаженность дей ствий детей и сотрудников при эвакуа ции? А рассказы о своей профессии и предупреждения самих пожарных наверняка запомнятся детям куда более прочно, чем все плакаты и увещевания родителей и воспитателей.

    Беседа с элементами игры «Вол шебный сон». В основе данной беседы лежит художественно-речевое творче ство детей. Воспитатель предлагает де тям вспомнить (или придумать) и расска зать какую-либо историю, связанную с пожаром или пожароопасной ситуацией. Предлагаемое авторское стихотворе ние «Волшебный сон» послужит хоро шим мотивом, настроем на общение. Промежутки между рассказами детей можно заполнить играми или игровыми упражнениями на усмотрение педагога.

    Оформление книги «Поучитель ные истории». Данное мероприятие является усложненной формой предыду щей беседы и так же основывается на художественно-речевом творчестве детей. Разница заключается в том, что ребята не только рассказывают истории, но и придумывают загадки, составляют ребусы соответствующей тематики. Педагог фиксирует и собирает все ма териалы и вместе с детьми оформляет книгу, которая постепенно пополняется и всегда находится в доступном для детей и родителей месте.

    Телевизионная игра «Двадцать к одному». Современные дети предпочи тают играть в современные игры. Пред лагаемое мероприятие — упрощенная модификация телеигры «Сто к одному», и предварительный опрос проводится не среди ста человек на улице, а среди двадцати детей в детском саду. Орга низация данного мероприятия предо ставляет педагогам широкий простор для творчества. Игру можно проводить с родителями и без них (но обязательно со зрителями!), снимать на видео или предложить детям-«операторам» игру шечные кинокамеры, придумывать не только интересные вопросы и ситуации, но и предложить детям объяснить слож ные слова («огнетушитель», «пожарный гидрант», «противогаз» и др.). Безуслов но, проведение данного мероприятия предполагает большую подготовку и предварительную работу, но от это го будет зависеть успех самой игры.

    Выставка поделок «Огонь — опас ная игра! Запомни это, детвора!» Ор ганизацию выставки следует проводить совместно с родителями, предоставив им полную свободу выбора и возмож ность проявления своих творческих способностей.

    Дидактическая игра «01» В конце недели в утренний отрезок времени можно использовать любые настольные дидактические игры данной тематики.

    «Утро пословиц и поговорок» Целью данного мероприятия являются расширение кругозора детей, развитие внимания, памяти, логического мышле ния и речи, а также воспитание чувств обязательности и ответственности за вы полнение домашнего задания. Поэтому рекомендуется дать детям задание под готовить дома пословицы и поговорки соответствующей тематики, а потом предложить другим их объяснить.

    Спортивный праздник «Юные пожарные». Веселым спортивным праздником заканчивается неделя по жарной безопасности в ДОУ, на который обязательно придут «пожарный» дядя Миша, Лисичка и Волчонок. Оценив всю деятельность детей за неделю, дядя Миша примет их в число пожарных, вручив каждому нагрудный знак «Юный пожарный».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге"

    "Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге"- консультация для родителей по правилам дорожного движения, которая содержит в себе как памятки, так и рекомендации для родителей. Данную инфор...

    Консультация для родителей “Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге”

    Консультация для родителей “Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге”...

    Консультация для родителе "Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге".

    Консультация для родителей детей подготовительной группы детского сада....

    Консультация для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге»

    Обратить внимание родителей к проблемам знании детьми правил дорожного движения....

    Консультация для родителей «Безопасные шаги к безопасности на дороге»

    Консультация для родителей «Безопасные шаги к безопасности на дороге»...